Турист Ivan Tarasov (Ivan_Tarasov)
Ivan Tarasov
был 8 августа 2019 14:10

Агиос-Николаос, Коккини-Хани, Ираклион, Крит — Греция Июль 2019

Хочу поделиться своим опытом нашего 3-го отдыха на Крите, друзья.

Глава Первая об отеле Marilisa

В этом году на Крит пришлось лететь глубокой ночью, причем везли нас в жестком лоукост режиме, что понравиться конечно же не могло. Слава Богу, хоть рейсы уходили из Домодедово так что фокусов с чемоданами и дикими очередями на ровном месте не было. Тем не менее все прелести чартера летом: тесная рассадка, грязновато и дети вокруг все время пищат. К тому же с июля месяца туристов бесплатно больше не кормят. Жлобство как оно есть. Самолет принес нас в аэропорт имени Никаса Казандзакиса в 5 утра. Было тихо, малолюдно. Трансферный автобус местной принимающей компании быстро домчал нас до отеля и вот тут то и начались первые сюрпризы, ночного портье в отеле не было.

Отель Marilisa

Мы остановились в небольшом, но довольно уютном отеле Marilisa из сети отелей Shotels (http://www.shotels.gr/accommodation/marilisa-hotel/). Вряд ли в нем больше 20 номеров, точного количества я впрочем не знаю. Он состоит из трех корпусов. Два корпуса по три этажа, и один маленький на три номера. Мы заняли одну из лучших комнат отеля на втором этаже с видом на чудесную араукарию, радовавшую глаз каждое утро. Море из отеля практически не видно, не смотря на то, что до него всего 100 метров, он находится на второй линии. Перед ним на самом берегу стоит цепочка небольших домов. Скорее всего, летом греки их сдают под виллы, но мы в них особенного оживления не видели ни разу. Комнаты отеля формально одноранговые, но нашу Superior triple SSV стоит считать по меньшей мере полулюксом. Просто из-за размера. Номер состоял из одной огромной жилой комнаты 6 на 6 метров, просторного балкона достаточного размещения за круглым столиком 3 человек и санузла. Небольшой холодильник с морозильником «смерть мороженному». 2 стола. 3 стула. Большая двуспальная кровать с удобным единым матрасом. В комнате была дополнительная еврораскладушка с мягким матросом. Теоретически она была для дочки. Кроме того, в номере был телевизор с пятью каналами, и что важнее у него был разъем для флешки. Один их каналов был наш Первый (#$@&*). Розеток в номере было много. Очень много, что конечно порадовало.

Ночью в отеле Marilisa

Лифта в отеле нет, и как водится у греков, на третий этаж вела отдельная длинная лестница категории «Умри под чемоданом». Бассейн небольшой и сильно переменной глубины. С одного края он метр, а с другого 2.70. Так что можно упрыгаться. Рядом с отелем расположен бар со столиками. Питание в отеле ведется по схеме Half Board. Сами они не готовят, а привозят готовую еду из Ираклиона (кейтеринг). Надо сказать, что это положительно сказывается на качестве этой еды. Несмотря на невеликое разнообразие, каждый раз можно было легко подобрать, что-нибудь вкусное.

Анимацией в отеле заведовали 2 семьи кошек. Полосатую семью мы назвали «Миледи и Кардинал» (котята были поименованы: Рошфор, де Жюсак и Кэтти). Вторая семья кошек была из чернобелой мамы кошки (Королева), ее рыжего мужа (де Тревиль) и их черно-белого застенчивого котенка (Ла Порт). Кошки были классные и с очень разными характерами. Наибольшую активность они, само собой, проявляли на завтраке и ужине гостей отеля. Миледи была самой голосистой и наглой. Зато Королева была настоящей акробаткой. Она не дожидалась, пока кусочек еды покинет руку кормящего, она прыгала за этой «птичкой» сама.

К востоку от Ираклиона

Убирались каждый день. Меняли полотенца по требованию. И перестилали постель. Хочу обратить ваше внимание на 2 особенности отеля: с 23–00 до 7–30 персонала в отеле просто нет. Никого. Ночного портье они тоже не держат, так что заезжать в отель ночью надо с крайней осторожностью. Вторая особенность заключается в том, что всё это побережье от Картероса и до Гурнеса находится на пути захода на посадку самолетов и шум двигателей вполне ощутим. Хорошо для авиаспотеров. Плохо, для кого такой шум раздражает.

Глава Вторая или чудесный поселок Коккини-Хани

Мало ли таких придорожных поселочков из отелей и магазинов раскидано по Греции, — махнете вы рукой и ошибетесь. Коккини-Хани выделяется из общего ряда.

К востоку от Ираклиона

Во-первых, в нем живут живые люди, местные греки и поэтому здесь есть большие и интересные магазины, а также самые разные заведения для жизни простых людей такие, как прачечная, ателье, мясная лавка, магазин канцелярских товаров для школьников, рукоделья и тому подобного.

Marilisa стоит на стыке двух поселков. Слева от пунктирной линии на самом деле находится Ватианос Кампос, но его частенько и сами греки (в том же автобусе, к примеру) включают в общее понятие Коккини-Хани. Тем не менее, пляжи Ватианос-Кампоса заметно лучше своих восточных соседей.

В поселке есть два больших супермаркета: Халкиадакис и Базаар. В них есть абсолютно все, что вам может только понадобится. В том числе и при проживании в апартаментах со своей кухней. Кстати, разного рода пляжные глупости типа ковриков, зонтов и детских лопаток можно купить на месте. Зонт мы видели даже по 5.5 евро. Точно также там продаются и вполне приличные солнцезащитные средства за очень разумные деньги.

К востоку от Ираклиона

На восточной границе зоны где мы гуляли расположена таверна Идеала, а напротив нее шикарный магазинчик с пирожными и мороженкой Спиридон. В Идеале неплохо готовят. Мне больше всего понравился сыр Саганаки и пицца которую они готовят в правильной печи у вас на глазах.

Между Базааром и Идеалом по той стороне улицы есть интересный магазин—мастерская Olive Tree, где мастер изготавливает и продает самые разные сувениры из оливкового дерева. Самое лучшее место чтобы прикупить доску или лопатку в подарок. Точно также на пол дороге примерно напротив него стоит отличный магазин канцелярских товаров. Кстати, маркеры металлик там в изобилии, дешевле чем в Москве и самых разных цветов. Дочка прикупила себе штук 6 или 7 РАЗНЫХ.

Если свернуть на улицу уходящую от моря и пройти или проехать по ней примерно 550 метров, можно найти отличную таверну Катифигио. Оригинальный внешний вид, площадка для детей и неплохая кухня. Тушеное мясо со специями там было чудесное.

По середине поселка. Напртив отеля Marilisa находится небольшая таверна Wuiby — Bar & Grill House . Ее хозяин и главный повар Johan Broekhoven мировой мужик и отлично готовит блюда НЕ греческой кухни. Сосиски просто объедение. Если соберетесь в этот поселок из Москвы, дайте мне знать, я передам ему бутылочку чего-нибудь.

К востоку от Ираклиона

Двигаясь по дороге к Ираклиону метров через 300 от отеля Марилиса можно попасть в главную достопримечательность поселка: раскопки виллы минойского периода Нироу. Она была двухэтажной. На первом этаже было 40 комнат. Похоже на отель, не так ли? Напротив нее есть приметная таверна To Kyma. Вполне нормальная кухня, а несколько затрапезный вид будет компенсирован вечером потрясающими видами при закате. Там же за коктейль есть и более или менее приятный хоть и узкий пляж.

Если пройти еще 500 метров в ту же сторону мы можем прийти к двум большим отелям: Кноссос Бич и Арина Бич. Между ними таится узкая асфальтированная дорожка к отличному дикому пляжу к востоку от пляжа Арина Бич. На окончании местного мыса есть прямоугольный бассейн относящий к минойскому периоду. Древние греки здесь строили свои корабли. К сожалению бурное море не дало нам там по сноркать, а так хотелось. Кстати, тут отличное место наблюдения за закатами.
Закат в Ватианос Камбос

В поселке достаточно регулярно ходят рейсовые автобусы по маршруту Ираклион-Херсонисос-Малия. В самой Малии делать нечего, а вот о Херсонисосе, как и прочих местах наших поездок я могу рассказать в Третьей главе.

Глава Третья или на дорогах восточного Крита

Коккини-Хани удачное место чтобы посмотреть восточный Крит. Даже если вы не собираетесь брать машину, можно на самом обычном рейсовом автобусе поехать в столицу Крита Ираклион. Ираклион в меру большой город, но его исторический центр все же заметно меньше садового кольца и его можно легко обойти на ногах с перерывами на кофе и мороженку для ребенка.

К востоку от Ираклиона

В Ираклионе три основных музея: Археологический, Исторический и Естественной истории. Кроме них есть еще небольшой музей иконописи около кафедрального собора и несколько выставочных галерей. Так же в Ираклионе восхитительная огромная крепостная стена 17 века широченная с бастионами и всем таким, а также отлично отреставрированный морской бастион Кулес, который я рекомендую обязательно посетить. Мы поднялись на стену около врат Иисуса и прогулялись по ней до могилы Никаса Казандзакиса. Могила меня восхитила. Это просто четыре плиты из необработанного местного камня и деревянный крест. Тихо. И ясно ярко-синее критское небо. Так лаконично, прекрасно и величественно. Величественно каким иным, высшим величием, которого невозможно достичь помпезностью и мегаломанией.

Отдельное доброе слово хочу сказать об Археологическом музее. Не стоит в жаркое летнее время ездить в Кносс. Там орды туристов и сплошь бетонная реконструкция. Все что было настоящего давно в этом музее. Каждый человек, считающий себя образованным, обязан отвести туда своих детей. Мы в этот раз посвятили Ираклиону три дня. Вдоволь погуляли по его улочкам. Побывали в музеях. Посетили городские стены. Уличное движение для жителя российского мегаполиса совершенно несложное, стоит только помнить, что машину можно оставлять ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на паркингах. НИКАКИХ обочин дороги в городах. Заранее спланируйте поездку и подумайте где будете парковаться, изучив карту города.

Автобусы идут и в противоположную от Ираклиона сторону. К Гувесу, Херсонисосу, Сталиде и Малии. Мы туда ездили на арендованной машине, но автобусы подойдут не хуже. Что там я можно посмотреть:

Почти Ариэль в Кретаквариум

1. В соседнем Гурнесе есть совершенно прекрасный, просторный и большой Кретаквариум. Там интересно и взрослым и детям. Прохладно и большая парковка. К тому же он стоит на берегу моря. Там есть и большой панорамный аквариум риф который галереи обходят с разных сторон.

Сожрана в Динопарке

2. Соседний с ним динопарк с другой стороны совершенно не понравился. Он носит явные следы небрежения. Экскурсий не предлагается. Аниматоров для работы на площадках-раскопках нет. В соседний с ним планетарий, расположенный в бывшем ангаре мы и вовсе не пошли.

Минойская жрица

3. В самом Херсонисосе есть еще один Аквариум. Кроме рыбок в нем есть и вольеры с рептилиями. Особенно он интересен, что каждое утро в 10–30 они кормят своих ящериц и змей и в этот момент они вполне себе (по присмотром специалиста центра) контакты. Моя дочь была в абсолютном восторге.

4. Херсонисос достаточно приятный городок. Это именно город, но он не настолько велик и шумен, чтобы показаться неприятным. В марине Херсонисоса можно увидеть под парами прогулочные катера. Мы не пробовали, но я уверен, что это тоже хороший вариант для отдыха.

К востоку от Ираклиона

5. Музей народного быта Лихностатис. Это достаточно масштабный парк в котором достаточно хаотично собрана всякая всячина о жизни критян. Можно получить аудиогид и случшать куски, касающиеся того или иногда экспоната. Что важно, в Лихостатисе все экспонаты можно трогать руками. Так что для посещения детьми хорошо подходит.

В Лабиринте

Кроме того в регионе есть еще два интересных для посещения места, но добраться туда легко можно ТОЛЬКО на машине. Это тематический игровой парк Лабиринт и Пещера Скотино. Парк отличный, но его изюминка это полноразмерный лабиринт в котором вам дают квест по поиску шести комнат. С ребенком это весело! Кроме этого там есть еще минигольф, трасса для езды на машинках и ряд мастер-классов.

Врата Мории

Пещера Скотино прекрасна. У нее огромный входной портал и кажется, что ты стоишь где то перед вратами Мории. Пещера не оборудована для посещения. Там нет света, перилл и дорожек. Есть только протоптанная людьми тропа. Если у вас есть в загашнике мощный (очень мощный) фонарь его имеет смысл взять с собой. Иначе света фонарей смартфонов хватит дойти до края нижней смотровой площадки.

Глава Четвертая или древние руины Крита

Восточный крит скрывает множество сокровищ для тех кто любит историю. Конечно, к посещению таких мест надо информационно подготовиться. Подобрать материалы, которые и прочитать с выражением членам семьи прямо на месте. Сложно объехать все эти места всего за одну неделю, особенно учитывая, что с тобой ребенок, который вряд ли склонен изнурять себя слишком долго блужданиям по руинам под знойным критским солнцем.

На руинах

Начали мы свое путешествие с Малийского дворца. Согласно легендам его построил младший брат Миноса Сарпедон. Сказки сказками, но строители этого древнего города и правда были детьми той же самой культуры, что и строители Кносса. Раскопки достаточно обширны. Некоторые их участки накрыты навесами. Мы заранее подготовились к визиту. Распечатали карту дворца, легенду к карте и с огромным энтузиазмом бегали по его территории фантазируя как именно жили минойцы и для чего им были нужны те или иные комнаты и залы.

Дополнительным приятным бонусом может послужить и то, что прямо до малийского дворца ходит местный рейсовый автобус. По какому расписанию и маршруту я знаю, но остановку его видели своими глазами. Кроме того, в 600 метрах от дворца находится хорошо оборудованный пляж Потамос. Там можно остудить в волнах раскаленное за время экскурсии тело.

На следующий день мы решили поехать далеко на восток к руинам дорийского города Лато. Когда он был столицей всего восточного Крита. Из него греки контролировали огромную долину вокруг, а на месте нынешнего Агиос Николаоса стоял порт этого горного города. Останки Лато находтся в горах, не забудьте взять с собой воду и удобную обувь. Он расположен в расселине между двух в меру пологих вершин и раскопанная территория достаточно обширна. Здесь в Лато хорошо замечаешь разницу в умении и талантах минойцев и дорийских строителей Лато. Каменная кладка последних заметно грубее и примитивнее, но несмотря на все последующие землетрясения Лато сохранился значительно лучше чем Кносс, Малия или Фест. Даже могучую Гортину почти стерло время, а вот в Лато есть где полазать и посмотреть. Как обычно, предварительная подготовка поможет вам сделать визит интереснее.

На руинах

После Лато мы решили заехать в Агиос Николаос. И вот этот город нас разочаровал. Город был построен уже в 20-м веке и полностью лишен очарования Ретимно и Ханья. Даже Ираклион приятнее и милее чем Агиос. К тому же их единственный музей не работал. Единственное приятное место в городе — озеро Вулисмени. Правда его берега плотно заставлены едальнями для Туристов. Воистину, мой Танелорн как и у принца в алой мантии был бы почти безлюдным.

К востоку от Ираклиона

Отдельный день мы выделили для дальней поездки на южный берег Крита к великому городу греков Гортине и древнему Фесту. Дорога хороша и достаточно широка. Серпантин оказался скорее приятной переменой в вождении, даже для меня обитателя ровных трасс Москвы. Увы и ах единственный город Крита проживший почти 3000 лет, раскопан из рук вон плохо. Для посещения открыт кусочек города с церковью и бывшим местом собрания совета города. На месте мы купили чудесную книгу, описывающую одновременно Гортину и Фестос. Со схемами и легендой. Оставшись несколько недовольными мы ушли в дикую часть Гортины через дорогу и обнаружили там экспедицию итальянских археологов. Они раскопали два ооочень больших античных храма. Так что если у вас есть связи… Они там по сей день копают.

Фест находится чуть в стороне от основной трассы на вершине двурогой горы. По плану он схож с малийским дворцом и было интересно его сравнивать с первым. Именно в Фесте нашли знаменитый фестский диск. Занятно, но там совершенно явно был архив и даже местная канцелярия, занимавшийся делопроизводством. Как мы шутили: Отдел кадров у них был совсем маленькой комнатой. Где-то 2 на 3 метра.

После Феста мы решили собрать волю в кулак и доехать до Маталы. Матала нас встретила не гостеприимно. Дул сильнейший ветер с моря. Приехали мы уже ближе к двум часам дня и припарковать машину было сложно. Сама Матала крошечный поселок, где совершенно нечего делать. Запустив дочку плавать, мы мрачно терпели пескоструйную обработку наших лиц ветров и в скором времени свалили домой.

Мои ощущения после этой поездки можно лучше всего передать словами великого Никоса Казандзакиса…

К востоку от Ираклиона

Поздним вечером мы молча сидели около жаровни. Я вновь ощущал, какое счастье могут дать обычные, скромные вещи: стакан вина, каштан, жалкая печка, шум моря! Ничего другого. И чтобы почувствовать, что всё это есть счастье, нужно только быть простым, непритязательным человеком.

(Никос Казандзакис. «Невероятные похождения Алексиса Зорбаса»)

Теги: Отзывы об отелях, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия