Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 16:24

Судак, Новый Свет, Ялта — Россия Ноябрь 2018

Осенний автопробег по Крыму.

Второй день пребывания в Крыму предполагался быть очень насыщенным: пешие прогулки плюс длительный переезд, поэтому проснувшись, мы не стали долго нежиться в кроватях, а по быстренькому сгруппировались и часов в 8 утра уже выехали в сторону Ялты. Но первым пунктом, обязательным для посещения на сегодня был поселок Новый Свет, находящийся в стороне от основной автомагистрали. От Судака к обособленно расположенному небольшому населенному пункту всего с 1200 жителями ведет асфальтовая двухполоска. 7,5 км по скромному серпантинчику и перед нами открылась чудесная Зеленая бухточка, окаймленная горами с растущими на них хвойными реликтовыми деревьями, можжевельником.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Поселок, основанный в 19 веке на купленных князем Львом Сергеевичем Голицыным землях, уютно расположился на склонах гор, словно в ладошке, защищенный от всевозможных погодных напастей, поэтому и климат здесь не только очень приятный-субтропический, но и полезный.

В окрестностях поселка князь разместил большую часть своих виноградников, в 1878 году открыл завод по производству шампанских вин и так здесь было комфортно, уютно да и просто хорошо, что название поселка пришло само-Рай (франц.-Парадиз).

Мы оставили машину на платной стоянке около винзавода

и вздохнув полной грудью (каждая своей!)) свежий и вкусный морской воздух по узким улочкам, мимо старинных усадеб 19 века и современных отелей отправились к самой главной достопримечательности этих мест-тропе Голицына.

Читала, что вход платный-ничего подобного. Калитка есть и не одна, обе они гостеприимно открыты

По следам русских князей: от Рая до Массандры

и мы самые первые шагнули на потрясающей по своей красоте маршрут! Сколько бы я ни читала и не смотрела фото этого места-реальное присутствие это ни с чем не сравнимые ощущения!

Первая часть тропы, словно огромный питон, огибает скалу Коба Кая (в прошлом Пещерная).

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Плавно спускается к огромной пещере, выбитой волнами Черного моря, которую в древние времена облюбовали христианские монахи для своего монастыря.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Плавая на лодке в прибрежных водах, князь Голицын увидел чудесный грот-пещеру и решил, что негоже пропадать созданному природой строению, по хозяйски распорядился устроить в нем хранилище для собственного шампанского.

А уже позднее, к 1912 году, перед посещением этих мест царем Николаем II, велел прорубить и широкую тропу, дабы иметь возможность провести по ней царя с его свитой и показать свои богатства, охраняемые самой природой. Прогулявшись, надышавшись целительным морским воздухом и отведав чудесного шампанского производства завода князя Голицына, царь благодушно поведал всем: " Мдаааа, великолепно! Я увидел жизнь в новом свете!»

А наши с вами современники вспомнили об этом, подсуетились и в 1978 году переименовали поселок в Новый Свет. И зачем? Я бы оставила прежнее, первоначальное название.

Но вернемся на тропу: она напомнила мне желоб, с одной стороны огражденный скалой, а с другой каменным, грубо обтесанным ограждением.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

С прорезанной в камне, словно в мягком пластилине тропы, открываются великолепные виды: сначала на Зеленую бухту и поселок, затем на открытое море.

Сделав поворот вправо, с тропы открываются шикарные панорамы на мыс Капчик, выступающий из суши далеко в море с узким перешейком посередине.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

О мысе я тоже была наслышана, любовалась красивыми фотографиями, но увидев впереди узкий и длинный волнообразный мыс, словно распластавшееся огромное животное пьющее воду из моря, испытала восторг, предвкушая прогулку прямо на голову этого воображаемого зверя.

