Турист Ирина Неженцева (Irina_Nezhenceva)
Ирина Неженцева
была 24 марта 20:30

Самостоятельное путешествие в Грузию. 8 городов за 13 дней без автомобиля. Где побывать и что посмотреть

Казбеги, Телави, Сигнахи, Боржоми, Батуми, Кутаиси + 3 города — Грузия Июнь 2018

«А поехали в Грузию в июне? Ну, а что? Всем нравится, виза не нужна, мне горы, тебе море! Самостоятельное путешествие выйдет не дорого!»

С Аней мы познакомились около года назад и уже успели смотаться на две недели в Крым в 2017 году. Потом она прошла тест «Пешеходный выходной» в Москве и «ПВД-шный» на озере в Щепачихе. По результатам ей был поставлен диагноз «Годна для путешествий» и мы стали планировать летний отпуск

Все наши знакомые, которые уже успели побывать в Грузии, в один голос твердили:«Дуйте в Грузию! Там чудесно!»

Пока Анюта мечтательно разглядывала картинки с достопримечательностями и листала тематические посты, мной были проштудированы сайты и блоги с отчётами о самостоятельных путешествиях в Грузию, выявлены места «мастхэв» для посещения, забронировано жильё, составлена карта маршрута, рассчитан бюджет и частично выучены основные примечательные места и объекты в городах, которые мы собирались посетить. Оставалось только накопить нужную сумму и дождаться «часа Икс»)))

Когда поехать в Грузию

В мае в Грузии дожди. В июле и августе дикая жара. Прогноз Яндекса по месяцам в Тбилиси намекал на вторую половину июня, ибо дожди миновали, а жара ещё терпимая. Забегая вперёд, могу сказать, что дожди нам действительно не мешали, а вот жара днём была до +38! И иногда мы чувствовали себя словно на раскалённой сковороде, что вынуждало сокращать время пребывания на тех или иных локациях, а ещё лучше — гостить в Боржоми и не высовываться)))

Все утверждают, что в сентябре в Грузии «золотой сезон». Температура комфортная, море тёплое, фрукты и вино в изобилии, а туристов уже гораздо меньше (обязательно проверим). А зимой там раздолье для любителей снежных активностей — горнолыжные курорты в Гудаури и Бакуриани! Короче говоря, в Грузии хорошо в любой сезон, просто в июле и августе с 12 до 16 лучше устроить тихий час в номере с кондиционером, или провести время в парке (благо, их в Грузии огромное количество и на каждом тенистом кусочке земли обязательно будет стоять лавочка, и где-то неподалёку журчать совершенно приличный питьевой фонтанчик)

Как добраться до Грузии

Мы решили ехать на поезде через Владикавказ. Во-первых, потому что мы боимся летать))). А во-вторых, я очень хотела проехаться по Военно-Грузинской дороге и своими глазами увидеть все её красоты. В итоге наш трансфер выглядел так:

Туда: ровно двое суток и 11103,00 р. за двоих

Поезд Нижний Новгород — Москва 3ч48 м 2014,00р. за двоих (Стриж)

Поезд Москва — Владикавказ 1д12ч 7089,00р. за двоих (купе)

BlaBlaCar Владикавказ — Тбилиси 6ч 2000,00р. за двоих

Обратно: 2 дня 5 часов и 12118,00р. за двоих

BlaBlaCar Степанцмида-Владикавказ 2ч 1000,00р. за двоих

Поезд Владикавказ-Москва 1д12ч 8598,00р. за двоих (купе)

Поезд Москва-Нижний Новгород 3ч48 м 2520,00р. за двоих (Ласточка)

Обзорный маршрут по Грузии

Отпуск раз в году и всего две недели, а хочется всё успеть. Поэтому, при составлении маршрута, я постаралась зацепить максимально возможное количество разных регионов Грузии. Итак, мы посетили Тбилиси, Гори, Кутаиси, Батуми, Боржоми, Сигнахи, Телави и Степанцмиду. Всего 8 городов за 13 дней пребывания. Неплохо)))

В итоге вышло 1775 км на транспорте и 170 км пешком!

