Турист Ирина Неженцева (Irina_Nezhenceva)
Ирина Неженцева
была 24 марта 20:30

Самостоятельное путешествие в Грузию без автомобиля (на автобусах). 11 городов за 15 дней. Карта маршрута, бюджет, советы

Тбилиси, Сигнахи, Телави, Кварели, Кутаиси + 6 городов — Грузия Сентябрь 2019

В 2018 году я впервые побывала в Грузии. Она произвела на меня настолько мощное впечатление, что сразу после возвращения я точно знала, что в следующем году снова сюда приеду! Мне полюбилось очень многое: невероятной красоты природа, уютные старые города, вкусная кухня, отличное вино, расслабленная приятная атмосфера и удивительный грузинский менталитет. О прошлогодней поездке и первом впечатлении о Грузии, читайте в рассказе «Самостоятельное путешествие в Грузию. 8 городов за 13 дней без автомобиля. Где побывать и что посмотреть». Там много эмоций и лайфхаков, для тех, кто только собирается впервые посетить эту замечательную страну.

К сожалению, незадолго до туристического сезона власти РФ запретили авиа перелёты из России в Грузию, чтобы ослабить экономику страны, основывающуюся преимущественно на туризме. Людям это было преподнесено, будто грузины агрессивно настроены к россиянам, и полёты запрещены для безопасности граждан. Люди, которые никогда в Грузии не были, поверили СМИ и срочно кинулись отменять поездки. Но вот те, кто хоть раз там побывал, прекрасно знают, что грузины прекрасно относятся к русским в своём большинстве, никакой агрессии не проявляют и не представляют совершенно никакой опасности. Мы относились ко второй категории, однако наш путь изначально проходил через Владикавказ, и далее на наёмном автомобиле по Военно-грузинской дороге в Тбилиси. Так что запрет перелётов нам в любом случае не помешал бы.

Для поездки мы выбрали сентябрь. В это время ещё достаточно тепло, но уже нет изнуряющей жары. Чуть меньше туристов, чуть ниже цены. В начале июня так же, но море ещё холодное, и в июне мы Грузию уже видели в прошлом году. Интересно было побывать здесь осенью.

На тот момент 1 лари стоил примерно 23 рубля

Парочка фотографий в рассказе из прошлогоднего путешествия, так как в некоторых местах во второй раз не хотелось фотографировать, хотелось просто наслаждаться Грузией и её колоритом)

Учитывайте, что в Грузии время +1 час относительно московского.

Как добраться до Грузии

Способов масса, но нами был выбран вот такой алгоритм: поезд Нижний Новгород-Москва, самолёт Москва-Владикавказ, такси Владикавказ-Тбилиси. Во-первых, это было почти на 10тр дешевле, чем прямой перелёт в Тбилиси или Батуми. Во-вторых, двое из нашей компании в Грузии раньше не бывали, и мне очень хотелось показать им удивительно красивую и живописную Военно-грузинскую дорогу.

Итак стоимость дороги в обе стороны составила 22 848 рублей (везде пишу бюджет за двоих человек, тк мы путешествовали на один бюджет вдвоём, а всего нас было сначала пятеро, а потом четверо):

поезд Нижний Новгород — Москва = 1646р за двоих

такси до аэропорта Внуково = 240р за двоих (общая сумма 600р за авто)

самолёт Москва-Владикавказ = 6775р за двоих (Победа с одним багажом)

наёмный автомобиль Владикавказ-Тбилиси = 3000р за двоих (машина из аэропорта до адреса в Тбилиси 7500р, нас ехало пятеро. Очень классный водитель Теймур +79284951012. Его автомобиль вмещает 7 человек. Ездим с ним второй год, очень довольны)

и обратно:

наёмный водитель Степанцминда-Владикавказ = 1500р за двоих (машина стоит 3000р, нас ехало четверо)

самолёт Владикавказ-Москва = 6269р за двоих (Ютэйр с одним багажом)

поезд Москва-Нижний Новгород = 3418р за двоих

Маршрут и карта

Наш маршрут выглядел так: Тбилиси, Сигнахи, Телави, Боржоми, Кутаиси, Батуми — это города, в которых мы ночевали, остальные города мы посещали отдельно или по пути.

Карта маршрута: https://drive.google.com/open?id=1DuhQ_YsNzPNCe22PokzGAY143Xkf-Pb7&usp=sharing

На карте отмечены полезные места, кафе, достопримечательности и т. д. Её можно экспортировать в приложение MAPS.ME, что позволит пользоваться навигацией без связи и интернета.

День 1. Владикавказ, Военно-грузинская дорога, Тбилиси

Прямо из аэропорта Беслан нас забрал водитель на минивене (выше его цены и контакты). И мы тронулись в сторону Военно-грузинской дороги. Глаза уже ждали её живописных пейзажей, контрастных рельефов, широких просторов и впечатляющих масштабов! В прошлом году я была уверена, что это самая красивая дорога в Грузии! Однако в этом путешествии нам, кажется, повстречалось кое-что получше (об этом напишу дальше). Несмотря на наваливающийся сон, хотелось жадно рассматривать красоты дороги и запоминать каждый пейзаж.

На границе была небольшая очередь. Оба поста (российский и грузинский) прошли за час. На российской стороне пробки обычно больше, тк работа налажена так-себе, порой задают странные вопросы и работают не спеша. Сам пункт выглядит как временная постройка. На грузинской вы увидите современные корпуса, неплохие туалеты, обменник валют (здесь деньги менять не стоит, курс плохой), а ещё здесь часто попадаются жизнерадостные и юморные грузины, которые без лишних сложностей улыбнутся вам во весь рот и пожелают прекрасного отдыха. Между границами есть зона с лавочками и биотуалетами на случай больших пробок. С местным наёмным водителем граница проходится быстрее, тк он знает все нюансы и заранее попросит вас предпринять всё необходимое. Маленький совет: в туалет лучше сходить до паспортного контроля, тк все спешат его поскорей пройти, в результате чего перед ним туалет всегда свободен, а после — большая очередь.

По пути в Тбилиси вам встретятся минеральные источники, тоннели, серпантины, стада овец и многое другое. Отдельного внимания заслуживает Арка дружбы народов (российского и грузинского). Она расположена в красивейшем месте на высоте 2384 метра! Проект разработал Зураб Церетели. Обязательно сделайте здесь фото-остановку, ведь со смотровой площадки открывается впечатляющий пейзаж!

Мы выехали из аэропорта Владикавказа в 12:00 по Москве и уже в 17:30 по грузинскому времени были в Тбилиси. Дорога заняла 4,5 часа. Нами уже были забронированы полюбившиеся апартаменты Solo Room Apartment в минуте ходьбы от площади Свободы. Это сердце старого города, рядом метро, очень радушный хозяин, с которым мы всегда минут 10–15 просто болтаем о жизни. Апартаменты очень чистые, современные, отличный wi-fi, с горячей водой и сантехникой полный порядок, плита, холодильник, стиральная машинка, в номере есть небольшой винный бар (на бутылках ценники, вы можете не ходить в магазин, взять бутылочку и потом её оплатить хозяину), и огромный балконище, где мы вечерами собирались с друзьями на ужин. А ещё хозяин всегда дарит бутылочку вина своим гостям. Кроме этих апартаментов, могу ещё от души порекомендовать уютнейшую квартиру с офигенным балконом в старом городе, с очень внимательной и доброй хозяйкой Cozy Home in Old Tbilisi (только не верьте расположению на картах, вам нужен именно район старого города — самый центр). Здесь тоже очень современный и интересный дизайн, есть всё необходимое, и даже больше.

Мы купили одну сим-карту Geo Cell на пятерых. На площади Свободы обменяли валюту. Заселились в номера и поспешили гулять по старому району Тбилиси. Этот город очень колоритный. Старая его часть завораживает непохожими друг на друга домами. Хочется заглядывать в каждый подъезд, рассматривать каждую дверь, изучать каждый двор. По старому городу можно просто блуждать несколько часов и поражаться индивидуальности архитектуры, сильно устаревшей, потресканной, перекошенной, но завораживающей. По приезду мы поужинали в Мачахеле на площади Свободы. Это одно из местных сетевых кафе с демократическим ценником и вполне вкусной едой. Мы прогулялись по центру, полюбовались мостом Мира, парком Рике, а оттуда и ночной панорамой города.

Дальше мы посмотрели расписанные граффити переходы мостов через Куру. Потом мы неспешно бродили в районе серных бань, дошли до водопада и отправились в Black Dog Bar за их чудесным сидром. Наша компания — любители крафтового пива. В Грузии с этим пока всё жиденько. Привозной крафт почти не найти, местный — ну очень слабый в сравнении с тем, что можно попробовать в России. В Black Dog баре можно купить очень вкусный освежающий классический сидр, а прямо напротив бар SMA. Насколько мы выяснили опытным путём, у SMA самый лучший и оригинальный выбор крафтового пива во всей Грузии. Ребята искренне любят своё дело и тащат редкости откуда только можно.

Бюджет на день без учёта стоимости авто из Владикавказа в Тбилиси (указан уже за двоих) составил 144 лари / 3300 рублей

Сытный ужин — 42 лари (960р)

Сигареты, перекусы, платный туалет — 20 лари (470р)

Два сидра — 12 лари (270р)

Жильё — 70 лари (1600р)

День 2. Тбилиси (Мцхета, Джвари, Мтацминда)

Мы позавтракали в Мачахеле и отправились в Мцхету. На этот раз мы много передвигались на такси, тк нас было пятеро, и это было экономически выгодно. До Мцхеты мы доехали на маршрутке. Мцхета — старая столица Грузии. Сегодня здесь отстроен целый район, который выглядит как с картинки, где вас встретят местные сувениры и вкуснятина. Мне много говорили, что Мцхета — это невероятное место, которое обязательно нужно увидеть. Скажу прямо, меня она не сильно впечатлила. Красиво, мило, но не более того. Зато здесь есть интересное местечко Cafe Tatin, в котором можно отведать уникального пива из квеври (винных сосудов) и редких сыров. Мы угостились и взяли такси по маршруту: Шио-Мгвимский монастырь, Церковь Св. Геогрия в Калоубани, Джвари. Причём, вторая точка была предложена водителем, и она действительно заслуживала внимания. Это уединённое тихое место, где мысли приходят в порядок. Оно совсем не туристическое, очень спокойное и умиротворяющее.

С вершины Джвари можно увидеть Мцхету и слияние двух рек Куры и Арагви

Приближался вечер. Подсвечиваемая телебашня на вершине Мтацминды приковывала наши взгляды и мы отправились прямо к ней. Мтацминда — это парк отдыха и развлечений на одноимённой горе. Здесь есть аттракционы, кафе, лавочки и зоны отдыха. С обзорной площадки можно рассмотреть практически весь Тбилиси. В этом году нам удалось таки прокатиться на колесе обозрения (в прошлом оно было закрыто на ремонт). На Мтацминду вас поднимет современный вагончик, а спуститься рекомендую пешком, тк по дороге вы увидите Пантеон и сможете посидеть на лавочке «над пропастью». Спустившись с Мтацминды, мы отправились на ужин в кафе Pasanauri на набережной с видом на Метехи, что на высоком берегу Куры. Здесь готовят вкусные хинкали. Потом ещё немного прогулялись по ночному городу, выпили пива в SMA и отправились спать.

Хочу вас предостеречь) В Мцхете одна милая грузинка предложила нам отведать винограда прямо с веток) Мы, естественно, от радости нарвали себе небольшой пакетик, наелись, а потом от 3 до 9 дней (кто как) очень страдали животом (отчего наш маршрут пришлось несколько сократить, тк самочувствие не позволяло слишком активничать). Потом мы узнали у местных, что такое часто бывает от недоспелого винограда. Так что, товарищи, кушайте виноград с прилавков, а не с ветвей)))

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 249 лари / 5700 рублей

Проезды и такси — 27 лари (620р)

Завтрак, обед и ужин — 75 лари (1720р)

Перекусы, сигареты, пиво — 37 лари (850р)

Фуникулёр на Мтацминду — 12 лари (270р)

Колесо обозрения — 10 лари (230р)

Крафтовое пиво 2 кружки — 18 лари (410р)

Жильё — 70 лари (1600р)

День 3. Тбилиси (Нарикала, Ботанический сад) + если успеете, можно сходить в театр Резо Габриадзе или искупаться на озере Лиси.

