Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 19:15
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Плая-дель-Кармен, Тулум — Мексика Июль 2018

Три недели в пути, автобус — хостел — автобус — в путь, и так каждый день. Ни на минуту не расслабиться, да и не нужно: дух приключений лучше любого ленивого отдыха! Почти месяц я на своем примере доказывала всем, что Мексика — это не Канкун и море, не коктейль на пляже, а — яркая палитра впечатлений, вобравшая в себя столько совершенно разных диковинок, что невозможно считать, что ты была в Мексике, лежа на пляже, пусть и самом красивом.

Но именно сейчас, объехав больше десятка городов, включая несколько комплексов пирамид и два затерянных города, я захотела отдыха — того самого пляжа и коктейля, банально расслабиться после активного путешествия. И, конечно, отдых, пусть и непродолжительный, был включен в маршрут.

Городок с мелодичным названием Плайя дель Кармен, приютившийся на берегу мексиканского залива, давно бередил душу острым желанием там побывать. Даже когда несколько лет назад смотрела организованные путевки, Канкун как-то сразу не пришелся по душе: после Кубы и ее океана, затерянных в зарослях тропической растительности пляжей, полоса песка по соседству со зданиями отелей не впечатляла. И с точностью до наоборот манил небольшой курортный город, где все то же, но более душевно, да и пляжи более озелененные. Поэтому, хоть и вылет был обратный из Канкуна, его я проигнорировала, отдав предпочтение мечте, и ни разу не пожалела. О городке, ставшим до дрожи любимым, будет финальная статья, а пока — долгожданный вечер на берегу моря…

Тулум: за вратами тропического рая

И в Плайе меня ждало большое разочарование: вся береговая линия была испещрена водорослями. О них трубили все интернет-сайты, но я как-то надеялась, что к моменту моего приезда куда-то оно все денется, но увы. Море болело: то ли из-за жары, то ли из-за состояния воды, но уже полгода эта проблема стояла перед властями страны. Купаться в море невозможно — водоросли обступают тебя сразу же, прилипают к телу и источают запах ила. Застала я по приезду такую картину: полные пляжи людей вечером, а в воде — единицы особо отважных. Я к ним, конечно, присоединилась, но ненадолго. Так обидно — всего три дня на море и такая досада… И одна надежда была на завтрашний день, на местечко, куда я стремилась, возможно, больше, чем к сеноту! Хотя, конечно, все поровну.

После почти трех недель в Мексике я все еще хотела приключений: затягивает это дело. И хотя усталость с каждым днем ощущалась все сильнее, душа просила чуда — снова природного, как сенот, и такого же невообразимо прекрасного. «Что может быть еще прекраснее?», — спросите вы. «Да, есть тут одно местечко», — отвечу я, — «Тоже, кстати, любимо туристами и популярно настолько, что почти всегда там полно людей».

Ну, дважды в одну реку, как говорится, не войдешь: если так повезло в сеноте оказаться наедине с собой, то тут… Хотя, рискнем!

Местечко, о котором идет речь, знакомо и пакетным туристам: это одна из самых популярных экскурсий. Из Плайи дель Кармен ехать всего час. Речь идет о Тулуме — уникальной крепости майя, окруженной тропическим буйством растений. «И что тут уникального после стольких руин?», — спросите. А вот есть им, чем удивить! Уникальность этих руин в том, что находятся они прямо на берегу Карибского моря! И там имеется свой пляж. Это единственные руины майя с подобным географическим положением: история, город, море, тропики — всё в одном.

Поэтому я не могла пропустить эту природную и архитектурную красоту, и один полный день на море был выделен для поездки в Тулум.