Карта Маршрута по Грузии

Расписание вот такое:

17—18 июня Тбилиси; 19—20 июня Кутаиси; 21 июня Батуми; 22 июня Боржоми; 23 июня Тбилиси; 24 июня Сигнахи; 25 июня Телави; 26—27 июня Тбилиси; 28 июня Степанцмида

ЛайфХаки:

1. На Тбилиси стоит закладывать минимум 3 дня, там действительно на каждом шагу красота и достопримечательности

2. Если вы едете в жаркий сезон, подарите себе двое суток в Боржоми — там прохладно и восхитительный воздух

3. В Сигнахи больше одного дня делать нечего (если вы обычный средне-статистический турист-горожанин). Город очень маленький, можно осмотреть за день. Но вот на ночь там остаться рекомендую, хотя бы чтобы увидеть его ночью с кафе, что в пригороде на вершине горы

Сколько стоит жильё в Грузии

Достопримечательности Грузии

В Тбилиси мы прошлись по красивому подвесному мосту Мира до центрального парка Рике, поднялись к величественному Кафедральному собору и спустились в крайне аутентичный «старый город», где с удовольствием заблудились среди маленьких и уютных улочек. На следующий день мы прокатились на канатной дороге к крепости Нарикала, полюбовались оттуда монументом Мать Грузия и с упоением погуляли пару часов по тенистому и прекрасному ботаническому саду, где нашли и тень, и прохладу, и лавочки, и красоту. В тот же день на фуникулёре поднялись на Мтацминду, где располагался большой парк и откуда открывался лучший вид на Тбилиси, полюбовались парком, дошли до красивого скульптурного Пантеона и пешком спустились снова к старому городу. Так же мы успели искупаться на озере Лиси и в Тбилисском море, спустившись к нему высоты горы Кенеси, на которой расположен величественный монумент История Грузии. Везде был довольно чистый пляж и тёплая отличная водичка. Вечером прошвырнулись в район Серных бань и водопаду там же - рекомендую, очень живописное и аутентичное место. Не пропустили мы и бой часов на башне театра Резо Габриадзе, сопровождающийся театрализованным представлением. И всё это за 3,5 дня нахождения в грузинской столице!

Из Гори мы доехали в Уплисцихе. Это древний пещерный город. Здесь всё здорово оборудовано, есть кассы, туалеты, питьевая вода и освещение. Было здорово побродить по этим руинам и посмотреть с высока на горы вдалеке, а так же познакомиться с историей нации.

В Кутаиси мы целый день посветили посещению двух каньонов: Окаце и Мартвили. Это было самым захватывающим в нашем путешествии! В каньоне Окаце мы прогулялись по подвесному мосту над пропастью (очень острые ощущения), а на Мартвильских каньонах поплавали на лодке в тени ущелья (красота обалденная). Дорога на оба каньона сложная и долгая. Запасайтесь силами и питьевой водой. В Окаце вы скорей всего утомитесь, поэтому начинайте с него, пока ещё есть бодрость. А потом уже отдохнёте в лодочке на Мартвильском. А вот Белый мост в Кутаиси, с которого плевал Резо Габриадзе в прекрасном фильме «Знаешь, мама, где я был?», нам посетить не удалось, так как он был закрыт на ремонт.

В Батуми у нас было очень мало времени, поэтому мы искупались в море, немного прогулялись по центру, прокатились на колесе обозрения и полюбовались «Али и Нино», а так же освежились в поющих фонтанах. Пляжи в Батуми очень чистые и облагороженные. Есть много приятных недорогих кафе. Этот город активно живёт днём и ночью.

Боржоми стал настоящим раем! Здесь было прохладно, а воздух был настоллько чист и свеж, что от него кружилась голова в буквальном смысле. Этот маленький городок невероятно уютен! Мы сразу отправились в сторону парка, чтобы подняться на канатке на обзорную площадку. А вот спуститься мы решили по тропе через лес. Пусть визуальная высота вас не пугает, там широкая пологая асфальтированная тропа, которая приводит прямо в Боржоми-парк. Парк чудесен! В нём куча лавочек, река, тень деревьев, беседки, питьевые источники с минеральной водой, водопад и скульптура Прометея, а природа просто фантастическая! Обязательно сходите в центр ночью - всё горит и светится, потрясающе красиво и уютно.

Сигнахи походил на сказочный игрушечный городок (всего 2300 жителей). Находящийся на самой вершине горы, он окружён древней крепостной стеной, в сохранившиеся башни которой можно подняться и увидеть оттуда бесконечно раскинувшуюся Алазанскую долину. Городок можно легко обойти за пару часов, сделав фотографии в каждом его уголке) На автомобиле можно быстро попасть в Бодбе в храм св. Нино и услышать его историю. Ночью с высоты кафе «Веранда Сигнахи» (он ещё выше над городом) вам откроется вид на город и долину, и горы, и звёзды!

