Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Салоу — Испания Октябрь 2019

Не знаю, откуда у меня эта информация, но Салоу в давние времена был придатком Реуса. Здесь находились дачи знати городка, в стороне от домов уже промышляла рыбацкая гильдия. Участки знати выходили на море и та наверняка всячески этому радовалась. Поменялись времена, с ними нравы и вот теперь Реус это небольшой городок внутри суши. В Салоу пляжи, девушки, музыка, шум, веселье, кафе, море, движ. В Реусе — нет.

Салоу находится в ста километрах от Барселоны и, являясь курортными местом, имеет кучу способов добраться из столицы Каталонии на свои мягкие теплые пляжи. Семейный отдых предполагал нашей троице — мама, папа, дочь — прогулки по городам, но неизменно возвращаться вечером на пляж. Поэтому вещей было как у нормального туриста — сумки на колёсиках. Удобнее со всем этим скарбом добираться было на поезде.

Жаркий октябрь в Каталонии

Во-первых, так дешевле. Купив карточку Т10. Мы прошли внутрь станции за евро с человека (тогда как разовый билет предполагает 2,4 евро с человека, но следите за зонами на картах Барселоны), пересадку на вокзале BARNA SANTS и превосходный вид всю дорогу на побережье Коста-Дорада. Электричка не только дешевле автобуса, но и быстрее на полчаса — сорок минут. Я специально выбрал обыкновенный поезд. Не все навороченные и скоростные поезда останавливаются на полустанке Салоу, да и похожи они на наши российские. А вот ближнее сообщение частенько отличается проектировкой вагонов, условиями и возможностями. Это добавляет экзотики в поездке. В другом различий не много — всё те же ниточки рельс, растворяющиеся на горизонте и усталая бечева проводов на столбах.

Салоу -это город отдыхающих. Главная улица давно стала шумной в сезон и словно пересохшее русло реки в зимнее время. Здесь, пестрят рекламой турагентства, шумят магазины и бьёт басами музыка, из каждого ресторана бдит зазывала. Их профессия выглядеть так, чтобы глаз остановился, задержался чуть-чуть, а там уже «Привет», «Ола», заходите пожалуйста. Вечером гости городка останавливаются и долго следят за закатом, растворяющим краски над холмами побережья. Вечерние улочки пустынны, горят фонари, изредка слышится смех следующей куда-то компании. Вся жизнь концентрируется на нескольких основных улицах, остальные переулки — это коридоры между отелями и делать там нечего.

Отелей — множество, они ютятся друг к дружке, невольно создавая места подешевле — те, кто выходят во дворы с громкой музыкой и аниматорами вечерами, и подороже — с видом на море. Мы выбрали отель Albatros Family на верху холма у самой окраины Салоу. Важное дополнение — помимо того, что отель обладает бесплатным WiFi (это давно не преимущество, но деталь важная — каждый вечер с помощью интернета мы связывались с друзьями, родными и заполняли инстаграм), он полностью семейный. Наш номер включал кухню, ванну, балкон с видом на закрытый отель и частично море. Самый главный плюс — система «всё включено». Шесть дней отдыха мы исправно завтракали и ужинали в отеле. В Испании это не столько признак ленивого отдыха, сколько выгодный ход. Питаться самостоятельно с нынешним курсом евро там дороговато, средний ценовой сегмент отелей с системой «всё включено» с лихвой окупится.

Жаркий октябрь в Каталонии

Салоу знаменит своими пляжами — их там за глаза. Недалеко от нашего отеля находился пляж, который считается чистым и тихим. Окружённый скалами, на которых чокером тянется пешеходная тропа, пляж наполнен мягким песком. Здесь получалась настолько семейная атмосфера, что когда приходили шумные компании с мячом даже дежуривший гвардеец (гражданская гвардия — аналог нашего полицейского), морщился и зорко следил за поведением не в меру громких смутьянов.

Недалеко располагаются два пляжа, которые скорее секретные — выход к ним через камни, они совсем небольшие, с полянку для барбекю и там купаются рано утром. В другие часы только сидят на камнях и смотрят на море (распространённая забава, кстати). Есть пляжик ещё меньше — не больше двух-трёх квадратных метров, зажатый среди скальных пород и камней. К нему исправно проложили лестницу для любителей побыть наедине с природой. Место настолько классное, что любители побыть наедине с природой располагаются на пляжике стайками.

Жаркий октябрь в Каталонии

Два самых больших пляжа — «Де Левант» и «Де Капельянс» между собой сильно разнятся. Первый — находится в самом сердце Салоу — вдоль бульвара Колумба. Это не пляж — это движ. Здесь на широкой полосе мелкого, просыпающегося в линии на руке, песка расположились кафешки, детские площадки. Здесь ночью не менее людно, чем днём. Только теперь отдыхающие не лезут в воду — больше гуляют, парами, семьями, с собаками и на спорте. А рядом дрожит лунная дорожка и в тумане морской тьмы неподвижно спят тени танкеров.

«Де Капельянс» не меньше, скорее даже больше чем пляж в сердце Салоу. И песок там не крупнее описанного мною выше. Но здесь даже шум машины — редкость. Это уже не окраина — околица. Пляж любят отдыхающие за скупую цивилизацию на песке и спокойный отдых. Сюда, правда и сорванцы с мячом добираются чаще, но пространство в октябре позволяло не мешать друг другу. Оба пляжа немного утоплены вглубь суши, поэтому мелкие и первые десять метров приходится бороться с прохладным морем в пешей прогулке.

Жаркий октябрь в Каталонии

Море. Морюшко. Ласковое и долгожданное. Стоит ли объяснять как оно мило жителю центральных регионов. Воздух пропитан солью, вода пропитана, жизнь пропитана солью, но той, которой сдабривают шоколад. Давно известно — что самое оптимальное место для жизни человека, это морское побережье. Если только речь не идёт о море Лаптевых, например. И конечно, мы оставались на пляжах и в море каждый день пребывания в Салоу. Октябрь для побережья Коста-Дорада -это окончание сезона. Туристы ещё есть, но больше для солнечных ванн. Море комфортное, но прохладное, чтобы забыться где-то на берегу. Купаются даже местные. В это время приходят ветра и они мешают больше остального, продувая пляжи и туристов, отели и изогнутые улочки городов. Но даже они не в силах прогнать тянущихся к морю туристов. Кстати, появившиеся закрытые отели на побережье, это первый звоночек и к середине октября практически все отели засыпают до следующего сезона. Потому что на выручку ветрам приходят ливни и грозы.

Ещё немного о соли — в Салоу не так много кранов с пресной водой на улице. Но много рыбаков. А кто главный спутник рыбака? Правильно — кошки. И поэтому прямо в камнях побережья, где волны создали причудливые узоры на скалах, находится небольшая поилка для кошек. Те сторожат добычу, отъели себе пузо и умело прячутся от назойливых туристов с фотоаппаратами. Котиков в мире любят. Стоило какому-нибудь пушистику выбраться из укрытия, как рядом таяли очевидцы всех национальностей и цветов кожи. Удивительно, но есть что-то неуловимо чуждое у испанских кошек по сравнению с нашими. Фотография этого не передаёт, наверное, разница на уровне менталитета. Но подборочку местных хвостатых чикит и кабальеро, я собрал. Чтобы не распыляться, здесь жители Салоу, Таррагоны и Реуса. Удивительно, но за три дня в Барселоне я не увидел ни одной кошки, что автоматически понизило рейтинг города. Бродячие кошки или собаки в столице Каталонии редкость — это следствие социальной политики и строгих законов. Редкие бродяги живут вольготно и пользуются всеми благами заботы волонтеров, а домашние питомцы сидят по домам.

Жаркий октябрь в Каталонии

Место притяжения в Салоу — знаменитая аллея на бульваре Колумба. Широкая пешеходная часть, огороженная пальмами живописна до невозможности. Высокие пальмы вальяжно машут своими листьями вверху, в то время как внизу снуют человечки, аккуратно переступая между гербами на дороге. Это старинные гербы аристократических семей, принявших участие в похода великого героя Каталонии Хэйма 1. Сам король Арагона и граф Барселоны именно из Салоу отправился в успешный поход на Мальорку, был героем реконкисты (освободительная борьба против арабов — дела давно минувших дней) и вообще его герб — сейчас флаг Каталонии. Знатный мужик, поэтому памятник ему располагается прямо посередине аллеи. Рядом с остановкой автобусов. На ней, когда я узнавал насчёт рейсов в ближайшие города Реус и Таррагону, русскоговорящий кассир указал — он прекрасно видел, где у меня лежат деньги и почему их так много (привычка носит весь наличный бюджет поездки с собой). На моё удивление, ответил — сезон не кончился не только у туристов, но и у воришек, а его наглядный пример внимательности лишь пожелание быть бдительным.

