Турист Маргарита (mmachs)
Маргарита
была 1 апреля 22:58

Вассен, Церматт, Лаутербруннен — Швейцария Июнь 2019

Признаюсь, после моей поездки в Исландию 2 года назад, ко всем будущим путешествиям и поездкам я относилась скептически. Ну чем же меня какой-то там Стамбул или Париж может удивить?! После таким мест, как Исландия, другие меркнут. Ну да, съездили, развеялись… Но тот неописуемый восторг, искренние удивление и восхищение не имел места быть. Даже немного грустно, это как будто внезапно повзрослел. Даже обидно. Именно поэтому я рекомендовала подобные поездки приберегать на «потом»)

Но не в этот раз.

Швейцария… уже только произнеся это название в слух, мне показалось, что кошелек стал тоньше) Совсем бюджетной такую поездку сделать не удастся, но я с удовольствием поделюсь своим опытом и расскажу, как подготовиться и на чем действительно можно неплохо сэкономить.

Швейцария — это восторг

Швейцария — это доступно, вопреки распространенным стереотипам.

Я не жалею ни об одном потраченном франке, потому что впечатления, вдохновение и счастье — вот что действительно бесценно (по крайней мере для меня). Для всего остального, как говорится, есть мастеркард)

Итак, господа, присаживайтесь поудобнее.

Швейцария — это восторг

Совет первый: не летим в Швейцарию

Точкой нашего старта был избран Милан, а вернее его ближайший сосед — Бергамо. Почему?

Во-первых, туда можно значительно дешевле долететь. Из Москвы летает Победа, а для нас, жителей Санкт-Петербурга есть любимый второй аэропорт — в Лаппеенранте.

И мне бы хотелось рассказать о нем немного побольше, потому что жителям СПб эта информация может быть весьма полезна. Это суперкрошечный аэропорт, и если бы мне сказали, что это молочная ферма, я бы поверила не раздумывая. Выглядит он именно так)

Один вход, 3 рейса в день. Аэропорт открывается за 2 часа до вылета (3 раза в день). Дьюти Фри конечно же нет. Один гейт, один крошечный x-ray, но зато 2 кафе-бара — один до зоны досмотра и один после. Самое главное преимущество этого аэропорта — ваш багаж не может улететь не туда) Персонал очень приветливый, все как-то даже по-семейному.

Швейцария — это восторг

Наш перелет, купленный на распродаже в феврале на официальном сайте обошелся в 13 тысяч на двоих в обе стороны с багажом. Неплохо. Рейс в Милан улетает около 8 вечера. Из СПб ехать 3 часа, если нет сильных очередей на границе. Так что можно спокойно выспаться, сесть на трансфер и приехать немного заранее. У нас в городе достаточно компаний, которые оказываю услуги трансфера именно под рейсы Райанэйр, забирая тебя прямо из дома. Очень удобно.

Прилетев в Бергамо около 11 вечера мы успешно забрали багаж и пошли спать в один из отелей, который находится прямо возле аэропорта. Мы дошли с чемоданами минут за 20. Отель с завтраком, что утром оказалось очень удобно. Могу его рекомендовать: B&B Orio BGY.

А теперь настоящая (вторая) причина этой локации: аренда автомобиля. Без автомобиля посмотреть все места труднее и дороже. А в Италии аренда автомобиля значительно дешевле. Арендовали на сервисе, предложенном Райанэйр — Ryanair Cars. Мы выбрали компанию Fire Fly, только потому что у них в подарок шел второй водитель на наши даты. Например, наша машина, взятая на 2 недели (из аэропорта), обошлась нам всего 500 рублей в день примерно. Правда это только аренда. Добавляем сюда же 130 евро за выезд за границу. Плюс бензин. Нам достался крошка-итальянец — FIAT 500 с панорамной крышей и мы были безмерно счастливы.

Швейцария — это восторг

В наших планах было вначале несколько дней провести в северной Италии — съездить в Верону и Венецию, что мы и сделали, но об этой части поздки я расскажу как-нибудь в другой раз.

Полтора часа езды пот трассе от аэропорта — и Мечты сбываются) вы в Швейцарии!

Нужно не забыть, что Швейцария как бы в Европе, но сама по себе. При въезде на границе могут обыскать машину — имеют право.

