Турист Natalya Moiseeva (Natalya_Moiseeva)
Natalya Moiseeva
была вчера 18:25

Тобольск — Россия Май 2019

В Тобольск хотелось, о нем периодически мечталось, но как говорят, все руки не доходили. И вот свершилось, сбылось! Прочитанная ли книга «Тобол» Алексея Иванова позвала в путь или вышедший на экраны фильм? А может жажда новых впечатлений и бонус в виде долгих майских выходных? Теперь это не важно. Главное, что наши желания совпали с нашими возможностями! И группой туристов из 7 человек мы отправились в путь.

Скажу сразу: Тобольск нам понравился! Каждый день был распланирован и максимально заполнен. Конечно же нельзя объять необъятное, всегда что-нибудь остается «за бортом» (мы не попали в Абалак, хоть и собирались), но все равно поездка получилась классной! Мы привезли впечатления и эмоции, много фотографий, вкусную рыбу, сувениры, но самое главное мы отдохнули!

Теперь о том, где были и что видели.

Тобольский Кремль - главная достопримечательность! Мимо него пройти невозможно, все дороги ведут в Кремль. Именно отсюда и начался Тобольск.

И это всё Тобольск!

Стрельцы Данилы Чулкова выбрали место на высоком берегу Иртыша, когда приплыли в эти края ставить новый город в Сибири. Произошло это событие в далеком 1587 году. И как говорит летопись, построили первый острог — «град», дали имя ему "Тоболеск" из-за реки Тобол, что рядом течет да с Иртышом сливается. А 5 годами ранее дружина Ермака уже здесь побывала, они одержали победу над войском Хана Кучума и вступили в Сибирское ханство (так раньше называлась Сибирь), завоевав его.

Не доходя до Кремля, попадаем в сквер Ершова. Мы не смогли пройти мимо — устроили фотосессию. Вам кто больше нравится? Конек — Горбунок, жар — птица, рыба — кит или сам автор? Нам понравились все!

И это всё Тобольск!

Дело в том, что Петр Ершов — уроженец Тобольска и тоболяки об этом помнят.

Кремль очень красив! Издалека видны купола Софийского собора, башни гостиного двора и слышен колокольный звон. Территория Кремля большая, мы осматривали его частями, поэтому Кремль в наших маршрутах был каждый день.

И это всё Тобольск!

Софийский собор — уникальный памятник архитектуры 17 века, самое старое здание Сибири. Белокаменный, нарядный, красивый, он так и притягивает взгляд! А судьба у него была непростая.

Первый Софийский собор построили в 1624 г. Он был деревянный, просуществовал 20 лет и сгорел. Та же участь постигла и второй Софийский собор 1648 года постройки. Пожары были настоящим бедствием Тобольска. После них приходилось город отстраивать заново. Тогда и решили Тобольск "делать каменный".

И в 1686 г. освятили первую каменную церковь. Это был Софийский собор, возведенный московскими мастерами.

И это всё Тобольск!

После Гражданской войны большевики храм закрыли, соборные ценности конфисковали. В 30-х г.г собор использовали под зерновой склад, а потом он стоял пустым, потихоньку разрушался... Только в 80-х годах начались реставрационные работы. При реставрации были обнаружены и восстановлены подлинные росписи и фрески 17 — 18 века. Собор восхитителен, а внутри еще больше, чем снаружи. Он не просто красив, он великолепен! Поражает иконостас и внутренняя роспись собора.

Фото из интернета. Про фотоаппарат мы совсем забыли, пораженные красотой.  К тому же шла служба, людей было очень много.
Фото из интернета. Про фотоаппарат мы совсем забыли, пораженные красотой. К тому же шла служба, людей было очень много.
И это всё Тобольск!

Рядом с Софийским собором — памятник Семену Ремезову — главному строителю и архитектору Тобольска.

Семен Ульянович Ремезов -  удивительный человек, много сделавший во благо Тобольска
Семен Ульянович Ремезов - удивительный человек, много сделавший во благо Тобольска

Гостиный двор — еще один памятник архитектуры, был построен в 1703 — 1708 г.г. по проекту и непосредственном участии Ремезова. Тобольск был торговым городом, везли сюда свой товар как русские, так и заморские купцы. Нужен был приличный и удобный гостиный двор.

Здесь были предусмотрены торговые галереи, крытые помещения для хранения товаров, комнаты (гостиница) для купцов. Все сохранилось.

Внутренний двор

Но купцы не хотели торговать наверху, им гораздо удобнее был нижний город. Там была пристань и торговая площадь. И торговля велась внизу, даже в те времена, когда был построен гостиный двор. А в этих помещениях размещались разные другие службы: тюрьма, склады оружия, присутственные места, архив.

И это всё Тобольск!
Водонапорная башня удачно вписывается в ансамбль Кремля.

Погуляли хорошо, пора и в музей заглянуть.

Губернский музей познакомил нас с историей Сибири, а она настолько давняя, что цифры в голове не укладываются. Здесь плескались воды древнего моря и мамонты ходили по этой земле. Их кости находят до сих пор и используют в косторезном промысле. Самым интересным на наш взгляд оказался зал, посвященный древним животным. Не хотелось уходить от этих уникальных экспонатов, которые удивляли и поражали воображение.

Скелет мамонта в натуральную величину, высота метра 3, а то и больше.

В музее хорошо представлен животный мир региона.

Большая экспозиция посвящена коренным народам Сибири. Их занятия, промыслы, одежда, утварь и другие предметы быта.

Тобольский косторезный промысел — уникальное явление. Первые мастерские появились в 18 веке, а в 19 в изделия тобольских косторезов были известны на всю Россию. Из кости мамонта мастера могли сделать что угодно: заколки, брошки, запонки, закладки, письменные принадлежности, шахматы и многое другое. Мы просто залюбовались этими шедеврами! Как много труда и старания вложено в эти милые вещицы.

Губернский музей — это первый музей Сибири. Был открыт для посещения в 1889 году. Здание строили специально под музей, где он и находится до сих пор.

С коллекцией экспонатов музея знакомились Д. Менделеев и А. Колчак. Во время своего путешествия по Сибири и Дальнему Востоку здесь побывал наследник престола цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Он посетил Тобольск в 1891 году, музеем остался доволен и взял под свое покровительство.

И это всё Тобольск!

Экскурсия по музею получилась интересной и познавательной. Кстати, детям до 18 лет, вход во все музеи Тобольска БЕСПЛАТНЫЙ. ЗдОрово, правда? Оплачивая только взрослые билеты, практически везде мы заказывали экскурсии (500 — 600 рублей за группу).

Дети оседлали коней, что находятся возле входа в музей.

Со стороны музея открывается восхитительный вид на Кремль!

И это всё Тобольск!

А мы идем в Тюремный замок, где находится музей сибирской каторги и ссылки.

У стен тюремного замка лодка - бударка. Из информации на стенде узнаем, что судно было изготовлено для съемок фильма Тобол. Прибыло в Тобольск своим ходом по Туре, Тоболу, Иртышу.
У стен тюремного замка лодка - бударка. Из информации на стенде узнаем, что судно было изготовлено для съемок фильма "Тобол". Прибыло в Тобольск своим ходом по Туре, Тоболу, Иртышу.

О посещении этого страшного места — отдельный рассказ, который можно прочитать здесь. Тюремный замок нас сильно впечатлил! И детей, и взрослых.

На вечер запланировали театр. И он не разочаровал. Актеры — молодцы, интерьеры — великолепны! Знакомьтесь: Тобольский драматический театр имени П. Ершова.

И это всё Тобольск!

Смотрели «Квадратуру круга» — легкий, веселый спектакль, а точнее комедию с лозунгами и транспарантами в духе СССР. Нам понравилось. Первое мая как никак!

Сцена из спектакля. Фото из интернета

Прогулкой по вечернему Тобольску завершился первый день нашего путешествия. По улице Ремезова возвращаемся домой.

Аллея жен декабристов.
Подвиг жен декабристов, отправившихся в Сибирь, увековечен в этой скульптуре.

Это был замечательный день, сколько разных эмоций и впечатлений он нам принес. И много интересного еще было впереди.

О нашем втором дне в Тобольске можно прочитать здесь

Третий день путешествия здесь

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм