Турист Александра Шалагинова (davsenorm)
Александра Шалагинова
была 21 декабря 2023 19:24

Катманду, Покхара — Непал Январь 2017

Виза и багаж.

В Непал виза нужна, но оформляется она по прибытию. Сразу на выходе все видно, аэропорт маленький, не заблудитесь. Анкету на визу можно заполнить вручную (без образцов) или в автомате, который еще и фотки бесплатно печатает. Я выбрала автомат. Не без подглядываний все заполнила, получила квитанцию, отдала ее работнику и пошла на кассу оплачивать визу: 25 $ на 15 суток. Получив все чеки почапала к стойке, где визу вклеивают. Ура, вы в Непале. Теперь официально.

Приехали с багажом? Не спешите искать ленту, в Непальском аэропорту ваш багаж валяется (простите, ожидает вас) прям на полу вперемешку с чужими чемоданами. Ой, таким пыльным и бедным я свой чемодан еще не видела. Тег багажный не теряйте, иначе никак принадлежность не докажете. Разбираться никто там не будет, сервис на ура.
ТОП-10 достопримечательностей Непала

а вот это то, чем кормили в самолете (Китай-Непал)

Трансфер и обмен денег.

Аэропорт расположен не так уж далеко от центрального района Тамель, но я решила взять такси. На такси цена фиксированная, так что нае облапошить не получится. 700 местных рупий на специальной стойке, и вы в машине. Полчаса пыльной дороги — прибыли.

Ах да, валюту мы меняли прямо в аэропорту. У меня были с собой китайские юани, где самая крупная купюра — 100 юаней (1000 рублей), поэтому я долго отсчитывала эти бумажки, а потом обменщик денег еще трижды их пересчитывал. Когда пришли к согласию — я получила три пачки денежных купюр. Три чертовых перевязанных пачки. Я себя каким-то дилером в тот момент ощутила, чесслово.

Жилье.

Туристы неопытные будут шокированы непальскими хостелами, но это Азия, детка. На пять звезд у меня денег нет. Номер уровня «бюджет» в Pariwar B&B предполагал туалет и душевую вне комнаты, общие. 5 $ сверху за человека, и вы получаете номер класса «стандарт» с собственным санузлом. По итогу за 6 дней я заплатила 2300 рублей, копейки, да еще и завтрак включен! Может стоило номер люкс взять?

Забегая вперед скажу, что нет. 4 дня я провела в Покхаре, а номер в Катманду забронировала и оплатила на весь срок пребывания в Непале (ой, дура), но владелец хостела был так озабочен репутацией, что предложил upgrade на последние два дня. Так что я пожила в номере люкс и знаете, особой разницы не почувствовала. Комната была побольше, с телевизором и более комфортным душем, но все такая же по-непальски около-чистая, с едва теплой водой, без кондиционера и с сомнительным постельным бельем.
ТОП-10 достопримечательностей Непала

Я все же была довольна, особенно сервисом. Парень с ресепшена старался помогать во всем, бронировал нам водил и рассказывал, как и куда лучше добираться, что посмотреть. Там в хостеле еще красивая веранда была, а внизу что-то типа бара с вкусной кухней. Но не забывайте, это Азия, стандарты тут падают. Ох, пишу и аж ностальгия берет.

Чем занять себя в Катманду:

1. Пашупартинах

Это место известно тем, что там сжигают умерших и отправляют в путь по реке, впадающей в священную индийскую реку.
Суть обряда в том, что старший член семьи поджигает фитиль во рту покойного, затем тело сгорает за 3–4 часа, и все
члены семьи носят белую одежду в течение года, а первые 13 дней никого не касаются, чтобы душа усопшего могла спокойно перенестись в иной мир.

Я это знаю, потому что ко мне ненавязчиво подошел местный, заведя беседу, мол, откуда вы, ребята, а потом попросил денег за потраченное на нас время и проделанную работу. 5 долларов! Будьте предельно бдительны, местные там зарабатывают, как могут.

ТОП-10 достопримечательностей Непала

В той же реке, но на пару километров подальше, — местные купаются, стирают вещи и умываются.

2. Ступа Боднатх

Пашупартинах находится неподалёку от аэропорта, поэтому мы взяли такси за 500 рупий до туда и пешочком добрели
через трущобы до главной Ступы.

ТОП-10 достопримечательностей Непала

Обошли ее вокруг несколько раз и дальше пошли.

3. Сваянбугатх

Ее прелесть в том, что минуя 365 ступенек вы попадаете на панорамную площадку с видом на Катманду. Остерегайтесь обезьян. Нет, я серьезно, они не милые и не забавно с ними играться. Это я говорю как человек, которого обезьяна укусила, а играться с ними я никогда не думала.

4. Район Тамель

Это условно центральный район столицы. Там был наш хостел, там же можно закупиться сувенирами и попробовать местные блюда. В Непале (как и много где в Азии) — левостороннее движение, даже для пешеходов. В связи с этим я, конечно, часто шла напролом потоку людей.

ТОП-10 достопримечательностей Непала

Гулять по Тамелю вечером относительно безопасно: с одной стороны, вокруг много таких же туристов, с другой — вокруг так же много торговцев коноплей, разъедающих тебя взглядом. Лучше даже не останавливайте свой взгляд на них — не отстанут.

Что касается местной еды — первым делом я побежала за рисом с карри (очень скучала после Шри-Ланки), и только потом уже начала искать нечто непальское. Что это было — сказать трудно, мясо? Дорого, туристично, ничего особенного.

И последний момент про Тамель — со всех углов играют мантры. Тишина? Не, только не тут. Но мне те мантры запали в душу, до сих пор периодически слушаю одну из них: Om Mani Padme Hum.

