Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 16:03

Судак — Россия Июль 2018

На первый взгляд, Судак фантастически интересный город. Окрестности — сплошь потухшие древние вулканы, или окаменевшие коралловые рифы, превратившиеся в горы. Полным-полно виноградников, с золотыми и рубиновыми кистями, что созревают тут со времен греков и генуэзцев. Невероятная крепость-цитадель на горе, сохранившаяся как новенькая от тех же генуэзцев, и второй похожей нет во всей стране. Знаменитый крымский Парадайз, поселок Новый Свет, на расстоянии вытянутой руки. Протягивающей вам манящий бокальчик прохладного игристого!

Судак, между прошлым и будущим...

Добавьте к этому почти две тысячи лет истории, да еще какой — аланы, монголы, турки, русские, греки и армяне, мореплаватели с севера Италии — генуэзцы, уникальные пляжи с кварцевым песком, кулинарный коктейль из самых разных вкусов мира, пешие треки по марсианским ландшафтам, и картинка нарисуется дивная. Примерно так думала я почти год назад, пакуя чемоданы в Крым. Насколько неоднозначной получилась та поездка, я уже рассказывала, но что Судак — городок симпатичный, это точно.

Судак, между прошлым и будущим...

Знакомство начинайте с главного — с крепости. Знаете, мой девиз на отдыхе — «На работу просыпайся рано, а за приключениями в отпуске — еще раньше!». Значит, приходите к главным воротам цитадели вместе с кассиром. Или на пару минут раньше его. Только тогда вы сможете пощупать, почувствовать, вдохнуть невероятную атмосферу старинного портового города. Спутниками вам будут лишь чайки, да древние башни, каждая со своим именем и гербом.

Судак, между прошлым и будущим...

Когда-то весь Судак помещался на этих 30 гектарах, за пределами стен оставалось лишь несколько домишек. А город, если верить переписи населения 1249 года (а не верить ей у нас нет оснований), был солидный — 8000 жителей. Мощная цифра для эпохи раннего средневековья.

Судак, между прошлым и будущим...

Пока вы присели в теньке, расскажу историю города. Годом основания считается 212, честь основания приписывается аланам — кочевым племенам с Востока, что активно поучаствовали в этногенезе Кавказа и Крыма. Им показалась удачной бухта, защищенная горами, и название «Сугда» — святая, непорочная. Расположенный на перепутье множества торговых и культурных путей, тогдашний Судак, как только не называли — Сугдея, Солдайя, Сурож. Привычное нам имя появилось позже, при османах, и происходит от тюркского «су»-вода, и «даг» — горы. «Горы у воды», или «Вода у гор», если хотите. В любом случае будет правильно.

Судак, между прошлым и будущим...

В 12 веке Судак стал популярной торговой остановкой на Великом Шелковом пути. Второй по важности на Юге подобный порт располагался у нас в Ростовской области, это генуэзская фактория Тана, музей-заповедник Танаис в наши дни. Один из самых крупных в России музеев под открытым небом, кстати, и номинант на включение в список ЮНЕСКО.

Судак, между прошлым и будущим...

А Судак при генуэзцах, что отбили его у иноверцев-сельджуков, и у коварных византийцев, рос и процветал. Расширив свои и без того солидные территории на Крымском побережье, своей столицей итальянцы назначили Феодосию, а военным форпостом — Судак. Шутка ли, такая крепость мощная!

Судак, между прошлым и будущим...

Она и стала символом могущества генуэзцев на крымском Черноморье, будто бы утверждая — мы тут на века. Впрочем, неприступность стен их не спасла, когда пришли османы, привели янычар с их кривыми саблями, и устроили осаду. В 15 веке Судак стал турецким, и потеряв важность приграничного защитного форпоста, впал в забвение. Башни стояли, люди потихоньку разъезжались. Я вам все взлеты и падения крепости поведала совсем недавно.

Судак, между прошлым и будущим...

Не зря вот говорят, что истина — в вине. Виток новой жизни Судак получил благодаря виноделию, что процетало здесь еще при греках и итальянцах. Они сумели оценить уникальный климат, подобрали правильные сорта, и вуаля — те вина экспортировались, и с большим успехом, кораблями в Европу. Вспомнил о большом винном потенциале Судака светлейший князь Григорий Потемкин, правитель Таврической губернии. Его власть и угодья в Крыму были беспрецедентно высоки и широки, но и помощь с субсидированием из казны шли достойные.

Участки под виноградники раздавали всем желающим, кто обязался выращивать бесценные ягодки и ухаживать за лозой. Образчики, кстати, привезли европейские, из локаций с похожими природными условиями, например, виноград с греческих островов. Построили правильные подвалы для хранения, а в 1804 году в Судаке открылась «Крымская школа виноделия», первая в империи. Через несколько лет они выпустили заветные бутылочки.

Судак, между прошлым и будущим...

Большой вклад в местное виноделие внес и князь Лев Голицын, со своей ново-светской игристой авантюрой. Это время — начало 20-го века, стало еще одним золотым веком для Восточного берега Крыма. Если в Ялту и Гурзуф отправилась аристократия, вслед за царской семьёй и приближенными к императору, то Судак, Коктебель и Новый Свет полюбила творческая богема. Грибоедов и Айвазовский, Алексей Толстой, Максимилиан Волошин, Булгаков, Ахманова, Цветаева, Александр Грин. Сюда отправлялись и за вдохновением, и за исцелением, и в поисках лучшей жизни. Многим эти рыжие холмы подарили такой долгожданный покой. Как варимант минимум — отличый вид из окна!

Судак, между прошлым и будущим...

Вы тоже можете за ним направиться, для этого есть отличный маршрут. Эко-тропа по заповеднику Алчак-кая, и если со стороны набережной пыльные дорожки вам энтузиазма не внушают, не обращайте внимание — идите. Виды по пути встретите лунно-марсианские, да еще и адреналинчик зашкалит местами.

Судак, между прошлым и будущим...

Несмотря на статус заповедника и оптимистичное название «экологический прогулочный маршрут», тропа довольно запущенная, местами сложно-проходимая и даже немножко опасная. Ухоженный участок в начале набережной составляет максимум метров 500, для прохождение остального нужна резвость горного козлика.

Судак, между прошлым и будущим...

Или как вариант можно чайкой взмыть над препятствиями!

Судак, между прошлым и будущим...

И всё же оно того стоит. Берите с собой перекус, вы же помните первое правило туриста, и выходите пораньше (второе правило). По пути можно искупаться, бухты откроются взору изумительной красоты!

Судак, между прошлым и будущим...

Советую пройти именно круговой маршрут, обогнув мыс слева. На прогулку смело закладывайте часа 3–4, местами будет жарко, но и награда за все старания ждет достойная.

Судак, между прошлым и будущим...

Кстати, читала на многих сайтах, что вход в заповедник платный. Причем, по крымской традиции, это совсем не символические 50 рублей, а все 200. Не знаю, мы кассиров с билетами по пути нигде не встретили, возможно потому и состояние маршрута столь плачевное сейчас. А может, это я такая неженка, вы покорите гору вмиг, и нам потом расскажете о своих приключениях!

Ну, а что там еще есть, кроме крепости, бухт и вина, спросите вы. Есть красивая набережная, ухоженная, и не слишком многолюдная, если отправитесь гулять с утра пораньше!

Судак, между прошлым и будущим...

Район улицы Морской — самый дорогой и живописный.

Судак, между прошлым и будущим...

Городской рынок с местными вкусняшками…

Судак, между прошлым и будущим...

Кипарисы, чье имя позаимствовали для названия самой тусовочной прогулочной улицы.

Гламурный пляж «Мохито», с золотым песочком, привозным, коктейлями и диджей-сетами. И расположенный неподалеку остров Крабий, до которого можно дойти-доплыть минут за 10.

Судак, между прошлым и будущим...

Очень неплохие ресторанчики. Мы попали в «Крымский дворик» на Фестиваль плова, и помимо подглядывания в казаны и попыток понять, в чем же там секрет божественной пищи, еще и надегустировались всласть! С чем-с чем, а вкусностями в Судаке порядок.

Судак, между прошлым и будущим...

Всё это очень неплохо для курорта, куда едут за морем и солнцем, правда ведь?)