Турист Елена Каткова (Elena0604)
Елена Каткова — была 9 декабря 2023 15:21

Доньи-Милановац, Голубац — Сербия Август 2018

Это был наш самый длинный день в Сербии… Казалось, что день вместил в себя не двадцать четыре часа, а все тридцать четыре…

Выехали мы из Белгада ранним утром, день обещал быть ласково-солнечным. И так оно и было!

Ехали из Белграда недолго, сначала посмотреть Смедерево, ведь город и его крепость находятся совсем рядом с Белградом.

Но не Смедерево было главной целью поездки — хотелось увидеть национальный парк Джердап и особенно знаменитое Джердапское ущелье и Голубацкую крепость. Поверьте, это настоящее must see Сербии.

Матушка природа наградила Сербию от всей души, подарив ей один из самых живописнейших уголков Европы — глубокое скалистое Джердапское ущелье, по которому полноводный Дунай устремляется к Черному морю. И красивейшую крепость Голубац в самом широком месте величественного Дуная.

Прелюдия к Джердапу

Сначала мы заехали в маленький, тихий, ничем не привлекательный, на мой взгляд, городок Голубац, живущий обычной провинциальной жизнью в полной гармонии с самим собой.

Прелюдия к Джердапу

Примечательного в городке только то, что оттуда красиво вдалеке смотрится Голубацкая крепость. И что набережная тянется вдоль Дуная.

Прелюдия к Джердапу

И еще из городка можно вполне рассмотреть противоположный берег Румынии.

Прелюдия к Джердапу

А на подъезде к крепости Голубац вас встречает сначала старая, заброшенная каменоломня, к которой не советую подходить близко и уж тем более, карабкаться туда,

потом турецкий хамам XV века,

Прелюдия к Джердапу

отель, памятник балканским воинам.

Ориентироваться на территории около крепости легко, везде размещены указатели, не заблудитесь:)

А в информационном центре

даже есть небольшой музей с демонстрационным залом.

Прелюдия к Джердапу

Когда точно возвели Голубацкую крепость или Голубачки Град — не известно. И не утихают споры по поводу того, кто именно строил крепостное сооружение: сербы или венгры. Зато точно установлено, что до возведения крепости в здешних местах располагалось римское поселение.

Прелюдия к Джердапу

Есть предположение, что древняя крепость Голубац была построена на Дунае в конце XIII- начале XIV века (между городами Голубац и Кладово) и защищала европейский континент от турков. В 1335 году Голубац упоминается как крепость, в которой размещён венгерский гарнизон. Однако, крепость построена на сербском берегу Дуная, то есть логичнее было бы предположить именно её сербское происхождение…с возможным последующим захватом венграми.

Почему такое название, явно сербское — «Голубац» — там жило много голубей? Тут не обошлось без легенды, которая гласит, что жена сербского деспота Джурджа (Георгия Бранковича), византийская принцесса Ирина Кантакузина (ее сербское имя — Ерина), разводила в крепости голубей. Не просто голубей, а почтовых…

Есть и еще одна легенда о названии: якобы жила-была в крепости дивной красоты принцесса по имени Голубана. Влюбился в нее турецкий паша, но принцесса наотрез отказывалась стать частью его гарема. Тогда он взял крепость штурмом и велел приковать принцессу к скале и оставить умирать. Вот в честь гордой красавицы Голубаны, якобы и назвали крепость и город.

Между 1402 и 1410 годами в знак добрых отношений между двумя странами, венгерский король Сигизмунд I передал право на Голубац сербскому деспоту Стефану Лазаревичу.

Прелюдия к Джердапу

В 1427 году Голубацкую крепость завоевали турки, выбив оттуда сербов, и Сигизмунд I отправил к крепости большое войско, страмясь ее освободить. Однако осада закончилась неудачей для венгров…

В последующие столетия Голубацкая крепость переходила то к одному государству, то к другому. В разное время ею управляли то турки, то болгары, то венгры, то сербы, то австрийцы. С 1867 года Голубацкая крепость была переданы под управление сербскому князю Михаилу Обреновичу.

Крепость как бы «втиснута» в утес, на котором ее создали, и издалека не сразу понимаешь — это творение природы или рук человеческих?

Прелюдия к Джердапу

Высота башен твердыни составляет 20–25 метров, а толщина крепостных стен достигает трех метров. Голубацкая крепость сохранилась до наших дней почти в первозданном виде. Лишь часть крепостных ходов были затоплены после запуска ГЭС в 60-х годах XX века и поднятия уровня Дуная. Кроме того, в воду наполовину ушла одна из башен.

Увы! Забраться на крепость и насладиться чудесными видами у нас не получилось — не пускают. Крепость находится на реставрации. Нам сказали: «Приезжайте в следующем году…»

Прелюдия к Джердапу

Здесь, в районе крепости Голубац, Дунай очень красив…

Прелюдия к Джердапу

А потом Дунай сужается, обнажает скалы…

Прелюдия к Джердапу

Мы ехали вдоль Дуная совершенно завороженные красотой…

Прелюдия к Джердапу

Постоянно просили остановиться, неудержимо хотелось фотографировать еще и еще…

Прелюдия к Джердапу

Красиво и на сербской и на румынской стороне Джердапского ущелья…

Прелюдия к Джердапу

А вокруг царствует национальный парк Джердап. Огромный! Общая его площадь составляет около 65000 гектар, а вместе с заповедной зоной — около 95000 гектар. Национальный парк протянулся на 100 км узкой полосой с шириной от 2 до 8 км вдоль правобережья реки Дунай в гористой местности. Местная флора характеризуется не только богатством и разнообразием, но и огромным числом реликтовых растений. Их здесь насчитывают около 1100 видов. Среди местных представителей фауны есть рыси, медведи, волки, филины, шакалы. Также здесь обитает уникальный орлан-белохвост и редкие черные аисты. Место совершенно уникальное для путешественника! А еще и в сочетании с Джердапским ущельем!

Прелюдия к Джердапу

Мы вертели головами, восхищаясь красотой. Вот так и доехали до милого местечка, о котором уже вам рассказала.

А потом в этот день было еще Серебряное озеро.

День получился чрезвычайно насыщенный, в Белград мы вернулись часов в десять вечера…

Но из всего увиденного за день, Голубацкая крепость и Джердап произвели самое сильное впечатление. Безусловно, Джердапское ущелье принадлежит к самым красивым местам Европы. Вот какой огромный этот национальный парк и Джердапское ущелье (фото из интернета)

Прелюдия к Джердапу

К великому сожалению, мы смогли увидеть лишь десятую долю красот Джердапа, не доехав до Кладово, а только лишь до Доньи Милановаца. Но и за эту Прелюдию к Джердапу спасибо тебе, Сербия!