Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова
была вчера 18:25

Люцерн — Швейцария Май 2019

Любой уважающий себя средневековый город, чтобы оставаться таковым и не исчезнуть с карты местности, должен был побеспокоиться о своей защите.
Люцерн окружили двумя линиями обороны. В XIII веке построили внутренний крепостной вал, а веком позже добавили ещё и внешний. Город рос, осваивались новые территории, нужны были подъездные пути. Старые крепостные сооружения больше не выполняли своей прямой функции защиты от врагов и рушились без сожаления. От внутреннего кольца мало что сохранилось до наших дней. Тем более удивительно, что по какой-то необъяснимой прихоти судьбы большая часть внешнего осталась нетронутой.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Однако обо всём по порядку. Утро как известно «начинается с рассвета». Выглядываем на улицу. Гора на месте, солнышко светит, хотя облачка тоже присутствуют. Пока они не успели собраться в стаи и не превратились в серые тучки пора в поход на штурм крепостных укреплений. Позавтракали в отеле, благо завтрак был включён в стоимость проживания. Подъехали пару остановок на автобусе. Ноги в отпуске главная ценность, их надо беречь, тем более проездной тоже выдали в отеле.

Восьмиугольная Вассертурм одна из немногих оставшихся башен внутреннего кольца. Почему башня стоит посреди реки так и осталось загадкой.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Следом за мостом Капельбрюкке встретили вторую внутреннюю башню. К углу дома гильдии ЦурГильген примыкает круглая башня с балкончиком — Багардстурм (Baghardsturm).

Городские укрепления первоначально насчитывали 30 башен. На сегодняшний день сохранились 13 из них. Четыре из первой линии обороны, две из которых мы уже видели и целых девять башен вместе с крепостной стеной, что защищала город с севера.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Рассмотреть крепостную стену Музеггмауэр (Museggmauer) вблизи очень хотелось. Однако перспектива лезть вверх по крутому холму не привлекала. Крепостные укрепления на то и строились, чтобы быть труднодоступными. Никто не рассчитывал на удобство для туристов. Но мы тоже не лыком шиты, нашли способ облегчить восхождение и воспользоваться лифтом (см. совет).
Первой встретилась самая маленькая башня Дэхлитурм (Dächliturm). Подойти к ней не удастся, из-за домов выглядывает только крутая пирамидальная крыша.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Следующая мощная Алленвиндентурм (Allenwindenturm) с участком крепостной стены.

По тропинке огородами вышли на внешнюю сторону Музеггмауэр к башне Ширмертурм (Schirmerturm).

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

В башне построенной в 1420 году были устроены городские ворота.

Грозные львы встречали усталого путника. Мы же не устрашившись когтей и клыков смело шагаем под арку. Вход в Ширмертурм открыт для всех желающих. С этой башни можно выйти на крепостную стену.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Со стены весь город виден как на ладони.

Дорожка проложена ровная, огороженная перилами. Стена длиной 800 метров считается одной из самых длинных и хорошо сохранившихся крепостных стен в Швейцарии. Подняться можно на четыре башни — Ширмертурм, Циттурм, Хойтурм и Мэннлитурм.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Мы выбрали Часовую башню — Циттурм (Zytturm). Циттурм была построена не с целью обороны. Главным её достоинством были огромные башенные часы, благодаря которым даже рыбаки на озере могли узнать точное время. А если на озеро опускался туман и скрывал стрелки часов, звук башенного колокола возвещал каждый час.

Первый колокол с исключительно красивым, чистым звоном был отлит в 1381 году для часовни Святого Петра и посвящён Святому Леодегару. В 1788 году колокол был перенесен в Люцернский собор, а в башне установлен новый большего размера. Новый колокол был 127 см в диаметре и весил более тонны.
Любопытно, что колокол Циттурм бьёт на одну минуту раньше других колоколов Люцерна. В 1385 году городской совет издал так называемую привилегию первого удара для общественных часов. В позднем средневековье города боролись за большую независимость от церкви и императора. Преимущество первого удара было политическим посланием: это была демонстрация власти совета города и республики Люцерн, когда общественные часы били прежде церковных колоколов.
Нам повезло услышать звон колокола прямо в башне. Я правда на всякий случай спустилась пониже. Ровно за 1 минуту до 9-ти утра зазвонил колокол и все колёсики и отвесы часов пришли в движение.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Старинный часовой механизм под крышей можно разглядеть в деталях. В 1385 году мастер Генрих Гальдер из Базеля построил первые башенные часы для Люцерна, а также снабдил их инструкцией по эксплуатации. Теперь эта инструкция представляет собой старейший из известных документов, описывающих работу средневековых часов и хранится в государственном архиве Люцерна. В 1535 году часы были отрставрированы. С тех пор часовой механизм каждый день заводиться вручную часовщиком города — Цитрихтером.

В башне представлена целая коллекция старинных часов. Многие из них всё ещё действующие.
Огромный циферблат часов с Ратуши никак не хотел умещаться в кадр. Поразительная работа часовщика из Цюриха Хансена Лютера, который в 1526 году изготовил новые часы для городской ратуши. Рама и весь часовой механизм были выкованы вручную.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Часы со старых казарм были чудом сохранены для потомков.
Часовой мастер Леонц Сутер изготовил часы для казарм пехоты на Казерненплац в 1862 году. В 1971-ом казармы решили снести. Здания уже подготовили к взрыву, когда взрывник и управляющий недвижимости сидели в ресторане «Галликер» на Казерненплатц, выпивая вместе после работы. Управляющий Франц Герман между делом поинтересовался, что будет со старинными часами. На что сапёр в шутку ответил, что с радостью предоставит ему возможность выкопать их из-под обломков на следующий день. Герман тут же мобилизовал всех работников и они вместе демонтировали прекрасный механизм. Так часы, которые почти были утеряны навсегда, избежали сей печальной участи.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

С высоты Часовой Башни открывается вид на озеро Люцерн и гору Риги.

Внизу видна школьная беговая дорожка, а вдоль стены следующие башни: Хойтурм (Heuturm) и Люгисландтурм (Luegislandturm).

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Любуясь видами отправились по стене дальше.

Дорожка заканчивается у Вахттурм (Wachtturm), в прошлом Хойтурм.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Название Хойтурм или Сенная башня говорит само за себя. В башне складывали сено и не только. Здесь также хранили пороховой запас. Дело кончилось трагедией. Удар молнии в 1701 году привел к взрыву 350-ти центнеров пороха. На город пролился каменный дождь. Башня была разрушена полностью и на её месте была построена новая — Сторожевая башня Вахттурм.

В качестве меры предосторожности город Люцерн хранил порох в двух башнях. Когда в башне Хойтурм произошла катастрофа, половина пороха осталась в безопасности в Пороховой башне Пулвертурм.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Спустились вниз и через арку вышли наружу.

Как и положено за городской стеной расположилась ферма. Хозяйство Хинтер Мусегг существует более 400 лет. На территории есть даже кафе и столь необходимые для туриста удобства. Долго пыталась поймать в кадр редкого серебристо-чёрно-крапчатого петуха породы Аппенцеллер важно обходящего свои владения.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Башня с остроконечной крышей — Люгисландтурм. Построенная в 1370 году высотой 52.6 метра она самая высокая из девяти.

Прошлись вдоль стены до следующей башни Мэннлитурм (Mannliturm), однако спускаться вниз не стали.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Было интересно заглянуть на внутреннюю сторону. Пришлось вернуться к арке, с которой начинали.

Со стороны города у стены устроен парк с каштановой аллеей.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Пышными гроздьями цветёт жёлтая акация.

Тут же оказался главный вход в Циттурм, тот что с часами. Старинная фреска на фасаде изображает двух гигантов с гербом Люцерна и циферблатом в руках. Впервые фреска была задокументирована в 1511 году городским клерком Дибольдом Шиллингом в его летописи. Гиганты были символом силы и могущества солдат и наемников Люцерна.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Трёхцветный пушистик принюхивается к луговому разнотравью.

Предпоследняя башня Мэннлитурм названа так из-за маленького рыцаря на угловой башенке.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

По крутой улочке спустились к реке. Набережную украшает башня Нолитурм (Nölliturm). Единственная круглая башня Музеггмауэр Нолитурм была построена в 1513 году. В 1901 году в башне пробили арку для проезда экипажей.

Накануне гуляя по Старому городу заметили белый замок на горе и решили обязательно туда подняться.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Перешли реку и оказались прямо у подножья холма Гюч.

Не могла пройти мимо оригинальных часов на фасаде СентиКирхе. Единственная стрелка движется по полукруглому циферблату с двумя рядами чисел. Стрелка с концами разной длины указывает то на число в нижнем ряду, то в верхнем. Считается, что часы были изготовлены около 1700 года неизвестным часовщиком.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Справа от СентиКирхе нашли вход на подъёмник. Исторический фуникулер Гюч Бан был построен в 1881 году. Изначально вагончики поднимались с помощью водяного балласта, когда разница в весе компенсируется водой, которая выполняет роль противовеса. К сожалению в 2015 году старая фуникулерная железная дорога была заменена двумя современными наклонными подъемниками. Полторы минуты и мы наверху.

В 1590 году на холме возвели сторожевую Башню Гюч. На башне зажигали огонь, чтобы предупредить город об опасности. Пожар 1888 года полностью уничтожил башню. Восстанавливать не стали и вместо башни построили роскошный отель.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Первоначально Шато Гюч было построено архитектором Эмилем Фогтом как частная резиденция и только позже превратилось в отель. Здание в виде сказочного замка с башнями и эркерами было вдохновлено ​​баварским замком Нойшванштайн. Здесь останавливалась сама королева Виктория, а также Чарли Чаплин и Альфред Хичкок.

С террасы отеля открываются панорамные виды. С одной стороны крепостная стена.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

С другой весь город, озеро и гора Риги на горизонте.

Внутри тоже очень симпатично. Лепнина на потолке, резьба по дереву, старинная мебель.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Лесенка из вестибюля ведёт в подвал. Переходы устроены как в старинном замке. Факельные светильники на стенах, рыцари в доспехах.

Настоящий винный погребок.

Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок

Тут я слегка заблудилась и попала в люксовые аппартаменты. Пришлось быстро ретироваться обратно к рыцарям. Выход на веранду всё-таки нашёлся.

Закапал дождик, и бросив последний взгляд на великолепную панораму, мы поспешили к фуникулёру.