Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 16:03

Дубки, Дербент, Махачкала — Россия Май 2019

13 декабря 2018 года, Санкт-Петербург, ледяной Московский Вокзал.

Я не отношусь к горячим поклонницам Северной столицы, а тут еще погода не увеличивает градус любви. Моя супер-способность эмоционально реагировать и радоваться жизни осталась то ли на ярмарках Таллина, то ли на улочках Стокгольма. До Питера мажорный настрой практически испарился, а в позитивные факторы засчитаем вкусный обед, с Настюшкой Павлик. Вот и смс от нее пришло, с пожеланием счастливого пути и приятных попутчиков. О моем «везении» с последними я вам как-то рассказывала, потому лишь улыбаюсь напутствию. Вы спросите, причем здесь Дагестан? Просто именно так начиналась вся эта история.

Дагестан. Один для двоих

Пути Господни, как известно, неисповедимы. И уж точно, бронируя осенью на сайте РЖД билеты на поезд, я не предполагала, что каких-то полгода спустя эти нехитрые манипуляции заведут меня, шикарную, в летящем платье и прекрасной компании, в одно из красивейших мест Кавказа. Но давайте по порядку.

13 декабря, Питер, поезд Санкт-Петербург — Махачкала. В вагоне кроме нас с Настей одна женщина — проводница, а я хоть и люблю бородатых парней, своё настроение вам уже немножко обрисовала. Да и если совсем честно, сложно беспрерывно ликовать две недели кряду, а именно так сложился наш знаменитый 300-евро-тур, когда мы совершили невозможное. Теплый Вильнюс, яркий Таллин, фантастический Стокгольм. Эмоции должны идти по нарастающей, по всем законам драматургии, так и получилось. Потому в поезд мы сели если не в состоянии эмоциональной амебы, то где-то рядом. Запаслись кроссвордами, журналами, буклетами о просмотренных красотах. У Насти — тысячи кадров отснятого материала, у меня рой мыслей в голове о грядущих очерках. Они нам не пригодились.

Дагестан. Один для двоих

Попутчики нашлись, и самые что ни на есть приятные. Длинный путь до Ростова пролетел как миг, и полгода, что разделяли прошлое с моим будущим приездом в Дагестан, также. Снова поезд и перрон, теперь уже Махачкалинский, и привет, солнечная республика, что стала мне почти родной. Так, хватит обо мне, давайте о Дагестане!

Дагестан. Самый южный регион России, самый древний, самый многонациональный. Самый вкусный и самый разный. Край, где мистические горы цепляют облака, со скал срываются водопады, шумят реки. Где рецепты местной кухни старше Москвы, и прекрасные горные селения рассыпаются в песок за века своей истории. Песок, как в бархане Сары Кум — единственном кусочке пустыни в России. И он тоже находится в Дагестане. Край, что овеян мифами, легендами и страшилками, как, пожалуй, ни один другой в стране, и мнения друзей, скорее всего, колебались бы от «С ума сошла, украдут и в горы увезут», до «Куда ты едешь, там взрывают». Хорошо, что я не читаю комментарии и не смотрю телевизор.

Дагестан. Один для двоих

Я в окошко люблю смотреть. Особенно в поездах, когда мимо мелькают леса и поля, море плещется, горы манят. А в то утро, аккурат 19 мая, открываю глаза — и картинка маслом за окном. Невероятной красоты мечеть в Гудермесе плыла, как мираж, и конечно меня в вагоне было не удержать. За полчаса остановки умудрилась добежать, сфотографировать, и вернуться к отправлению, заставив поволноваться попутчиц, работников Вокзала и спецслужбы.

Дагестан. Один для двоих

Думаю, по сей день в Гудермесе ходит байка о блондинке с фотоаппаратом, что успела-таки на поезд. Триумфальное возвращение отметили шампанским, прям в вагоне, не покидая приделы Чеченской республики. Они теперь тоже в курсе, когда у меня День Рождения!

Хотя, если вы поедете на Кавказ, вам понадобится надежный провожатый, из местных-коренных. Не потому, что опасно там, а для наслаждения моментом. Чтобы на Вокзале встретили, город показали, накормили и развлекли. Мне достался самый лучший проводник, а вам досталась я. Девушка со светлыми косами на Кавказе — чем не эксклюзив. И маршрут на три дня будет именно такой!

Дагестан. Один для двоих

Начните со смотровой площадки на горе Тарки-Тау, отсюда вся Махачкала как на ладони. А разве придумали что-то лучше для знакомства? Гора эта необычная, плоско-столообразная, и носит название одного из древнейших аулов Дагестана. Кстати, с балкона наших апартаментов наблюдался шикарный вид на нее, и мой вам совет — будете бронировать жилье, на меньшее не соглашайтесь!

Из достопримечательностей, коими столица республики не сильно богата, есть ожидаемые и не очень. Из ожидаемых, разумеется, мечеть. Центральная Джума-мечеть Махачкалы — просто красавица!

Дагестан. Один для двоих

Вдохновленная Голубой мечетью Стамбула (как и многие до нее), настоящая архитектурная жемчужина Дагестана открыта сравнительно недавно, в 1997 году. Одновременно может приютить до 15 тысяч верующих, и в России она самая большая. И одна из самых изящных.

Дагестан. Один для двоих

Даже шикарная «Сердце Чечни», о которой я никак не соберусь вам рассказать, уступает размерами.

Вокруг красивый парк, и вообще местечко ухоженное и приятное. Немного покрутились рядом, внутрь не зашли, потому фото для вас честно стырила в интернете.

Дагестан. Один для двоих

С надеждой и свое когда-нибудь оформить. А пока едем дальше, как куда — на пляж конечно!

Из тех самых достопримечательностей Махачкалы, которые неожиданные, я бы выделила набережную с парком…

Дагестан. Один для двоих

И пляж. Городской пляж в самом сердце самой мусульманской республики, по всем законам, пользоваться большим спросом не может. Это, если подумать, должно плохо сказаться на его чистоте и ухоженности, всё так. Только не в Махачкале, здесь пляж крутой!

Дагестан. Один для двоих

Пусть вас не смущает отсутствие купальщиков, ветер в тот день был страшенный, сбивающий с ног. Для красивых фото с белыми барашками самое то…

Для мечтающих искупаться — облом. Каспий, он такой, строптивый красавец.

Дагестан. Один для двоих

Значит, идем на базар. Еще одно абсолютное маст-визит любого восточного города, где угостят, приветят, и напутствие в дорожку скажут. Люди в Дагестане чудесные!

Последний раз такое радушие я встречала в Баку, что все-же понемногу привыкает к туристам и снижает степень гостеприимства, а вот в Махачкале туристы — гости, и желанные. Это трепетное отношение очень ценно и приятно, ведь не только за музеями и храмами мы отправляемся в путь. И тут мой вам второй совет — поезжайте в Дагестан сейчас. Потому что сейчас Дагестан — он как Грузия пять лет назад, до того, как ее открыли для себя европейские пенсионеры, и выпили все настоящее «Киндзмараули». Точно вам говорю.

Дагестан. Один для двоих

Если в самой Махачкале смотреть особо нечего, она очень удобна для радиальных вылазок по местности. До бархана Сары Кум — того самого, где снимали «Белое солнце пустыни», около 30 км. Сначала по хорошей дороге, потом пешком. Под «оптимистичное» напутствие водителя о том, что и скорпионы, и змеи тут водятся в великом множестве, я всё же пошла посмотреть. До ближайшей горки дошла, а к главной песочнице топать, как видите, прилично.

Дагестан. Один для двоих

Хотя красотища там, судя по фото, потрясающая. Восхищаюсь теми, кто дошел-доехал, а мы с вами отправимся в Дербент. Вы знали, что это самый древний город России?

А я теперь еще знаю, что на российский город он похож менее всего. Арабская ночь, волшебный восток. Здесь чары и месть, отвага и честь, дворцы и песок. О дивный восток!

Дагестан. Один для двоих

Вы тоже пропели сейчас мотив из «Аладдина»? А теперь соедините этот пряный колорит базаров и минаретов с древними стенами крепости, средневековыми мечетями и церквями, медресе, узкими-узкими улочками, как в каком-нибудь Дамаске, наверное. Добавьте портреты президента, а около них — девушек в хиджабах, пририсуйте Каспийское море и изумрудные склоны Кавказских гор. Получите полный сюр!

Это и есть Дербент. Кроме крепости удалось увидеть мало, но я уже знаю, что вернусь. Сказать, что цитадель восхищает — поскромничать, она офигенная. Размахом, мощью, величием — мимо не пройти и забыть точно не получится. Ученые из романтиков, которые, как известно, крутят земной шар, приписывают городу 5000 лет истории, скептики скостили этот возраст до двух тысяч. Сколько не считай, а Дербент крут.

Дагестан. Один для двоих

Но в Дагестан надо ехать не за архитектурными изысками, как бы экзотично они не выглядели. Когда вы искупаетесь в море, продегустируете рахат-лукум и ощупаете каменные стены крепости Нарын-Кала…

Дагестан. Один для двоих

Самое время рвануть в горы. Туда, где прохлада, звенящий воздух, орлы и скалы. Уверена, Сулакский каньон в вашем списке желаний будет значиться под номером один!

И нас с вами можно понять. Каньон впечатляет даже на фото, а уж когда видишь его вживую… Кажется, что так красиво просто не бывает!

Дагестан. Один для двоих

Еще бы, это один из самых глубоких каньонов в мире, 1920 метров! Сулакский, между прочим, даже глубже знаменитого Гранд-каньона в Колорадо, природные пейзажи здесь не уступают лучшим видовым площадкам планеты, и людей пока — ни-ко-го!

Дагестан. Один для двоих

Каньон растянулся на 53 километрами, местами он сужается, а где-то ущелье выглядит впечатляюще величественным. По речке, что течет внизу — кстати это Сулак, один из полноводных водоемов республики, можно прокатиться на катере. А можно присесть на краешке обрыва (осторожно!), смотреть на эту красоту, выпадая из времени, и просто ловить момент, наслаждаясь великолепием. Описать каньон простыми человеческими словами невозможно, наверное, потому, что его нужно увидеть.

Пожалуй, этот момент, когда открываешь глаза, а перед тобой вечное, нетронутое чудо природы, я не забуду никогда. Удивительный горный мир, прозрачный и чистый, без людей и машин. Когда-то мне казалось, что такие картинки бывают лишь во сне. Обработанном крутым графическим редактором. А потом я увидела Кавказ!

Дагестан. Один для двоих

То самое место, где надо загадывать желания. Или исполнять мечты.