Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова
была вчера 18:25

Лауфен-Увизен, Шаффхаузен — Швейцария Май 2019

Вода, вода — шумит вода…
(Песня «Как провожают пароходы»)

Путешествуя по Швейцарии невозможно не заметить мелькающие за окном поезда светлые струйки водопадов. Под силой земного притяжения быстрая вода несётся с каждого склона, скалы, горы и пригорка. Кажется, что природа открыла секрет вечного двигателя. Бегущая вода завораживает, на неё, как и на огонь можно смотреть бесконечно. Люди преодолевают тысячи километров для того, чтобы увидеть это чудо.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Самый большой водопад в Швейцарии, да и во всей Европе находится у истоков реки Рейн. За последние десятилетия европейские реки значительно обмелели. Во многих городах на фоне прекрасного старинного моста можно увидеть только скромный ручеёк. Однако Рейн всё ещё гордо несёт свои воды, а с ними и многочисленные кораблики с любознательными туристами.

Поплавать на кораблике мы ещё успеем, а пока по утренней прохладце бодро шагаем на главный вокзал Цюриха. Билет на электичку купили накануне в автомате. Нашли на табло нужный рейс, разместились в вагоне второго класса, и вскоре за окном замелькали зелёные луга и кирхи со шпилями и по-швейцарски яркими большими циферблатами.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Рейнский водопад находится на северной границе кантона Цюрих. Пятьдесят минут и мы у цели. Выходим на небольшой станции «Schloss Laufen am Rheinfall». Это даже не станция, а скорее остановка со скамеечкой под навесом и расписанием поездов на стене.
Сначала по деревянной лесенке, потом на лифте поднялись во двор средневекового замка Лауфен.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Замок на крутом берегу Рейна был построен в IX веке и первоначально принадлежал баронам Лауфен, в XVI веке он перешёл во владение города Цюрих. Затем поместье ещё несколько раз переходило из рук в руки, пока опять не вернулось в собственность городских властей, которым принадлежит и поныне. Внутри ничего интересного не осталось и мы ограничились только внешним осмотром и прогулкой по территории.

Сверху заприметили лодочную станцию и кораблики снующие по реке.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Почему бы и нам не прокатиться. Спустились обратно к остановке поезда и по тенистой дорожке дошли до пристани.

Впереди шла группа и молодой человек сообщал окружающим, что вот как раз здесь Шерлок Холмс боролся с доктором Мориарти. Так захотелось поправить, что то был совсем другой водопад — Рейхенбахский, хотя и тоже в Швейцарии в местечке Мейринген. Однако удержала сей благородный порыв. Как говорится в бессмертной пьесе Грибоедова: «блажен кто верует, тепло ему на свете».

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Купили в кассе билет, вскоре подошёл кораблик и мы отправились в плавание по бурным волнам Рейна.

Лодка вырулила на середину реки и перед нами открылась грандиозная картина. С двадцати трёх метровой высоты на всю сто пятидесятиметровую ширину со коростью 700 тысяч литров в секунду низвергались водяные потоки.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

В воздухе стояла водяная пыль, а смотровую площадку казалось вот-вот поглотит белая пучина.

Кораблик причалил к небольшому домику с гордым названием замок Вёрт. Замок Вёрт стоит на островке. Построен он был в 1348 году и служил таможней для товаров доставлявшихся по реке.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Перешли через мостик и мы уже в деревне Нойхаузен кантона Шаффхаузен.

Вдоль берега проложен тенистый променад, с которого открываются великолепные виды на водопад и замок на скале. Пышно цветут необычные розовые каштаны.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Не в первый раз заметила, что у водопадов можно встретить очень много индийцев.
В индуизме водопады занимают особое место. Они символизируют нисхождение богов, света и изобилия. Звук падающей воды сравним со звуком дыхания в теле. Согласно легендам, из-за их красоты и величия водопады служат местом купания богов и небесных существ, которые часто их посещают. Следовательно, вода в водопаде может иметь целебные и очищающие свойства. Символично, что падающая вода также означает игривое настроение и текущие превратности жизни.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Вдоль променада дошли до настоящей действующей водяной мельницы. Первая такая мельница была здесь построена более тысячи лет назад.

Мельничное колесо крутится своим отдельным водопадом.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

В домике открыто кафе. Интересно было бы узнать электричеством оно снабжается самостоятельно или энергии воды всё-таки не хватает на печи и холодильники.

Со смотровой площадки кажется, что до реки можно дотянуться рукой. Перед глазами открывается богатая палитра цветов и оттенков от белого до тёмно-синего.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Посреди всего этого буйства водной стихии стоят два огромных камня. Возможно когда-то реку перегораживала каменная гряда. Могучая сила воды пробила преграду, оставив несколько осколков, которые как стойкие воины продолжают держать оборону.

К одному из скалистых островков можно подплыть на кораблике и по шаткой лестнице подняться на самый верх.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

И там в брызгах и грохоте почувствовать настоящую мощь падающей воды.

Однако, душ Шарко не входил в наши планы. Мы предпочли любоваться силой стихии на расстоянии, за перилами сухой смотровой площадки.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Дорожка идёт выше, к самому основанию водопада.

Показался железнодорожный мост, куда мы собственно и направляемся.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Не устаю любоваться каштанами. Одни цветут белыми свечками.

Другие махрово-пушистые, кремово-розовые.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Замок на горе кажется уже совсем близко.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Пятнадцать тысяч лет назад в Ледниковый период земные пласты сдвинулись и река Рейн потекла по новому руслу. В точке изгиба, где твёрдый известняк сменился мягким песком, возник водопад. И теперь мы любуемся им как чудом природы, от которого трудно оторвать глаз.

Тропа нырнула в лес и на время водопад заслонили кусты цветущей акации.

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

От замка Вёрт обратно к Лауфену можно дойти минут за 40. Дорожка идёт сначала вдоль реки, а затем через железнодорожный мост.

Любимое занятие в Швейцарии — ловить поезда. Как думаете этот идёт от замка или к замку?

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

Под замком пробит туннель и сразу за ним станция. Пройти этим коротким путём, к сожалению, не получится. Туннель закрыт для пешеходов.

Мост построен прямо над водопадом. С одной стороны буйство стихий.

С другой тихая гладь.

За мостом пешеходная дорожка уходит круто вверх. Пришлось сначала карабкаться к замку,

Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским

а потом уже знакомым путём спускаться к станции.

Трудно поверить, что когда-то планировали взорвать Рейнский водопад, чтобы расчистить путь для судоходства. Хорошо, что этим планам не было суждено осуществиться.
Во второй половине дня вернулись в Цюрих. Погуляли по городу и вечером уехали в Люцерн.

Практическая информация:

• Из Цюриха к Рейнскому водопаду ходит электричка S12. Отправляется каждый час: 8:16; 9:16; 10:16. Обратно той же электричкой S12 в направлении Brugg AG в 12:50; 13:50; 14:50. Билет туда и обратно стоит столько же, что и дневной проездной на все зоны — 34.40 франков. Можно сэкономить купив так называемый 9-ти часовой проездной — «9 O’Clock day pass» https://www.zvv.ch/zvv/en/travelcards-and-tickets/tickets/9-oclock-daypass.html за 26 франков. Единственное ограничение, что в будние дни такой билет начинает действовать с 9 утра.
  • Билет на кораблик стоит 5 франков.
  • Так как у нас был проездной на все зоны, билет в Люцерн купили от станции Thalwil. Вышло немного дешевле, чем от Цюриха. Нужно только иметь в виду, что поезд должен останавливаться на этой станции. IR70 и IR75 подходят.

Другие части рассказа:

Долина падающей воды — Лаутербруннен

От озера до озера. Интерлакен

Великая сила воды — ущелье Горнер. Церматт

Скалистые горы, где спят облака — Горнерграт, Трокенер Штег. Церматт.