Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 22:38
Филиппины покорены! Куда дальше?

Сандакан — Малайзия Февраль 2019

«Островок биологических сокровищ»

В Сандакан из Кота-Кинабалу мы прилетели на самолёте. Мы намеривались провести в окрестностях этого города, второго по величине в штате Сабах, два неполных дня и одну ночь, и уже на следующий день, ближе к вечеру, опять же на самолёте вернуться обратно.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Это были последние два дня нашей экспедиции на Борнео, ставшие самыми насыщенными и самыми интересными в той поездке.

Сам город Сандакан нас абсолютно не интересовал. Когда-то бывший столицей британского Северного Борнео, во время Второй мировой войны этот город был основательно разрушен, поэтому ничего старинного сейчас там не найти.

Читал, что есть в Сандакане памятные места, напоминание о последней мировой войне. Они посвящены памяти солдат союзнической армии, павших в годы японской оккупации острова, главным образом, австралийских военных, чьими усилиями в основном и был освобожден остров Борнео.

Но при всём уважении к солдатской доблести, война та была не наша и эмоционально не трогала. Поэтому сразу после приземления, на заранее арендованном микроавтобусе, мы отправились на юго-запад от Сандакана, где примерно в километрах восьмидесяти от города, в нижнем бассейне реки Кинабатанган существует удивительная возможность понаблюдать за представителями дикой природы Борнео.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Дело в том, что джунгли вдоль реки Кинабатанган в малайзийском штате Сабах это местность с самой большой концентрацией живности во всей Юго-Восточной Азии.

Услышав эту, казалась бы, оптимистичную информацию, сразу хочется порадоваться за представителей фауны, да и флоры Северного Борнео. Но на самом деле, всё очень печально. Промышленное освоение острова Борнео человеком, особенно деятельность пальмовых плантаторов оставила для уникального животного мира острова лишь узкую полоску леса вдоль реки, на которой они все и ютятся.

Стремительное сокращение в последние десятилетия ареала обитания поставило под угрозу полного исчезновения многие виды животных, птиц, насекомых, растений, которые можно встретить только на Борнео и нигде более.

Да, нам удалось увидеть в естественных условиях орангутангов, макак, обезьян -носачей, некоторое количество полутора — двухметровых варанов, множество птиц, в том числе гигантских птиц-носорогов, невероятно красивых зимородков, цапель и орлов.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Проведя на территории национального парка вдоль реки Кинабатанган хотя бы ещё несколько дней, уверен, мы бы обязательно увидели и других местных эндемиков, как-то огромных крокодилов, диких бородатых свиней, серого цвета с бурыми пятнами ночных млекопитающих циветт, питонов, скорпионов, тарантул, бабочек размером с чайное блюдце, мистических сов и ещё много кого.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Всё это радует, но и печалит одновременно. Риск потерять навсегда и безвозвратно уникальное многообразие животного мира Борнео очень велик. Тут самое время вспомнить теорию эволюции видов.

Все мы со школы знаем, что в первой половине 19-го века, после пяти лет напряжённой работы и кругосветного путешествия на военно-картографическом судне «Бигль», великий Чарльз Дарвин представил миру свои, оформленные в научный труд, умозаключения по поводу естественного отбора.

Но мало кто знает, что в то же время независимо от Дарвина аналогичные научные выводы сделал его соотечественник Альфред Рассел Уоллес. При этом, он не совершал кругосветного путешествия, а все необходимые данные по части образования жизненных форм смог получить, находясь исключительно на Борнео. Ведь не случайно этот остров называют «фабрикой видов», а Альфред Рассел Уоллес придумал другой термин «островок биологических сокровищ».

Перед поездкой смотрел научно-популярный фильм об эндемиках Борнео. Оказывается, раньше уровень мирового океана был несколько ниже, и существовала возможность попадания животных с материка на остров по суше. Примерно десять тысяч лет тому назад этот уровень стал выше и эволюция на уже изолированном острове пошла по своему особому сценарию.

Да не просто пошла, а разгулялась не на шутку. Как результат все эти невероятные чудеса: и человекообразные орангутанги, и гигантский цветок раффлезия, и «кровожадные» кувшины хищных растений, и носатые обезьяны.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Смог бы Альфред Рассел Уоллес прийти к своим научным выводам живи он на Борнео в наши дни? Теоретически да. Разнообразие видов наблюдаемых на Борнео по-прежнему велико. Но, к сожалению, ему бы пришлось работать сильно в спешке. В этом случае буквально «промедление смерти подобно», ведь ситуация на острове меняется очень быстро и не в лучшую сторону. Когда-нибудь наступит момент, что учёные — натуралисты могут остаться без исходного материала.

Вот и здесь, в бассейне реки Кинабатанган наблюдается радующая глаз плотность жизни на единицу территории. Но есть серьёзные опасения, что сложившийся, повторюсь, уникальный набор видов флоры и фауны острова Борнео в ближайшие десятилетия будет утерян. Грустно, не правда ли?

Посмотрите, какие представители животного мира могут исчезнуть в ближайшие десятилетия, если человек продолжить вести себя так, как ведёт сейчас.

Кахау или обезьяны носачи

Прибыв в национальный парк реки Кинабатанган, мы разместились в комфортабельных деревянных домиках, соединённых между собой, со штаб-квартирой парка, столовой и небольшим причалом деревянными мостками.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Мы заказали три экскурсии по реке: одна в дневное время, сразу после прибытия, другая ночная, после захода солнца и третья, на следующий день рано утром, с рассветом.

Логика, думаю, понятна. Таким образом, мы могли увидеть максимальное количество местных обитателей, ведущих или дневной или ночной образ жизни. Да и окружающие пейзажи смотрятся особым образом в разное время суток, мистические ночью, романтичные в предрассветном пробуждении и живущие полной жизнью ясным солнечным днём.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Ведь движет нами не только прагматичная любознательность, но и потребность в неком эстетическом наслаждении.

Первым встреченным нами экземпляром на дневной экскурсии, была одиноко сидящая самка кахау, без сомнения, самого узнаваемого вида млекопитающих на острове Борнео.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Кахау, это название, принятое на Борнео, именно такие звуки издают эти приматы, общаясь между собой. Мы же именуем этот вид обезьян, входящий в семейство мартышковых, носачами (Nasalis larvatus) в связи с весьма примечательной особенностью их внешнего облика.

Согласитесь, такого выдающегося носа, не встретить ни у какого иного вида приматов.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Перед нами сидела именно самочка. Носик заметно удлинён, тоненький и аккуратный, кокетливо вздернут кверху, точно у озорной непослушной девчонки.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

У самцов нос, напротив, раздутый и огромный, свисает вниз, подобно перезревшей гигантской сливе.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

У некоторых взрослых самцов носы такие большие, что их приходится поддерживать одной лапой, чтобы другой положить в рот еду.

Огромный нос самцов обезьян носачей несомненный признак мужского доминирования. Во-первых, между размером носа и габаритами животного существует прямо пропорциональная зависимость. Причем, имеется в виду не только размер и масса тела, но и объем семенников: чем крупнее нос, тем больше и то, и другое, и третье. Крупные семенники, соответственно, вырабатывают больше спермы, что позволяет иметь целый гарем без риска на конфуз в тот самый момент.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Во-вторых, массивные носы меняют частоту крика, и по голосу становится ясно, что кричит самый брутальный и самый сильный носач. И тогда самки уже по одному крику понимают, что орущий где-то вдалеке самец, чертовски привлекателен и как мужчина состоятелен.

Таким образом, самец с огромным носом, мощный и крикливый, стоит на самом верху социальной лестницы. Его сила и мощь отпугивает конкурентов, привлекает самок, а потомство получается многочисленным и здоровым.

Кроме массивного носа у носачей невероятно огромный живот, знаете такой, какой бывает у завсегдатаев пивнушек. Но, надо сказать, это не от обильного чревоугодия, а как раз совсем наоборот.

У этого вида обезьян очень объёмный желудок, предназначенный для переваривания большого объёма низкокалорийной пищи. Питаются они в основном листьями и молодыми побегами мангровых деревьев, иногда угощаются мелкими насекомыми.

Фрукты, например, бананы, им категорически противопоказаны, ибо содержащийся в них сахар смертельно опасен. Носачи если и выбирают для питания плоды, то только недозревшие.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Вот и представьте, сколько надо переварить жестких и малопитательных листьев, чтобы получить необходимые организму жизненные силы. Отсюда и такое непомерное брюхо. Носачи может и хотели бы иметь плоский прокаченный животик, но рацион их питания сделать это не позволяет, увы.

Обитают кахау лишь в одном месте на Земле, это остров Борнео на Малайском архипелаге. Носачи выбирают местом своего обитания прибрежные участки с мангровыми зарослями. Большую часть времени этот вид приматов проводит на деревьях, спускаясь вниз в исключительных случаях, например, чтобы утолить жажду.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Причём, что очень интересно, небольшие расстояния по земле преодолевают на двух ногах, то есть отчасти носачи прямоходящие, подобно высокоорганизованным обезьянам.

Мало того, кахау и неплохие пловцы, если на их пути встречается водная преграда, то смело бросаются в воду и плывут весьма умело, в том числе и под водой.

Большую часть своего активного дня носачи проводят в поглощении еды. С утра пораньше начинают прямо от берега и медленно движутся в лесные дебри.

Но далеко от воды никогда не отходят, не далее одного километра. Ближе к вечеру возвращаются поближе к реке. Живут стаями, во главе, которой тот самый вожак с большим носом и большими… ну, вы поняли.

В стае обычно не более тридцати особей, кроме вожака только женщины и дети. Днём держатся вместе, а ночевать предпочитают поодиночке, но далеко друг от друга не отходят. Утром вожак диким воплем созывает в кучу всю свою большую семейку, тут уж не забалуешь, только попробуй не прийти.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Подросшие самцы изгоняются из стаи. Недоминирующие самцы тоже живут группами, но исключительно мужским коллективом. Понятное дело, такое положение дел их совсем не устраивает. Кому то всё, вернее все, другим ничего, то есть никто. Иногда происходит военный переворот, завершающийся сменой вожака. Бывший вожак лишается всех привилегий, а может даже и потомства. Новый вожак чужых детей может и убить.

А теперь о грустном. Не о том, что носачи долгожителями не являются. Если в среднем другие виды обезьян живут 30 — 40 лет, то кахау чуть больше 20, а часто и того меньше.

И даже не о том, что главной опасностью в дикой природе для носачей является крокодил. Носатые приматы всё время крутятся около реки, вроде, как и на дереве обитают, но иногда спускаются на опасно близкое расстояние. Там их и поджидает страшная смерть в пасти рептилии.

Но это нормально, так устроено самой природой, это сложившийся тысячелетиями ход вещей. Самый страшный враг живой природы в целом, и обезьян носачей в частности, это человек.

В последнее время власти Брунея, Индонезии и Малайзии, делящие между собой Борнео, прилагают определённые усилия по охране носачей, но, тем не менее, этим животным угрожает полное исчезновение. Только представьте, их осталось всего ничего, менее трёх тысяч особей.

Знаете, какой самый типичный пейзаж острова Борнео. Думаете это непроходимые дождевые и мангровые леса. Так было ещё совсем недавно. Сейчас, увы, большую часть территории острова занимают плантации масличной пальмы.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Площадь плантаций увеличивается с каждым годом, соответственно, уменьшается жизненное пространство животных острова. Особо уязвимы мангровые болота, поскольку находятся у кромки воды на побережьях Борнео или вдоль берегов многочисленных рек острова.

Страдают не только обезьяны носачи. Популяция малазийских орангутангов, например, за последние 20 лет уменьшилось на 40%. Страшные цифры, не правда ли?

На следующий день мы посетили некий заказник Labuk bay, где обезьян носачей можно увидеть на расстоянии вытянутой руки.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Редкая возможность понаблюдать за животными, кажется на первый взгляд.

Так-то оно так. Место это действительно уникальное. Это не зоопарк, не тюрьма для животных, где несчастные живут в клетках. Все обезьяны обитают на свободе, в мангровых лесах, что рядом. В определенное время они приходят к специально оборудованным платформам, где животных кормят.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

А народ наблюдает за этим действом со специальной двухэтажной смотровой площадки.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Так что не так, спрашиваете вы? А вот что. Собственниками этого хозяйства являются владельцы масличных пальмовых плантаций, окружающих территорию заказника со всех сторон. Это они уничтожили дом носачей, а теперь взимают плату с туристов с устраиваемого им шоу. Вот такая вот история. Ну, уж лучше так, чем совсем не как.

Но надо отдать должное организаторам, зрелище это потрясающее. Обезьяны хоть и дикие, но к людям привыкли. Самцы к людям на наблюдательную площадку, как правило, не подходят. Лакомятся угощением на платформе, могут поглазеть на глазеющих на них людей издалека, а насытившись «хлебом и зрелищем» уходят к себе домой в джунгли.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

А вот самочки, сами или с детьми, могут подойти поближе к людям, может в надежде на угощение, хотя посетителям кормить животных строжайше запрещено, а может из банального любопытства.

Кстати, вместе с носачами там кормились и другие приматы семейства мартышковых — серебристые лангуры. Эти обезьяны также живут в мангровых лесах недалеко от рек. И как нетрудно догадаться, тоже под большой угрозой, занесены в Красную книгу со статусом «вид на грани исчезновения».

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Чем запомнились эти обезьянки, так это необычным окрасом их малышей. Шерсть взрослых животных чёрная или тёмно-коричневая, с серыми кончиками, что придаёт им серебристый оттенок. А вот малыши их оранжевые, темнеющие по мере взросления.

«Лесные люди»

Слово «орангутанг» пришло в языки других народов из малайского языка -«оранг» -человек, «утанг» — лесной. Эти разумные обезьяны с красновато-коричневым мехом биологически ближайшие родственники человека, ДНК орангутангов на 97% соответствует ДНК homo sapiens.