Вся аллея вмещает в себя кроме памятника Хэйму 1, скульптуру девочке. Так и называют — девочке. Мы семьёй гуляли по аллее, когда к нам подошла молодая пара, стала что-то спрашивать на английском языке, но это было так ужасно, что я попросил говорить нормально. Мы все посмеялись и была обрисована проблема — встреча у девочки. Пара никак не могла найти и понять — что это за девочка такая. Мы, кстати, тоже не знали. Спустя пару дней совершенно случайно обратили внимание на сидящую на скамейке пару — один фотографировался, а другая была скульптурой. Все считают, что сидит и плетёт безымянная испанка и что она просто подчёркивает колорит здешних мест. На самом деле почти так и есть — в совсем недавней истории возникновении скульптуры замешана творческая натура местного розлива Наталья Ферре (гончар, и довольно популярный) и комитет женщин муниципалитета. Почему её туда посадили и связано ли это с распространённым молодёжным движением Фемен, агитки которого то и дело всплывают на улицах, я не знаю. Но скульптура действительно выглядит лучше, как испанская девушка на набережной.

Жаркий октябрь в Каталонии

На том же конце бульвара Колумба, где сидит девочка, располагаются самые яркие фонтаны в городке. На самом деле, фонтанов здесь очень много. Часть памятников утопает в фонтанах, многие площади если имеют возможность, то обязательно окажутся украшены фонтаном. Пусть в углу пространства, пусть небольшой и даже безыдейный — журчит себе на здоровье. Правда, какие как работают, мы не понимали -то журчит, то сушит водоросли. По пятницам, субботам и воскресеньям фонтан, венчающий целый фонтанирующий бульварный каскад, собственную аллею фонтанов, становится «кибернетическим». Такое название он получил за пятнадцатиминутное вечернее шоу, собирающее у сооружения толпы. Суть в нескольких фигурах с подсветкой и распылении стены воды, на которой проектор умещает целую вселенную. Занимательно — время начала 21–00 и наша дочь медленно засыпала под органную музыку, которая сопровождает рождение и смерть веселенной в фонтане. Большинство зрителей лезут вперёд, хотят занять место поближе или на небольшом мостке над краем фонтана. Будете в Салоу, не лезьте. Фонтан создан для того, чтобы смотреть издалека. Так и масштаб впечатляет, и в толпе толкаться не придётся.

Тем детям, которых не усыпляет орган, самое время отправиться на другой конец бульвара. Там начинаются самые шумные и яркие ночные улочки. Но детям вряд ли будут интересны поющие бритиши, облепившие ирландские и английские пабы, или крутозадые красотки, на высоких каблуках выгуливающие очередной вечерний наряд. Там в вечернем мареве крутится большая двухъярусная карусель, огнями не уступающая улочкам с красотками и бритишами. Обычно после девяти детям вольготно достаются места и ещё остаются пустые кресла. А вот с 19–30 до 21–00, когда сумерки насыщают огни карусели, а дети ещё не уснули, у неё выстраиваются очереди.

Жаркий октябрь в Каталонии

И если «гулять» ночью в Салоу подразумевает опоздания на завтрак и головную боль, то днём «гуляют» по Салоу чаще всего по мосткам тропы.

Ками-де-Ронда — большой пеший путь по побережью города и даже дальше. Она идёт над морем, по мосткам, просаливая каждый шаг, и в городе. Продуваемая ветрами, тропа уходит по внешней стороне старой крепости, некогда защищающей городок. Очень давно здесь бились корабли, а волны, разбивающие камни под стенами служили хорошим признаком безопасности. Теперь волны ударяются о камни, как и сотни лет назад под ногами туристов, останавливающихся на пути. Ночью стены и волны равно оказываются подсвечены, чтобы пятнами желтого света ламп выхватывать уставший камень и всё такое же сильное море. На одном из выступов суши, на пути тропы остались следы бункера, каменным куполом выставившего амбразуру — следы времен осады этих берегов. Тропа теряется на дорожках пляжей и выходит вверх, на холмы. Там она пробивается сквозь корни деревьев, крепится на сползающих скалах, прячется в тени тех самых сосен, которые так прекрасны на морском берегу. Тропа ныряет и одевается в деревянные помосты, обрамляется грубо сколоченными поручнями и открыто скользит по склону. Она выходит к пляжам и снова убегает в тень суши, кончаясь там где человек решает окончить путь. На себе я понял — у этой тропы нет конца или начала — она появляется из ниоткуда и уходит в никуда. Но у этих «ниоткуда» и «никуда» тысячи дорожек, которые ветвятся из тропы. Не верьте, что на мысе Пилонам и у маяка Кап Салоу дорога имеет начало и конец — это ловушка.

Жаркий октябрь в Каталонии

Самым ленивым, не измеряющим вселенную в шагах — пустили паровозик, у него маршрут по побережью в трёх линиях. Скоро как метро в Москве станет.

Дикая Испания, если вас не остановили границы пешеходной дороги, чудесна. Но с дочерью по крутым песчаным тропам ходить — то ещё удовольствие. Приключения можно найти между песчаным бархатом пляжа и уже известным нам бульваром Колумба. Не менее широкое пространство создано для прогулок и отдыха. Там не так солнечно, как на бульваре, тени деревьев скрывают спортивные площадки, пятачки для детского досуга с простенькими игровым оборудованием, фонтанчики, целое шоссе для велосипедов (всегда загруженное пешеходами) и фигуры памяти. От разноцветных букв SALOU до уже проржавевшего огромного винта. Тем, кому море уже холодное или опостылела пляжная нега — прямая дорога в тень. Таких людей немало — стайки студентов, с пакетами из одного межгалактического фаст-фуда, мамки с сопящими в колясках детьми, пожилые пары, кому излишние прямые лучи давным-давно противопоказаны, озадаченно чешущие репу путешественники, никак не втыкающие, где же эта девочка на карте. Все живут на границе со знойным миром пляжа и песка.

Море, пляж, тень, бульвар Колумба — как слоёный пирог уходит вглубь суши. На сотню метров, не более. Далее улица имени Хэйма 1 (кто бы сомневался) с широкой асфальтовой полосой, огнями светофоров, широкими тротуарами перед бутиками, и начинается настоящая жизнь городка. Замешанная и разномастная, но всё равно курортная. Здесь уже много домов, по большей части, оказывающимися отелями. Первые этажи жилых зданий отданы под офисы и не сомневайтесь — на каждые два условных магазина (недвижимость и сантехника, например), третьим будет туристический офис. Тенистые улочки скрывают тесные тротуары, пробитые насквозь деревьями. Идти неудобно, но прохладно. Маленькие кафе предлагают в основном кофе и улыбку престарелого испанца, готового с жаром рассказать о своём маленьком бизнесе с самым вкусным на всём побережье, кофе. Улыбаешься, киваешь, заряжаешься энергетикой многих лет и даже обидно, что ни хрена не понимаешь. Магазины предлагают купальные принадлежности и холодную воду, а где-то у железнодорожного переезда старый никому не нужный дом укрылся за иссохшим плющом.

Жаркий октябрь в Каталонии

Здесь, недалеко от домов знати Реуса и дома одного из учеников генома Барселоны — Гауди находится самая большая в городе клумба из кактусов. Самая большая — потому что клумбы с кактусами не редкость, но и не достопримечательность в этом климате. А самая большая — достопримечательность и в охват стандартного объектива не влезет. Чуть дальше вглубь района находятся несколько площадей. Современные площади — вообще беда Каталонии. Невзрачные, чаще украшенные столбами освещения, причудливо изогнувшимися аки кран на кухне над кольцом дороги.

В туристический сезон необычно смотрятся часть улиц, примыкающих к эпицентру туристических гуляний — они закрыты для движения и полностью отданы на откуп отдыхающим, чей гомон на всех языках планеты не умолкает с мая по октябрь. Прямо рядом с такой улицей раскинулся муниципальный городской парк.

Жаркий октябрь в Каталонии

Парк в Салоу — как островок другой жизни. Все улочки, перекрёстки и проспекты в городе словно выцветшие. Деревья блекло зелёные, в дымке солнечного марева теряют цвет и без того невзрачные дома, асфальт, рекламные щиты. А парк — он зелёный. Целая роща в центре гуляющего города. Песчаные тропинки уводят в укромные уголки с лавочками, стульями. На опушке негромко работает кафе, недалеко детская площадка. Тропинки лесенками из корней уводят на вершину холма, который знаменит небольшим водопадом и каскадом прудиков. Там в тени кувшинок прячутся раки и крапы кое. Заблудится сложно — парк небольшой, а спрятаться от бесконечной суеты отдыхающих с гомоном зазывал, плачущими детьми и музыкой из вьетнамских супермаркетов, очень просто.

До самой железной дороги кварталы делятся прямыми линиями дорог, наполняясь восторгом всех национальностей, гуляющих в тени и исчезающих в супермаркетах за одноевровой нарезкой хамона. Недалеко от центра и порта, по другую сторону центральной площади, район тише описанных выше. Это уже окраина городка и, видимо, со своей особенной жизнью. Тут обставленных для ночного кутежа переулков не сыщешь, а вот вечерние басы из кафе и клубов давали понять куда прячутся отдыхающие. Недалеко на улице спряталась церковь Санта Мария Дель Мар. Построенная на средства моряков и служила для местной гильдии моряков. Из часовни конца 18 века достроенная приделами до полноценной церкви в наши дни, она обзавелась разве что чудесными полотнами на христианскую тематику. Фасад церкви легко затеряется в уличном пейзаже, если не взглянуть вверх, где характерные католические шпили распознают здание как храм.

Жаркий октябрь в Каталонии

В Салоу есть небольшой порт. От него уходят яхты с отдыхающими и наверняка есть приписные суда именитого или богатого владельца. Порт на этом месте был всегда, только на десяток метров глубже. Теперь там остатки пристани, несколько лодок, давно на приколе, на потеху туристам и памятник рыбакам, тянущим сети из воды. Памятник этот особенно красив на восходе и как то так расположился, что восхищая собой утром, он — совершенно невзрачная глыба днём. Вокруг памятника и лодок уже мёртвые остовы старой верфи. А новый порт совершенно бесплатно можно посетить для фотографии с яхтами. Как и все порты, в Салоу имеет свой мол. Та часть суши, которая тонким перешейком образует вход в порт. В Салоу мол совсем тонкий, но имеет пешеходную тропинку, с одной стороны которой бетонное ограждение и море, с другой ржавая решетка порта.

Прогулка в октябре по тропинке требует выдержки, так как ветры здесь ничем не сдерживаются и мощно прибивают к решетке. На конце мола обзорная площадка, с которой просматривается побережье дальше на юг. Листы и решетка порта с морской стороны — это не тот налёт ржавчины, к которому мы привыкли, выковыривая лист железа из земли в огороде, например. Здесь ржа рыхлая, проевшая металл глубоко, оставляя в железе глубокий пористый ожог. Этот результат бесконечного и беспощадного морского ветра. Год за годом, ежедневно, без перерывов на обед, он бьёт в железо морской солью, каплями воды, со злостью въедаясь в металл.

Жаркий октябрь в Каталонии

Неким ориентиром в Салоу является железнодорожный вокзал. Понятно, оттуда уходят набитые иностранцами и чемоданами поезда. Ближайшие городки везут в парк развлечений Порт-Авентура сотни отдыхающих каждый рейс. Удивительно, станция парка — как наш условный «567 километр» где-нибудь на просторах среднерусской равнины, кусок асфальта в лесу. А в курортный сезон проходимость там равна проходимости вокзала областного центра.

На станции Салоу тише. За невзрачным, закрытым на ремонт, зданием, расположилась крепость пятнадцатого века. Интересная в первую очередь башней и уютным тихим парком. Рядом старое депо, теперь работающее детским центром. У него два паровоза — один как история паровых машин, второй — на детской площадке, зато со своими рельсами.

Жаркий октябрь в Каталонии

Весь рассказанный ранее Салоу — от моря до железной дороги. За железкой город другой. Точнее — настоящий. Здесь уже редкие фигуры декора улиц созданы, чтобы местные жители не скучали в однотипном пальмово-бетонном мире. Тихие улочки, редкие машины, да и жители в основном в зданиях работают. Из единственной достопримечательности — аллея старых как мир оливковых деревьев. Оливки — они же невысокие, а старенькие очевидцы реконкисты растут вширь и становятся толстячками, разбрасывающими густой кроной перезрелые плоды. От этого дорожка в аллее имеет маслянистый грязно-желтый налёт.

На большой квартал, где пустынная улица (дочь у нас не спит, значит ещё не сиеста) уходит вглубь городка, а здания без разноцветных полотенец, мы нашли одно живое место. Огороженная территория, размером с хороший ФОК. Там есть детская площадка, где сонные салоуские мамы следят за своими детьми. Те томно взбираются на горку, удивляясь прыткости двух неместных детей. Это наша дочь и парень двух лет, судя по говору — американец. Здесь уже заметна разница в жизни народов. Большая часть огороженной территории — пустырь. На углу площадки шумят старики. Здесь база местного клуба по игре в петанк. В основном, конечно, уже старики, самому молодому участнику на вид лет 40.

Чем дальше жизнь от моря в Салоу, тем она спокойнее и тише и совсем засыпает к окраине. Туда, где дорога уходит в городок Реус. Безмятежность — образ жизни, а искры и перипетии скрыты в зданиях спортивных школ и институтов. Салоу город и курорт, отчаянно прячущийся в тени деревьев от неизменно наступающей вместе с теплом, суеты.