Турист Natalya Moiseeva (Natalya_Moiseeva)
Natalya Moiseeva
была вчера 20:44

Тобольск — Россия Май 2019

Этот рассказ появлялся невыносимо долго. Он не писался, не продвигался, откладывался в дальний ящик, а потом снова напоминал о себе. Я возвращалась к нему, переделывала и снова откладывала. Совсем бросать не хотелось, хотелось доделать, додумать, дописать. И вот, наконец-то, удалось закончить.

Итак, 2-й день в Тобольске. Наша программа была обширна. С утра отправились в Музей сибирских промыслов и ремесел. В двух залах собраны предметы быта и рукоделия, а также инструменты и утварь, необходимые в хозяйстве. Некоторые предметы можно взять в руки, чтобы понять как оно устроено или как работает.

И это всё Тобольск! День 2

А косу плести руки сами потянулись! Это мы умеем.

В этом же здании на 2 этаже расположен Музей истории кости. Это частный музей, который возник из коллекции косторезной мастерской Минсалима Тимергазеева. Плата за вход чисто символическая — 50 руб. Музей совсем небольшой, но очень интересный! В нескольких витринах — история косторезного дела в Сибири. С удивлением узнали, что кости и бивни мамонтов находят до сих пор и используют в косторезном промысле. Кости и рога других животных — лосей, оленей, коров — тоже востребованы мастерами, к тому же предметы из них получаются еще и дешевле. А потом нам предложили попробовать себя в роли мастера — костореза.

Когда у тебя в руках инструмент, издающий звук бормашины и ты коряво вырезаешь несколько букв на самой натуральной, твердой кости мамонта,

И это всё Тобольск! День 2

тогда на эти милые фигурки, сделанные руками мастеров, ты начинаешь смотреть совсем другими глазами! Ты понимаешь, что это не просто красота и мастерство, это шедевры косторезного искусства!

А потом для нас устроили фотосессию! Прямо в музее. Да еще и реквизит выдали уникальный: одним копье в руки, другим меха на плечи, третьим бусы на шею. Антураж нам понравился и мы начали позировать на все фотики и телефоны. Причем сотрудники музея были первыми фотографами. Естественно с нашего разрешения. Ну вот нужны им были наши фото, да еще в таком маскараде! А мы что? Мы возражать не стали. Да и что можно было возразить, когда принесли и дали в руки… ЗУБ МАМОНТА? Настоящий, тяжелый зуб мамонта, многомиллионной давности! Представляете? О таком мы даже мечтать не могли. Вот это повезло, так повезло. И у каждого из нас теперь есть фото «Зуб мамонта и я».

И это всё Тобольск! День 2

Написав слова благодарности в книгу отзывов, прикупив талисманов и оберегов, довольные и счастливые, мы покидали музей. День начался замечательно!

В пяти минутах ходьбы — Сад Ермака. Друзья, не проходите мимо! Великолепные виды откроются вашему взору: прямо перед вами — башни и стены кремля, к горизонту уходят городские постройки, а из-за холма выглядывает лента реки. Не спешите, постойте, полюбуйтесь этой красотой. А потом можно идти знакомиться с белочками, которые здесь обитают. Для нас они устроили скоростной забег по деревьям и мы посмотрели это «шоу» с большим удовольствием.

Спускаемся в нижний город. Не спеша идем по улице, очарованные хорошей погодой и самим городом. Красивые старинные здания соседствуют с новостройками, отреставрированные церкви с ветхими домишками, образуя единую картину Тобольска.

Мы идем в Дом Губернатора, в дом ставший местом заточения Царской Семьи. Здесь нужно побывать. В этом двухэтажном особняке, сохранившимся с 1918 года, открыт музей Семьи Императора Николая II.

И это всё Тобольск! День 2

Осторожно ступая, отправляемся в прошлое.

Романовы прибыли в Тобольск в августе 1917 г. Меньше всего они предполагали оказаться в Сибири, надеясь что новая власть отправит их в Крым, в Ливадию. Губернаторский дом к прибытию высоких гостей готов не был. «Дом пустой, грязный… Многие комнаты еще не отделаны и имеют непривлекательный вид», — запишет Государь в своем дневнике. Неделю Романовы будут жить в каютах на пароходе, который доставил их сюда из Тюмени. А переехав, начнут обустраивать дом и приводить в порядок сад. Выпишут из Царского Села посуду и ковры, в саду установят качели, а зимой зальют ледяную горку.

Рассматривая обстановку дома, переходим из одной комнаты в другую. Столовая. Здесь собирались на обеды и ужины. Никогда не садились за стол, если Император задерживался у себя в кабинете, обязательно дожидались его. Жили скромно, без излишеств, но все необходимые продукты на столе были.

Весной 1918 г. большевики решили, что Императорская Семья слишком дорого обходится молодому государству и сократили расходы на питание. Чай, кофе и масло стали недоступны. Но мир не без добрых людей. И разные добрые люди несли гостинцы в губернаторский дом, узнав о бедственном положении его постояльцев. Также было приказано сократить штат прислуги, так как денег на ее содержание не было.

Кабинет Николая II. Шкаф с книгами, фотографии и цитаты на стене, на столе Библия и дневник Государя. Дни похожи один на другой: чтение, работа в саду, занятия с сыном, прогулка, записи в дневнике.