У них есть интеллект, самосознание, они могут создавать орудия труда, копируют поведения друг друга и человека. Некоторые считают орангутангов настолько умными, что полагают, что те могут выполнять несложные производственные задачи, например, работать фасовщиками в магазине. Это, конечно, слишком оптимистично, хотя было бы интересно посмотреть на такого работника.

Живут орангутанги на Суматре и здесь, на острове Борнео, в джунглях Сабаха и Саравака. Мы видели их в условиях дикой природы, во время экскурсий по реке Кинабатанган.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Правда, сидели они на самом верху высокого дерева с плодами. Видны были только через прицел телевика. В отличие от носачей орангутанги непримиримые одиночки, иногда общаются между собой, но недолго, могут разделить совместную трапезу, и сразу же разбежаться каждый по своим делам.

Совместное проживание возможно только в одном случае, это когда мама держится рядом со своим малышом. Мама помогает выжить своему ребёнку и научить его всему, что нужно во взрослой жизни.

Перед самым вылетом в Кота-Кинабалу мы заехали в реабилитационный центр орангутангов Сепилок. Он находится в получасе езды от Сандакана. Это уже настоящий заповедник, задачей которого является восстановление поголовья орангутангов и реабилитация молодых особей, которые ранее находились в неволе.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Иногда молодых орангутангов находят в деревнях у местных жителей, они их держат, в лучшем случае, в качестве домашних питомцев, а может и домашнего скота.

Если детёныш оказался один, это обязательно означает смерть матери, потому что мать ни при каких обстоятельствах не бросит своего малыша.

Реабилитация молодых орангутангов это не столько восстановление их здоровья, сколько обучение навыкам, которые не успела дать мать. Оказывается, ребёнок живёт с матерью долго, до восьми лет. Именно столько требуется времени, чтобы подготовить молодое животное к взрослой жизни.

Сможет ли человек полноценно заменить мать орангутанга, научить правильно передвигаться, или выбирать нужные плоды в естественной среде их обитания? Трудно сказать.

Но попытки такие делаются. Например, платформы для питания устраивают на деревьях, постепенно размещая их в более труднодоступных местах.

Обезьяны в заповеднике Сепилок обитают в трёх жизненных режимах. Есть абсолютно ручные особи, они полностью находятся на попечении человека, и в дикой природе далее жить не способны.

Есть полуручные, живущие недалеко от пунктов питания и находящиеся под пристальным вниманием зоологов. Таких орангутангов ещё не пришло время выпускать на волю, но рано или поздно это случится.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Есть в заповеднике и совершенно дикие экземпляры, живущие самостоятельно, подальше от своих более разумных (хотя этот факт можно и оспорить) родственников.

В заповеднике Сапилок оборудована круговая прогулочная дорога в виде деревянных помостов, прямо в джунглях. Посетителям требуется соблюдать очень жёсткие правила, даже разговаривать шепотом, чтобы зря не тревожить животных.

Кроме платформ для кормления, в заповеднике оборудован так называемый outdoor nursery -детский сад. Это когда посетители находятся внутри здания, как в зрительном зале, а молодые орангутанги резвятся на улице за стеклом.

Умилительное зрелище.

Ну, раз мы оказались в заповеднике Сепилок, то стоит сказать пару слов о центре защиты солнечных медведей (бируангов) — самых маленьких медведей на Земле.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Ровно год назад я видел бируангов в зоопарке Чиангмая (Северный Таиланд) и в реабилитационном центре неподалёку от Луангпрабанга (Лаос).

Да, эти азиатские мишки живут не только на Борнео, они встречаются во многих регионах Юго-Восточной Азии. Но численность их также стремительно сокращается, причиной чего является, конечно, сокращение ареала их обитания в результате производственной деятельности человека, но не только.

Есть в жизни бируангов и более специфические проблемы. Существует в китайской и вьетнамской народной медицине практика добывания желчи из желчного пузыря несчастных животных ради неких целебных свойств, которыми она, возможно обладает.

Медведей не убивают, а сцеживают желчь, превращая их в инвалидов. Просто жесть какая-то.

А ведь милейшие животные. В наше посещение центра, один из бируангов валялся, подобно Илье Ильичу Обломову, сибаритствуя в бесконечном безделье.

Экспедиция на Борнео. Сандакан. Носачи. Орангутанги

Приятная картинка под занавес нашей экспедиции на Борнео.

На этом я завершаю цикл своих рассказов из этого удивительного острова. Программа выполнена полностью. Экспедицию на Борнео прошу считать завершённой.

Через несколько дней я отправляюсь в новое путешествие, впереди ждут другие страны, длинные дороги и яркие впечатления. По-прежнему, очень интересно узнать, что там за горизонтом! Так что, не прощаюсь.