Сегодня по плану Нарикала и Тбилисский ботанический сад. Мы позавтракали, прогулялись до парка Рике, где расположена нижняя станция канатной дороги, и отправились наверх. На вершине есть несколько смотровых площадок, откуда можно полюбоваться панорамой города. Здесь же возвышается монумент «Мать Грузия». Можно пройтись по крепостной стене Нарикалы, спустившись в старый город. Но нас интересовал ботанический сад. На площадке в сторону крепости нас поймал местный «акын», который в неразберихе быстренько стал играть на баяне, петь «Сулико», сфотографировал нас, а потом попросил за это 40 лари! Терпеть не могу, когда вот таким путём деньги вымогают, без предупреждения. Я отказала ему в такой сумме и предложила 10 лари или ничего. Он взял. Впечатление осталось неприятное. Просто в Грузии так доверяешь местным и так уважаешь их менталитет, что вот такие анти-примеры как ложка дёгтя. Но этот гражданин был единственным из «аферистов», которых мы за 2 поездки в Грузию повстречали. Так что будьте бдительны, когда у Нарикалы к вам подбежит мужик с баяном))

Тбилисский ботанический сад очень красивый. Здесь вы найдёте мостики, скамейки, речки и водопады. Многое захочется сфотографировать. Есть длинный и короткий путь по саду. Рекомендую пройти длинный, так вы увидите гораздо больше интересного. Лучше запланировать посещение ботанического сада на пик жары в дневное время, ведь здесь много тенистых участков и прохлады. Из сада вы выйдете в район серных бань.

Мы долго гуляли по саду, приближался вечер. Так как одна из нас в этот день страдала от проблем с животом, в театр марионеток Резо Габриадзе или на озеро Лиси мы не пошли. Решено было поддержать подругу и замутить богатый ужин на нашем огромном балконе. Мы купили вина, сыра, фруктов, хлеба и накрыли стол. Хлеб в Грузии — отдельная тема. Его пекут повсеместно. Вы всегда можете купить свежайший и горяченный вкуснющий грузинский хлеб.

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 145 лари / 3300 рублей

Завтрак, обед и ужин — 51,5 лари (1170р)

Канатная дорога — 5 лари (110р)

Вход в ботанический сад — 4 лари (90р)

Плата аферисту-музыканту — 2,5 лари (60р) — 10 лари разделили на четверых

2 кружки сидра — 12 лари (270р)

Жильё — 70 лари (1600р)

День 4. Тбилиси (Тбилисское море, Летопись Грузии, Кафедральный собор)

Сегодня мы купаемся! Но сначала монумент «Летопись Грузии». Этот впечатляющий мемориал рук Зураба Церетели. Его возведение заняло 20 лет. 16 колонн из меди и бронзы возвышаются над городом и рассказывают нам всю историю страны. Его хочется разглядывать не спеша, вдумчиво. Вам очень повезёт, если у подножья монумента вам повстречается экскурсовод Зураб. Он проведёт великолепную экскурсию по мемориалу, раскроет его тайны и символы, и поведает вам всю историю своей страны. Нам это стоило всего 20 лари на всю компанию. И это за почти получасовой любопытнейший экскурс! Зураб вам точно понравится! Если встретите его, передайте привет из Нижнего Новгорода. Он водит потрясные экскурсии по всей Грузии. Вот его номер телефона +995 599 56 74 52

Сразу после монумента стоит небольшое уличное кафе, где можно купить воду, пиво, снеки или мороженное. С одной стороны вершины можно увидеть густо населённые районы Тбилиси, а с другой — водохранилище под названием «Тбилисское море», к которому можно спуститься по тропинке, берущей начало у монумента.

Тбилиссоке море имеет оборудованный пляж. Здесь есть кабинки для переодевания и туалет (всё платное, но стоит копейки). Здесь довольно чистый пляж. Вода в водохранилище тёплая и имеет приятный синий цвет. По пляжу ходят местные, предлагают воду, мороженное, сигареты и жареную кукурузу. Мы несколько раз искупались, погрелись на солнышке, вызвали такси и отправились на осмотр Кафедрального собора. Собор этот не заметить невозможно. Его видно почти из любой точки Тбилисси. Он большой, монументальный и расположен на вершине холма. Здесь спокойно и хорошо. А ещё из-за размеров участка и строения начинает казаться, что ты совсем малюсенький)

При входе на территорию вы увидите кафе «Воды Лагидзе». Обязательно отведайте их легендарные лимонады. Они действительно вкусные, необычные и натуральные. А ещё нам уж очень понравились здесь хачапури по-аджарски.

Вечером мы снова ужинали на балконе — пили вино и пиво, кушали сыры, колбасы, фрукты и хлеб, заказывали шашлык с доставкой.

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 170 лари / 3900 рублей

Завтрак, обед и ужин — 49 лари (1140р)

Перекусы, сигареты, пиво — 29 лари (660р)

Такси — 11 лари (250р)

Экскурсия — 8 лари (180р)

Стиральный порошок — 3 лари (70р)

Жильё — 70 лари (1600р)

День 5. Сигнахи — город любви.

Сегодня мы отправляемся в город любви — Сигнахи. Чтобы попасть туда, мы едем до станции метро Исани, прыгаем там в маршрутку до Цнори, и уже из Цнори поднимаемся по серпантину в город-крепость Сигнахи. Этот город выглядит романтически-игрушечным. Дома и дороги на центральных улицах как с картинки. Сам городок небольшой. В нём живёт всего около 2000 местных. Примечателен город тем, что здесь расположен ЗАГС, который работает круглосуточно. А ещё в Сигнахи родился известный художник Нико Пиросмани, история которого рассказана в песне Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз».

Стоит ли остаться в Сихнахи на ночь — вопрос спорный. На осмотр города хватит пары часов, ещё пара уйдёт на неторопливую прогулку по крепостным стенам с подъёмами на доступные башни. Со стен в ясную погоду видна Алазанская долина и горы по ту сторону от неё. Вечером город красиво освещается, но можно найти тёмное место и поснимать звёзды. С апартаментами тут всё не так просто: на букинге есть не все, ценник приличного жилья обычно завышен, а неприличное уж слишком фиговое. Чтобы гарантированно вкусно покушать, тоже нужно поискать. И мы нашли. Прямо в центре города, справа от полиции отличное кафе «Nikala». Большие порции, очень вкусно, хороший сервис. Приходили сюда несколько раз.

