Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 22:59

Чичикастенанго, Панахачель — Гватемала Январь 2012

Центральная Америка…

Несколько стран между двумя океанами — Тихим и Атлантическим. И первая на нашем пути после Мексики — Гватемала. А на юг от нее тянется цепочка других стран — загадочных и малопосещаемых нашими туристами — Гондурас, Никарагуа и Коста-Рика. Еще совсем недавно это был самый нестабильный и бедный регион на всем американском континенте. А еще мы были наслышаны и начитаны о небезопасности передвижения в этих странах туристов. Какими они окажутся для нашей активной группы украинского клуба Оверлэнд (overland.com.ua) — 6 мужчин и 4 женщин? Понятно, что самой безопасной страной будет Куба, где мы завершим наше очередное зимнее путешествие в теплые края. Ну, а в других — посмотрим…

Из колоритного мексиканского Сан Кристобаля-де лас Касас, столицы сапатистов-сепаратистов, мы выехали в 8 утра и к полудню, проехав по хорошему шоссе около 250 км, прибыли в мексиканский пограничный городок Cuauhtemok. Там без проблем прошли контроль и сдали талончики, которые получили по прилету в аэропорту Мехико. Во дворе Каса Иммиграсьон было много задержанных нелегалов-гватемальцев — мужчины и женщины с малыми детьми за спиной сидели прямо на земле и ожидали своей участи.

Здесь нас уже ждал арендованный микроавтобус Toyota Hiace от гватемальской фирмы Adrenalina. Водитель Erick Monterroso, в отличие от мексиканского драйвера, хорошо знал английский. Нам предстоит провести с ним 8 дней и проехать почти 1000 км до гондурасского города Тела на побережье Карибского моря (по маршруту Панахачель — Антигуа — Гватемала-сити — Копан — Тела). Оттуда мы проедем другой машиной до города Ла-Сейба и вылетим в Никарагуа. Далее наш путь по этой стране будет с переездом в Коста-Рику и перелетом на Кубу.

Дорога к городку Панахачель

Проехав от мексиканской границы около 4 км, остановились в гватемальском городке La Mesilla и прошли там паспортный контроль для официального въезда в Гватемалу. Проблем не было — американская виза спокойно открыла нам двери во все страны Центральной Америки. Только выпускающий офицер, скромно потупясь, как завхоз Альхен из «12 стульев», попросил по 10 кетцалей ($1,25) за каждый паспорт.ь

Наша первая остановка будет в городке Панахачель на озере Атитлан. По слегка гористой местности к нему ведет хорошая асфальтированная дорога СА1 (Центрально-американское шоссе № 1) — часть знаменитой дороги # 1, идущей по западному побережью Южной и Северной Америки и заканчивающейся аж на Аляске на громадной песчаной косе городка Хомер на полуострове Кеннаи, окруженном горами со сползающими с них ледниками — там мы были летом 2018 года. Ну, а здесь на горизонте видны конусы потухших вулканов.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Здесь уже нет на пути громадных пирамид, встречавшихся в большом количестве в Мексике. Цивилизация майя дальше на юг практически не шла. Но мы все равно встретим на территории Гватемалы следы этой культуры. Наконец, долгая дорога позади и мы достигли нашей цели — городка Панахачель на озере Атитлан.

Громадное озеро окружают три больших вулкана — Атитлан, Сан-Педро и Толиман. И глядя на его красивую водную гладь, трудно себе представить, что когда-то это был кратер вулкана. На его берегах издавна жили люди.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

В самом городке много отелей и хостелов, но по Booking.com мы выбрали отель Casa Ramos, который стоял прямо на берегу озера. Это была как бы окраина города. Отель оказался приличным и по устройству, и по стоимости — 13 долларов/чел в двухместном номере. С балкона открывался красивый вид озера с вулканами Атитлан, Сан-Педро и Толиман на другом берегу.

Неплохой ужин с текилой в ресторанчике на берегу озера обошелся на двоих в 100 кетцалей (ок. $13). А что в городке? Туда можно сходить вечером просто прогуляться. За те два дня, которые мы провели в этом месте, мы посетили четыре соседних городка, расположившихся по берегам озера Атитлан и съездили в Чичикастенанго — самый большой высокогорный рынок в Центральной Америке.

Все встречаются в Чичикастенанго

Позавтракав, рано утром второго дня выезжаем в Чичикастенанго. Вдали на юго-востоке был хорошо виден вулкан Фуэго, периодически выпускавший клубы дыма. 38 км по горным извилистым дорогам проехали за полтора часа. Дорога постепенно поднялась до высоты 2000 метров и мы увидели раскинувшийся на холмистом плато небольшой город.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Это Чичикастенанго. Какое мелодичное и загадочное название города. Он был основан индейцами народности киче, говорящих на самом распространенном в этой местности языке. Полагают, что на нем говорит около миллиона человек. А вообще в этой части Гватемалы существует почти сотня индейских диалектов.

Чем знаменито это место, где обязательно встречаются все туристы, путешествующие по Гватемале?
Двумя основными вещами — необычным и самым большим рынком в Центральной Америке и своим местом в культурной истории Гватемалы.

Город был известен как крупнейший торговый центр империи майя еще с доиспанских времен. И сейчас, как и много столетий назад, по четвергам и воскресеньям, сразу несколько городских кварталов превращаются в стихийные рыночные прилавки.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

В эти дни и приезжают сюда тысячи туристов и жителей окрестных мест. На рынке есть все, что нужно гватемальцам для жизни. Туристам тоже есть на что посмотреть и что приобрести на память.

Здесь можно купить и традиционную индейскую одежду, и предметы быта — пончо, скатерти, салфетки, шали для ношения младенцев, расшитые мешки и сумки, плетеные корзинки, маски и статуэтки индейских богов. Любители старины могут обзавестись такими же украшениями, которые носили модницы много столетий назад. Именно в Чичикастенанго съезжаются со всех окрестностей индейцы-ремесленники для продажи своей яркой и необычной продукции.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Часто прямо на месте торговли можно увидеть и процесс производства всех этих вещей — многие торговцы привозят с собой оборудование и инструменты — ткацкие станки, инструменты для резьбы по дереву, гончарные круги. Местные жители одеты очень колоритно и красочно: разноцветные тканые юбки на женщинах, расшитые рубашки на мужчинах.

А, проголодавшись, можно купить что-нибудь из индейских блюд — всюду дым от жаровен, вокруг которых колдуют индианки, раскатывающие тесто для маисовых лепёшек. В центре площади расположены «комедорес» — харчевни с традиционными индейскими блюдами. Дымок с ароматами от кипящих горшков и булькающих котлов разносится далеко вокруг.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Цены на рынке совсем не низкие — в Паначахели, где мы остановились на озере Атитлан, например, цены на многие выставленные здесь вещи были дешевле. И столпотворения меньше. Но — не та аура…

Стоимость фруктов — большое манго 20 кц., помидоры — 6 кц/кг. Какие-то необычные фрукты, похожие на абрикосы и внутри с двумя косточками — 5 кц за небольшой кулечек. Выделенных для нас три часа на осмотр рынка и других моментов, связанных с Чичикастенанго, хватило вполне.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Но для тех, кто хочет глубже познакомиться с культурной историей страны, этого времени, конечно, мало. Интересно понаблюдать за красочными процессиями религиозного братства «кофрадиас», которые они устраивают вокруг церкви Санто-Томас и святилища Паскуаль-Аба (древнее капище майя, посвященное Богу Земли). Этнографы полагают, что именно здесь наиболее хорошо сохранились древние обряды майя.

И в этом нет ничего удивительного — в церкви Санто-Томас, по ступеням которого верующие с чадящими баночками, которые раскачивают на веревочках как наши попы кадилами, и на коленях ползут вверх, хранится копия древней книги Пополь-Вух («Священная книга творения»), содержащая всю систему индейской космографии и истории. Удивительно другое — как еще сохранилось это уникальное творение в эпоху тотального уничтожения испанцами в средние века всего «языческого»?

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Знакомство с книгой раскрывает тайну мироздания в понимании майя, в основе которого стояли одни лишь Создательница и Творец — Тепеу и Кукумац — Великая мать и Великий отец, которые находились в бесконечных водах единого Океана. Поневоле задумываешься и о творцах Библии, Корана и других учений — как люди, не зная и даже не подозревая о существовании друг друга, пытались понять и объяснить, во многом еще неясные и сейчас, проблемы мироздания и происхождения Живого мира.

А оригинал Пополь-Вух с 1911 года хранится в составе «Эйеровской коллекции документов Америки и американских индейцев» в чикагской библиотеке Ньюберри.

В храм Санто-Томас можно зайти вслед за паломниками, вползающими туда на коленях, но лучше, в знак уважения к местному населению, зайти через боковую, а не центральную, дверь.

Наблюдая за людьми, видишь в их лицах искреннюю набожность и открытые для Бога сердца. Сюда нередко приходят и шаманы, чтобы произвести определенные ритуалы, включающие сжигание благовоний и свечей.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Но нередко можно увидеть и принесение в жертву цыплят — интересное смешение индейских традиций с католической верой. Над всем витает сильный запах копала — традиционного благовония для воскурений.

Городок еще интересен своими многочисленными настенными росписями-муралами, выполненными в стиле эдакого народного примитива.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Ходишь по улицам и видишь всю простую жизнь этого народа, запечатленную на этих стенах. А под ними течет такая же размеренная веками жизнь горожан. И вряд ли она изменится даже через сто лет — уж слишком крепкие традиции у этого народа. Может, это и хорошо. Для нас — туристов…

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

В этих местах много кофейных плантаций и местный кофе славится своим качеством. 500 г стоит 40 кц — ок. 5,3 долларов. Вместе с чашечкой кофе можно купить и что-то завернутое в разного цвета фольгу и похожее на сосиски. Оказалось, что это какое-то шоколадное творчество местного производства — что-то типа Сникерса, но вкуснее. Правда, без орешков.

Вернувшись в наш городок Панахачель, вечером пешком прогулялись к его центру. Дорога в один конец заняла минут 15–20 и нам удалось посмотреть и на жизнь местных жителей, и на тусовки туристов. Услышав в одном из кафе музыку, зашли и спокойно поужинали, слушая музыку женского трио сестер-ксилофонистов. На следующий вечерр тоже спокойно бродили-гуляли по улочкам города — с точки зрения нарушения безопасности не было никаких эксцессов.

Окрестности озера Атитлан

Озеро Атитлан, на берегу которого мы остановились в небольшом, но уютном отельчике Casa Ramos, было образовано мощным вулканическим взрывом, которое произошло 85 тысяч лет назад и является одним из самых глубоких озер мира. Оно расположено на высоте полтора километра и его уникальность заключается в том, что из него не вытекает ни одна река.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Вокруг озера образовалось много поселений и городков майя и наш второй день мы посвятили знакомству с его прибрежными городками. Такая экскурсия была проведена на моторной лодке (150 кетцалей/чел) и за день мы посетили четыре таких места.

Первым на нашем пути был городок San Marco, в котором живет одна из коренных народностей майя — цутухиль. Главной его достопримечательностью был интересный католический собор. Хотя католицизм является основной религией страны, коренному населению удалось сохранить самобытную культуру своих предков, язык и обычаи. И, если мужчины майя не заморачиваются с одеждой и ходят в белых рубашках и черных брюках, то женщины одеты в домотканые одеяния сине-фиолетового цвета. Их одежда оригинальна, по-своему красива и сделана из растущего в округе натурального сырья.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

В следующем городке Сан Хуан мы увидели все секреты производства этих тканей. Технология проста как мир — так же готовят, так же вытягивают нитку из пряжи. Но исходный материал — здесь другой. Сырье получают из цветов, которые растут на деревьях. Все красители — тоже из цветов. Поэтому в тканях и преобладает такая необычная для нас сине-коричнево-фиолетовая гамма.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

У майя — свой художественный стиль. Эдакий народный примитив. Везде много картин и росписей, сделанных прямо на стенах домов. Очень интересны картины в галерее, которую мы посетили. Яркие краски и необычный стиль притягивали воображение.

В городке San Pedro взяли тук-тук (30 кц) и водитель привез нас на хорошую видовую площадку (мирадор), с которой открылся впечатляющий пейзаж на озеро и окружающие горы.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Ну и, конечно, водитель привез нас в центр городка к его главному кафедральному собору, в котором как раз проходила конфирмация нескольких молодых девушек. Им исполнилось по 14 лет и для них это уже была вторая конфирмация (первая — после рождения), после которой они становится взрослыми и могут выходить замуж.

Центральная Америка. Первые впечатления от Гватемалы

Четвертый городок Sanjago de Atitlan, расположившийся у подножья одноименного вулкана, обладал теми же достопримечательностями, что и предыдущие — католическим собором, большой площадью перед ним, приставучими продавцами сувенирами, ткаными изделиями, полудрагоценными камнями и мирадором. Здесь еще были красивые и очень разрисованные тук-туки. Впрочем, гватемальцы красиво расписывают так и большие автобусы.