«Тошно читать описания в газетах того, что произошло две недели тому назад в Петрограде и в Москве. Гораздо хуже и позорнее Смутного времени».

«Много были на воздухе; наполнял пруд для уток и пилил дрова…»

В кабинете Императора. Фото с сайта музея

В Большом зале репетировали и разыгрывали пьесы, музицировали или читали вслух, собираясь всей семьей. Здесь же был установлен иконостас и шли богослужения, поскольку Романовым периодически запрещалось посещать городскую церковь. Я забываю фотографировать. Внимательно слушаю экскурсовода, останавливая взгляд на деталях, отдельных предметах, документах, фотографиях.

Лестница в кабинет Николая II. Восстановлена, выглядит как в 1918 году.

Комната Александры Федоровны — самая уютная в доме по воспоминаниям и записям. Вещей немного: шаль Императрицы, шкатулка с рукоделием, несколько писем, Библия. Можно только догадываться, сколько бессоных ночей проведено в размышлениях. Она находит утешение в молитве, в чтении Библии, ведет переписку (круг адресатов сильно сузился по приказу большевиков — только близкие родственники), рукодельничает (вышивает и вяжет), занимается с девочками немецким языком. «Время проходит быстро и однообразно. Работаем, читаем, играем на рояле, гуляем, уроки есть. Вот и все», — напишет о здешней жизни Великая Княжна Татьяна Николаевна.

«Мы живем все четыре в одной комнате, то есть не скучно. Окна наши выходят на улицу, и мы часто смотрим на проходящих людей», — из письма Марии Николаевны. Комната Княжон была самой холодной в доме. Это была угловая комната. Как и кабинет Николая II, она плохо отапливалась, но хорошо проветривалась. В холодные ветреные дни девочки выходили греться в коридор. Они часто вспоминали Царское Село и свою прошлую жизнь. Никто не жаловался, не роптал на судьбу, хотя прекрасно понимали свое положение.

Перемещаясь по дому, отчетливо представляешь, как морально нелегко было здесь Романовым. Жить под охраной солдат (дом был обнесен забором, выходить в город не разрешалось), подчиняться унизительным требованиям большевиков, пребывать в полной неизвестности относительно своего будущего, сохраняя при этом спокойствие и достоинство. Как страшно им было расставаться, когда 26 апреля 1918 г. комиссар Яковлев увозил Николая II, Александру Федоровну и Марию Николаевну из Тобольска. И никто не знал, увидятся ли они когда-нибудь ещё.

Документ за подписью Я. Свердлова, разрешающий Яковлеву перевезти бывшего царя из Тобольска в Екатеринбург.

Дальнейшие события нам хорошо известны. Мы покидаем губернаторский дом с тяжелым сердцем и грустными мыслями. Зачем? За что? По какому праву? Вопросов много, ответов нет…

А на улице прямо в глаза — яркое солнце, над головой — высокое синее небо, в воздухе — приятное весеннее тепло. Погода расстаралась! Она будто пытается отвлечь от размышлений, связанных с Романовыми. Мы шагаем обратно в сторону кремля, мимо белоснежной церкви Захария и Елизаветы,

Церковь Захария и Елизаветы, построенная в 1759 году, расположена на Базарной площади недалеко от пристани. Здесь же располагались многочисленные торговые лавки, магазины, склады. Церковь выглядит нарядно и красиво, а остальные постройки нуждаются в реставрации.

в католический костёл на концерт органной музыки.

И это всё Тобольск! День 2

О том, что в Тобольске можно услышать оргАн, я узнала, когда составляла план поездки. Упустить такую возможность мы не могли. И получили огромное удовольствие от концерта!

Инструмент находится на галерее и во время исполнения не виден.

В Тобольске было много ссыльных поляков, поэтому и появился католический храм. Сначала он был деревянным, а потом разрешили построить каменный костёл. Строительство велось в 1900 — 1907 г.г не на государственные деньги, а на пожертвования горожан. Храм был освящен и действовал до 1923 года. Потом был закрыт, использовался под склад, столовую и кинопрокат. В 1993 году начались реставрационные работы и восстановление храма. В 2004 году там появился орган. И концерты органной музыки проходят достаточно часто. Деньги, собранные на концерте, идут на благоустройство храма.

Из нижнего города по Прямскому взвозу не спеша поднимаемся к кремлю. Представляем как везли по этой дороге бочки с водой, как несли на руках приехавшего из Москвы князя Гагарина — первого губернатора Сибири.

Снизу хорошо видна Рентерея. Это уникальное сооружение 18 века, построенное по проекту Семена Ремезова, выполняло несколько функций. Оно было хранилищем государственной казны и пушнины, являлось воротами Тобольского кремля и выполняло оборонительную функцию, благодаря своему расположению — между двух холмов на возвышенности.

И это всё Тобольск! День 2

Мы вернемся сюда часа через три, чтобы увидеть кремль в вечерней подсветке. Это достойное зрелище! Удивительная, спокойная красота, от которой не хотелось уходить. И не хотелось думать о том, что завтра нужно покидать этот сибирский город, где на каждом шагу живет ИСТОРИЯ.