Ярко светило солнце и припекало так настойчиво, что мы потихоньку стали освобождаться от верхней одежды и поторопились скорее спуститься в прохладу грота. Волны, словно обезумевшие, с грохотом разбивались о прибрежные огромные каменные глыбы, без остановки повторяя свои хаотичные движения. Если вы когда-нибудь наблюдали за бесконечной работой волн, то могли заметить, что движутся они совершенно по-разному, с им одним понятной логикой. Несколько раз одна за одной на прибрежные камни летят небольшие волны, которым наскучила эта рутина, они лениво плюхаются на не успевающие высохнуть камни, делая вид, что трудятся усердно.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Но позади них уже назревает конфликт, одна, самая главная, а посему важная, мощная волна, словно рассердившись и потеряв терпение, вскакивает и с невероятной силой обрушивается на берег. Она всеми своими вспенившимися волнами показывает-вот как надо, учитесь и разлетевшись на миллионы хрустальных капель, обессилевшая важно отползает назад, за спину крошек, чтобы через пару-тройку минут повторить свой маневр еще раз, а потом еще, еще и еще…

Я не могла оторвать взгляд от этих мокрых трудяжек.

«Море, море, мир бездонный,

Пенный шелест волн прибрежных…»

Ах, ну почему сохранившееся хранилище для бутылок не используется по своему назначению?

Я была бы не против остановиться на мгновение, развалиться в шезлонге, облокотившись на спинку и вытянув ноги в сторону моря, забыв обо всем на свете любовалась бы морем, пролетающими мимо птицами.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Щурясь от яркого осеннего солнца, бескорыстно отдающего свое тепло, я бы лениво покачивала фужер с шампанским, держа его за изящную тонкую ножку, наблюдала бы за пузырьками, развлекающимися и прыгающими в ограниченном пространстве, изредка пригубляя чудесный целебный напиток, закусывая его огромными виноградинами… Струйки влаги медленно и нехотя сползали по спинкам фужера, а холодное шампанское хотелось пить и пить…

-Быстро девочки, вперед марш, цигиль-цигиль, время!-раздался над ухом громкий окрик нашей предводительницы! Вздрогнув от неожиданности, я рухнула с воображаемого шезлонга и уронила фужер…

Покинув пещеру, молча, перегоняя всех, поднялась по деревянной лесенке и почти побежала вперед по тропе

к видневшейся впереди Синей бухте мне хотелось остаться ОДНОЙ,

не хотелось ни с кем делить это пространство! Хотелось вдоволь нашептаться с ветром, игриво путавшим мои волосы, подставляя ему свое лицо (предварительно смазанное кремом от загара)))), надышаться целительным морским воздухом, смешанным с запахом хвойных деревьев.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

И море, боже, как же оно было красиво! Нет слов, чтобы описать безумную синеву его вод, а там вдали, где прогреваемое солнышком море соединяется с небом, линия горизонта практически исчезла, и по гладкой поверхности серебрятся и поблескивают блики.

Огромная бесконечная гладь плавно и медленно покачиваясь словно желе, отправляла к берегу невероятно живописной Синей бухты гонцов, которые с размаху врезались в каменные глыбы, разбрасывая в стороны белоснежные брызги и нехотя, злобно извиваясь отползали назад, чтобы через мгновение обрушиться о склоны горы с новой силой!

Кажется я повторяюсь!

Замедлив шаг, вскоре совсем остановилась и раскинув руки, вдыхая морской аромат, вторя Магамаеву, шептала слова самой любимой своей песни о море:

" Море вернулось говором чаек,

Песней прибоя рассвет пробудив.

Сердце, как друга — море встречает.

Сердце, как песня — летит из груди.

О, море, море, преданным скалам

Ты ненадолго подаришь прибой.

Море, возьми меня в дальние дали

Парусом алым вместе с собой. .»

Вдали на тропе показались девочки, а за ними и группы туристов, а значит совсем скоро мое уединение будет прервано и на мыс Капчик надо поспешить.

Осторожно продвигаясь по гравийной тропке, которая иногда то поднималась вверх, то опускалась вниз, я не забывала бросать взгляды на изменяющийся профиль мыса, который все больше становился похож на огромного динозавра.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Забравшись на гребень узкого перешейка мыса, я смогла оглядеться вокруг и увидела, что по другую сторону от мыса прибрежные скалы сложены более грубовато, их острые оконечности более высоки и тем удивительнее было рассмотреть небольшую бухточку с крошечным галечным пляжем-ааа, так это же Голубая бухта, а значит пляж — Царский.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Купался ли здесь царь или нет, но место очень уединенное и я бы не прочь встретить здесь закат… Я радовалась как первооткрывательница-вот что значит уединение, оно настраивает на невероятно романтическую струну!

Я боялась пропустить хоть один ракурс окружающего меня пространства, боялась не успеть увидеть что-то очень важное и достойное, поэтому стала подниматься на самый верх мыса, который при моем приближении очень изменился: скудная растительность исчезла, тропа стала сложнее и проходила по самому краю обрыва, но меня это конечно же не остановило.

Соблюдая осторожность, обошла так называемую голову мыса, зайдя с противоположной ее стороны

По следам русских князей: от Рая до Массандры

и, прижатая к скале оказалась один на один с морем и безумно палящим солнцем.

В реальность вернули голоса девчонок, доносившиеся издали. Нехотя отлепилась от скалы и побрела назад, жутко уставшая, но довольная!

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Сейчас, разглядывая карту и маршруты, увидела, что есть несколько троп и маршрутов, ведущих в Новый свет, откуда открываются совершенно умопомрачительные виды, не удержалась-вот вам несколько фото более счастливых туристов и фотографов! Сейчас вы подумали — все ей мало! И вы правы!

Мы же, не зная о других маршрутах, без остановок скорой рысью отправились назад

По следам русских князей: от Рая до Массандры

по той же тропе Голицына нам предстоял большой переезд, чуть больше 120 км.

Я вам уже говорила, что Новый Свет тупиковый поселок и чтобы попасть на автостраду, мы опять вернулись в Судак — это 8 км, выехали на трассу и направились в Ялту. Дорога не была лишена привлекательности, нас в ассортименте сопровождали горные серпантины с ярко окрашенными осенью лесами, заплатки виноградников, разбросанные по склонам гор,

изумительный ультрамарин неба.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Иногда дорога проходила по берегу моря и тогда мы ощущали свежий морской бриз.

Проехав примерно половину пути, мы еще издали увидели белоснежный, четко выделяющийся на фоне моря, собор.

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Это храм-маяк Святого Николая Чудотворца, построенный в 2006 году на холме прямо на берегу и рядом с трассой. Конечно мы не могли проехать мимо и, оставив на парковке автомобиль, перейдя дорогу отправились полюбоваться этим необычным сооружением. Перед входом на территорию увидели вывеску — Музей катастроф: два туристических объекта в одном месте, но в музей надо купить билет.

В виду отсутствия достаточного количества времени, мы проигнорировали приглашение и только прогулялись по территории вокруг храма, рассматривая детали

элементы морской тематики, памятные таблички, глубоко тронувшие мою душу.

60-метровый белоснежный храм смотрится невероятно живописно

По следам русских князей: от Рая до Массандры

и от него открываются очень красивые панорамы на окрестности.

А мы едем дальше и следующий пункт нашей программы, обязательный к посещению-это конечно же самая главная мечта моих мечт — Массандровский дворец!

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Я прожужжала все уши девочкам — хочу, надо, мечтала, не вникая в детали-видели ли они его раньше и хотят ли еще раз увидеть этот роскошный романтический замок императора Александра III?

А еще эти башенки, шпили и даже окраска фасадов

По следам русских князей: от Рая до Массандры

мне всегда напоминали английский замок, резиденцию Ротшильдов

Заблаговременно нанеся объект на карте, я держала ее наготове и видя сложные развязки, отсутствие поворотов на дороге, просила водителя: Не спеши, сейчас будет поворот.

Поворот был, но грунтовая дорога повела куда-то в глухой проулок-возможно это был пеший маршрут. Прокладывания новых маршрутов на 2–3 мобильниках не привели к другому результату.

Прибегли к помощи, внимательно слушали пояснения и …проехали поворот… Постояв в размышлении буквально в 3-х метрах от него, мы решили ехать дальше и на первом же пунктире повернуть назад. Легко сказать, но видимо в Крыму проблемы с пунктирами, дорожникам особо удачно удаются сплошные, по которым мы и доехали до Ялты!

А тут еще масла в огонь добавляла хозяйка квартиры, звонившая нам уже в течение 2-х часов и ожидавшая путешественниц, чтобы в торжественной обстановке вручить ключ. И мы решили ехать заселяться, а там как получится. Пока кружили-петляли и спускались-поднимались по невероятно запутанным улочкам города, я старалась не нагнетать, но если сказать, что была расстроена, это ничего не сказать и видя отсутствие оптимизма у девочек, и желания достаточного только для прогулки по набережной Ялты, я готова была зареветь в голос! Но боги в этот день охраняли меня особенно трепетно и, заселившись в аутентичный старинный дом, мы еле выпроводили хозяйку, которая хотела непременно и самым подробнейшим образом пояснить-что и как у нее в мини-квартирке-студии, где кровати-ванна-кухня! Как пользоваться холодильником-утюгом-чайником!

По следам русских князей: от Рая до Массандры

Заверив ее, что нам все это уже объясняли мамы еще сто лет назад, мы набросились на запасы, накрыли поляну, открыли коньяк и сдобрили наше предприятие не очень обильно, а так, для порядка! В процессе дегустации, зажевывая всякими вкуснящками благодатный напиток, тепленько так умостившийся в наших голодных и утомленных телах, мы решили: А поедемте-ка во дворец на такси!

И поехали! И наконец-то в мягких закатных лучах, мешающих съемке, окаймленный нежной осенней листвой предстал перед нами Масандровский дворец и я

По следам русских князей: от Рая до Массандры

увидела всю эту долгожданную красоту!

Вот нравятся мне аналогичные моменты, я прямо их обожаю! Поясню: втемяшишь себе в голову какую-то мысль-хочу видеть и точка! Не специально конечно, а так, невзначай, почти случайно и все, не знаю, как вы, а я пропадаю, а зависшее в мозгу желание изводит! Думаю о ней, мечтаю, что-то там фантазирую и конечно же интерес подогревают фотографии всех, уже увидевших ее! И вот я здесь и что же? Может смотрю на объект как-то критически, ведь сколько повидала фото, не счесть! Ничего подобного, я по- настоящему наслаждаюсь в первую очередь от увиденного, а уж потом от того, что добилась своего, смогла прилететь-приехать-прийти и как добрая волшебница исполнила свою же мечту! Кайф!

Мы попали в Массандровский в воскресенье и это был не что иное, как День музеев и вход был совершенно бесплатно, т. е. даром! Я не я буду, если о дворце не расскажу отдельно!

В Ялту мы возвращались на перекладных во мраке южной ночи, стремительно опустившийся на Крым-где мы, кто мы?

Сил хватило дойти до набережной, а там праздник в самом разгаре — 4 ноября, День России!

Погуляли, потом забрели в винный погребок, затарились дарами местного виноградарства. Затем опустились в колоритный подвальчик, потчевавший посетителей украинской кухней

По следам русских князей: от Рая до Массандры

и засиделись там до тех пор, пока нас застенчиво не попросили хозяева — извините, праздник же, мы закрываемся пораньше! И мы побрели в наши апартаменты, оставляя позади себя шум, музыку и так и не увиденную в нормальное, светлое время суток Ялту.

Немного продолжив банкет в нашей гномичном номере, мы нехотя погрузились в сон-слишком много было эмоций и они никак не хотели раскладываться по полочкам…

Три счастливых дня было у меня в Крыму.