Снова подъем в 4 часа утра… Как надоело так рано вставать! Но ради сегодняшней цели я встала бы и раньше: вперед, к приключениям! Автовокзал, откуда отправляются автобусы в Тулум (и Канкун), расположен в начале самой туристической улицы города — 5-й авениды. Вокзал расположен точь-в-точь напротив знаменитых ворот майя — стилизованной арки, построенной в 2012 году в честь того, что конца света не случилось. Арка эта ведет прямиком к морю, а на рассвете здесь просто сказка! Стоит ли говорить, что еще почти час я бродила по побережью, встречая новый день…

Тулум: за вратами тропического рая

Представьте: выходишь из хостела еще глухой ночью, на улице — ни души, темно и тихо. Доходишь до главной туристической артерии города (она же — променад и отчасти — набережная), где также никого. А днем среди туристов не протолкнуться. Идешь, глядя на закрытые двери кафе и экскурсионных бюро, сложенные зонтики и стулья… Город спит, а тебя уже несет навстречу приключениям. И вот в этот момент начинается эйфория: ускоряется шаг, учащается сердцебиение. Еще немного, и цель, столь долгожданная, как и сенот и затерянный город. И хотя это совершенно разные места и эмоции от них, но в совокупности есть схожее: осуществление желаемого. И это, не побоюсь, кайф!

Сонный вокзал, такие же сонные люди — только мексиканцы, из туристов — я и парень с рюкзаком. Терминал настолько маленький, что видно все гейты отправления — их всего 4 (для сравнения, в Мехико на Северном автовокзале — около 100). Автобус ADO, уже родной и близкий за этот месяц, почти пустой. Розетка работает, а я смотрю в окно на просыпающийся курортный городок. Билет стоит 80 песо в одну сторону, билеты туда и обратно у меня были куплены заранее. Точнее, забронированы через мобильное приложение и выкуплены на автовокзале в Мехико.

Не проходит и часа, как водитель объявляет: «Tulum». Терминал такой же маленький, но это терминал современного городка, а до руин майя нужно еще проехать на родном «коллективо». Хотя если попросить водителя ADO, он может затормозить и у самих руин — на шоссе указатель висит по пути в город. Но я прозевала его, а больше желающих выйти не было. Ну, да ладно. Зато узнала и другой путь к руинам.

Выйдя из терминала Тулума, нужно посмотреть направо: там, чуть выше по дороге, стоят белые минивены — это и есть «коллективо». До них идти буквально 150 метров. Водители активно зазывают, крича «Ruinas». Маршрутки эти идут по тому же шоссе, что и автобус ADO, но в обратном направлении — то есть в Плайю дель Кармен. Впоследствии это мне помогло вернуться в город. Но об этом позже. А пока — 20 песо и в путь. Водитель объявляет остановку уже через минут 10 езды и высаживает на шоссе. Ох, что-то мне это напоминает сенот… Ну, в путь! Но в отличие от сенота, до которого идти всего минут 10, здесь расстояние побольше. Во-первых, сначала нужно дойти до туристического Тулума — пестрых рядов рынка и площади, от которой уже идет дорога к руинам. По ней только — минут 15–20 ходу. Утро еще ничего, терпимо, а в полдень… жаркий ад! Ну, что делать, — это тропики, хоть и райские…

Вход в зону археологии стоит тоже 80 песо (4 $), дают талончик-билет, далее по нему нужно пройти через турникет, по типу метро. После этого ты попадаешь в сказку: путь до руин, кажется, прорублен сквозь тропический лес, кругом шелестят пальмы и лианы, а дорога представляет собой туннель в тропической зелени, по которому то поднимаешься, то спускаешься вниз. В результате дохожу до ограждения — первой каменной кладки, увиденной здесь.

Тулум: за вратами тропического рая

В ней — проем, ныряем туда (еле пройдя, пригнувшись), и взору открывается первая панорама города. Без людей!!! И все-таки, чудо бывает дважды! Вперед, бежим! Через час-полтора здесь будет уже полно народу.

Тулум: за вратами тропического рая

Территория комплекса абсолютно небольшая, даже миниатюрная после Паленке, Яшчилана и тем более Теотиуакана. Но его виды с лихвой окупают небольшие размеры: Карибское море и скалы… Но это еще не видно за чередой руин, их и начинаю осматривать.

Город ведет свою историю с 564 года н. э. и главная его функция была оборонять поселения майя с воды. На высокой 10-метровой скале, круто обрывающейся в море, стояла большая крепость, обнесенная стеной. Тулум был соединен дорогами с соседними городами — Кобой и даже Чичен-Ицей. Он был полностью самостоятельным: на случай осады в нем имелось все для жизни, включая собственный сенот, дававший жителям пресную воду. Сейчас он пересох и закрыт, но в свое время это был настоящий природный колодец наподобие Ик-Киля, хотя, конечно, значительно меньше.

Тулум: за вратами тропического рая

Наиболее значительный архитектурный ансамбль Тулума — Замок (El Castillo). Это сооружение высотой 7,5 метров расположено в центре города на скалистом холме и видно с моря на большом расстоянии. На вершине Эль-Кастильо находится приземистый храм, у которого когда-то была крыша на деревянных балках. Возможно, это небольшое святилище использовалось в качестве маяка для подплывающих лодок. Именно оно и создает ту самую знаменитую панораму города, которая присутствует на всех фотографиях и открытках.

Храм бога ветра (Templo del Dios del Viento) — первое здание, которое видишь, входя в город. Он расположен на самом обрыве и служил в качестве смотрового поста, где была система штормового предупреждения. В крыше здания было отверстие, которое производило свист во время сильного ветра. Когда жители города слышали свист, они знали, что приближается шторм.

Тулум: за вратами тропического рая

Стараюсь пока не заглядывать в воду, а выдержать и осмотреть-таки руины. А их тут — в полном объеме… Но удивляет другое: в утренний час руины майя оказываются обитаемыми: почти в каждом отверстии в стенах прячется… ящерица! Только хвосты с кольцами выдвинуты наружу, а тело прячется в прохладе. Еще бы: с утра в городе было уже +37. Ни тенька, ни ларька с водой… Но наученная уже этим, я тащу за спиной две большие бутылки воды, которые дают надежду на плодотворный день. В одной из таких «нор» с камнях я увидела гигантский хвост: его кончик был с два пальца толщиной! А уж ЧТО там пряталось дальше — знать не хотелось, страшновато. Судя по размерам, нечто грандиозное…

Какое-то время спустя, мои новые друзья вылезают из своих укрытий и начинают живописно рассаживаться на камни. Здесь только и успевай их фотографировать!

Тулум: за вратами тропического рая

Их здесь настолько много, что кажется, как будто Тулум — их родина: все ящерицы Мексики произошли отсюда. Они большие — до 1 метра в длину и очень гордые: снизойдут, чтобы их запечатлели, и убегают. А когда туристы слишком надоедают своим вниманием, ящерицы начинают качать головой и издавать очень смешные звуки, которые, однако, означают, что они недовольны и лучше непрошеным гостям убраться с их глаз.

Но вернемся к руинам. В центр комплекса расположен один из самых необычных храмов — Дом Чултун (Casa de Chultun) в переводе с языка майя означает «место для сбора дождевой воды», в нем размещалась ёмкость для этой цели.

Тулум: за вратами тропического рая

Это одно из самых живописных мест Тулума — именно архитектурное, потому что природных здесь не счесть. И все еще нет людей… На часах — начало девятого. Одна группа с гидом была на входе, мы и входили вместе, но как-то сразу разошлись в разные стороны и друг друга не видели.

