Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:09

Астана — Казахстан Октябрь 2019

Если хотите поближе со степными ветрами, отправляйтесь в октябре в Астану, как это сделала я, получите полное представление. Мелодия, которая сопровождала меня в эти дни во время прогулок по городу, была всем известная песня о замерзающем в степи ямщике.

Все начиналось вполне радужно: очередная рассылка сайта по продаже авиабилетов, вроде только приехал и никуда не собираешься, но почему не полюбопытствовать? И вдруг тебе нравится рейс в Астану: и цена неплохая, и время вылета отличное, и сын согласен покормить кошек, и погоду обещают +13–14! Конечно, нужно лететь, тем более давно туда хотела! Все осталось неизменным, но за десять дней в прогнозе появились -5-7. Это не пугало, как известно, сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается.

Перелет прошел незаметно, долетели на двадцать минут быстрее обещанного. До центра города из аэропорта порядка 15 километров, но добраться не составляет никаких проблем: регулярно ходят три городских автобуса № 10, № 12 и № 100 экспресс. Что очень порадовало, — в городе работает 2ГИС можно выбрать нужный маршрут. Билет стоит 180 казахских тенге, как и на всех городских маршрутах (это около 30 наших рублей), приобретается у водителя на входе. Местные ездят с транспортными картами, по ним билет стоит 90 тенге. Деньги на проезд поменяла в обменнике в аэропорту.

Отель «Дипломат» и одноименный жилой комплекс.

Гостиницу я заказала поближе к главным городским достопримечательностям, чтобы ходить по городу пешком. Это мини-отель Bereket Dip в многоквартирном доме ЖК «Дипломат». Три больших двухместных номера со всем необходимым всего за 25 евро и круглосуточно находящаяся там дежурная, смело могу рекомендовать. Остановка автобусов в аэропорт и на вокзал находится рядом.

Вид из окна номера во двор жилого дома. Понравилось, что не закрыто забором, как строят сейчас у нас. Есть только шлагбаумы на въездах от постороннего транспорта.

Жилой комплекс называется «Дипломат», потому что он располагается рядом с дипломатическим городком из нескольких десятков двухэтажных коттеджей, которые занимают посольства разных стран — Ирак, Катар, Румыния, Малайзия. У России, США, Турции большие здания в других районах, а посольства большинства европейских стран находятся в одной многоэтажке у цирка.

За дипломатическим кварталом одни из самых высоких зданий страны. Слева - «Изумрудный квартал» - 201 метр, справа - Башня КТЖ (Здание Казахстанских железных дорог) - 174 и 156 метров.

В день приезда я ничего не планировала: немного осмотреться, купить продукты для завтраков, где-нибудь поужинать. Все было выполнено на соседней улице в ЖК «Лазурный квартал» напротив дипломатического городка. Там же есть и пункт обмена валюты, хотя во всех потом встреченных на пути разница по курсу обмена рубля была небольшая. Обменяла на гостиницу, там принимали только наличные, и на проезд, везде расплачивалась картой.

Белое небо Астаны

В 19 часов стемнело, и я пошла смотреть подсветку. Начинался дождь, но решила не отменять поход, так как погода непредсказуема, на следующий день в прогнозе планировался дождь со снегом. Главная городская достопримечательность — монумент «Байтерек» был в пяти минутах от гостиницы, он так загадочно смотрелся сквозь деревья в парке.

Гулять там совершенно не страшно, периодически на пути попадалась тройка патрулирующих полицейских, вокруг сплошные правительственные здания. «Байтерек» стоит на «Оси тысячелетия», на которой располагаются все значимые здания города. Вот вдали светится «Хан Шатыр» — знаменитое произведение Нормана Фостера в форме шатра.

Белое небо Астаны

На этой оси с двух сторон от монумента — бульвар «Нуржол» с фонтанами, огромными цветниками. Мне пришлось довольствоваться видом фонтанов, готовящихся к консервации на зиму. В начале бульвара — «Ак-Орда» — резиденция президента республики Казахстан.

