Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 11:57
Филиппины покорены! Куда дальше?

Кучинг — Малайзия Февраль 2019

Пролетая над Южно-Китайским морем

Большая часть полуторачасового перелёта Куала-Лумпур — Кучинг проходила над Южно-Китайским морем.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Это был мой четвёртый перелёт в этой поездке, а всего их будет двенадцать. Ух, и налетался же я, за те две с половиной недели.

На этот раз рейс выполняла авиакомпания «Malindo Air» — молодой малазийский авиаперевозчик из так называемого гибридного сегмента, предусматривающего и лоукост-формат и бизнес-класс.

Очень символичное имя у этой авиакомпании, в основу которого положены первые буквы названий государств Малайзия и Индонезия. Собственниками авиакомпании «Malindo Air» являются малазийская корпорация NADI и крупнейший частный авиаперевозчик Индонезии Lion Air, с долями 51% и 49% соответственно.

Я вот тут подумал, а может и остров Борнео/Калимантан переименовать в Малиндо. А что неплохая идея — Малайзия плюс Индонезия, дарю бесплатно. Правда, на этом острове ещё Бруней имеется, но его можно в расчёт не брать, сколько там того Брунея.

Перед полётом прочитал информацию про «Malindo Air», которой я доверил свою драгоценную жизнь. Очень интересна история её появления. Оказывается, рождение этой авиакомпании — ответная реакция самого крупного частного перевозчика Индонезии Lion Air на заход малазийской компании AirAsia на индонезийский рынок. Там такая торговая война развернулась. По одну сторону баррикад — крупнейший лоукостер Азии, по другую — самая успешная авиакомпания Индонезии. Как это часто бывает в торговых баталиях, порешили миром: договорились создать совместное детище. Официальная дата основания «Malindo Air» — 11 сентября 2012 года.

Путешествие в государство Белых Раджей

Неожиданно Кучинг встретил очередью на паспортный контроль, причём процедура была самой настоящей, с дактилоскопией и проставлением штампа в паспорт. А ведь рейс то был внутренний, в пределах одного государства.

Самое интересное, что через паспортный контроль пропускали и местных, конечно, через специальные окошки для граждан Малайзии, но всё же.

Всё дело, очевидно, в особом статусе штатов Саравак и Сабах. Этот статус, в свою очередь, плавно вытекает из исторического прошлого этой части Малайзии, именуемой Восточной Малайзией, которое практически не имеет ничего общего с прошлым Западной Малайзии (Малайей), расположенной в южной части полуострова Малакка.

В аэропорту Кучинга меня встретил наш турлидер Аркадий, и именно этот момент я буду считать началом экспедиции на Борнео.

Аркадий стал ещё одним моим хорошим знакомым из мира частных гидов и инициаторов авторских туристических маршрутов, людей все как один творческих, ярких и интересных.

Очень я уважаю людей этой профессии и по-доброму им завидую. И вроде путешествую я не мало, как правило, два-три месяца в году провожу в дороге, но их та жизнь одна сплошная дорога. Не жизнь, а большое путешествие.

Базой размещения первых трёх дней экспедиции был выбран Кучинг — столица штата Саравак.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

В этом городе мы провели достаточно много времени, исходили его, что называется, вдоль и поперёк. Поэтому очень логично будет, посвятит этот рассказ именно Кучингу, и поверьте, он этого заслуживает.

И не только потому что, город выглядит симпатичным, чистым и достаточно благоустроенным по меркам Юго-Восточной Азии. История столицы штата Саравак, да и самого штата, очень необычна, местами даже невероятна.

Знаете ли вы, что в 1863 году британское правительство признало Саравак независимым государством. Так образовалось Государство Белых Раджей под властью династии Бруков. Правитель Саравака носил титул раджа, а его жена титул — рани.

Почему именно белых раджей, возникает закономерный вопрос? Так были эти Бруки обычными англичанами-авантюристами, рыжими и белокожими, как и подобает быть всем жителям Туманного Альбиона. А стали властителями государства превышающего по площади саму Англию.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

До появления в Кучинге первого Брука -Джеймса, а произошло это в 1839 году, территория Северного Борнео (нынешние штаты Саравак и Сабах) находилась под властью Брунейского султана, а Южное Борнео (ныне территория Индонезии) в тот период принадлежала Нидерландам.