В Сигнахи у нас приключилась неприятная история с заселением. Во-первых, как и в прошлом году точка на карте стояла совершенно не там, где располагался гестхаус. Во-вторых, нас встретила в городе не хозяйка, посадила зачем-то в такси, хотя там 10 минут пешком. В-третьих, хозяйки не оказалось дома и связаться с ней не было возможности. Нас встретил её отец, оказалось, что вместо трёх номеров, нам осталось только два, и те грязные, почти не освещаемые, без горячей воды и wifi. Неприятно было, особенно учитывая, что на дворе уже была ночь. Мы ушли из гестхауса и просто ногами пошли искать подходящее место для ночлега. Нашли номера в двух разных гестхаусах. Оба понравились. Один - Guest House 2017 , а второй Villi’s Guest House. Оба чистые, комфортные, всё работает, хозяева очень внимательные. Между выселением и заселением мы снова зашли в кафе Nikala и богато поужинали

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 216 лари / 4960 рублей

Завтрак, обед и ужин — 104 лари (2400р)

Перекусы, сигареты, пиво — 20 лари (460р)

Проезд — 22 лари (500р)

Жильё — 70 лари (1600р)

День 6. Телави. (По плану рано утром мы должны были отправиться в национальный парк Лагодехи и несколько часов гулять по нему, а потом уже поехать в Телави, но проблемы с животом у половины из нас проголосовали «против»)

В Телави у нас было обалденное жильё Old Chache House. Это совершенно лофтовый номер в очень удачном месте. Всё очень здорово, стильно, интернет летает, сантехника работает, вода, свет — всё идеально. Выбирая жильё в Телави, мы стремились жить максимально близко к кафе «Браво». Мы ,конечно, в отпуск не за едой гоняем, но в Браво в прошлом году мы готовы были есть круглосуточно))). Очень уютное место, отличный сервис, приятный персонал, широкое меню, приятные цены и абсолютно всё вкусное!

В самом Телави советую прогуляться до парка Надиквари. С террас парка открываются панорамные виды на горы. Прогуляйтесь по Батонис-цихе, загляните туда на экскурсию. Сделайте снимки у памятника Ираклию II.

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 255 лари / 5860 рублей

Завтрак, обед и ужин — 127 лари (2920р)

Перекусы, сигареты — 35 лари (800р)

Проезд — 13 лари (300р)

Жильё — 80 лари (1840р)

День 7. Телави (Греми, завод Киндзмараули, Некреси, озеро Ильи, аэропорт)

Сегодня у нас поездочка! Отличный водитель за 250 лари (5700р) катал нас на минивене с утра до вечера. Сейчас я понимаю, что можно было и на 200 договориться, но впечатления дороже денег. Итак, мы выехали в сторону Кварели. Сначала мы заехали на небольшой винный завод. Нам провели небольшую экскурсию, показали квеври (глиняные сосуды, закопанные в землю, в которых делают вино), провели дегустацию. Лично мне вино не пришлось по душе, но двое наших ребят купили по бутылочке.

Затем мы прогулялись по дому-музею очень почитаемого поэта Александра Чавчавадзе. На территории много зелени и красивых строений. Сама экскурсия тоже очень понравилась. Здесь есть подвал-винохранилище, в котором стоит «чаша желаний», принято загадывать желание и бросать монетки в чашу, чтобы оно сбылось. Мы загадали хорошие дипломатические отношения между Россией и Грузией и попали!) На территории музея есть туалет, буфет и винный магазин.

Дальше по плану корпорация Киндзмараули! Но сначала расскажу о том, что местный водитель может устроить для вас частную небольшую экскурсию в аэропорт Телави, в котором снимался фильм «Мимино». Здесь вы увидите тот самый телефон, по которому «хотели Ларису Ивановну»))

Ну, а теперь красивая дорога в Кварели на завод Киндзмараули и вот мы на месте. Завод выглядит очень красиво и самобытно. Здесь производят вино Цинандали, Мукузани, Киси, Киндзамарули, Саперави и другие, а так же коньяки. Вам покажут весь процесс производства вина на всех этапах, расскажут о хранении вина и истории завода. Очень любопытно было здесь побывать.

В конце экскурсии вам предложат дегустацию. За 8 лари с человека вы попробуете 4 вида вина, вам расскажут, как его правильно пить, хранить и воспринимать. А через стеночку винный магазин с более чем приятными ценами на вино отличного качества. Например, бутылка Киндзмараули стоит от 13 лари (300р). После таких цен вино в России покупать не хочется))

Теперь хотелось немного посидеть в тишине в красивом месте, и мы отправились на озеро Ильи. Сейчас здесь оборудован пляж, есть лавочки, стоянка, кафе и раздевалки. Вокруг только горы. Местные здесь купаются. Здесь просто здорово передохнуть и подумать в окружении красивой природы.

В Некриси мы не попали, тк приближался вечер, маршрутки, поднимающие туристов на вершину, уже не ходили. Обязательно попытаемся попасть туда в следующий раз. Зато мы успели до заката увидеть Греми.

День выдался насыщенным. Уставшие и довольные, мы снова отправились в Браво на ужин.

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 313 лари / 7200 рублей

Завтрак, обед и ужин — 101 лари (2310р)

Перекусы, сигареты — 32 лари (730р)

Такси на день — 100 лари (2300р)

Жильё — 80 лари (1840р)

День 8. Боржоми (если встать пораньше, можно по дороге заехать в Уплисцихе — пещерный город, а заодно посетить музей Сталина в городе Гори)

Путь из Телави в Боржоми не близкий и не быстрый в формате Грузии. Нам пришлось сначала доехать до автовокзала Дидубе в Тбилиси, а уже оттуда долго трястись на маршрутке до самого Боржоми. Побывать в Боржоми обязательно нужно! Здесь совершенно иной воздух — свежий, прохладный, влажный. В летний зной ощутиться здесь — спасение. Если вы любите налегке прогуляться по достопримечательностям, вам достаточно остаться здесь на 2 дня. В первый день поблуждайте по центральному парку: поднимитесь на канатке к колесу обозрения, спуститесь в парк по тропинке, попробуйте Боржоми прямо из источника, посидите на лавочках и углубитесь в чащу парка по центральной дорожке.

Ночью Боржоми красиво освещается огнями. Обязательно сходите в парк в тёмное время суток. Там хорошо, все гуляют, отдыхают, всё очень размеренно и приятно. Подсветка достойна отдельных похвал.

В Боржоми у нас есть любимые апартаменты House in Borjomi. Они находятся прямо в центре, рядом с кафе Bergi, где можно вкусно и недорого покушать. Это очень приятный гестхаус с замечательной гостеприимной хозяйкой. Номера отделаны очень качественно и имеют интересный европейски дизайн. Номер чистый, уютный, современный, всё полностью исправно работает. А ещё хозяйка кормит обалденными завтраками. В этот раз мы не успели его забронировать, но как оказалось, одноместный номер там забронировал один из нашей компании, и остался очень доволен. Нам с заселением вновь не повезло. Нас не просто не ждали, наш номер снова был сдан другим (вообще странно, в Грузии редко накалывают с заселением), но мы тут же сняли гораздо лучший номер прямо в соседнем доме. Гостевой дом EL-MI оказался отличным жильём по меркам Боржоми. Хозяйка без проблем разрешила вечером пригласить всю нашу компанию на балкон, пить вино и болтать до поздней ночи. У наших друзей тоже были удачные апартаменты Apartment on Tsminda Nino — это квартира на первом этаже со своим отдельным входом и отличным ремонтом.

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 195 лари / 4500 рублей

Завтрак, обед и ужин — 101 лари (2310р)

Перекусы, сигареты — 32 лари (730р)

Такси на день — 100 лари (2300р)

Жильё — 60 лари (1400р)

День 9. Боржоми (Зелёный монастырь, Рабат, Хертвиси, Вардзия)

Сегодня мы встали пораньше, тк нас ожидал интересный живописный маршрут! Мы просто пошли в сторону автостанции в поисках минивена, который довезёт нас до Варздии. И прямо на вокзале стояла машина с вывеской местных туров. Нам очень повезло, это был прекрасный водитель, приятный и интересный человек Темур. Он по пути рассказывал нам много интересного и катал весь день всего лишь за 150 лари (около 3450р). Его номера телефона: +995 595 22 50 60, + 995 597 67 70 40

Первой остановкой было живописное место Зелёный монастырь. Сама дорога сюда так красива, что при возможности советую пройти её от поворота в лес до монастыря пешком. Оказываешься будто в сказочном лесу! Будто в царствии зелёного цвета. Сам монастырь словно спрятан от мира в густой растительности. Потрясающее место.

Затем мы отправились в турецкую крепость Рабат. Она сегодня в отличном состоянии. Размах архитектуры впечатляет. Инфраструктура и убранство воссозданы в духе былых времён. Прогуляйтесь по двору, поднимитесь на стены, загляните в башни и обязательно заберитесь на вершину крепости! Вид оттуда вам очень понравится.

Следующим пунктом была пустынная крепость Хертвиси, раскинувшаяся на вершине холма над обрывом. Здесь почти не было туристов, что позволяло вдоволь нагуляться по крепостным стенам и сделать фотографии.

Затем Темур сделал для нас фото-остановку в красивом месте. Понятия не имею, как это место называется, но там безумно красиво)

И вот перед нами открывается таинственная Вардзия! Немного не доезжая до моста к достопримечательности, есть небольшая полянка для фото на фоне Вардзии, и там вас ждёт забавный ослик, который приучен фотографироваться с туристами. Он действительно подходит к компаниям и позирует для групповых снимков. Едем дальше и попадаем прямо к подножью чуда. Пещерный город огромного масштаба выдолблен в высокой скале. Здесь раскинута целая инфраструктура из более чем 600 комнат на 8 этажей различного назначения и даже есть действующий монастырь! Для посещения доступен почти каждый метр этого величественного сооружения.

После посещения пещерного комплекса очень советую вам покушать в ресторане Вардзия. Он находится не там, где остановка перед входом, а сразу через мостик (как ехать обратно). Вы узнаете его по беседкам со столами над речкой. Там отличная кухня, приятный сервис и адекватный ценник. Ну, а потом вам предложат искупаться в бассейне с термальным источником по пути обратно в Боржоми. Поверьте, после такой насыщенной поездки вы будете спать как младенец)

Отдельного абзаца заслуживает вся дорога от Боржоми до Вардзии. Эта дорога показалась мне ещё более живописной, чем Военно-грузинская. Красота пейзажей, пролетающих за окном автомобиля, наполняет глаза всеми касками природы! Здесь и равнины, и холмы, и реки, и горы, и руины, и старые деревни. Мне лично хотелось останавливать машину каждый километр и без конца снимать здешнюю природу. Столько красоты не помещается ни в глаза, ни в объектив. Просто крутите головой всю дорогу и запоминайте и впитывайте сколько влезет)

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 236 лари / 5410 рублей

Завтрак, обед и ужин — 76 лари (1740р)

Перекусы, сигареты — 2 лари (45р)

Такси на день — 60 лари (1380р)

Платные экскурсии — 38 лари (870р)

Жильё — 60 лари (1400р)

День 10. Кутаиси

В Кутаиси, на мой взгляд, особо делать нечего. Его можно осмотреть одним днём, без ночёвки. В наш маршрут Кутаиси был включён ради каньонов Мартвили и Окаце. Но это завтра, а сегодня гуляем по городу и ужинаем в очень интересном месте.

С жильём и кафе здесь дела на троечку. Можно найти отличные образцы и того и другого, но в массе всё «ниже среднего по больнице» в сравнении с другими регионами нашего путешествия. Центр довольно красивый, можно доехать до монастыря Гелати и подняться к храму Баграта, откуда открываются чудесные виды. Обязательно нужно плюнуть с Белого моста! Зачем? — да вы что? Вы правда не смотрели потрясающий фильм про Резо Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?» Обязательно посмотрите! Это настоящий шедевр символизма, юмора, фантазии и всего самого доброго и гуманного. А ещё в Кутаиси очень крутой рынок «зелёный базар». Ну и, конечно, непременно стоит отведать легендарных бубликов в Bublikebi, что в центре города. Они горячие, ароматные, очень вкусные и совсем недорогие - отличный вариант для завтрака.