5. Сад Снов

Приятное, тихое место. Катманду — город очень пыльный и шумный. Грязный. Наверное, Непал не сильно отличается от Индии, но есть в нем какая-то особая атмосфера, так что все эти неудобства перекрываются, и ты просто наслаждаешься происходящим. Но все-таки Сад Снов помогает перезагрузиться внутри этого безумного хаоса. У Сада даже есть официальный сайт, правда информации там немного.

Стоимость входа: 160 рупий.

6. Патан

На второй день мы последовали рекомендации работника хостела и взяли такси на день всего за 6500 рупий (~4000 рублей).

Первым делом водитель отвёз нас в старый город Патан. Вход в него платный: 1000 рупий. Решив, что оно того не стоит, мы попросили водителя остановиться, погуляли по окрестностям и поехали дальше, к площади Дурбар.

7. Площадь Дурбар

Вход тоже платный: 1500 рупий на 2017 год (местным, кстати, бесплатно). Туда мы почему-то решили все-таки зайти, но, к сожалению, многое на площади находилось в процессе реставрации.

8. Нагаркот

Последним пунктом нашей культурной программы с личным водителем стала поездка в горы. Довольно большой путь пришлось проделать своими двумя, и оно того стоило. Ну очень красиво на пути!

Так, за день мы посетили 3 достаточно удаленных локации, самим до которых добираться проблематично. Так что несмотря на свой негативный опыт с местными таксистами (например, этот запер двери и не хотел выпускать без оплаты, хотя поездка была оплачена через отель заранее) — я все равно рекомендую именно так передвигаться по окрестностям Катманду. Это дешево и удобно!
В Нагаркот мы приехали встречать закат с видом на Гималлаи и в надежде лицезреть Эверест.
Это бесплатно, там ещё башенка есть чтоб повыше вид посмотреть. Но, 1) одевайтесь потеплее 2) вероятность увидеть Эверест минимальна даже с хорошей погодой.

Покхара. Как добраться?

Инфраструктура страны, очевидно, совершенно не развита. И несмотря на огромный поток туристов — самостоятельно что-то планировать сложно, поэтому смело обращайтесь за помощью в месте проживания. Не в их интересах вам палки в колеса ставить — они чаще всего заботятся о репутации.

Так и мы, купили билеты на автобус Катманду-Покхара через отель. 800 рупий в одну сторону, 8 часов в пути с остановками каждые 2 часа. Выбор небольшой, буквально один автобус в день, ранним утром (а это значит что? Правильно, один день тупо вычеркивается, имейте в виду, планируя поездку).

ТОП-10 достопримечательностей Непала

Найти автобус, кстати, делом было не из легких. Непальские автобусы не имеют номеров, местные ищут их по табличкам с населенными пунктами или по крикам кондукторов. По гос. номерам искали в итоге. Ну и по таким же потерянным туристам.

Чем занять себя в Покхаре:

9. Гора Сарангкот

В иделае туда, конечно, к рассвету добираться, но мне уже не 19 (да шучу, просто лень). Мы поехали не ранним утром на такси за 1500 рупий на двоих. Водитель дал нам два часа на подъем и спуск, чтобы затем отвезти обратно. В этот раз таксист порядочный попался!

Для хайкинга и вот этих вот треков в горы я еще не доросла, хотя когда-нибудь в будущем — очень хочется. Фотографии, кстати, не пролистывайте вниз, в слайдшоу там у меня и собака, и орел. Да-да.

10. Озеро Пхева

Очень красивое озеро с возможностью покататься на лодках (475 рупий вышло за пару часов). Моей целью было встретить там закат, но я не обратила внимания, что прокат лодок, вообще-то, закрывется до заката. В любом случае, озеро Пхева — место силы, не иначе. Смотрите сами:

0. Пещера Махендры

Ну вот прям совсем ничего особенного. Не рекомендую, впустую потратите время.

Вход: 100 рупий, работает до 17–18:00 в зависимости от сезона. Обозначила ноликом, потому что в топ включать не хочется, а информацию дать — да.

ТОП-10 достопримечательностей Непала

Жили мы в Покхаре в Hotel Diplomat, приятное место с видом на горы. Заведуют им местная пара, там же и живут, а так же предлагают все возможные туристические услуги.

Финансы.

Еда — 5000 рупий за неделю / 3000 рублей (в среднем блюдо где бы то ни было — от 120 рупий, вода и снеки 10–40 рупий).

Транспорт — 3300 рупий, включая автобус до и из Покхары / 2000 рублей.

Достопримечательности — 3300 рупий без учета водителей / 2000 рублей.

Сувениры — 2450 рупий / 1447 рублей.

Непредвиденные расходы — 1830 рупий / 1000 рублей (довольно неплохо, учитывая, что пришлось докупать карту памяти в камеру, обувь и мелкие вещи).

ТОП-10 достопримечательностей Непала

Напоследок еще хочу сказать пару слов о трансфере в Индии:

Рейс до Москвы из Катманду вышел крайне запутанным (через Индию и Киргизию). Поскольку Индия требует визу — встал вопрос, а как оно работает при транзитной пересадке? Багаж нужно было получить и сдать заново, а оформлять индийскую визу (время, деньги, ресурсы) не хотелось. Интернет пестрил историями, правилами, советами, которые не приходили к единому мнению, и тогда решено было ехать без визы.

ТОП-10 достопримечательностей Непала

Все прошло отлично! Персонал аэропорта Дели (не в первой такие пассажиры у них) охотно забрал наш багаж по тегам, заново его зарегестрировал и отдал нам посадочные талоны. Без лишних расспросов, без уговоров, просто так за спасибо. О наличии индийской визы никто не спрашивал, гулять можно по транзитной зоне аэропорта + выход из него в зону для курения. Если бы пришлось повторить, я бы точно так же поехала без визы.