Дороги платные условно — на границе необходимо купить виньетку, которая стоит 40 евро и позволяет передвигаться по практически всем дорогам в течение года. Клеим на стекло согласно инструкции — и вперед! Дополнительно платить нужно только при пересечении отдельных нескольких тоннелей, но мы ни разу не заезжали.

Хоть наше путешествие состоялось во второй половине июня, часть горных дорого была еще закрыта. У нас тут скоро новый снег, а у них еще этот не растаял, знаете ли!

Первая точка маршрута, по трассе номер 2, это кусочек землицы русской — Чертов мост. Легендарный подвиг Суворова навсегда останется в этих землях! По сути сейчас Чертов мост — это 3 моста — пешеходный, автомобильный и железнодорожный над одним ущельем, по которому несется мощная горная река, сметая все на своем пути. Очень красивый вид. Пока гуляли, пыталась представить, как в те давние времена Суворов смог взять это ущелье, но это не укладывается в голове. На лошадях, сражаясь с Французами… В память о тех временах на скале высечен крест.

В окрестностях, если двигаться в сторону городка Вассен, есть еще интересные тропы, мостики, где мы и прогулялись.

По плану мы должны были подняться на живописнейшую гору Фрональпшток, что в Штоосе, на Люцернском озере, но погода подвела. Начинался дождик, плавно переходящий в дождище, поэтому мы поехали заселяться в отель, в городе Вассен и, если быть точнее, у нас был не отель, а хостел. И ЭТО ВТОРОЙ СОВЕТ!

Выбирайте не отели

Все же вы не в какой-то там захудалом районе Индии, а в Швейцарии! Тут мегаприличные хостелы. Даже самые дешевые. Мы жили в Gotthard Backpacker. Если цените приватность — берите номер на двоих, чтобы не было соседей. Кухня общая, душевые тоже. Но мы ни с кем даже ни разу не столкнулись. Так что было такое ощущение, что живем одни в этом прекрасном альпийском доме! Ну конечно читайте отзывы, без этого никуда!

Швейцария — это восторг

Мы прекрасно провели остаток вечера в нашем номере, любуясь низкими облаками, скрывающими большую часть окружающих гор под звуки грома и вспышки молний. Звучит немного зловеще, правда?

Прогноз, который изрядно подпортил нервы, обещая всю неделю ливни и грозы, утром приятно порадовал. На небе были видны просветы голубого неба, и мы отправились в путь.

Швейцария — это восторг

Шивописнейшая гора Фрональпшток, что в Штоосе, ждала нас! Мы добрались до подъемника, который является известной достопримечательностью и выглядит — просто жуть как. Порт Авентура отдыхает) Этот адовый на вид подъемник доставляет пассажиров сквозь скалу, под наклоном 70% в горную деревню Штоос.

Как оказалось, страшного ничего нет, нам очень даже понравился подъем! В кассе мы приобрели билет выходного дня, так как на самый пик предстояло подниматься с пересадками. Швейцарское лето — оно особенное.

Горная деревня Штоос казалась очень красвой и таинственной в объятиях пышных облачков.

В ямках ближе к вершине на склоне еще лежал снег. Наше кресло пролетало над отдыхающими безметежнвми коровками… Несколько пересадок на канатной дороге (в зимнее время тут катаются на лыжах) — и мы наверху!

Фрональпшток — это пик горы на берегу Люцернского (Фирвальдштетского) озера, откуда открывается потрясающий вид на изгибающееся лазурные воды озера и соседние горы.

Но не в этот раз. Хорошая погода, казавшаяся нам хорошей внизу, оказалась ужасной наверху. Облачко застряло на вершине и не торопилось покидать ее… Лошааадка! Ееежиииик! Медвежоонок! Туман вокруг, не видно ничего… Мы стояли на обзорной площадке, вглядываясь в белую даль, надеясь, что «ну может вот сейчас…»

Было несколько моментов, когда облака расступались, давая подглядеть в долину! Это были счастливейшие мгновения, как будто нашел настоящий клад 500 рублей в зимней куртке!

Тут же, на обзорной площадке есть кафе, где можно заказать кофе и сидеть, наслаждаясь видом. Но в нашем случае это было безнадежно)

В хорошую ясную погоду также можно проделать неплохой трек — до соседнего пика Клингеншток, и спуститься на канатной дороге там. Будут и спуски, и подъемы, но он вполне подойдет для обычного, не слишком подготовленного туриста. Тропа есть, красивые виды гарантированы. И да, это был наш план, который не свершился. Если поедете этим маршрутом — потом расскажете, как это было!)

Согласно дальнейшему плану мы должны были есть в долину Лаутербруннен по горной трассе 11, которая считается одной из самых красивых в Швейцарии. Она начинается от уже знакомого городка Вассен, поэтому мы вернулись назад и свернули на 11. Дорога и правда очень, очень живописная. По крайней мере та часть, которую нам удалось увидеть…! Потому что часть трассы оказалась перекрыта шлагбаумом. Это означало лишь одно — Швейцарское лето, впереди снег еще не растаял до конца и на придется ехать назад… до Люцернского озера… опять… и уже по другому его берегу до Лаутербруннена.

Мы потратили в этот день на дорогу намного больше времени, чем планировали. Что ж, красота местных пейзажей сглаживала любые неприятности)

На этой же трассе 11, но с другой стороны, находится еще одно классное место, на которое у нас, к сожалению, не хватило времени. Это подвесной мост Трифт, самый длинны подвесной мост в Альпах! Целых 170 метров, недавно после реконструкции. Он висит в 100 метрах над озером Трифт. Фуникулер, который поднимет вас к началу трека находится возле деревни Гадмен, так что ориентируйтесь по этому месту. Билеты лучше покупать заранее на сайте. Этот мост — еще одно место, ради которого я обязательно вернусь в Швейцарию (фото моста естественно, не моё).

Лаутербруннен

Уже при подъезде к деревне я чувствовала, насколько это красивое место. Долина зажата с двух сторон природными стенами — высокими скалами, выше них — горы со снежными пиками. Со скал повсеместно сочатся потоки тающих снегов. Эту долину не зря называют долиной водопадов — их тут около 70 штук! Наш хостел Hostel Schutzenbach Backpackers for 18–35’s, в котором мы провели 2 ночи, с комнатой на двоих как раз располагался напротив одного из них, и каждое утро в панорамное окно первым делом мы видели его — прекрасный водопад Штауббах! В утренних лучах на нем всегда была радуга. Прямо сказочное местечко, и это мы еще только приехали!

Если кто-то играл в HEROES III Might & Magic, он поймет, что именно здесь нужно строить лужайку единорогов и драконьи скалы! Срочно!!!

Швейцария — это восторг

Вечер мы провели, гуляя по долине, а весь следующий день — в горах.

Прикладываю карту местности, чтобы было более понятны наши перемещения:

Швейцария — это восторг

В другом конце деревни на скалу, окружающую долину, поднимается фуникулер — до станции Grütschalp. А затем можно сразу пересесть на поезд до деревни Мюррен, но я бы рекомендовала пройти этот час пешком, любуясь пейзажами… что мы и сделали. Главное — намазаться солнцезащитным кремом 50+ как следует. Сгореть в горах проще простого, даже не заметите как это случится.

Мюррен — небольшой городок, свободный от транспорта. Вдоволь пофотографировавшись со статуей лиса, мы идем на фуникулер. Поднимаемся до Шилтхорн, совершив пересадку на станции Бриг.

Швейцария — это восторг

Поднимаясь, у меня постоянно захватывало дух. То от самой поездки, то от окружающих видов… До сих пор не верится, что это все было реально!

На пересадочной станции Бриг есть масса развлечений — подвесная тропа. Она проходит вокруг скалы, где находится станция фуникулера. Местами пол сделан из стекла, ощущения непередаваемые….) Еще есть «труба» из сетки, по которой можно пролезть над пропастью, кафе, подсказки как называется тот или иной пик.

Конечная точка фуникулера — Штилхорн — это пик, где снимались эпизоды Джеймса Бонда (серия «На службе Ее Величества»). Съемочная группа помогала достраивать здание на вершине, где сейчас находится ресторан. Внутри сейчас крутят этот фильм, есть ресторан и фотозона, в которой можно сделать фото в стиле Джеймс Бонд.

Можно прогуляться немного в сторону, по хребту горы, там стоят скамеечки, огороженные от ветра, на которых можно посидеть, любуясь снежными пиками, съесть взятый из дома сендвич или выпить пиво с одним из пиков на этикетке… красота.

Вниз, до Мюррен, мы спустились на фуникулере, и затем прогулялись пешком до соседней деревни Gimmelwald, откуда спустились вниз на фуникулере, до Stechelberg.

От Stechelberg до дома нас ждал приятный путь по самому дну долины, в окружении уже привычных двух скалистых отвесных стен по бокам, мы шли до Лаутербруннен как по большому коридору. Путь ведет вдоль реки, в которой и встречаются все стекающие с гор и скал водопады. Путь занял примерно полтора часа, с остановками на фотографии. Без них мы управились бы и за час.

Швейцария — это восторг

Утром мы посмотрели Трюммельбахский водопад, который находится прямо внутри скалы. Он работает с 9 до 17 примерно. В скале было достаточно темно, поэтому красивых снимков не получилось.

Тут, в Лаутербруннене, можно спокойно провести минимум дня 3–4, неспешно осматривая долину и горы. Любоваться такой красотой не надоест, это 100%.

Можно съездить в Интерлакен, погулять по берегу озер, там также можно попасть на фермы, чтобы ближе познакомиться с этим традиционным для Швейцарии направлением сельского хозяйства.

С вокзала Лаутербруннен можно уехать на популярное направление «Пик Евпоры». Это пик ЮНГФРАУ, на который мы смотрели вчера с пика Штильхорн. Там находится самая высокогорная железнодорожная станция, куда можно добраться без альпинийского снаряжения. Поезд отправляется от ж/д вокзала в Лаутербруннене. Но насколько я поняла, нужно ехать с пересадкой. Говорят, это очень захватывающая поездка с сумасшедшими панорамными видами. Нас же панорамный поезд ждал в Церматте, так что мы отправились в путь!

Из Лаутербруннена в Церматт можно попасть двумя дорогами. Первая — по той, что мы приехали (сначала дорога 8, 6, а затем 19)

Вторая же — которую прокладывает Гугл, ведет через платный тоннель. Можно получить массу новых впечатлений, потому что по тоннелю едет исключительно поезд, на который вы и десятки других автомобилистов заезжаете на своем автомобиле. И едете по тоннелю на поезде, сидя в своей машине). На машине до Кандерштег (Kandersteg), а дальше через тоннель.

По времени примерно одинаковы оба варианта.

Церматт

Наш выбор пал на вариант дороги без тоннеля, так как в тоннеле нельзя любоваться пейзажами. Дорога была, как обычно красивой и местами снежной. По пути мы случайнейшим образом наткнулись на первых за эту поездку сурочков. Просто остановились на смотровой площадке, где было очень много снега, пошли сделать фотографию — и увидели их! Шестяных, толстеньких, очень любопытных. Но мать-природа позаботилась о том, чтобы сурочков поменьше фотографировали туристы, … ну и чтобы хищники поменьше их ели конечно же. Шерстка у сурков такого цвета, что если они не двигаются, увидеть их чрезвычайно сложно.

Пришлось за ними немного побегать, чтобы сфотографировать… Побегать, чтобы потом фотографию отдать, сил уже не осталось)

Эта точка на гугл-карте называется Murmeltierpark Grimselpass, прямо на берегу озера Тотен (Totensee). Но в середине июня это было больше похоже на тающий горнолыжный курорт, мы даже не поняли, что перед нами озеро. К слову, 2 человек с лыжами мы таки увидели тут!

Горными перевалами, под слепящим солнцем мы добрались до деревни Теш. Поскольку Церматт — город, в котором нельзя ездить на машинах и любом неэкологичном транспорте, машину мы оставили на огромной парковке в Теше. Тут главное — сфотографировать номер своего места, чтобы потом не плутать часами по огромной парковке.