Власть Брунейского султана была скорее номинальной, чем реальной, и местные жители Борнео, относящиеся к обширной группе племён под общим названием даяки («язычники») жили сами по себе, особенно те племена, которые обитали глубоко в джунглях.

Брунейский султан пытался контролировать лишь приморских даяков -племена ибанов, знаменитых «охотников за головами» живущих в длинных домах «лонгхаузах». Про ибанов я в следующем материале обязательно расскажу, а поводом того рассказа будет наша поездка в селение ибанов к самой границе с Индонезией.

Вернусь к Джеймсу Бруку, первому из Белых Раджей. Видно личностью он был незаурядной, ибо сразу по прибытию в Кучинг подружился с наследником Брунейского султана, помог ему в подавлении очередного восстания ибанов, и всего через два года, в 1841 году получил титул раджи и пост наместника Саравака.

Дальше события развивались быстро и по нарастающей. На предложение Джеймса Брука по превращению Саравака в колонию или протекторат, Британия ответила отказом. Тогда британским правительством проводилась политика не увеличивать территорию колоний, потому как расходы на управление уже имеющимися были огромны и неэффективны.

Но, в борьбе с пиратством, которым промышляли, в том числе и ибаны, угрожавшем торговле Сингапура, Британия стала оказывать Бруку помощь в установлении власти.

Армия Джеймса Брука при поддержке британской эскадры в течение нескольких лет жестоко и кроваво подавляла недовольство ибанов, которые в итоге были разбиты, но всё-таки окончательно не побеждены.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Между делом, воспользовавшись конфликтами при брунейском дворе, Джеймс Брук захватил и Бруней и в итоге стал контролировать огромную территории, на которых ныне расположены два малазийских штата — Саравак и Сабах, остров Лабуан, имеющий сейчас статус федерального подчинения, и нынешнее независимое государство Бруней.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Наша экспедиция на Борнео как раз и проходила по этим местам. Начавшись в Сараваке, мы далее на один день заехали в Бруней, чтобы позже, перемещаясь по морю, через остров Лабуан, перебраться в другой малазийский штат Сабах, а если точнее, в его столицу город Кота-Кинабалу.

На этом основании нашу поездку- можно смело называть путешествием в государство Белых Раджей, которое, между прочим, просуществовало до 1 июля 1946, когда третий, он же последний белый раджа Чарльз Вайнер Брук согласился на передачу Саравака в состав Британской Империи.

Гуляя по Кучингу

Возможно, главной достопримечательностью Кучинга является река Саравак, разделяющая город на два района -северный и южный.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

По реке можно добраться до моря, но оно далеко, больше 30 километров. Так что, имейте в виду, пляжного отдыха в Кучинге нет, и соответственно, поток туристов здесь намного меньше, чем в приморском Кота-Кинабалу.

В Кучинге сохранилось много объектов из наследия династии Бруков, и вообще колониальной архитектуры. Во время Второй мировой войны город не подвергся массированным бомбардировкам и разрушен был минимально, хотя бои за освобождение штата Саравак шли упорные.

Кстати, очень необычны для нашего восприятия участники последней мировой войны на острове Борнео. Оккупировали территорию Северного Борнео японцы, практически не встретив сопротивления. Операция по оккупации Борнео японской армией началась в декабре 1941 года, а окончательно ушли японцы с острова лишь в сентябре 1945 года, продолжая удерживать Борнео даже после капитуляции Японии.

Третий белый раджа Чарльз Вайнер Брук всё время японской оккупации провёл в Австралии и именно австралийские войска принесли Борнео освобождение.

Так вот, из наследия белых раджей в первую очередь, стоит выделить дворец Астана (получилось масло масляное, ибо на малайском языке «астана» и есть дворец). Астана находится на живописном северном берегу и хорошо просматривается и с реки, и с причала на противоположной стороне.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Изначально, это был дом, где жила семья Брука, такие три бунгало под одной крышей. Теперь здесь живёт губернатор штата Саравак, это его официальная резиденция, и по этой причине публику во дворец не пускают. Лицезреть же со стороны бывший дворец можно, чем мы и занимались.

Также мне запомнилось здание суда, которое ещё первый белый раджа Джеймс Брук использовал как офис судебной администрации.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Первое здание суда было уничтожено пожаром, но и то, что стоит до сих пор старинное — 1874 года постройки. Чуть позже к строению было пристроена башня с часами, бьющими каждый час.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

А ещё там есть мемориал, посвящённый Чарльзу Энтони Бруку -второму белому радже (это он построил дворец Астана), от1924 года.

До 1973 года в этом здании проходили заседания правительства штата, а сейчас расположены кафе, туристический офис и, как я понял, зал бракосочетаний.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Обратите внимание на крытые переходы.

Это очень характерный элемент строений в Кучинге.

Дело в том, что Кучинг и его окрестности очень дождливое место, дожди идут практически каждый день, почти как в норвежском Бергене.

Только, как и подобает быть тропическим ливням, обрушиваются они внезапно, льют сильно, но, как правило, не очень долго и прохладу совсем не приносят. Вот для таких случаев и необходимы такие переходы.

Один день, когда я бродил по городу один, ожидая встречи с компаньонами, такой ливень застал меня как раз в здании суда. Лило в тот раз не менее часа, но мне это было как раз кстати. Я с комфортом устроился на стоящей в переходе скамейке под потолочным вентилятором и, слушая через наушники телефона «Тень ветра» Карлоса Руиса Сафона, с большим наслаждением наблюдал за водной стихией.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Из колониальной архитектуры ещё запомнилась Круглая башня, что расположилась неподалёку от здания суда.

Её построили в 1880-м году, планируя использовать под благотворительную аптеку, что там сейчас, я так и не понял.

Очень приятно было гулять по историческому центру Кучинга, в котором сохранилось множество китайских и индийских традиционных домов.

Следы китайской цивилизации особенно заметны, для этого достаточно зайти на улицу Джалан-Падунган.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Китайские магазинчики, рестораны, кофейни… Они появились в 1920-х — 1930-х годах во время каучукового бума.

Стоит зайти в Кучинге и в китайские буддистские храмы. Принципиально они ничем не отличаются от многочисленных храмов, виденных мной года три назад в континентальном Китае, но всё же интересно.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Китайцы обосновались в Сараваке очень давно, задолго до появления Бруков. Они смогли сохранить свою культуру, свою религию в условиях этнической и религиозной нетерпимости.

Представьте, храм Туа Пек Конг построен в 1876 году, это самый старый и до сих пор действующий храм в Кучинге.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Рядом ещё один, называется Куек Сенг Онг, тоже старинный, 1895 года постройки.

Индусов на Борнео не так много, но, тем не менее, присутствие их в Кучинге очень даже заметно.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Помимо индийского квартала, была обнаружена гурудвара — сикхское богослужебное сооружение, некий центр сикхской общины, причём не только религиозной, но и социальной жизни.

Мы посетили гурудвару, и с разрешения местных сикхов прошлись по всем его этажам.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Гурудвара, как правило, строиться на пожертвования сикхской общины и судя по размерам здания, она в Кучинге присутствует и по количеству адептов немаленькая.

Раз уж речь зашла о религиозных объектах, упомяну ещё о двух. Такая уж Малайзия страна многоконфессиональная и полиэтническая, когда рядом с китайскими буддистскими храмами, религиозными сооружениями индусов обязательно найдётся мечеть и христианская церковь.

Главная мечеть штата, 1968 года постройки неожиданно розовая с золотыми куполами.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Зашли вовнутрь. Просторно, может поместиться не одна сотня человек, но интерьер особой роскошью не блистает, видели и более богатые варианты.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Вокруг мечети мусульманское кладбище. Захоронения явно старые, гораздо старше самой мечети.

Объяснение этому простое. Нынешнее здание мечети построено на месте старой деревянной Масджид Бесар -Большой мечети, возведенной в 1852 году. Мусульманское население росло и продолжает расти, религиозным объектам нужны новые площади. Кстати, видели издалека, что на северном берегу построена ещё одна мечеть и вроде как есть планы на строительство других.

Мимо англиканской церкви проходил несколько раз на дню, она расположена в самом центре города, недалеко от гостиницы, в которой я остановился.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Однажды, ранним воскресным утром я в очередной раз проходил мимо христианской церкви и увидел невероятное зрелище.

Вся парковка при храме, достаточно большая по площади, была заставлена приличными авто, которые как раз в это время заполнялись нарядно одетыми азиатами. К шлагбауму на выезд скопилась целая вереница машин. Из храма выходили многочисленные прихожане, очевидно, только что закончилась так называемая Morning Prayer — утренняя молитва. Видно, что на службу пришли целыми семьями, люди были хорошо одеты, активно общались между собой.

Что тут невероятного скажите вы? Я понимаю, что Саравак последние столетия находился под влиянием англосаксонского мира, и при династии Белых Раджей, и уже тем более в качестве владений Британской Империи. Но всё-таки мне казалось, что Малайзия мусульманская страна и что малайский этнос чуть ли не поголовно относит себя к исламу.

А оказалось, что и позиции Англиканской церкви среди этнических малайцев очень сильны.

Что ещё делать в Кучинге? Любимое занятие местных, как впрочем, и не столь многочисленных туристов совершать променад по набережной.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

С наступлением темноты прогулка становится наиболее занятным действом.

Там на набережной обращает на себя внимание величественное здание, расположенное на северном берегу, совсем рядом с Астаной, к которому ведёт чрезвычайно затейливый мост.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Кажется, что это учреждение культа, но нет. Все называют это здание Ассамблея, там заседает парламент штата Саравак. Ну что же, Малайзия богатая страна, может позволить для своих законодателей столь роскошное здание.

Так вот, как стемнеет, на фоне Ассамблеи устраивают цветовое шоу, используя в качестве экрана струи фонтанов, что само по себе оригинально.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Шоу длится минут 20–30 и повторяется два раза за вечер. Будете в Кучинге, рекомендую посмотреть, весьма впечатляющее зрелище.

Можно прокатиться по реке Саравак на специально предназначенных для этого деревянных лодках.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Особо шикарных видов увидеть не удастся, но для формирования общей картинки о городе самое то.

Мне вот после той поездки, запомнился целый анклав дорогих отелей, расположенных на набережной к востоку от центра.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Колониальный стиль и современные высотные здания, очень точно характеризуют не только Кучинг, но и всю Малайзию.

Изучаем и любим природу Юго-Восточной Азии

Я тут обещал заканчивать каждый свой рассказ этой серии разделом на тему природы. На этот раз главным действующим лицом будет дерево.

В самом центре города обращают на себя внимание высоченные деревья с широким стволом и развитыми досковидными корнями.

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Я такие деревья позже видел и в других частях Саравака, например, в национальном парке Гунунг — Мулу. Дерево очень высокое с высотой до 70 метров, а ствол и крупные ветви покрыты большими и колючими шипами. Стал разбираться, что это за экземпляр, оказалось вообще интересно.

Это хлопковое дерево, также известное под именами Капок, Сейба пятитычинковая, Сумаума (по латыни Ceiba pentandra). Оно встречается в тропических лесах и в Центральной и Южной Америке, в Западной Африке и здесь в ЮВА.

Чем же оно интересно, кроме своих размеров, которые действительно впечатляют.

Во-первых, в культуре некоторых народов это дерево священно. Для индейцев майя сейба выполняло роль храма, они приходили к нему делиться сокровенным, обращались к нему за милостью. Они считали сейба деревом жизни, стоящим в центре Земли. По представлениям майя на верхних ветвях этого дерева восседают боги, они наблюдают за жизнью людей, общаются между собой. Кое-кто из индейцев майя видел их, во всяком случае, так утверждают дошедшие до нас источники.

Для индейцев Майя сейба не просто дерево, но сама жизнь. Ствол — это мир простых людей, корни — это царство мертвых. По ветвям деревьев душа умершего попадает на небеса.

Именно по причине святости сейба, существует традиция высаживать это дерево на центральных площадях населённых пунктов. Вот и в Кучинге поступили подобным образом.

А ещё, говорят, что сейба цветёт удивительным образом. Мне это увидеть не удалось, но впечатления тех, кто это видел исключительно восторженные. Описывают так: на голых ветвях появляются крупные цветы диаметром до 15 см чаще насыщенно белого, но иногда и розово-красного или пурпурного цвета.

Позже появляются плоды в виде крупных вскрывающихся коробочек, содержащих семена. Внутренние стенки коробочек покрыты многочисленными пушистыми желтоватыми блестящими волосками, напоминающими хлопок. Эти волоски, как утверждают очевидцы, покрыты восковой субстанцией, которая придает им водоотталкивающие свойства.

Прочитал, что волокна собирают вручную, что это очень трудоемкий процесс, но усилия того стоят. Так добывают так называемый капковый шелк или капок, который используют для набивки мягкой мебели, спасательных жилетов (капок водонепроницаем), а также как звуко- и теплоизоляционный материал.

Теперь я меня есть мечта — увидеть цветущую сейбу!