В Телави прогуляйтесь вдоль стен Батонис-Цихе и поднимитесь на смотровые парка Надиквари, открывающие горную панораму как с картинки.

Ну, а в Степанцмиде, непременно, совершите восхождение к Гергетинской церкви и полюбуйтесь оттуда на вершину Казбега. Подняться можно, совместно арендовав авто с водителем, а спуститься пешком - там есть тропа прямо вниз к посёлку.

Языковой барьер в Грузии

Старшее поколение грузин великолепно владеет русским языком и всегда с радостью применяет его на практике. Молодежь русского почти не знает, зато очень хорошо говорит на английском. Это естественно, тк в Грузии туристов море и в большинстве своём, они «шпрехают на инглише». Можете не беспокоиться, как только вы примете озадаченный вид, к вам обязательно подойдут тётушка Нани или дядюшка Гио, выяснят причину вашей растерянности и помогут справиться с задачей. Вы точно будете услышаны и поняты на русском, обращаясь за помощью к грузинам старше 40 лет, и на английском, обращаясь к молодёжи.

А вот с полным непониманием письменности вам придётся смириться. Грузинский алфавит абсолютно не похож на родной русский или привычную латынь. То есть названия магазинов, маршруты автобусов и информационные таблички вам будут недоступны. Но это лишний повод обратиться за помощью к грузинам и впитать их сердечную доброту и невероятную гостеприимность.

• Лирическое отступление: случалось мне пару раз слышать от русских мамашек с нерадивыми чадами:" Кошмар вообще, дикий народ, никто русского языка не знает!». Так вот что я об этом думаю: это ВЫ приехали в чужую страну, и знать ваш язык тут никто не обязан. Напротив, если вы хотите свободно и самостоятельно изъясняться, учите язык посещаемой страны в базовых фразах или международный английский. Не забывайте, что вы приехали В ГОСТИ, и должны с уважением относиться к местным устоям и быть благодарным за добрый приём. Если вы считаете, что вам тут все должны создать условия «а-ля-рус», зачем вы вообще из этой самой «рус» выехали? Сидели бы на попе ровно в своей зоне комфорта. Грузия итак максимально русифицированная страна, относящаяся к русским с братской любовью. Не за тем ли, чтобы увидеть другую культуру и познакомиться с иным менталитетом? Тогда выключайте внутреннего «поработителя» и ведите себя как дома, но не забывайте, что в гостях)

Вообще, советую выучить элементарные фразы на грузинском, и сделать хоть малюсенькую попытку запомнить хоть часть грузинского алфавита. Например, мы уже на вторую неделю могли читать пункты назначения на маршрутках и элементарные вывески магазинов. В грузинском алфавите 33 буквы, как и в русском, а значит провести аналогию будет совсем не сложно.

Все цены в статье указаны на момент, когда за 1 лари давали 26,65 рублей

Сколько стоит жильё в Грузии

В Грузии очень дешёвое жильё! Если бронировать сильно заранее, легко можно заполучить приличные апартаменты за 60–70 лари (1600–1800 рублей за двоих). После прошлогоднего Крыма, эти цены казались нам просто смешными). Мы выбирали жильё на сайте booking.com. В апреле было очень много достойных вариантов со всем необходимым. Главными критериями были близость к центру и достопримечательностям, наличие стиральной машинки, приятный интерьёр, кондиционер, балкон, wi-fi. Самый дешёвый номер стоил нам 60 лари (примерно 1500 рублей), а самый дорогой обощёлся в 100 лар (около 2700 рублей). Всего за 13 дней на жильё мы потратили 866 лари (приблизительно 22000 рублей).

Вот список и краткие коментарии о нашенм жилье в Грузии:

Тбилиси:

Апартаменты Grandpa’s House в старом городе: интересный дизайн, 5 минут до метро, на углу дома улочка с кафешками, кухня, балкон, кондиционер, транспортная карта и местная симка. Замечательный номер и современный молодой хозяин!

Апартаменты Cozy Home в самом центре старого города. Великолепный дизайн квартиры, чудесный балкон с мебелью для ужина, всё на высшем уровне, в номере есть всё, что только может пригодиться и замечательная хозяйка Хато! Рядом много улиц с кафе и ресторанами. Рейтинг на Booking 10 из 10.

Апартаменты Solo Room Apartment тоже в старом городе. Огромные апартаменты с громадным балконом! Номер комфортный и современный, хозяин угощает домашним вином. Рядом метро и магазины. По параметрам цена-качество эти апартаменты оказались самыми оптимальными. В следующий раз решили сразу заселяться сюда.

Кутаиси: Маленький отель Hotel Kutaisi Globus. 10 минут пешком до главной площади и парка. В минуте ходьбы круглосуточный магазин и прямо под окнами таксисты. Номера скромные, но Wi-Fi просто космической скорости! Обстановка была простая, но всё чисто, аккуратно и санузел с кондиционером работали отлично. Стоимость очень низкая.

Батуми: Apartment On Parnavaz Mepe 92/94 огромные апартаменты в 5 минутах от моря. Вокруг всё усыпано магазинами и кафе. Балкон с видом на море, много мебели и места для хранения, кухня, рабочий санузел. Здесь идеально оставаться на недельку семьёй. Будете как дома. За такую цену это показалось нам просто раем

Боржоми: House in Borjomi великолепно обставленный гостевой дом с видом на мост и горы. Очень приятная атмосфера и замечательная хозяйка. 5 минут до парка Боржоми и автовокзала. Одно из приятнейших мест для жилья за нашу поездку

Сигнахи: Nando Guest House это большой дом в 100 метрах от главной городской площади. Гостеприимные хозяева стали нас кормить кажется в первые 5 секунд после нашего приезда) Рассказали многое о городе, свозили в Бодбе, напоили, накормили и вообще позаботились как только могли! Чувствуешь себя здесь близким родсвенником, а не заезжим туристом)

Телави: Dima’s Guesthouse большой комфортный дом в 5 минутах от центра города. Хозяин радушный и гостеприимный. Номер отличный, всё чисто, современно, исправно. На углу улицы кафе Bravo, которое мы посетили столько раз, сколько рпшли мимо)))

Степанцмида: Veranda Guesthouse один из немногих недорогих и приличных вариантов жилья в Степанцмиде. Из-за наплыва валютный туристов там всё в два раза дороже, и жильё и еда. А сервис при этом не отличается качеством. Но в этой гостинице всё было чисто, аккуратно, всё работало и был отличный вид с веранды прямо на гору Казбек и Гергетинский монастырь.

ЛайфХаки:

• 1. Снимать жильё без букинга дешевле, тк хозяин при этом не платит комиссию. То есть вы можете просто позвонить в любой гестхаус или апартаменты и снять жильё дешевле. Однако booking.com гаранирует резерв номера и вы точно 100% не попадёте в форс-мажорную ситуацию. А вот хозяева могут и перепродать номер, не предупредив.
  • 2. Не гонитесь за обстановкой номера. Если вы планируете много ходить и смотреть, то в номер вы будете приходить только чтобы поспать и помыться. Поэтому выбирайте номер с чистой постелью и справной сантехникой, а не с красивой люстрой и картиной над кроватью. Это позволит вам сэкономить

Транспорт в Грузии

Междугородний: Маршрутки ходят куда угодно! Между крупными городами, расстояние до которых менее 100 км транспорт курсирует ежечасно. Если расстояние до нужного города больше, отправляйтесь на автовокзал и ищите расписание тех 3-4х рейсов в сутки, которые вам подойдут. Если же вы (как мы) наивно решили, что от Батуми до Боржоми можно быстренько доехать через Ахалцихе — нифига) Только через главную трассу и Хашури (около 5 часов в пути). Кстати, маршрутка Батуми-Боржоми ходит только раз в сутки в 10:00. Потом только на перекладных

Городской: городской транспорт в Грузии работает очень хорошо. Постоянно курсируют газельки по любым направлениям, и большие автобусы (причём по расписаию). Покупаете транспортную карту за 2 лари (около 50 рублей), и по ней катаетесь на метро, автобусах и канатках, кроме той, что идёт к Мтацминде, потому что она не «канатка», а «фуникулёр»))). Проезд стоит 50–60 тетри (не больше 15 рублей). Транспортная карта, приобретённая в Тбилиси, действует только в Тбилиси.

Такси: Самое популярное в Грузии официальное такси — «Максим" . Есть многие грузинские города, адекватные цены, быстрая подача. Но на каждый квадратный метр Грузии приходится 2 местных таксиста))). В «не сезон» они берут не дорого, тк спроса почти нет. В сезон ставки повышаются, тк официальное такси занято отдыхающими и возникает дефицит таксистов. Как почти везде, чем дальше от центра и вокзала, тем дешевле ставка такси. С грузинскими таксистами можно и нужно торговаться.

ЛайфХаки

• 1. По городу: узнаёте в приложении стоимость вашей поездки на такси «Максим», и не соглашаетесь на стоящих рядом таксистов, если их цена весомо выше
  • 2. По достопримечательностям: гуглите в Яндексе информацию о ценах на интересующую вас поездку, любезно предоставленную прошлыми путешественниками, со знанием дела выходите к таксистам и говорите: «Вот столько дам, дороже не поеду!». Вероятность того, что таксисты согласятся — 90%! Только не наглейте, не пытайтесь проехать за копейки. Таксисты тоже люди с семьями, они тоже хотят вкусно кушать и растить детей в достатке, тем более, что в Грузии основной доход приносят именно туристы (другой работы особо то и нет для массового жителя).

Обмен валюты

Не вздумайте менять валюту в банках! Самые выгодные обменники ВСЕГДА рядом с автостанциями и вокзалами. Не берите в первое попавшееся окошко exchange, пройдите чуть дальше, и через 20–30 метров вы увидите вывеску с более выгодным курсом. Валюту без проблем обменяете в любое время суток и в любом городе Грузии. С этим здесь полный порядок. Планируя бюджет, считайте его не по сегодняшнему курсу. Заложите минимум 10% риска из-за колебания курса валют.

Цены на еду в Грузии

Есть два варианта питания в Грузии: готовить самостоятельно или ходить в кафе. В первом случае выбирайте жильё так, чтобы удобно было добраться до рынка. Рынки в Грузии процветают! Всё свежее, цены низкие, продавцы щедрые! Смело покупайте там всю еду и напитки, будет дёшево и фантастически вкусно!

Если же вы не хотите заморачиваться с готовкой, заходите на Tripadvisor.ru и выбираете кафе, опираясь на отзывы ваши критерии.

Вдвоём можно покушать и на сумму:

10–15 лари (350 рублей) — пара огромных сосисок в тесте или другой выпечки и кофе

20–25 лари (600 рублей) — пара салатов и напиток/ пара хачапури и кофе

50–60 лари (1500 рублей) — салат, горячее, напитки, закуски

Все суммы указаны не за одного человека, а уже за двоих!!!

Лично мы ни разу не потратили в кафе даже 60 лари, хотя выкатывались из них, накушавшись шашлыка, супа, салатов, выпечки и выпив вина или пива. По возвращению в Россию из Грузии мы стали испытывать следующие проблемы: порции кажутся малюсенькими, а цены кажутся огромными))). Как теперь жить, мы пока не разобрались)))

ЛайфХаки:

• 1. Если вы не трёхметровый 150-килограмовый мужчина, нив коем случае не берите в кафе хачапури на одного человека. Они огромные! Одной «средненькой» грузинской хачапучи можно накормить 2–3 человека
  • 2. Вообще приучите себя заказывать не сразу «первое-второе-третье-компот», а по олному блюду. В Грузии порции очень большие и щедрые! Мы не раз видели, как люди «выкатываются» из кафе, оставляя на столе ещё гору еды, которую не смогли осилить

Примеры кафе:

В Тблииси мы первым делом отправились в Samikitno-Machakhela. Это сеть кафе, котоая встретисся в разных частях города. Мы заказали на двоих большую хачапури, и нап принесли 1,5 кг бандуру!!!))) Она была недорогая и очень вкусная, но осилить её двум девушкам нереально. Хинкали здесь были тоже вполне приличные. Цены очень низкие, много посадочных местр, широкое меню. Этот такой "местный максдоналдс", где можно недорого и вкусно покушать стандарные блюда грузинской кухни. Интересным на вкус и "начинку" оказалось и кафе Salobie Bia. Уютное, маленькое, простое меню, хорошая кухня, средние цены и очень аутентичный интерьер. Любителям крафтового пива понравится Black Dog Bar. Здесь 6 кранов очень приличного пива и свой сидр. Хорошее меню закусок, очень вкусные бургеры. Хозяин просто замечательный парень. Здесь всегда половина гостей - иностранцы. Мы приходили сюда трижды смотреть ЧМ по футболу и пить вкусный крафт. В заведении Vinotheca Wine Shop можно купить абсолютно любое вино с любым ценником и на любой вкус. Здесь вы можете и попровобать вино перед покупкой и тут же за столиком распить. Очень уютная обстановка и замечательный персонал.

В Кутаиси мы очень хотели попасть в Toma's Wine Cellar - это необычное семейное заведение, где вы окунётесь в самую грузинскую Грузию! Там вы отведаете гору национальных блюд, отведаете вина и узнаете всё о местных традициях и достопримечатльностях. К сожалению мы были уже сытые, и просто не съели бы столько всего, только по этому отказались. А вот в Story House можно отведать необычные блюда грузинской кухни, когда всё остальное вы уже перепробовали. Хозяйка лично обо всём расскажет и угостит.

Батуми порадовал нас сразу двумя замечательными ресторанами! Сначала мы объедались вкусностями в Аджарском доме на набережной. Всё быстро, вкусно, хорошо, большие порции, средние цены и сам ресторан находится на берегу живописного водоёма. А ужинали мы в Khinklis Gemo, где были приятно поражены невероятной учтивостью и профессионализмом персонала. Здесь очень большое меню, низкие цены и за копейки можно купить графин Хванчкары! Рекомендую это место от души!

В Боржоми нам понравилось кафе Bergi. Большие порции, умеренные цены, быстрое обслуживание и отличное расположение.

В Сигнахи нам пришлось пройти дебрями до кафе Веранда Сигнахи, которое расположено за городом и нужно идти в гору через лес))). Кухня там обычная, нормальная. Цены средние. А вот вид!!! Мало того, что Сигнахи находится высоко над Алазанской долиной, так это кафе ещё выше! И с его веранды открывается просто невероятный вид. А если прийти сюда вечером, вы сможете увидеть панораму и в светлое и в тёмное время суток. Это стоит затяжного подъёма. Хотя сюда можно доехать и на такси, но мы шли пешком из центра города.

В Телави теперь наш любимый ресторан в Грузии! Называется он Bravo. Сюда мы возвращались вновь и вновь. Официанты в белоснежных рубашках, красивая цветочная веранда, богатое меню, вкуснейшие блюда, огромные порции и всё это за приемлемую стоимость! Мы перепробовали здесь салаты, супы, мясо и лимонады - всё без исключения было превосходно. Обязательно сюда вернёмся ещё много раз!

А вот Степанцмида нас в плане еды очень разочаровала. Наверняка есть хорошие места, но мы в них не попали. Цены на еду здесь в 2 раза выше, чем в Тбилиси! Это связано с большим потоком валютных туристов. Заведений буквально штук 10 на весь город, и найти что-то адекватное по цене - большая проблема. Мы не стали тратиться здесь на роскошный ужин, тк это была последняя ночь. Мы зашли в единственное приемлемое по цене кафе, которое располагалось вдоль дороги. Здесь очень приятный мужчина принёс меню, дал советы, подал еду и вообще всё было душевно...пока мы эту еду не попробовали. Хинкали были пельмене-подобными, а мясо сырое и с большим количеством жира.

Связь и интернет в Грузии

Если вы сказочно богаты, поезжайте с русской симкой, пользуйтесь роумингом и не думайте о той паре-тройке тысяч рублей, которую с вас содрали операторы). Если же жизнь обделила вас предками с фамилией типа Ротшильдов или Рокфеллеров, сразу по приезду чешете за симкой GeoCell (около 5 лари), кидаете на счёт 7 лари (в районе 180 рублей) и подключаете пакет интернета на 2 ГБ. Этого вполне хватит для навигации, загугливания интересующих объектов, вызова такси и присутствия онлайн в соцсетях в течение 2х недель. Массивные ресурсы будете использовать только в режиме Wi-Fi, он есть в гостиницах, кафе и даже в парках.

Не забудьте отключить автоматическую синхронизацию приложений «пожирающих» интернет, таких например как GooglePhoto. Я вот забыла, пакет трафика ушёл минут за 20, потом началось дорогущее списание баланса за трафик сверх пакета, за что я поплатилась суммой примерно в 20 лари))) Сначала я себя отругала за свою «аля-улюшность», а потом подумала:«Да блин, это всё равно дешевле, чем русская симка с роумингом!» и успокоилась)))

Безопасно ли в Грузии

Абсолютно безопасно, если только вы сами не рыщете пятой точкой в поисках на неё фантастических приключений! За весь отпуск я ни разу не обернулась, не ускорила шаг, проходя тёмную подворотню, не побоялась гулять ночью, садиться в такси, не боялась доставать телефон или светить деньгами. Ни разу мне не было не комфортно в общении с грузинскими мужчинами, ни разу не было никаких неприятных намёков. Везде в Грузии я ощущала полную безопасность и готовность грузин помочь в любой ситуации. А уж полицейская реформа, проведённая Саакашвили и вовсе сделала грузинские города образчиком безопасности и спокойствия горожан.

Обычно, если подходят полицейские — жди проблем, ну ладе если ты вообще кристальный, у нас такой собирательный образ представителей этой профессии, что при контакте с полицией испытываешь внутренний дискомфорт и желание поскорей прервать общение. А в Грузии теперь наоборот. Полицейские как из фильмов, красивые, стройные, бравые, одеты с иголочки, при полном обмундировании. Они улыбаются, знают иностранные языки, стараются помочь каждому, кто в этом нуждается. Они никогда не проедут мимо сломавшейся машины, не пройдут мимо туриста в сложной ситуации. Они обязательно помогут. И грузины очень любят и уважают своих «новых» полицейских! Вера в закон и порядок настолько сильна, что местные оставляют машины не закрытыми и не запирают двери квартир, потому что знаю, ничего дурного не произойдёт. Мне это кажется просто невероятным, и я надеюсь, что когда-нибудь в нашей стране произойдёт подобное «полицейское чудо»)))

Сколько денег брать в Грузию

с 15 июня по 1 июля (включая дни в дороге): всего 17 дней

Билеты 23000 рублей

Жильё 22000 рублей

Ежедневные расходы (еда, проезд, хозяйственные нужды) 47000 рублей

Итого: 95000 рублей на двоих

Делим пополам, выходит: 47500 рублей на человека

Делим на 17 дней, выходит 2795 рублей в день

2795 рублей в день включая жильё, еду и транспорт. А ведь мы и на такси ездили, и в ресторанах кушали, и жили всегда в самом центре! Неплохо))

• 1. Можно было уменьшит сумму без ущерба для отдыха. Например:
  • 2. Если бы мы выбирали жильё, стоимостью до 60 лари в сутки, мы бы сэкономили около 3000 рублей
  • 3. Если бы мы поехали в плацкарте, мы бы сэкономили ещё 2000 рублей
  • 4. Если кушать самим, а в кафе только ужинать, можно было сэкономить ещё около 5000 рублей
  • То есть, можно было сэкономить 10000, не обломавшись в отпуске ни капельки, и уложиться в 85000 на двоих. По 2500 рублей в день на человека.

Но я ни грамма не жалею о потраченных деньгах. Мы кайфовали как могли, ни в чём себе не отказывали, были всегда в достатке!

Абзац любви к Грузии и грузинам!

И никакая она не Грузия, оказвается, а Сакартвело))) Почему? — Спросите у Яндекса))). Мне просто всё путешествие не давало покоя:«Ну почему Грузия? Откуда вообще это название взяли? Ну Джорджия, ну Георгия, ну Гургия, но вот только никак уж не Грузия!». Я выяснила и в душе снова воцарился покой)

Картвели (грузины) удивительные люди! Легенды о грузинском гостеприимстве и радушии ходят не даром. Грузины всегда готовы помочь, подсказать, сориентировать, накормить, напоить, обогреть, проводить, встретить, поболтать и вообще сделать всё, чтобы вы почувствовали себя как долгожданные гости или даже родственники! У них это в крови! Это вызывает огромное уважение! Где бы вы ни были, повсюду вам будут встречаться грузинские «ангелы-хранители», люди, которые в нужны момент окажутся очень полезны и добры к вам! Я счастлива познакомиться с Сакартвело и её жителями! Будьте все здоровы и счастливы! Обязательно увидимся ещё не раз)

Все фотографии из нашей поездки в Грузию вы можете увидеть В ЭТОМ АЛЬБОМЕ

О нашем путешествии по Крыму читайте ЗДЕСЬ

И не забудьте прочитать статью "Что взять в поход? Шпаргалка-список для начинающих туристов"