В этот день мы очень ждали ужина, ведь сегодня он весьма необычный. Мы ужинаем в удивительном месте Toma’s Wine Cellar. Достаточно почитать отзывы, чтобы у вас потекли слюни и вы кинулись бронировать столик. Это подвал внутри жилого дома, который оборудован под небольшое уютное кафе. У ребят необычный формат — здесь нет меню, вам просто накрывают огромную поляну из местных блюд и угощают вином. Стоит это удовольствие 40 лари за человека. Вы попробуете несколько закусок, горячее, хачапури, десерт, салат и вино. Стол всё время будет наполняться едой. Нам от количества еды становилось страшно, но от того, какое всё безумно вкусное делалось очень хорошо))). А ещё ребята проведут небольшую экскурсию в мир виноделия. Мы отсюда выкатились колобками спустя несколько часов и побрели домой пешком, чтобы хоть как то утрамбовать всё употреблённое)

И вот идём мы по какому-то частному сектору, а там на улице мужчины курят. Они спросили, откуда мы. Мы ответили, что из России. И тут понеслась душа в рай! Нас схватили, стали обнимать, целовать, выкрикивать «миквархар» (это типа «мы вас любим») и за руки потащили к себе за стол! Это было незабываемо! За минуту хозяйка накрыла целый стол, ещё через минуту сварила всем кофе. А мы вчетвером сидели среди грузинского застолья, где нас угощали домашней чачей, вином и коньяком, предлагали море еды, обнимали нас, тостовали под «гагимарджос», искренне улыбались и вообще создавали невероятную атмосферу дружбы народов. Мы не говорили на грузинском, а они почти не говорили на русском, но мы понимали друг друга. Серьёзно говорю — абсолютно понимали весь позитивный посыл друг друга. Мы все эмоционально что-то говорили о том, как прекрасны народы друг друга, как здорово дружить, как здорово, что людей не может рассорить никакая политика и т. д. Это событие стало самым ярким за нашу поездку. Вот за такой менталитет, открытый, радушный, щедрый, гостеприимный невозможно не любить грузин!

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 189 лари / 4340 рублей

Завтрак, обед и ужин — 106 лари (2440р)

Перекусы, сигареты — 26 лари (590р)

Проезд — 21 лари (480р)

Жильё — 36 лари (830р)

День 11. Кутаиси (Каньоны Мартвили и Окаце, завод-магазин Гордули)

Побывать в Грузии и не посетить эти каньоны — преступление!) Но учтите, что в понедельник на каньонах выходной. Очень рекомендую начать с Окаце, приехав прямо к открытию (10:00), а потом уже поехать на Мартвили. Машина Кутаиси — каньоны и обратно с ожиданием стоит 90 лари. Один из нашей компании уехал домой, и теперь нас было четверо. Так что теперь мы могли брать частника на любой легковушке.

На каньоне Окаце вы оказываетесь на подвесном мостике на высоте 140 метров! Дух захватывает от высоты и красоты. У входа на территорию каньона вас будут зазывать таксисты, предлагающие довезти прямо до самого каньона. Решать вам. Могу лишь сказать, что лично я оба раза ходила пешком, тем более что путь в обе стороны составляет всего 6-7 км по красивому лесу. Если вы не турист-тюлень, то прогуляйтесь и насладитесь красотой дороги до каньона. Чем раньше вы приедете на место, тем меньше людей будет толпиться на подвесной дорожке. В коне маршрута вас ждёт подвесная площадка прямо над центром каньона.

На выезде с Окаце есть интересное местечко — магазин Gorduli. Здесь вас проведут прямо на производство чурчхелы и пастилы, расскажут и покажут технологию изготовления, и даже дадут сделать что-нибудь самому. Очень интересный пункт для посещения. Сразу после экскурсии вы можете спуститься в их магазин, где вам дадут перепробовать абсолютно всё. Вы сможете выбрать понравившуюся вкуснятину и купить её себе или в подарок.

Каньон Мартвили впечатляет своей красотой. Картинка кажется нереальной, будто находишься в сказочных джунглях, где снимают фильм про динозавров)). Каньон разделён на 2 части: пешеходная, с мостиками и подвесными дорожками вдоль ландшафта, и плавательная, где вас катают на лодке прямо по ущелью. В дождливую и сильно ветреную погоду лодочная станция прекращает свою работу из соображений безопасности. Не забывайте уточнить прогноз перед выездом сюда.

К вечеру мы вернулись домой, полные впечатлений и уставшие) Это был замечательный интересный день.

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 225 лари / 5160 рублей

Завтрак, обед и ужин — 44 лари (1010р)

Перекусы, сигареты — 31 лари (710р)

Такси на каньоны — 45 лари (1030р)

Плата на каньонах — 69 лари (1580р)

Жильё — 36 лари (830р)

День 12. Батуми

Активная программа путешествия подошла к концу, пришло время отдыха. Нас ждёт Батуми! Мы заселились в прекрасные апартаменты Apartments About You. Это большая студия в 150 метрах от пляжа с видом на море. Чистые, современные, удобные, полностью оборудованные апартаменты на 24 этаже. На первом этаже большой круглосуточный магазин и обменник (курс там не очень, скорее пригодится в экстренных случаях). Хозяйка Юля просто прелесть — общительная, юморная, всегда готова во всём помочь. Нам так понравился вид с балкона, что мы растянули чаепитие на пару часов, и уже только к вечеру пошли гулять на набережную. Мы специально выбирали расположение жилья рядом с поющими фонтанами и кафе Аджарский дом. Тут красиво, есть всё необходимое и на пляже поменьше народа.

Мне очень нравится набережная Батуми. Здесь в меру людно, красивая подсветка, море лавочек и по пути попадается много интересных зон. Например, невозможне не залипнуть у поющих фонтанов, которые смотрятся особо эффектно на фоне огромных отелей. Обязательно захочется прокатиться на электро-каре, перегладить всех местных собак, сделать круг на колесе обозрения, забраться на башню Алфавит и сфотографировать романтичных Али и Нино.

После прогулки по набережной мы отправились на поиски крафтового пива. С ним в Грузии большая напряжёнка. Есть IPA, APA и всё. Ни гёз, ни ламбиков, ни интересных плотных стаутов — ничегошеньки подобного. Нас обнадёжили, что в Батуми есть бар Sami Ludi, где мы уж точно отведаем крафта, причём — местного. Мы разыскали это местечко, взяли 4 разных пива и… и ничего. Может мы просто избалованы выбором в 1000+ вкусов, но местное пиво оказалось совершенно не интересным на вкус. Ну что же, гуглим, находим «1 euro bar Матрёшка». Специфика бара скрыта в названии — всё пиво и все закуски стоят ровно 1 евро = 3 лари = 70 рублей. Для нас эти цены совершенно смешные и мы набаловались в Матрёшке пивом довольно неплохо). Здесь тоже были пресловутые «ипы», «апы», «стауты», всего 4 крана, но мы нашли выход, который подсмотрели пару лет назад в Крыму. Берёте любое пиво с горчинкой (не кислое), добавляете сироп (типа Monin, который в кофе и коктейли добавляют), смешиваете всё это дело и получаете на сленге «булочку с джемом», то есть обычное пиво со вкусом выбранного сиропа. Как только мы провернули подобный эксперимент, решили остаться здесь, пока не перепробуем миксы со всеми сиропами из ассортимента. У них замечательный персонал — очень душевные, разговорчивые и милые ребята. А ещё здесь стоит музыкальный автомат с нехилым выбором мировых хитов (1 песня — 1 лари — 23 рубля).

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 280 лари / 6420 рублей

Завтрак, обед и ужин — 136 лари (3120р)

Перекусы, сигареты — 38 лари (870р)

Проезд — 34 лари (780р)

Жильё — 72 лари (1650р)

День 13. Батуми (Ботанический сад, канатная дорога Арго)

Сегодня мы едем в Батумский ботанический сад. Здесь вы увидите огромное количество самой разнообразной растительности. На кассе вам выдадут карту маршрутов, выбирайте любой или даже несколько и изучайте природу сада.

Здесь вы увидите множество высоченных редких деревьев

Море разнообразный цветов

Вы найдёте множество живописных мест для отдыха

А ещё парочку живностей и просто красивые виды)

После длинной прогулки по ботаническому саду мы поспешили подняться на канатке Арго в погоне за закатом. Там было довольно людно, но парочку снимков заката мы сделать успели

Следующие кадры сделаны из кабинки канатки при спуске. Оказалось, что объектив идеально влезал в щёлочки в стенках кабинки, и мы решили не упускать такой шанс — снимали и снимали закат)))

Потом мы прогулялись по центру, поужинали в соседнем ресторанчике Lurji Sufra и отправились баиньки.

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 202 лари / 4660 рублей

Завтрак, обед и ужин — 60 лари (1380р)

Перекусы — 5 лари (115р)

Проезд — 6 лари (140р)

Экскурсии и канатка — 60 лари (1380р)

Жильё — 72 лари (1650р)

День 14. Батуми

Сегодня наша цель — старинная крепость Петра. Расположенная в пригороде Батуми, она увита зеленью и походит на сады Семирамиды. Вот только прелесть эта оказалась закрыта на реконструкцию (будет что посмотреть в следующий раз). Но мы не расстроились, открыли карту и увидели пляж у подножья Петры. Слева от крепости есть узкая лесная тропинка длиной примерно в 300 метров, ведущая через железнодорожные пути к безлюдному живописному пляжу с песчаным дном! Это была супер находка. Мы купались, резвились, загорали и отдыхали на обнаруженном пляже несколько часов.

Затем мы поехали домой, пообедали и ближе к вечеру пошли ловить закат с колеса обозрения. В сентябре это происходит примерно в 19:00. Около часа мы снимали фото и видео триады: Али и Нино, башня Алфавит и колесо обозрения на фоне заходящего солнца.

Ну, а потом решено было гулять по барам и кафе, ведь это последняя ночь в Батуми! Мы снова пошли в бар Матрёшка, где провели пару часов, затем отправились гулять пешком в поисках кафешки, которая всем нам приглянётся. С кафешкой дело шло туговато. Мы прошли пару километров в сторону дома — ничего. Повернули к Травадури, чтобы поесть хинкали, но почти на финишной прямой встретили мутную компанию мужиков и огромного алабая, гавкающего и бегающего прямо поперёк нужной улицы. Тогда мы вызвали такси и решили вернуться в центр. Там была парочка оживлённых и весёлых кафе, но везде было очень много народа и отсутствовали свободные места. Тогда мы пошли в сторону бара Sami Ludi, но во второй раз столкнулись там с пофигистическим отношением к клиентам (пиво и еда там вкусные, а вот к посетителям относятся как к назойливым мухам, в стиле «ой, уже достали эти посетители»). И тогда мы увидели прямо напротив интересное место под названием Garage. Это необычное заведение: в стенах бывшего гаража оборудован микро-бар, с очень интересным дизайном, где вы можете отведать и прикупить редкого вина, и продегустировать очень редкие и необычные местные сыры (по утверждениям владельцев, эти сыры не пробовали даже 80% грузин). В яме бывшего гаража оборудован винный погреб. И вино и сыры нам очень понравились, нам тут же всё налили и сделали сырную тарелку. Публика здесь приятная интеллегентная, так что можно запросто натйи интересных собеседников и мило поболтать на разные темы.

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 265 лари / 6080 рублей

Завтрак, обед и ужин — 129 лари (2960р)

Перекусы — 34 лари (780р)

Проезд и такси — 20 лари (460р)

Колесо обозрения — 10 лари (230р)

Жильё — 72 лари (1650р)

День 15. Батуми — Тбилиси

Сегодня мы возвращаемся в Тбилиси. Сегодня последняя ночь в Грузии. Мы решили ехать на современном скоростном поезде Батуми-Тбилиси, чтобы сократить время в пути и полюбоваться видами из окон. Билет стоит 25 лари за человека, поезда комфортабельные, прям отличные! Мы отправились в 14:20 и уже в 19:35 были в Тбилиси. Быстренько заселились в те же наши любимые апартаменты и пошли просто гулять и отдыхать.

В батумском баре Матрёшка нам рассказали про бар «You talk to much» в Тбилиси (это одна сетка). И это была настаящая находка! Сперва нас угостили бесплатными настойками. Кокосовая — просто бомба! Словно пьёшь Баунти). Затем мы отведали местных бургеров — тоже всем очень понравилось. Далее заказали разные коктейли — и тут удача! А ещё здесь играет отличный hip-hop, отдыхают приятные люди, очень крутой интерьер и отличный сервис. Цены выше среднего, но оно того стоит!

После мы отправились в Black Dog Bar за сидром. Ну он здесь прям тот самый, каким должен быть сидр! Не приторная химоза, а именно настоящий суховатый с послевкусием паданцев.

Далее мы с радостью посетили SMA, который находится прямо напротив. Исходя из нашего опыта, единственное место, где продают реальное крафтовое пиво — бар SMA. Здесь и российские пивоварни представлены и гёз есть, и ламбик и стауты интересные. Вообще ребята любят и деликатно развивают своё дело.

Между барами мы наматывали круги по району старого города, болтали, отдыхали и немного грустили, ведь это была прощальная ночь с Тбилиси и с Грузией. Сегодня мы тратили деньги и кайфовали)

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 316 лари / 7250 рублей

Завтрак, обед и ужин — 178 лари (4090р)

Перекусы — 14 лари (320р)

Проезд и такси — 54 лари (1240р)

Жильё — 70 лари (1600р)

День 16. Казбеги и аэропорт Беслан

Рано утром мы выехали с вокзала Дидубе в сторону Степанцминды. По плану мы хотели подняться к Гергети пешком, а спуститься на такси. Но по дороге у нашей маршрутки лопнуло колесо, и нам пришлось и подниматься и спускаться на арендованной машине. Раньше от Степанцмиды к Гергети вела отличная тропка, но в этом году доделали асфальтированную дорогу наверх, перекопав несколько кусков тропы. Машина наверх и вниз, плюс час ожидания стоила 50 лари (1150р). Сверху открывается масштабная панорама гор! Если повезёт и будет ясная погода, вы сможете увидеть вершину горы Казбек. Ну, а внизу как на ладони перед вами будет лежать Степанцмида.

Ну и сам монастырь Гергети скромно и статно поселился на этой высоте, привлекая внимание туристов своим живописным расположением. Здесь хочется остаться подольше, отойти на какое-то расстояние от толпы туристов, полежать на склоне горы, подумать, подышать, найти уединение и покой.

Обедали мы в кафе Shorena, что в центре Степанцмиды. Здесь вкусно и приятно. Прошлый опыт поисков кафе в этом месте не увенчался успехом, было две крайности: очень дорого или очень невкусно. Цены в этом посёлке выше, чем во всей Грузии в 1,5–2 раза. Думаю, это связано с тем, что отсюда иностранцы ходят на Казбек. Они платят валютой, и грузинские цены для них просто насмешка. Грузины насмешек не терпят, поэтому чтобы не ударить в грязь лицом, специально для интуристов подняли цены)))

Около 15:00 нас забрал всё тот же Теймур и быстренько отвёз в аэропорт, откуда мы уже улетели в Москву, а потом и уехали в Нижний Новгород

Бюджет на день (указан уже за двоих) составил 101 лари / 2315 рублей

Завтрак и обед — 56 лари (1280р)

Проезд — 20 лари (460р)

Такси к Гергети — 25 лари (575р)

ИТОГИ:

Все наши расходы в Грузии за 15 полных дней (включая жильё, проезды, экскурсии, питание и развлечения) составили 3500 лари или 80500 рублей на двоих.

Выходит всего 40250 рублей на человека (без учёта трансфера до Грузии и обратно) за 15 дней!

Это по 2683 рубля в день! — копейки же, учитывая то, сколько мы всего увидели и где успели побывать!

Вместе с трансфером из Нижнего Новгорода все расходы на двоих составили 103348 рублей

Советы и лайфхаки:

Главная достопримечательность Грузии - это грузинский народ! Второй раз меня впечатляет грузинский менталитет. Это очень добрые, спокойные, мирные, отзывчивые люди, знающие толк в гостеприимстве. Они всегда придут на помощь, и даже сами её предложат, если увидят, что вы растерялись. Грузины - гордый, но не зазнавшийся народ, который чтит традиции и уважает взгляды и мнения других национальностей. Грузины очень верующие, причём искренне, от всего сердца. Грузины никогда не обидят, не будут равнодушны к вашей проблеме. Они очень открытые и общительные. Когда грузин улыбается, невозможно не улыбнуться в ответ)). Они любят свою страну, несмотря на все сложности и экономическую ситуацию. Замечательный народ!

В Грузии у вас не возникнет языкового барьера. Всё старшее население прекрасно понимает русский язык, и почти все из них на нём говорят. Молодёжь, конечно, русского языка не изучает, зато хорошо владеет английским, тк преимущественно работает в сфере сервиса, принимая ежедневно море англоговорящих туристов. Если вы обратитесь на улице к кому-то, кто не знает русского, они сами без проблем остановят любого русскоговорящего прохожего, чтобы он вам помог.

Если вы активный турист, жаждущий посмотреть максимум достопримечательностей, старайтесь вставать пораньше. Подъём в 7 утра - идеальное время старта для всех поездок за город. Однако, не забудьте уточнять расписание нужных вам точек маршрута, чтобы не попасть впросак. Если вы всё же приехали к закрытым дверям, не отчаивайтесь, откройте MAPS.ME и посмотрите на карту, рядом с вами обязательно найдётся что-то не менее интересное.

В Грузии отлично налажено автобусное сообщение. Маршрутки ходят с раннего утра во все направления. Чёткого расписания нет, маршрутки отправляются по мере наполнения. В сезон долго ждать не придётся. Ну а если вам нужно в какое-то редкое местечко, узнайте стоимость такси. Цены на поездки здесь приятно низкие. По городу лучше пользоваться приложением Максим, а за город - с местными.

Если вы хотите увидеть не только "топ-10" достопримечательностей, но и более экзотические интересные места, спрашивайте у местных. Грузины с удовольствием расскажут и покажут вам, где тут самое красивое и редкое место для встречи заката или рассвета, куда стоит сходить тем, кто "уже всё видел" и тд. Общение с местным населением обогатит ваше путешествие в разы! Вместо того, чтобы судорожно "гуглить", где поесть, что посмотреть, куда податься и тд, спросите у местных! Уж они то знают все лучшие кафе, места с видами и прочие полезные места.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия