KonstantinPavlov
Константин Павлов — был вчера 22:12
 – В мае покоряю Пиренейский полуостров!
Признание
пользователей

Экспедиция на Борнео. Бруней

17 апреля 15:01 Бандар-Сери-Бегаван — Бруней Февраль 2019
81 56

Что мы знаем о Брунее

Давайте проведём небольшой эксперимент. Задайте людям вас окружающих один вопрос — «Назови столицу Брунея?». Уверен, что абсолютное большинство респондентов будет судорожно вспоминать, где вообще находиться этот Бруней, перебирая в памяти похожие названия: Бенин, Белиз, Бутан…

Самые географически подкованные, скорее всего, вспомнят, что есть такое небольшое королевство где-то в Юго-Восточной Азии, и что оно жутко богатое, потому что там большие запасы нефти.

10

Но, что-то мне кажется, что единицы, а может быть, и совсем никто, дадут ответ на ваш конкретный вопрос. А вы-то сами знаете? Так как называется столица Брунея? Вот то-то и оно. И я не знал. Хотя с подросткового возраста самой любимой моей мулькой была именно политическая география.

Эксперимент можно продолжить. Назовите имя этого города, блеснув эрудицией, получите заслуженные овации. А потом, минут, этак, через пятнадцать попросите это название повторить. И тут будет ещё один очень предсказуемый вариант: в ответ на вашу просьбу увидите сморщенный лоб, бессвязное бормотание и задумчивое почёсывание затылка.

Бандар-Сери-Бегаван! Звучит как ритм, выбиваемый умелой рукой на арабском керамическом барабане — табле, а может быть, как заклинание восточного факира. Бандар-Сери-Бегаван!

10
7

Говорят, лучший метод запоминания это использование ассоциаций, когда между разными образами и понятиями выстраиваются некие взаимосвязи. Давайте этим воспользуемся!

«Бандар» на малайском языке означает «город». До середины 20-го века столица Брунея так и именовалась — Бандар Бруней, то бишь — «Брунейский город». Но в 1967 году султан Омар Али, отец нынешнего единоличного правителя Брунея, под давлением обстоятельств уступил престол старшему сыну. Перестав быть монархом, султан Омар Али взял себе скромный титул Сери-Бегаван, что можно перевести как «благословенный». В честь отца и в знак благодарности новый султан Хассанал Болкиах дал столице королевства новое название — «Город Благословенного». Бандар-Сери-Бегаван! Ну, вот и запомнили!

Мы заехали в Бруней на микроавтобусе со стороны малайского городка Мири.

Много раз до этого слышал, что попасть в султанат Бруней невероятно сложно. Что гражданам России нужна брунейская виза, а процедура её получения совершенно непонятная.

Кто-то делился своим опытом кратковременного проникновения в страну при условии транзитного перелёта, когда прибываешь в аэропорт БСБ из одной страны, а отбываешь в третью, причём именно малайской авиакомпанией и никакой другой. Может, всё это и было, но точно осталось в прошлом.

В нашем случае, пограничные формальности были максимально просты. В обветшалом административном здании пограничного перехода при въезде в Бруней мы заполнили простенькую анкету, которую впрочем, никто читать и не стал. Какой-то мужик в спортивном костюме, надеюсь, что это был всё-таки пограничник, лениво просмотрел паспорт, и, не задав ни единого вопроса, тиснул в него печать новой страны, и всё! Путь открыт!

2

От границы до столицы страны, в которой мы планировали провести остаток дня и ночь, езды было часа четыре. Я внимательно разглядывал пролетающие за окном пейзажи, надеясь увидеть что-то напоминающее иллюстрации к сказкам Шехерезады. Но, увиденное казалось невероятно знакомым. Было такое ощущение, что еду я по трассе М-4 «Дон» в направлении на Пятигорск, где-то на участке между Армавиром и Невинномысском. Вроде бы и юга, но без особой экзотики. А ещё Бруней по многим параметром схож с моей родной Адыгеей.

По численности населения — у нас 453 тысячи человек, в Брунее — 417 тысяч, примерное соответствие по площади, по вероисповеданию коренного населения — ислам суннитского толка. Выхода к морю только в Адыгее нет, как впрочем, и больших запасов нефти.

Я ехал по стране, про которую практически ничего не знал. Маленькая она и практически совсем незаметная в мире. Взять, к примеру, тот же Катар, в котором я побывал ровно год назад. Вот эта страна постоянно на слуху, играет значительную роль в исламском мире и не только.

А что вы слышали про Бруней? Разве что, иногда всплывает информация про брунейского султана, живущего в золотом дворце, который попал в книгу рекордов Гиннеса, как крупнейшая в мире жилая резиденция главы государства.

Но, тем не менее, и у Брунея есть своя история. Знавал он и лучшие времена.

15

Было время, контролировал Бруней почти весь остров Борнео/Калимантан и даже кое-какие земли за его пределами. Территория ныне малазийских штатов Саравак и Сабах, в которых протекала наша экспедиция по Борнео, тоже когда-то была частью Брунея.

В рассказе из Кучинга я упоминал про династию Бруков — белых раджей. Именно в годы их правления, начиная со второй половины 19-го века, ушлые британцы воспользовались внутренним противостоянием в Брунее и постепенно усиливали своё влияние на Борнео. Разлад при брунейском королевском дворе, привёл их страну в полный упадок. Именно тогда её территория становилась всё меньше и меньше.

Да и то, что осталось от некогда влиятельного султаната, независимым государством можно было назвать с большой натяжкой. Британия полностью контролировала политическую и экономическую жизнь Брунея. Его султан вроде бы и сохранил свои регалии, имел формальную власть над своим народом, но не мог принять ни одного важного решения самостоятельно.

Очень интересные события в политической жизни Брунея происходили в 20-м веке. В первой его половине на территории султаната начали добывать нефть, что не способствовало обретению им независимости. Британцы не хотели расставаться хоть и с маленьким, но таким лакомым кусочком.

После второй мировой войны появился план по объединению территорий современных Малайзии, Брунея и Сингапура в федерацию. Султан Омар Али Сайфуддин III (это тот, который Сери-Бегаван) поддерживал идею объединения, но в 1962 году в Брунее возникло вооруженное восстание под руководством шейха Азахари. Протестующие выступали, и против власти султана, и против присоединения Брунея к федерации. Восстание тогда подавили, шейх Азахари был изгнан из страны, но под влиянием этих событий султан Омар Али изменил свою позицию, заявив о стремлении к полной независимости.

12

В это время открывали новые месторождения чёрного золота, а британцы продолжали контролировать страну, получая значительную часть доходов от продажи нефти и газа. Под давлением Британии, чтобы сохранить государственность и свою династию султан Омар Али отказался от притязаний на Сабах и Саравак и отрекся от престола в пользу своего сына, нынешнего султана Хассанала Болкиах.

11

Кроме титула Сери-Бегаван бывший султан получил статус советника и продолжал влиять на политическую жизнь страны. Полный суверенитет от Британии Бруней получил 1 января 1984 года, это было очень долгожданное событие, за которое пришлось заплатить очень большую цену. Ни много, ни мало, а 95% территории страны.

Вы что-нибудь про это знали? Я вот лично нет. В год обретения Брунеем независимости я уже учился в университете, за политической обстановкой в мире следил очень внимательно, но как-то события в той далёкой стране прошли абсолютно мимо меня.

«Его величество Султан не способен ошибаться ни в личных, ни в государственных делах» (из указа Султана Брунея от 2006 года)

В столице страны мы провели вторую половину дня и остались там ночевать. На следующий день, с утра пораньше мы отправились на паромную переправу, чтобы морем добраться в Кота-Кинабалу, столицу малазийского штата Сабах.

Времени, проведённого в Брунее, было абсолютно достаточно, чтобы познакомиться с основными его интерестностями. Что нам удалось увидеть, сейчас расскажу.

Общее впечатление от города такое. БСБ совершенно не выглядит дорогим и роскошным подобно столицам арабских нефтяных стран. Никаких устремлённых ввысь небоскрёбов, никаких дорогущих машин, никакого демонстративного транжирства денег, если это не связано с личностью султана.

6
1
2
3

С одной стороны реки обычный добротный ухоженный город, с другой… Что мы увидели на той стороне реки, а если быть точнее, на самой реке немного позже.

Первым мы посетили Музей королевских регалий, расположенный в отдельном полукруглом здании с куполом в самом центре БСБ.

2
1

Обувь оставили при входе и по самому музею, словно по буддистскому или индуистскому храму, ходили босиком.

Как нетрудно догадаться из названия, музей посвящён королевской семье и в особенной степени правящему ныне султану Хассанала Болкиах. Много там семейных фотографий с пояснительными текстами, портретов султана и различных артефактов, как-то парадные костюмы, церемониальное оружие, короны с инкрустацией и драгоценными камнями, подарков султану от лидеров других стран.

Надо сказать, что в нынешнем виде музей был основан в 1992 году, к 25-тилетию коронации султана Хассанала Болкиах. До этого в этом здании был музей, как ни странно, Уинстона Черчилля, которого очень сильно уважал отец нынешнего султана, уже хорошо нам знакомый Сери-Бегаван.

Фотографировать непосредственно в залах было запрещено, более того, все фотоаппараты, мобильные телефоны необходимо было сдать в камеру хранения при входе.

Исключение в плане фотографирования сделали только для объёмного вестибюля, в центре которого установлен огромный королевский паланкин, носящий название «Крылатая колесница с золотой листвой».

3
5

Этот паланкин был участником парада в честь годовщины коронации.

Смысловая нагрузка этого музея, думаю, понятна. Султан Хассанала Болкиах в Брунее не просто султан, это единоличный хозяин страны, который распоряжается богатством страны и своими подданными как своей личной собственностью.

2

Он фельдмаршал армии Брунея, премьер-министр, министр финансов, министр обороны, министр иностранных дел и торговли, глава таможенной службы, генеральный инспектор полиции, халиф Брунея… Другими словами, диктатор, с неограниченными полномочиями.