Тулум: за вратами тропического рая

Пользуюсь моментом, гуляю в свое удовольствие. Если бы еще тенек был… Люблю пальмы до безумия, но они в этом плане бесполезны, к сожалению…

Тулум: за вратами тропического рая

И вот показалась кромка воды… Увидев ее, я вспомнила о водорослях и вообще — глобально — о Карибском море. Четко решив, что руин пока достаточно (тем более, обошла почти весь комплекс), я побежала навстречу приятной неизвестности, где-то в глубине души надеясь на чудо, а по пути — погружаясь в тропический рай, который здесь был повсюду…

Тулум: за вратами тропического рая

Первая веха на морском пути заставила буквально врасти в землю: на меня, как из журнала, смотрела одна из самых главных панорам Тулума! Эта фотография стояла на рабочем столе почти полгода, призывая увидеть ее воочию, и вот я здесь… Это явь…

Тулум: за вратами тропического рая

Еще это место называют «Playa de las Tortugas», или Пляж черепах. Здесь обитает множество больших морских черепах, которых мечтают увидеть туристы. Но здесь не получится — пляж закрыт. Не в силах оторвать взгляд от пейзажа, иду дальше, по пути встречая уже туристов: началось. Скоро будут толпы.

Тулум: за вратами тропического рая

Еще немного в пути, и вот оно — Карибское море! Невольно закрываю глаза в предвкушении чуда, и оно случается: взору открывается кристально чистая водная гладь всех оттенков лазури. Без водорослей (немного — только на берегу) и… людей! Все пока осматривают руины… Бежим быстрее!

Тулум: за вратами тропического рая

Вниз к пляжу ведет массивная деревянная лестница, которая является тоже своего рода достопримечательностью: на ней считают своим долгом сделать фото все туристы: и панорама красивая, и свысока удобно снимать. Не отделяюсь от них и я.

Тулум: за вратами тропического рая

А дальше… эйфория! Почти 4 часа в воде, на пляже, снова в воде и снова на пляже… Не в силах уйти, плещусь в лазурном море под палящим солнцем. Когда коже становится нестерпимо, вспоминаю о солнце и полудне… Ну, зато накупалась! Кстати, водоросли принесло-таки течением ближе к обеду, и под конец я была уже вся в них, но первые часы… сказка! А между тем народу становилось все больше, и смотровые площадки были похожи на зал ожидания… Опомнившись, наконец, ухожу с пляжа, но не на выход: впереди еще главная панорама Тулума — вид на тот самый Замок, но на фоне моря. Открыточный и такой нереальный…

Тулум: за вратами тропического рая

С разного ракурса фото получаются по-разному: береговая линия сильно изрезана — скалы то выступают вперед, то образую выемки, отсюда — разные виды, которые воочию в разы прекраснее: ни одна камера в мире не передаст того, что там происходит… Это просто нереально…

Тулум: за вратами тропического рая

И по дороге вдоль берега ловлю все больше и больше морских пейзажей, которые еще долго будут сниться ночами…

Тулум: за вратами тропического рая

На выходе из комплекса царит неразбериха: люди разве что не стоят друг у друга на голове, а те самые дорожки, виденные утром пустыми, сейчас превратились в оживленные трассы с двусторонним затрудненным человеческим движением. Гиды, флажки разный оттенков и разноязычный гомон. Чичен-Ица, дубль два. А мне посчастливилось увидеть город на рассвете… Дважды чудеса все же случаются: сенот и Тулум — две мега-популярных достопримечательности были увидены и — главное — прочувствованы самостоятельно и рано, без толп людей, с толком и чувством…

Солнце палит нещадно: +42, тени никакой, вода на исходе, а билет обратно только на 19.00. Иду к выходу и не знаю, что делать еще почти 6 часов… Ни гулять, ни сидеть даже уже сил нет, да, собственно, и негде. А ждать, как в Чичен-Ице на бордюре, тоже невозможно. Чувствую, что уже сгорела, жжение и знакомая краснота по всей коже… Надо бы в Плайю и побыстрее. Но как? Второй билет на ADO жалко покупать, да и доехать до автовокзала еще надо… И тут вспоминаю про «коллективо»: а ведь он идет до Плайи! Интересно, за сколько… Ну, не 100 песо же. Хотя уже и готова была отдать последнее, лишь бы лечь под кондиционер и напиться холодной воды… Ладно, сейчас разберемся. А пока — путь обратно из Тулума-руин в Тулум-город.

Но мои мысли прерывает нечто: прямо у выхода из тропических зарослей замечаю кого-то живого, пушистого и хвостатого. Да это же коати! Мои друзья из джунглей Амазонии. В народе их называют носухи, а вообще — это разновидность енота.

Тулум: за вратами тропического рая

Обычно диковатая, она вальяжно ходит около меня, позирует и не отходит ни на шаг. Глянув в сторону, понимаю, в чем дело: на ветке сидят два ее детеныша-«носушонка». Тихонько подхожу к ним, один убегает, а второй, как мама, начинает позировать. Маленькие коричневые пушистики… Не видела детенышей еще. Тулум напоследок удивил еще сильнее!

Ну, что ж… На выход все-таки… Дорожка кажется адски длинной: вместо 15 минут иду все 25, то и дело останавливаясь в редкой тени деревьев. Сложно… И тут вижу такую диковинку, над которой потом долго смеялась: едет такой себе туристический трамвай, который представляет собой трактор с вагончиком, в котором сидят туристы. Оказывается, мексиканцы и тут сделали подобие ретро-трамвая, но на местный манер. Он возит особо ленивых до входа в археологическую зону за 50 песо. Посмотрев на это представление, я как-то воодушевилась и зашагала быстрее. Вот уже и площадь. И тут магазин с водой, которая стоит 70 песо (в Плайе — 12), и разрисованные аниматоры с костюмах майя, которые просят аж 5 долларов (не песо!) за фото. Вспоминаю милого дона Педро с осликом из Сан-Мигеля де Альенде, который не взял ни копейки, и становится грустно… Туристический аттракцион! Ничего не поделать…

Тулум: за вратами тропического рая

Здесь создана атмосфера страны: статуи, сомбреро, бочки в текилой и конь-скелет (помним о культе смерти)… Колоритно и ярко. Есть и красочный мексиканский юмор, связанный со смертью: костлявая дама сидит на скамье, а рядом красуется надпись: «В ожидании идеального мужчины».

Но все же есть здесь то, мимо чего не прошла бы точно: снова лоток с фруктами. Их нарезают дольками и кладут в большой стаканчик с вилочкой. Манго, ананас, папайя — микс или что-то одно за 40 песо — хоть эта цена не изменилась. Берем, конечно, любимое манго! И жизнь удалась.

Здесь же, на площади, вижу свою маршрутку-коллективо, которая проносится в обратную сторону. Рядом стоит местный зазывала, бросаюсь к нему:

— До Плайи дель Кармен идет?

— Да.

— Сколько стоит?

— 45 песо.

— Ура!!! Еду!

— Подождите, через 5 минут приедет, — мексиканец смотрит на меня, как на ненормальную, а я настолько рада, что не придется бродить еще 4 часа по жаре, как в Чичен-Ице, что не замечаю ничего вокруг.

Да, билет пропал на автобус ADO, но я его бронировала, сидя дома, когда за окном было +15 и шел дождь. Не зная расстояний и времени, сколько проведу и как, заложила побольше часов. А тут… +42 и влажность 100%, как в джунглях. Нет, домой… Кондиционер, фанта и вода!

Как будто слыша мои мольбы, белоснежная мартшрутка останавливается, я впрыгиваю в нее, ощущая прохладу кондиционера, протягиваю водителю 45 песо, и уже через час открываю дверь номера в Плайе, падаю на кровать… Ожоги, что получила в Тулуме, заживали еще долго. Ладно, кожа облезла, это норма жизни, но на месте контакта кожи с купальником на плечах и груди даже остались рубцы, которые прошли только спустя 2 недели…

Но все это — проходящее. Я знала, куда стремилась. И самое главное — это удалось! Добраться своим ходом до самого туристического места, опередить туристическую братию и насладиться видами города и невероятными пейзажами — морскими и тропическими, которые вместе называются Раем…

Всё, приключения остались позади… Впереди — море, отдых и радости курортной жизни, о которых — отдельно и в следующий раз…

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм