Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Тбилиси, Мцхета — Грузия Апрель 2019

К началу рассказа

Сегодня мы будем много ходить. Причём, ходить будем ещё и вверх-вниз по наклонной плоскости. Отправляемся своим ходом в монастырь Джвари. Монастырь расположен на вершине горы у слияний двух рек Куры и Арагви. Согласно преданиям, именно в этом месте святая Нино поставила Святой крест, ознаменовавший принятие Грузией христианства. Добраться к монастырю можно различными способами: в составе экскурсионной группы, на такси или, как мы, на проходящей маршрутке из Тбилиси, а далее пешком в гору.

На автовокзале долго искали нужную нам маршрутку. Водители уверенно качали головами, убеждая нас бросить эту странную затею идти в гору пешком. Таксисты предлагали довезти до самого монастыря. Но кое-как нам удалось найти маршрутку, которая шла до Гори. Попросили водителя высадить нас на трассе у подножия Крестовой горы.

Ехали недолго, минут 40. Со второй попытки водитель высадил нас в нужном месте у подножия горы. Проводив нас сочуственным взглядом, маршрутка поехала дальше, а мы оказались один на один с этим знаком. Путешествие обещало быть интересным.

Вверху на фоне голубого неба виднелся монастырь. Как гласили интернет-источники и отзывы бродивших тут до нас туристов: вверх должна была вести тропинка, выводящая прямо к монастырю. Эта самая тропинка нашлась почти сразу. И мы начали подъём вверх.

Грузия (день 7). Монастырь Джвари. Мцхета. Тбилиси: Wine Gallery, Сухой мост

На практике всё оказалось не таким уж и страшным. Тропинка хоть и была довольно крутой, но вполне проходимой без обрывов. Идти было легко и интересно. Монастырь всё приближался.

Крестовая гора. Подъём к монастырю Джвари

Одновременно с этим открывались красивые виды на слияние рек у подножия горы.

Грузия (день 7). Монастырь Джвари. Мцхета. Тбилиси: Wine Gallery, Сухой мост

Дорога до самого верха заняла от силы минут 25. Перед тем, как зайти на территорию монастыря, полюбовались морем маков и местного разнотравья.

Несмотря на относительно раннее время, на парковке уже стояли многочисленные такси и автобусы. Туристы бегали между сувенирных прилавков.

Территория монастыря небольшая. Главное строение — старинная грузинская церковь VII века постройки. Церковь небольшая, а посетителей много. Поэтому на входе скапливается очередь.

Грузия (день 7). Монастырь Джвари. Мцхета. Тбилиси: Wine Gallery, Сухой мост

Осмотрев церковь снаружи, зашли внутрь. Как и все грузинские церкви, она обладает какой-то душеной атмосферой, спокойствием. В центре стоит крест, напоминающий о том самом кресте, который поставила здесь святая Нино.

Долго внутри не задерживались. Вышли на улицу полюбоваться чудесным видом слияник Куры и Арагви.

Грузия (день 7). Монастырь Джвари. Мцхета. Тбилиси: Wine Gallery, Сухой мост

Ещё немного побродили по территории монастрыря и начали спуск вниз.

Спускаться решили более длинным, но цивилизованным путём. К тому же нам предстояло отправиться в Мцхету, первую столицу Грузинского государства. Она расположена как раз у слияник двух рек, на другом берегу.

Шли по лесной дороге. Монастырь постепенно удалялся, оставаясь где-то высоко на горе.

Грузия (день 7). Монастырь Джвари. Мцхета. Тбилиси: Wine Gallery, Сухой мост

Всю дорогу нас сопровождал очень милый пёс. Он вышел на наш след ещё на парковке и тихо шёл рядом. Дорога ему была явно знакома, он обнюхивал знакомые кусты, временами куда-то пропадал, а затем вновь появлялся.

Когда вышли к автомобильной трассе, то шли мимо заправок и придорожных кафе. Здесь нашему другу немного досталось от местных собак. Им не понравился чужак, и они дружно его облаяли и бросились в погоню. К счатью, всё закончилось хорошо. Не будь нашего друга рядом, бежали бы они за нами, и не известно, к чему бы это привело.

По небольшому подвесному мосту перешли Арагви.

Дорога в Мцхету с Крестовой горы

Вскоре подошли к крепости Бебрисцихе. Снаружи видны её стены, но внутри смотреть не на что, тем более, сейчас там ведутся реставрационные работы.

Грузия (день 7). Монастырь Джвари. Мцхета. Тбилиси: Wine Gallery, Сухой мост

Далее отправились в сторону центра Мцхеты. По пути купили местного хлеба в одном из кафе. Предложили угощение псу, но он проигнорировал вкусняшку. Было видно, что его мучает жажда, день выдался жарким.

Женский монастырь Самтавро. Наш умный друг прекрасно знал, что ему на территорию заходить не следует, и остался снаружи. Но мы не могли расстаться с ним не отблагодарив. На территории монастыря был питьевой фонтанчик, и мы набрали воды в одноразовый стакан. Потребовалось немного времени, чтобы разыскать пёсика. Он уже отдыхал в тени высоких деревьев и от воды не отказался. Так мы с ним и расстались.

Прогулялись по территории монастыря, заглянули в церковь.

Но самое удивительное здесь место, это маленькая часовенка справа от входа. Она такая маленькая, что сюда может зайти человека два, не больше. То, что вы увидете внутри, словами не передать. В полумраке сидит старушка-монахиня, а над её головой как целая вселенная — внутреннее убранство часовенки. На мгновение переносишься на столетия назад. Словами действительно не описать.

Грузия (день 7). Монастырь Джвари. Мцхета. Тбилиси: Wine Gallery, Сухой мост

Чувство голода давно давало о себе знать. И мы отправились на поиски заветных вкусностей. Но единственное, что встретилось нам по пути — это были многочисленные кафе на главной площади. Тут и остановились, точнее уселись. Место проходящее, поэтому дорогое и не «пальчики оближешь». Но для голодного туриста в самый раз, тем более с чудесным видом на храм Светицховели.

Попробовали долму и местное лобио, которое кипело и булькало в глиняном горшочке ещё минут 20 после подачи.

Мцхета. Обед

Наевшись и отдохнув, отправляемся осматривать монастырь Светицховели. Так как Мцхета была первой столицей Грузинского царства, то здесь совершались все основные внутрицерковные обряды, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха. Традиция сохраняется и по сей день.

Территория монастыря небольшая, но создаёт впечатление неприступной крепости. И это действительно так. Вокруг церкви возвышается высоченная стена. Сам собор величественный и очень большой. Красивое место.

Вдали за стенами можно увидеть монастырь Джвари, даже не верится, что мы притопали оттуда пешком.

Грузия (день 7). Монастырь Джвари. Мцхета. Тбилиси: Wine Gallery, Сухой мост

Какой-то скомканной получилась у нас прогулка по самой Мцхете, ничего больше увидеть не успели или не захотели. Чувствовалась усталось, хотелось вернуться домой. Поэтому прямиком отправились на автобусную остановку и запрыгнули в первую проходящую маршрутку, которая довезла нас до автовокзала в Тбилиси.

Тбилиси. Дорога из Мцхеты

Тбилиси. Дидубе

Дневной прогулки нам показалось мало, поэтому до дома от автовокзала решили идти пешком. Но у нас был вполне объяснимый стимул. Предстояло зайти в винный магазин, который нам настоятельно рекомендовала хозяйка в самом первом месте пребывания. Wine Gallery — огромный винный магазин.

Грузия (день 7). Монастырь Джвари. Мцхета. Тбилиси: Wine Gallery, Сухой мост

В основном помещении продаются вина в бутылках, а в подвальчике, как в винном погребе, можно купить разливное вино. Нас как раз разливное и интересовало, хотелось довезти до дома полагающиеся таможней 6 литров на двоих, не разбив стеклянных бутылок.

В погребе нас встретил вежливый персонал. Узнав наши вкусы, провели небольшую дегустацию. Так быстро с винами я ещё не определялась. Взяли три вида полусладкого: белое, розовое и красное кинзмараули.

Пока сотрудники ходили за нашим заказом (вино хоть и в пластиковых бутылках, но запаено, как с фабрики), я рассматривала рыцарей, огромные бочки с трубочками и другие экспонаты этого музея.

Тбилиси. Wine gallery

Нагрузив себя драгоценным грузом продолжаем путь в сторону дома. Наконец-то заглянули на знаменитую барахолку на Сухом мосту. Правда, рабочий день уже заканчивался, и многие торговцы разбрелись. Но общее впечатление получить успели. Самовары, посуда, книги, значки, советские предметы быта, украшения, музыкальные пластинки и море других вещиц красуются на расстеленных покрывалах на земле, на прилавках и в багажниках машин. Но мне особенно запомнилась художественная часть барахолки: очень много картин всех возможных жанров.

Грузия (день 7). Монастырь Джвари. Мцхета. Тбилиси: Wine Gallery, Сухой мост

Дотащив таки и себя, и вино до дома, решили как следует отдохнуть перед вечерней прогулкой по Тбилиси.

А вечером с новыми силами вышли на охоту. Уже стемнело. И мы узкими витляющими улочками вскарабкались к Верхней Вифлеемской церкви, чтобы увидеть Тбилиси в ночной подсветке. Вот какой он красивый.

Ночной Тбилиси. Вид с холма Сололаки

Потом была ещё безумная прогулка в потёмках вдоль холма Сололаки. Шли по какой-то бесконечно длинной «тропе здоровья», где это самое здоровье можно с успехом и потерять либо от усталости, либо от страха, что из кустов кто-то выпрыгнет. Дорожка идёт на высоте вдоль холма и соединяет основные достопримечательности: крепость Нарикала, статую «Мать — Грузия» и гору Мтацминду. Но, к счастью, всё закончилось благополучно. Худо-бедно поздно вечером оказались дома.

Маршрут седьмого дня получился таким, 18 км.

Карта

Читать далее Грузия (день 8)