Говорят, периодически, в дни мусульманских праздников, страждущих пускают посмотреть дворец султана и даже, как это предписано мусульманскими канонами, раздают подарки. В день нашего пребывания в БСБ праздника не было, дворец мы не увидели, да и не очень то и хотелось. Лучше пойдём, посмотрим, что там ещё есть примечательного в городе.

Королевская мечеть

Возможно, самой главной, как это принято сейчас говорить, must see БСБ является мечеть Султана Омара Али Сайфуддина. Это и самое высокое здание города и, конечно, самое красивое. Более того, считается, что эта мечеть самая красивая и среди себе подобных в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

12

Возможно это и так. Мечеть находится в самом центре города на берегу искусственной, огороженной забором, лагуны специально для этого созданной.

Совершенно очевидно, что при строительстве мечети, начатой, кстати, в 1958 году, со средствами не считались, использовались самые лучшие и самые дорогие материалы. Главный купол и купола минаретов, например, покрыты чистым золотом, причём главный купол просто огромных размеров, его высота 52 метра.

Мечеть смотрится невероятно элегантно, выполнена в белых и светло-бежевых тонах. Единый архитектурный ансамбль мечети включает в себя несколько минаретов, один из них мраморный, высотой 44 метра — яркая отличительная особенность этого мусульманского храма.

5

Согласно канонам исламской архитектуры в состав ансамбля входят также и внутренние дворы с фонтанами, символизирующие, как известно, райские кущи.

Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина соединена одним мостом, выполненным из мрамора, с каменной ладьёй, на которой устраивают официальные государственные мероприятия, другим, длинным, переброшенным через всю лагуну с небольшой явно элитной деревней на воде.

11
12
5

Внутрь не мусульман не пускают, во всяком случае, такая у нас была информация.

Перепроверять мы её не стали. В момент нашего там появления шла вечерняя молитва, мы видели, что внутри мечети много молящегося народа и появляеться там исключительно из любопытства, было просто неприлично. Хотя, если честно, увидеть интерьер очень хотелось.

6

Говорят, что он невероятно роскошен: итальянский мрамор, мозаика из венецианского стекла, классические английские люстры, ковры из Саудовской Аравии. Но, нельзя, так, нельзя.

Мы появились около мечети ещё один раз, уже поздним вечером, когда окончательно село солнце. В темное время суток мечеть Султана Омара Али Сайфуддина смотрится гораздо эффектнее. Особый шарм культовому сооружению придаёт подсветка частично нежно-зелёного света, частично бежевого. Посмотрите на эти фотографии, за авторством нашего турлидера Аркадия Скворцова: на мой взгляд, великолепное зрелище.

3
9
9

Чтобы завершить тему культовых сооружений, скажу, что мечетей в городе несколько. Если та, о которой шла речь выше, посвящена отцу, то другая, как это не трудно догадаться, действующему султану и называется Джейм’Аср Хассанал Болкиах. Также как и музей королевских регалий, она открыта в 1992 году, к 25-тилетию коронации.

Мы там не были, эта мечеть находится в нескольких километрах от центра города, но видели её издалека, во-время прогулки по реке.

8

Слышал я, что это самая большая мечеть в Брунее и, занимая огромную территорию, окружена парком с фонтанами. А вот увиденный нами китайский храм выглядел весьма скромно, пристроившись к массивному зданию многоэтажной парковки.

2

Китайское население занимает некую долю в этническом составе брунейского населения, но точно не доминирует в общественной жизни страны.

Деревня на воде

Выше я написал, что главной must see БСБ является мечеть Султана Омара Али Сайфуддина, но сейчас думаю оспорить это своё утверждение. Отныне предлагаю считать главной достопримечательностью и столицы Брунея и самого государства в целом Кампонг Аер — крупное поселение, построенное на воде.

2

Почему я так резко переменил своё мнение, спрашиваете вы? Ну, вот смотрите. Во-первых, эти деревни на воде (кстати, «кампонг аер» с малазийского языка именно так и переводятся — «деревни на воде») существуют, как минимум, несколько столетий. Во всяком случае, ещё с 16 века есть некие упоминания, что купцы из других стран вели здесь свою торговлю. В те времена именно Кампонг Аер был столицей весьма обширного Брунейского султаната. Получается что это селение с домиками на сваях место старинное и историческое, и уже этим очень интересное.

Во-вторых, это очень характерная для Брунея достопримечательность, и таких деревень в окрестностях БСБ целых 28. Султан Брунея считает подобные поселения национальным достоянием государства, поэтому принята специальная программа и по сохранению сложившегося уклада жизни на воде и по созданию комфортных условий проживающих там жителей.

Не скажу, что такие плавучие деревни особо уникальное явление. Я лично видел очень похожую деревню на озере Тонлесап в Камбодже, знаю, что есть аналогичные селения и в других районах ЮВА. Но надо отдать должное именно Кампонг Аер, что по размерам занимаемой площади и по численности населения эти деревни на воде самые выдающиеся, и, возможно, за пределами Брунея такого размаха нет. Только представьте, что подобным образом живёт примерно 40 тысяч брунейцев, около 10% населения страны.

Ну и, в-третьих, прогулка по реке, именуемой Бруней, и вдоль строений на воде и дальше, вдоль мангровых берегов в сторону впадения реки в Южно-Китайское море стала (сейчас будет немного пафосно) самым ярким впечатлением привезённым домой из Брунея.

Лодку мы арендовали на набережной в самом центре БСБ и, заправившись горючим весьма оригинальным образом (с высоты обычного жилого домика на сваях сбросили шланг, и топливо самотёком из канистры направилось прямиком в топливный бак моторки), поехали смотреть на мангровые заросли.

3
2

Отплыв на некоторое расстояние от города, свернув в одну из проток, мы совершенно неожиданно увидели самку обезьяны носач, вида приматов живущего исключительно на Борнео.

2
3
4
9

Неожиданным это, конечно, было только для нас. Местный, управлявший лодкой, без сомнения, знал куда рулить. Чуть позже мы увидели ещё несколько семейств носачей и всё это в естественных условиях дикой природы.

5
4

Надо сказать, что я очень ждал этой встречи. Увидеть знаменитых борнейских эндемиков, про которых столько слышал до этого, хотелось невероятно. Просто не думал, что впервые это случиться именно в Брунее. И тут… Восторгу не было предела!

Я сейчас не буду поднимать тему обезьян носачей, но, позже, в рассказе из национального парка в штате Сабах расскажу про этих приматов обязательно. Последние дни нашей экспедиции на Борнео мы очень активно наблюдали и за носачами, и за орангутангами, и даже за прикольными «солнечными» мишками.

Прокатившись по реке, вернулись в Кампонг Аер, чтобы ещё раз посмотреть на эти необычные дома на воде. Заметил, что старинных построек в этой деревне нет, абсолютно все дома возведены на основе современных технологий, и, думаю, не далее, как два-три десятилетия назад, а может и того меньше.

5
5

Сваи, например, везде бетонные, а совсем не деревянные, какими они были изначально. На лицо присутствие всех благ цивилизации, начиная от электричества и водопровода, и заканчивая спутниковым телевидением и интернетом. Вот только не понял, как обстоят дела с канализацией: сдаётся мне, что все отходы жизнедеятельности просто сливаются в реку, а далее уносятся в море.

Все дома, коих там несколько тысяч, соединены между собой различными мостами, переходами.

3
3
3

Как и в любом ином населенном пункте, есть в Кампонг Аер социально-общественные объекты, как-то школы, больницы, магазины, ресторанчики, администрация, полицейский участок, пожарная часть и даже мечеть.

2
3
3
3

О назначении каждого строения нас оповещал капитан нашего судна, так что информация, как говорится из первых уст. По речным дорогам гоняют моторные лодки, швартуются у многочисленных причалов. Жизнь кипит полным ходом, со своей речной экзотикой.

Общее впечатление от посещения этой деревни на воде двоякое. С одной стороны, быт речных жителей налажен, их жизнь по-своему комфортна и продумана.

Но наличие таких поселений, как-то совсем не укладывается в образ государства с высочайшими макроэкономическими показателями на душу населения. Про жителей Брунея не скажешь, что живут они в роскоши и богатстве, достаток, безусловно, есть, но не более того.

И так ли уж мудр и честен их правитель, наделённый абсолютной властью? И насколько справедливо устроен общественный уклад жизни в султанате Бруней? Для меня ответ очевиден, но самим брунейцам, без сомнения, видней.

Следующий раз буду держать отчёт из Кота-Кинабалу, не прощаюсь.

Другие рассказы этой серии:

Экспедиция на Борнео. Начало

Экспедиция на Борнео. Куала-Лумпур

Экспедиция на Борнео. Кучинг

Экспедиция на Борнео. Бидайю

Экспедиция на Борнео. Оранг улу. Раффлезия

Экспедиция на Борнео. Гунунг Мулу

Бронирование отелей
в Бандар-Сери-Бегаване

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

sbasman
+1
17 апреля 16:55
Любопытно почитать о таких местах, где никогда не побываешь.
KonstantinPavlov
+1
17 апреля 16:59
Спасибо! Да может когда и случиться! Специально туда планировать поездку нет смысла, а проездом если, то нормально
Maximus67
+1
17 апреля 17:03
Вот!!! Сразу виден вдумчивый взгляд опытного человека.
Я сам в Брунее не был, но очень часто читал, как наши путешественники, вернувшись оттуда, начинали хвалить султана на все лады. Он, дескать, настолько хороший, что граждане и страна процветают. Понятное дело, гиды информации объективной не дают, а на детали внимания путешественники не обращают...)))

Впрочем, не в ту степь меня понесло. Константин, спасибо за объективную информацию и за труды!
Maksim_Starostin
+1
17 апреля 17:11
Да Ротшильды султана смотрящим назначили, большую часть денег он им передает :)
KonstantinPavlov
17 апреля 17:28
Всё может быть
KonstantinPavlov
17 апреля 17:27
Maximus67 писал 17 апреля 17:03
Я сам в Брунее не был, но очень часто читал, как наши путешественники, вернувшись оттуда. начинали хвалить султана на все лады. Он, дескать, настолько хороший, что граждане и страна процветают. Понятное дело, гиды информации объективной не дают, а на детали внимания путешественники не обращают...)))
Спасибо Максим! Мнения местных я, конечно, не знаю. Взгляд поверхностный.Но неравномерное распределение богатства не скрыть. Из страны сказку можно было бы сделать, а на деле всё по минимуму.
Maksim_Starostin
+1
17 апреля 17:09
Знакомые места! :)
Я один из тех, кто Бандар-Сери-Бегаван наизусть знает :)

Кстати, а трэш вокруг центральной мечети убрали? Там в грязи деревня на сваях была, в которой якобы гастарбайтеры проживали.
ollennka
+1
17 апреля 17:15
Теперь там всё цивильно, грязную деревню можно узреть только на старых фотках в музее.
KonstantinPavlov
17 апреля 17:29
Maksim_Starostin писал 17 апреля 17:09
Я один из тех, кто Бандар-Сери-Бегаван наизусть знает :)
ну теперь и я
Кстати, а трэш вокруг центральной мечети убрали? Там в грязи деревня на сваях была, в которой якобы гастарбайтеры проживали
в центре точно чисто и аккуратно, на это деньги у султана нашлись
ollennka
+1
17 апреля 17:14
😁 Не успела про Бруней выложить, опередили.
В мечеть немусульманам можно, там стоит табличка с часами посещения, но я в них не успела. Мне больше вторая мечеть понравилась - Джаме'Аср Хассанал Болкиах, которая с эскалатором внутри))). Туда тоже можно внутрь.
KonstantinPavlov
17 апреля 17:31
Не успела про Бруней выложить, опередили
очень интересно будет сравнить впечатления. Я очень буду ждать вашего репортажа оттуда
Мне больше вторая мечеть понравилась - Джаме'Аср Хассанал Болкиах, которая с эскалатором внутри))
не доехали. В следующий раз
Leolik
+1
17 апреля 17:31
А ещё Бруней по многим параметром схож с моей родной Адыгеей.
И стоило ехать!
«Его величество Султан не способен ошибаться ни в личных, ни в государственных делах»
Как мне это нравится и хорошо, что не живу в Брунее! Хотя может и плохо!
Мечеть в честь папы элегантная, а в честь сына необычная. Жить на воде не охота, но выглядит забавно.
KonstantinPavlov
+1
17 апреля 17:34
И стоило ехать!

Как мне это нравится и хорошо, что не живу в Брунее! Хотя может и плохо!
в Брунее я точно не хотел бы жить, а уж в деревне на воде тем более
acvazul-v2010
+1
17 апреля 18:58
Спасибо за очень познавательный рассказ.

На самом деле я лично много знаю и слышал о Брунее, хотя пока не был.

В разы более известная страна и на слуху, чем, например Бутан или Бахрейн.
Бьюсь об заклад что большинство знают где находится Бруней, но понятия не имеют где распложен Бутан☺️

А ещё большее число людей наверняка путают эти три страны и они для них одно целое, как каша в голове
KonstantinPavlov
+1
17 апреля 20:00
Ну да Бутан и Бахрейн тоже не сильно известны. Надо ещё один тест провести, найти на карте три страны. Начну со своих😅
acvazul-v2010
+1
17 апреля 20:54
Несколько лет назад в жёлтой прессе читал о сексуальном скандале связанным с семьёй султана Брунея. Возможно это фейк, однако о саудитах и эмиратцах такого не пишут. Так что дыма без огня не бывает. Что-то не так в доме брунейском, в семейке султана
KonstantinPavlov
17 апреля 21:23
Да, когда писал рассказ видел статьи про сексуальные вечеринки султана и его брата с малолетками из Филиппин и Таиланда. Да всё может быть, от больших денег крышу сносит
acvazul-v2010
+1
17 апреля 21:56
Любопытно что на арабском полуострове от денег крышу никому не снесло, там перепадает от щедрот и простым гражданам. И в Сингапуре с крышей все хорошо.

Нет, не все ладно в "королевстве" брунейском
KonstantinPavlov
17 апреля 22:09
Что-то не то. Да лишь бы у нас всё было как надо 😅
tinka61
+1
17 апреля 18:59
Да, страна совсем не на слуху, тем интереснее было о ней что-то узнать. Деревня на воде по сравнению с аналогичной в Икитосе выглядит очень респектабелно и цивильно. И мечеть очень красивая. Но да, роскошью там и не пахнет почему-то.
KonstantinPavlov
+1
17 апреля 19:57
Да, Ира! Не на слуху, потому, что маленькая и ничего там не происходит. Султан деньги огромные тратит на себя без меры, народу крохи перепадают. Народ для Азии нормально живёт, но могли бы лучше намного. Но диктатора терпят, значит их всё устраивает 😕
tinka61
+1
17 апреля 18:59
Костя, а по Пиринейскому полуострову у тебя какой маршрут интересно?
KonstantinPavlov
+1
17 апреля 19:49
По распродаже купил билеты туда- обратно, в Малагу, в распоряжении две недели в мае. Начал планировать маршрут и Остапа понесло: Малага- Гибралтар-Гранада-Кордоба-Севилья-Фару-Лиссабон-Порту. Между городами на поездах, автобусах, из Порту в Малагу самолёт. Билеты все куплены, комнаты арендованы. Пытаюсь впихнуть тонну информации в мозг😂
tinka61
+1
17 апреля 20:00
Ого! Ну ты и размахнулся! Но думаю усложишься, если в активном темпе.
А я в июле в Страну Басков тоже на две недели и тоже хочу впихнуть невпихнуемое в одну поездку. Уже добавила к ней Памплону, Сарагосу и французскую часть Страны Басков.
KonstantinPavlov
+1
17 апреля 20:03
Ну вот и я понимаю, что чересчур. Но жадность до впечатлений у нас хорошая😅
Chedty
+1
17 апреля 19:17
Критика колониолизма справедлива и уместна, остается вопрос, что бы все эти гордые борцы за независимость делали без проклятых колонизаторов. Да и сейчас я с трудом могу догадаться, почему султан, который ни когда не ошибается, дублирует все позиции на нефтяных промыслах, начиная с мастера по добыче нефти.
Кто бы сказал спасибо и нам доблесным советским колонизаторам где ни будь во Вьетнаме? Нет, русские нашу нефть поперли. А сколько бы у вас нефти было если бы не русские или не англичане?
Мне кажется, простенький там султан. Все таки нужно уходить от прямой завивисимости от нефти, как то реинвестировать. В этом отношении эмиры поинтереснее.
KonstantinPavlov
+1
17 апреля 19:42
Согласен со всем. И с тем, более цивилизованные и развитые страны приносили с собой прогресс. Иногда зарабатывая на этом, как Британия, иногда и нет, как СССР.
И особенно, что султан Брунейский тормозит развитие страны. По сравнению с арабскими странами, Бруней смотрится очень печально
Chedty
+1
17 апреля 19:48
Видишь, Британия тоже отказалась от такой схемы заработков, получается не эффективно. Да собственно выяснилось, что вся эта колониальная система оказалась слишком затратной...
KonstantinPavlov
+1
17 апреля 20:24
Конечно, одной из главных причин краха колониальной системы в том виде была её низкая эффективность.
Затраты на поддержку системы оказались слишком высоки
Yurijvar
+1
17 апреля 20:53
Был там дважды - месяц назад и семь лет назад. Ничего за эти годы там, в отличие от Малайзии и Сингапура, не изменилось - https://yurijvar.tourister.ru/lenta?cat=2552
KonstantinPavlov
17 апреля 20:57
Спасибо! Сейчас посмотрю Ваш материал, очень интересно
fanolia
+1
18 апреля 6:17
Интересно было посмотреть, какой такой Бруней :)
KonstantinPavlov
18 апреля 9:37
fanolia писала 18 апреля 6:17
Интересно было посмотреть, какой такой Бруней :)
на день-два заехать можно, но не более. Хотя экзотика, конечно
klaudia
+1
18 апреля 7:47
А у нас, перед посещением Брунея, в посольстве ДБ в Берлине потеряли наши паспорта!😂😂😂
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 9:38
klaudia писала 18 апреля 7:47
А у нас, перед посещением Брунея, в посольстве ДБ в Берлине потеряли наши паспорта!
вот так! И чем же закончилась эта невесёлая история?
klaudia
+1
Вчера 14:29
Благополучно, уже расстались с мечтой о круизе (ещё не было немецких паспортов), но тут они наши паспорта нашли и прислали, правда - без виз, Думали, не будем в Брунее выходить, а нас с бессрочным немецким видом на жительство, без виз выпустили!
KonstantinPavlov
+1
Вчера 14:35
Оказалась история со счастливым концом!
klaudia
+1
Вчера 15:04
👍👍👍
Galina_Gorshenina
+1
18 апреля 10:04
Полный суверенитет от Британии Бруней получил 1 января 1984 года, это было очень долгожданное событие, за которое пришлось заплатить очень большую цену. Ни много, ни мало, а 95% территории страны.
Т.е. от исходного государства осталось 5% территории? остальное отдали Англии??
внутри мечети много молящегося народа и появляться там исключительно из любопытства, было просто неприлично
Вот это вы правильно сделали. Я уже попадала в неприятные ситуации из=за своего упрямства.
Но наличие таких поселений, как-то совсем не укладывается в образ государства с высочайшими макроэкономическими показателями на душу населения.
Нью-Венеция какая-то. Какая же там антисанитария наверняка!
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 10:24
Galina_Gorshenina писала 18 апреля 10:04
Т.е. от исходного государства осталось 5% территории? остальное отдали Англии??
тут имеются ввиду прежде всего штаты Саравак и Сабах, ныне малазийские. Когда-то это были земли Брунея, но в 19-м веке отшли государству Белых Раджей, контролируемых Британией. Бруней надеялся их вернуть в 20-м веке, но при формировании новых государств -Малайзии, Индонезии, Сингапура - что-то пошло не так для Брунея. Во всех этих странах этническую основу составляют малайцы, но разное колониальное прошлое повлияло на то, какие государства появились после 2-й мировой войны. Примерно так
Вот это вы правильно сделали. Я уже попадала в неприятные ситуации из=за своего упрямства.
в таких делах надо быть деликатным. Это точно
Нью-Венеция какая-то. Какая же там антисанитария наверняка!
наверное, да. Уж в речке этой я точно купаться бы не стал
albygan
+3
18 апреля 10:08
Задайте людям вас окружающих один вопрос — «Назови столицу Брунея?».
У сына в школе был учитель географии буквально "завёрнутый" на названиях столиц. Поэтому, когда в классе 8-9 сын уверенно мне выдал: Бандар-Сери-Бегаван, я запомнил и удивился. Удивился еще потому что "бандар" на фарси "порт", впрочем и на арабском тоже, все-таки далековато будет от Персидского залива.
В последнее время много рассказывается в новостях о введении там норм шариата в самых крайних формах. А вообще, наверное, увидеть страну было бы интересно, но на мой взгляд одного раза достаточно.
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 10:15
albygan писал 18 апреля 10:08
У сына в школе был учитель географии буквально "завёрнутый" на названиях столиц. Поэтому, когда в классе 8-9 сын уверенно мне выдал: Бандар-Сери-Бегаван, я запомнил и удивился
хорошая история в тему. Замечательно, что есть такие учителя географии
albygan писал 18 апреля 10:08
Удивился еще потому что "бандар" на фарси "порт", впрочем и на арабском тоже, все-таки далековато будет от Персидского залива.
в этом случае, это слово малайского языка -"город", хотя может и заимствовано из арабского, ведь БСБ и порт тоже, кто знает
albygan писал 18 апреля 10:08
А вообще, наверное, увидеть страну было бы интересно, но на мой взгляд одного раза достаточно.
один раз не более, страна одного-двух дней
albygan
+1
18 апреля 10:43
Залез ведь в малайский словарь, который вдумчиво скачал перед поездкой - точно! "Бандар" это город...
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 13:17
albygan писал 18 апреля 10:43
Залез ведь в малайский словарь, который вдумчиво скачал перед поездкой
ого какая серьезная подготовка перед поездкой. А я выучил только "спасибо" да "здравствуйте", малайский язык не из лёгких для нас
albygan
+1
18 апреля 15:11
Непростой малайский, это факт.
KonstantinPavlov
18 апреля 16:42
Да особо и не нужен! Английский там в ходу, проблем с общением не будет
albygan
+1
18 апреля 17:19
Это точно!
AsiaGate
+1
18 апреля 10:27
Бандар-Сери-Бегаван! О! получилось)) Запомнить можно, если ассоциативно - тем более что ассоциации к первым двум словам очевидны))
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 10:33
AsiaGate писала 18 апреля 10:27
Бандар-Сери-Бегаван! О! получилось))
Урааа! Оксана - оценка пять!
vadimbryansk333
+1
18 апреля 12:33
предлагаю считать главной достопримечательностью

а мне музей королевских регалий понравился ,например.А деревню еще 10 лет назад хотели переселить,но шиш,не хотят)))))
с награждением!
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 13:09
vadimbryansk333 писал 18 апреля 12:33
с награждением!
Спасибо всем за доверие!
vadimbryansk333 писал 18 апреля 12:33
а мне музей королевских регалий понравился
тоже бывал в Брунее Вадим? Не знал. Что-нибудь написал про это? Было бы интересно посмотреть. Страна-то редкая и неоднозначная
vadimbryansk333
+1
18 апреля 14:19
я был еще в 2008 году,тогда это была еще совсем экзотика))))https://vadimbryansk333.tourister.ru/...
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 14:57
посмотрю вечерком, что там было 10 лет назад
Galina_eremina-1
+1
18 апреля 12:45
Любопытно было прочитать про незнакомую страну, в которой вряд ли побываю. Мечети понравились, совсем разные.
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 13:11
Galina_eremina-1 писала 18 апреля 12:45
Любопытно было прочитать про незнакомую страну, в которой вряд ли побываю.
Ну да, не самое популярное направление. Но мало ли
Мечети понравились, совсем разные.
на это в Брунее денег точно не жалеют, получается очень величественное зрелище
natchen
+1
18 апреля 13:46
Китайское население занимает некую долю в этническом составе брунейского населения, но точно не доминирует в общественной жизни страны.
удивительно))
10 % населения проживает в деревнях на воде - круто! Очень понравилась близость дикой природы к мегаполису, вот это действительно очень экзотично.
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 14:11
natchen писала 18 апреля 13:46
удивительно))
у кого деньги, тот и правит бал. В Брунее все деньги у султана и он увы, не кита
natchen писала 18 апреля 13:46
10 % населения проживает в деревнях на воде - круто! Очень понравилась близость дикой природы к мегаполису, вот это действительно очень экзотично
ец очень было неожиданно, немного по реке от города и настоящие джунгли с дикими обезьянами, экзотика
Nasten_ka_Pavlik
+1
18 апреля 14:00
Константин, благодарю за интересный материал!
Я вот тоже иначе Бруней представляла...
Теперь буду в курсе!
Спасибо, что поделились наблюдениями и впечатлениями
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 14:08
Спасибо Настя!
sonnenschein
+1
18 апреля 14:28
Экзотический и такой далекий Бруней. "Какой-то мужик в спортивном костюме, надеюсь, что это был всё-таки пограничник, лениво просмотрел паспорт, и, не задав ни единого вопроса, тиснул в него печать новой страны, и всё!" виза бесплатная. Деревня на воде цивильна и интересна, а сам город не блистает.
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 14:35
sonnenschein писала 18 апреля 14:28
виза бесплатная
да, абсолютно. А ещё недавно попасть в эту страну было очень сложно, во всяком случае, россиянам. А чего закрыватьс
sonnenschein писала 18 апреля 14:28
Деревня на воде цивильна и интересна, а сам город не блистает
я? Ничего секретного там нет ну в центре, всё добротно, конечно, город не бедный, но от в сравнении с арабскими монархиями, добывающими нефть всё совсем не впечатляет
valerovna
+1
18 апреля 14:31
Я, кажется, из тех единиц, что не смогут назвать столицу Брунея
Хоть там и нет небоскребов, смотрится она вполне себе.
Удивила деревня на воде, ожидала деревянные старые домишки увидеть, а тут на тебе - всё как цивильно. Интересно читать!
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 14:39
valerovna писала 18 апреля 14:31
Я, кажется, из тех единиц, что не смогут назвать столицу Брунея
вообще-то единицы тех, кто может. Пока подтвердил только один человек - Максим Старостин
valerovna писала 18 апреля 14:31
Удивила деревня на воде, ожидала деревянные старые домишки увидеть, а тут на тебе - всё как цивильно.
видно, что деньги на это дело выделяют.Но есть и обветшалые строения. По разному
Интересно читать!
спасибо!
MariaPenina
+1
18 апреля 17:07
Любопытно и интересно! Мечети безусловно красивы, но сам город действительно совсем простой. Деревня не очень впечатлила, конечно необычно, но выглядит действительно бедно. Стоит призадуматься
И так ли уж мудр и честен их правитель, наделённый абсолютной властью? И насколько справедливо устроен общественный уклад жизни в султанате Бруней?
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 17:42
MariaPenina писала 18 апреля 17:07
но сам город действительно совсем простой.
да. Ухоженный, не бедный, но без арабской роскоши.
MariaPenina писала 18 апреля 17:07
Деревня не очень впечатлила, конечно необычно, но выглядит действительно бедно.
увидеть такое в Камбодже было нормально, но в богатом Брунее немного странно. Хотя может это дань традиции
denis111
+1
18 апреля 20:57
Очень интересно!
KonstantinPavlov
+1
18 апреля 23:05
Спасибо Денис! Что сам перестал выставлять материалы?
denis111
+1
18 апреля 23:25
Много времени уходит на это. Хотя пока еще есть что выложить
Nomad
+1
Вчера 12:46
Гм.... Вот не первый отчет по Брунею читаю, и все в один голос говорят, что не интересно там... Мда, если бы не Калимантан - думаю, туда бы вообще никто не ездил....
KonstantinPavlov
Вчера 14:39
Страна для транзита из Сабаха в Саравак или обратно на один день или два. Может транзит из одной страны в третью. Для общего развития пойдёт, но так, чтобы специально туда ехать, то точно нет
Nomad
+1
Вчера 14:52
Ну да, заехать только если мимо едешь... А что, получается нам визы туда отменили??
KonstantinPavlov
Вчера 15:07
Получается, что да! Раньше большие сложности для россиян были. Но сейчас как в Турцию или Армению заехать, очень всё либерально
Nomad
+1
Вчера 15:24
С 25 мая отменяют визы в Коста Рику... сегодня в новостях сказали... )))
KonstantinPavlov
Вчера 16:09
Почти вся Центральная и Южная Америка безвизовая, но никак я туда не попаду. А планирую постоянно
Nomad
+1
Вчера 16:11
Зато сколько остальных интересных мест посетил!
KonstantinPavlov
Вчера 16:13
Но сколько не посетил. Взгляд оптимиста и пессимиста
AnnaPoro
+1
Вчера 20:47
Очень интересно!
Название столицы не уступает исландским вулканам 😁
KonstantinPavlov
Вчера 22:13
Кстати, да!
happiness
Вчера 22:30
Город Благословенного?Так конечно проще запомнить))
Очень интересно!Мечети восхитительны обе! Даже не знаю,что больше восхищает-мечети или деревня на воде
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.