Парковка примыкает к зданию вокзала, где в кассе мы купили проездной на 2 следующих дня. И ОТСЮДА ВЫТЕКАЕТ МОЙ ТРЕТИЙ СОВЕТ — ПРИЕЗЖАТЬ НА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ в одно место. Стоимость Peak Pass, который дает право безлимитного проезда на всех поездах, фуникулерах и подъемниках в Церматте (и включает в себя проезд от Теша) на несколько дней стоит лишь слегка дороже, чем на 1. Да и одного дня здесь действительно было бы мало!

Церматт — визитная карточка Швейцарии, восхитительное место. Деревня располагается в долине у подножья той самой горы Маттерхорн, чей портрет смотрит на тебя с каждый шоколадки Тоблерон. Этот практически идеальный, всегда снежный треугольный пик приглядывает за тобой на каждом подъеме в гору или спуске вниз, на почти каждом трек-маршруте!

Поэтому решение взять в аренду апартаменты с балконом и видом на Маттерхорн — было лучшим! Наши апартаменты Residence Patricia оказались весьма недорогими по меркам стоимости номеров в соседних отелях (и апартаментов особенно). Удобная кровать, собственная кухня и балкон с шикарным видом, что еще было нужно? 2 дня пролетели незаметно, но увидели мы очень много!

Для ознакомления с маршрутами: Обычная карта и ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ВСЕХ МАРШРУТОВ И ПОДЪЕМНИКОВ

Швейцария — это восторг

После заселения в первый же вечер мы сели на горную железную дорогу Горнерграт и поднялись на самый верх. В планах было спуститься станцию или две пешком, но этого не случилось из-за того, снег завалил тропинки и было не пройти. Все-таки середина июня — еще не совсем сезон в Швейцарии. Лучше ехать в июле.

Швейцария — это восторг

Поэтому мы просто погуляли, посмотрели на обсерваторию, на ледник, который спустил свой длинный ледяной язык в долину.

Тут же находится гостиница! Представляю, как это здорово было был остаться тут хотя бы на одну ночь! Встретить рассвет и закат в настоящих горах на высоте 3100 м, ночью любоваться на звезды прямо из своего окна… и это прямо напротив Маттерхора! Вот ссылка на этот отель 3100 Kulmhotel Gornergrat, если кому-то интересно. Уникальное место.

Пока гуляли, видели еще сурков. Они прытко бегали по склонам, для безопасности периодически ныряя под камни и в норки.

Поезда ходят по расписанию, не часто. И не допоздна, на последний, как вы поняли, лучше не опаздывать). Расписание поездов на летний/зимний сезон можно посмотреть тут.

В Церматте мы зашли в супермаркет, купили ужин, завтрак и ингредиентов на бутерброды, так как нам предстоял день в горах! Хочу сказать, что цены довольно приемлимые. Из интересного — в магазинах продаются готовые наборы для сырного фондю, около 800 р. (в переводе на рубли), на 2–3 человек. Мы брали, и остались очень довольны. Следуем инструкции: закладываем сыр в емкость, в наборе он уже тертый, плавится считанные минуты, добавляем немного сухого белого вина, остальное разливаем в бокалы. Берем кусочки свежего багета и макаем в горячий расплавленный сыр! К этому всему прилагается вид на Маттерхорн и на своем балконе можно сидеть в уютной пижаме. Идеально…

В ресторане классическое фондю также не слишком дорогое, стоит от 24 франков (1600 р) на человека, подается не менее, чем на 2 персоны.

Следующее утро началось с завтрака. Естественно с видом на Маттерхорн (только посмотрите, опять они жрут на своем балконе!), утром пик был укутан в облачка.

Швейцария — это восторг

И пока большинство жителей еще спали, мы пошли в сторону фуникулера на пик Кляйн Маттерхорн, он же Малый Маттерхорн. Это самая высокая обзорная площадка, куда можно подняться на канатной дороге. Наверху всегда снег и минус 2 градуса.

Зимой Церматт — это один большой горнолыжный курорт, но летом эту почетную обязанность на себя берет Кляйн Маттерхорн. Пока в долине зеленеет сочная трава, которую щиплют коровки, здесь, на пике, полным ходом отдыхают любители снега и лыж. В обед, когда самое солнце, снег слегка раскисает, и в это время особо никто не катается. Но утром и вечером желающих полно. Любой гость этого курорта может позволить себе взять напрокат в деревне комплект из горных лыж и ботинок. В сутки это обойдется от 30 франков (2000 р).

Швейцария — это восторг

Мы же немного покатались на ватрушках. В середине июня подобный вид досуга вызывает бурю восторга и эмоций) Развлечение бесплатное, в основном рассчитано на детей.

Кроме ватрушек и лыж можно подняться на обзорную площадку, с нее видно вереницы альпинистов, которые идут по снегу, как крошечные муравьишки, вереницей на пик Кляйн Маттерхорн. Читала, что многие начинают свое восхождение прямо из Церматта. Это очень круто, но не для нас)

Также тут есть ледяные пещеры, но это прям скажем, попсовое развлечение для туристов. Внутри вас будут ждать различные фигуры из льда с подсветкой. Посещение по Peak Pass бесплатное.

В целом, наверху больше делать нечего. Никуда не спуститься, не прогуляться, везде белым бело — зима…

Швейцария — это восторг

Мы спускаемся вниз на фуникулерах, последнюю часть маршрута идем пешком. От станции Фури (Furi) и до Церматта. Коровки пасутся налево и направо, благоухают цветы, в куртке уже жарко. В долине настоящее лето и пасутся породистые коровки с фирменными огромными колокольчиками!

Вторую часть дня мы посвятили горному треку «5 озер» (в нашем случае их было 3). Поднялись по другому направлению — до стануции Sunnegga едет поезд. Но живописных видов тут ждать не приходится, весь его маршрут пролегает через тоннель в скале.

Затем пересаживаемся на фуникулер. Из крошечной кабинки, которая поднимает нас наверх, видно сурков, которые бегают на солнышке внизу. Все озера указаны на карте, можно сделать большой круг и обойти их все, можно ограничиться тремя. В любом случае, минимум трехчасовая прогулка в горах вам обеспечена. В основном тропа идет вниз, но иногда приходилось и подниматься. По пути ооочень красивые виды на Маттерхорн, а в безветренную погоду можно сделать красивые фотографии его отражения в гладе одного из этих озер!

Поскольку проезд у нас безлимитный, уже под вечер, спустившись в Церматт, мы решили еще разок прокатиться по железной дороге Горнерграт, но не до самого верха, а только до станции Riffelberg — там мы надеялись застать черномордых овечек, которых видели в прошлый день, но их стадо в этот день паслось на станции ниже.

Хозяюшке на заметку — тут, на рядом со станцией Риффельберг, как и во многих других местах Швейцарии в это время года, когда активно тает лед и снег, протекают отличные ледяные ручьи. В каменистое русло очень удобно класть бутылочки пива, особенно, если планируешь посидеть часок-другой)

Что мы и сделали. Грелись на солнышке, любуясь Маттерхорном. Сурков, конечно же, видели и тут. Если спокойно сидеть, особо не двигаясь, рано или поздно они примут тебя либо за своего, либо за камень и без опаски пробегут рядышком.

Швейцария — это восторг

Весь следующий день мы посвятили переезду во Францию Шамони, нас ждал Прованс и его зацветающие лавандовые поля!

По пути мы захватили несколько классных Швейцарских достопримечательностей — замки Эгль, Шильонский замок и самую гигантскую в мире (!) плотину высотой с Эйфелеву башню — плотину Гранд Диксенс. Но это уже другая история…

В общем, Швейцария — это восторг. От такого количества поразительных локаций время остановилось. Мне действительно казалось, что прошло несколько недель. Трудно представить, что такая природа в принципе может надоесть.

Повторюсь, что не жалею ни об одном потраченном франке, теперь мне хотелось бы приехать в отпуск только в Швейцарию, на все 2 недели. Заехать в те места, куда чисто физически мы не успели бы попасть — в долину Гриндевальд, Грюйер (да-да, именно как тот самый сыр!), в идеале — покататься на панорамном поезде Glasier Express, который пересекает половину Швейцарии — это уникальный опыт, Рейнский водопад, тот самый подвесной мост Трифт… думаю, к тому моменту, когда я сюда вернусь (а я точно вернусь!) этот список будет в 5 раз длиннее.

Так что после поездки у меня остался только один вопрос: КУДА и главное — ЗАЧЕМ — ездят в отпуск сами швейцарцы?