Справа — Канцелярия премьер-министра Республики Казахстан.

Белое небо Астаны

Дождь не останавливался, нужно было возвращаться. По обе стороны от бульвара жилые комплексы «Нурсая», а на первых этажах различные магазины, кафе, рестораны.

«Байтерек» хочется фотографировать бесконечно: строен и красив! Конечно, летом, когда работают светомузыкальные фонтаны, и он подсвечивается более разнообразно.

Белое небо Астаны

Утром пошла знакомится с городом. Не буду пересказывать его длинную историю, но основан город в 1830 году, это был русский казачий форпост Акмолинск, построенный на правом берегу реки Ишим. Это имя он носил более ста лет, пока в 1961 году не начали освоение целинных земель и переименовали Акмолинск в Целиноград, мое поколение больше помнит это название.

После распада СССР и образования Республики Казахстан город некоторое время назывался Акмолой, в 1997 году приняли решение о переносе сюда столицы страны, и город переименовали в Астану, что в переводе с казахского и означает «столица». Нур-Султаном город стал весной этого года, многие местные так и продолжают называть его Астаной. Кстати, и в билете у меня было написано — Екатеринбург — Астана.

Министерство иностранных дел РК.
На противоположной стороне площади - Министерство обороны РК.

Город административно состоит из четырех районов по обе стороны реки Ишим. Большей частью в этом веке застроены районы Есиль и Алматы, вот в Алматы я и отправилась. Гулять пешком по этому городу дело неблагодарное — слишком огромные здания, большие расстояния. Все передвигаются на транспорте, общественном и автомашинах, которых, кстати, очень много.

Бизнес-центр «Астаналык»

Но мне же хочется что-то сфотографировать, а не только посмотреть из окна автобуса. Гуляла по городу одна, людей встречала очень мало, поэтому не задавайте вопросы, где люди? Они проезжают мимо. Больше огорчало отсутствие неба. Но знала, когда ехала: синее небо бывает не круглый год, такое тоже имеет право быть, не будем менять правду жизни.

Жилье строят красивое, на архитектурных деталях не экономят. Причем застраивают в едином стиле целыми комплексами, поэтому смотрится не разномастно, а вполне гармонично.

Наверно самое длинное здание города — Дом министерств, он состоит из двух блоков общей длиной 1,5 километра. Здесь размещаются 27 министерств со вспомогательными службами.

Людей группами можно увидеть только на автобусных остановках. Автобусы ходят регулярно, мне ждать не пришлось ни разу, хоть я ездила всего четыре раза, на каждой остановке электронное табло.

По обе стороны за Домом министерств находятся мосты через Ишим, а перед ними транспортные развязки. Напрямую на мосты не попадешь, обходить придется прилично, хорошо, что есть 2ГИС.

Нур-Султан стоит на реке Ишим, это самый длинный приток Иртыша — 2450 км. Довольно длинный путь она проделывает еще по территории России и впадает в Иртыш на территории Тюменской области, где есть и город с таким названием — Ишим. По-казахски река называется Есиль, это название в Нур-Султане можно слышать часто: так назван и район, и жилые комплексы, и магазины, и отели.

Сначала посмотрим с моста «Аркар» на левобережный район — Есиль, новый административный центр с прилегающими жилыми массивами.

Резиденция президента РК, яркое здание - Концертный зал «Казахстан». Круглое здание вдали - Библиотека Первого президента РК, еще одно произведение Нормана Фостера.
Слева - Канцелярия премьер-министра РК, затем Парламент РК,  низкое здание - Верховный суд РК, там же Конституционный совет РК. А через весь снимок за ними в золотых тонах - тот самый огромный Дом Министерств.
Слева - Канцелярия премьер-министра РК, затем Парламент РК, низкое здание - Верховный суд РК, там же Конституционный совет РК. А через весь снимок за ними в золотых тонах - тот самый огромный Дом Министерств.

А это правобережный район — Алматы, цель моего похода на горизонте — площадь Независимости и окружающие ее здания.

Напротив резиденции президента на противоположном берегу Ишима расположен ландшафтный Президентский парк — отличное место для прогулок в хорошую погоду в теплое время года. Там очень интересный водоем в форме раскинувшей крылья птицы с фонтанами, множество дорожек по холмам. В центре парка на той же «Оси тысячелетия» расположена пирамида «Музея мира и согласия», третье здание, построенное по проекту британского архитектора Нормана Фостера.

Белое небо Астаны

Необычного вида здание — ресторан «Астана мюзик-холл».

На проспекте на въезде в район установлен знак — «Алматы», а рядом у жилого комплекса «Хайвилл» на газоне лежит наливное яблочко. «Алматы» в переводе с казахского — «яблоневый», правда яблочки в супермаркете лежат французские, польские… Но смотрится красиво, оживляет унылый октябрьский пейзаж.

Напротив чуть дальше по проспекту — посольство США.

Белое небо Астаны

За жилым комплексом расположена соборная мечеть «Хазрет Султан», открытая в 2012 году.

Красивая мечеть, с какой стороны ни смотри. Высота минаретов 77 метров. В праздники может вместить до 10 тысяч человек.

Белое небо Астаны

Хотела зайти, но пришла неудачно, начинался пятничный намаз, а приходить еще раз не было времени. Да и замерзла я уже, ветер дул, как и нарисовали в прогнозе, и спрятаться от него было невозможно. Разгуляться ему между высотками было где.

Белое небо Астаны

Жилой комплекс «Миллениум парк» красиво подсвечивается вечером. Каждый из пяти домов справа назван в честь известных людей тысячелетия: «Дом да Винчи», «Дом Омара Хайяма», «Дом Моцарта», «Дом Абая», «Дом Шекспира».

Перед ним — Площадь Независимости с монументом «Казак Ели» (Страна казахов) в центре. Колонна высотой 91 метр, что символизирует год обретения Казахстаном независимости, на вершине — позолоченная мифическая птица Самрук, которая связывает в мифах в единое целое Землю, Небеса и подземное царство.

Белое небо Астаны

В основании на постаменте — барельефы с изображениями каких-то знаковых событий в истории страны. С главного фасада — изображение первого президента Нурсултана Назарбаева, не узнать сложно.

За монументом — колоннада и скульптурная группа, обращенная в сторону зданий, стоящих на площади.

Слева от монумента располагается здание Казахского национального университета искусств.

Справа — Дворец Независимости, построенный в 2008 году. Здесь есть конгресс-зал, где проходят официальные государственные мероприятия, съезды и встречи, а также различные праздничные мероприятия, концерты и выставки.

Здесь же расположен Музей города Астаны, Галерея современного искусства и Галерея прикладного искусства и этнографии, археологии и антропологии.

Белое небо Астаны

Между зданиями — символическая «Стена Мира» — глухая стена, превращающаяся в лепесток. Этот монумент открыли 29 августа 2018 года в Международный день действий против ядерных испытаний. Для Казахстана это актуально, на Семипалатинском полигоне в 1949–1961 годах провели более сотни ядерных взрывов, от радиации пострадали тысячи людей.

Лепесток — медиаэкран, на который транслируется программа, конечно, лучше всего это смотрится вечером. Все здания на площади и вокруг вечером подсвечиваются. Очень заманчиво все это увидеть, но в такой холод, в темноте, когда на улицах практически никого нет, одной ехать сюда почему-то не хотелось.

Напротив Монумента Независимости опять же на «Оси тысячелетия» стоит пирамида «Музея мира и независимости», на сайте есть рассказ о нем.

А я пошла в Национальный музей Республики Казахстан, посмотреть и погреться. Музей мне понравился — современный, интересно оформленный, погуляла там два часа с удовольствием.

У входа красивый фонтан.

Белое небо Астаны

По всему городу от аэропорта стоят вот такие опоры. Это строят новую транспортную систему столицы — LRT, скоростной легкорельсовый трамвай от аэропорта до нового железнодорожного вокзала «Нурлы жол». Как я поняла, это долгострой, работы начали в 2009 году, хотели совсем отказаться от строительства. Но в 2015 заключили договор с китайскими компаниями на продолжение проекта. Цифру видела — декабрь 2020 года, но очень сомневаюсь в реальности, кроме опор нет ничего, и оживления не заметила.

Белое небо Астаны

Назад пошла по проспекту Шамши Калдаякова, чтобы выйти на левый берег по мосту с другой стороны Резиденции президента. Здесь также интересная застройка, жилые комплексы называются «Итальянский квартал», «Французский квартал», «Английский квартал», «Барселона», «Австрийский квартал».

«Итальянский квартал»

«Фанцузский квартал»

Мост «Арыс» такой же по конструкции, как и тот, по которому я шла к площади Независимости. Рядом строят переход для LRT, скоро никакого вида на реку в эту сторону с моста не будет.

Белое небо Астаны

Это Центральный концертный зал «Казахстан», здесь выступают мировые звезды, а также проводятся различные официальные мероприятия. Читала, что здание в своем роде уникальное, построено в 2009 году по проекту итальянского архитектора Манфреди Николетти.

Концертный зал стоит в правительственном квартале за зданием Канцелярии премьер-министра РК и Домом министерств, через арку которого я и вышла.

Здесь за аркой здание с круглой башней — бизнес-центр «Санкт-Петербург», левее — здание Эталонного центра, где собраны разные организации, связанные с метрологией и сертификацией.

Белое небо Астаны

За бизнес-центром «Санкт-Петербург» прячется бизнес-центр «Москва».

И снова площадь, в центре которой стоит монумент «Байтерек», построенный как символ переноса столицы из Алма-Аты в Астану. Высота его — 105 метров, я поднялась туда в последний день.

Белое небо Астаны

Не раз уже попадали в кадр конусовидные золотые башни высотой 102 метра административных зданий, ограничивающих блоки Дома министерств. Это символические ворота, в центре которых расположена «Ак орда» — резиденция президента.

Строящийся небоскреб за Министерством обороны — «Абу Даби плаза», многофункциональный комплекс из зданий разной этажности, строительство которого также затянулось. Это будет самое высокое здание страны высотой 382 метра. Не знаю, до какой отметки его достроили, но явно высота неполная. Это четвертое произведение Нормана Фостера, строящееся в казахской столице. Больше, наверно, только в Лондоне.

Белое небо Астаны

Две башни Talan Towers — уникальны, так построены по «зеленым» технологиям. Здесь энергоэффективные лифты, зеленая кровля, энергосберегающее остекление, солнечные батареи, повторное использование дождевой воды и многое другое. В 30-этажной башне — бизнес-центр, а в 25-этажной — отель Ritz-Carlton Astana и апартаменты Ritz-Carlton Residences. Проект американской компании, башни объединяет торговая галерея. Между ними виднеется бизнес-центр «Пекин тауэр».

Белое небо Астаны

Еще одно заметное здание на площади — Национальный центр рукописей и редких книг.

В противоположную сторону от резиденции президента на «Оси тысячелетия» вдали чуть виднеется «Хан Шатыр» за зданием, похожим на триумфальную арку. Здание — главный офис казахстанской национальной нефтяной компании «КазМунайГаз». До шатра не так близко, все обманчиво, ведь его высота 150 метров. Туда я схожу в следующий раз, погода продолжает портиться, да и дело к вечеру, померзла уже достаточно.

Белое небо Астаны

Прочитала где-то фразу: «Вы понятия не имеете о ветре, если не были в Астане». Я с этим согласна!