Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 6 мая 19:03

Петра — Иордания Март 2018

Петра… Загадочная, уникальная, невероятная, разноцветная. Читая рассказы наших туристеров, я тоже стала мечтать в реальности пройти по красному ущелью Сик, чтобы восхититься видом Аль-Казны, вынырнувшей в конце тоннеля. Я ждала этого момента, рисовала его в своем воображении. Но до конца не могла представить КАК произойдет в реальности наша встреча. Ведь каждый человек любое место видит и чувствует по-своему. И любое место по-разному встречает каждого человека. Расскажу, какая была наша встреча с невероятной красавицей Петрой.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

Про неожиданное приглашение в гости к Петре и про то, как мы туда добирались я написала в рассказе https://www.tourister.ru/responses/id_26261 . Красивую дорогу с лунной долиной показала в альбоме. Теперь расскажу про саму Петру.

Как я уже писала, мы хотели нормально выспаться перед сложным днем, поэтому выехали из Акабы чуть раньше 9 утра, а приехали в Петру 9 марта к 11 утра (т. е. на дорогу на автомобиле надо закладывать 2 часа). Почитав предварительно рассказы туристов, я решила, что будет жарко, поэтому приготовилась ходить в легкой рубашке. Однако, ледяной ветер чуть не сдул меня, когда по пути к Петре мы вышли сфотографировать верблюдов, после чего я поняла, что надо утепляться. Хорошо, что с нами были чемоданы со всей одеждой, и мы быстро переоделись в ветровки и толстовки. Имейте в виду, что Петра расположена высоко в горах, поэтому там холоднее, чем на побережье. И обязательно обувайтесь в удобную закрытую обувь, так как предстоит долгая дорога по камням, песку и мелкому гравию.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

Вход на территорию Петры стоит 50 динар (около 70 долларов США) для тех туристов, которые хоть ночь ночевали на территории Иордании (надо в кассе показать паспорт с отметкой) и 90 динар для остальных. Билеты свободно продаются в кассе, расположенной недалеко от входа. Там же есть магазины, кафе, туалеты. После прохода через контроль несколько минут идешь по дороге к ущелью Сик. Малая Петра — именно так туристы прозвали это место. В древние времена Сик аль-Барид служил для караванщиков промежуточной станцией по пути к большой Петре. В древние времена здесь кипела жизнь процветающего набатейского поселения, а сейчас здесь мало кто задерживается, стремясь быстрее попасть в Большую Петру. Поэтому мы тоже в темпе пробежали эту дорогу до входа в ущелье Сик. Но что-то покажу. У входа в ущелье Сик («Шахта») — загадочные каменные кубы. Один из которых испещрен будто бы птичьими следами — остатками набатейского орнамента. Кубы считаются гробницами. Их также называют «надгробия джиннов».

Дальше по главной тропе будет странное, будто двухэтажное, строение — «Обелиск» и триклиниум Бар Ас-Сик. Верхний этаж украшен пирамидальными обелисками- раннее-наботейское захоронение. На нижнем можно видеть вполне классические колонны и ниши для статуй, каменные ложи с трех сторон, как в римском триклинии. Это памятник I в. нашей эры — времени правления последних царей Набатеи.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

По дороге могут лихо скакать местные джигиты, так что надо не зевать по сторонам, бывали столкновения туристов со скакунами.

Желающие могут здесь сесть на копытного или в повозку и на ней отправится в Петру. Но мы выбрали пеший вариант (по-моему единственно правильный).

По этой дороге где-то за 15 минут в нормальном темпе мы дошли до ущелья Сик. Постепенно входили в сказку. Ощущение реальности пропадает. По ущелью длиной 1200 м можно проехать в повозке, запряженной лошадями, можно проскакать на лошади, можно пройти пешком где-то за полчаса. Но так как я зависала от изумления почти около каждой скалы и пыталась забраться по козьим тропам, то в итоге мы по нему шли почти час. Ущелье — то расширяется, то сужается до ширины около 3 метров. Цвета окружающих стен меняются от желтого до тёмно-красного, местами черного. Мы шли по ущелью днем, а возвращались вечером. При этом оно выглядело абсолютно по-разному.

Виды были такими красивыми и разнообразными, что я решила сделать отдельный альбом про ущелье Сик. Но никакие фото не в состоянии передать величие этого сказочного места.

Видео из каньона

Петра. Каньон Сик.

Конечно, перед поездкой я читала, что в конце ущелья за одним из последних выступов скалы открывается картина главного символа Иордании — Сокровищница или Аль Казна. Но все равно этот момент был неожиданным. В узкую щель за темным поворотом врывается золотой свет. И ты понимаешь, что это — она!

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

«Здравствуй, Петра! Вот мы и встретились!», — сказала я мысленно, — «Как же долго я к тебе ехала…».

Название Петра получила от семитского слова «скала», так как все культовые здания города были высечены из цельных скал красного песчаника. Высекались фасады сверху вниз, для чего по бокам от них были устроены специальные каменные ступеньки. Интересно, что любая ошибка в расчетах исключала возможность что-то исправить: если мастер выточил колонну тоньше необходимого, заменить её уже не было никакой возможности. Кроме того, мастера работали фактически как альпинисты. Например, в строительстве любого европейского фасада в 100% случаев использовали строительные леса. Здесь же лесов не было и за сотни километров. Строители, как скульпторы и скалолазы, терпеливо вытачивали фасады навесу.

Считается, что город был основан идумеями — далекими потомками Лота, того самого, что бежал от Божьего гнева из Содома и Гоморры. Как известно из ветхозаветной истории, дочери его, понимая, что всё мужское население погибло, и волнуясь о продолжении рода, решили напоить отца и, как дипломатично заявляет Ветхий Завет — «возлегли с ним». (источник http://travel-me.ru/posts/25-putevoditel-po-petre)

Уникальный памятник, вырезанный из массива скалы древними каменотесами не оставляет равнодушным никого. Ради того, чтобы увидеть это место, люди прилетают и приезжают из всех уголков мира. Многие экскурсионные группы доводят по ущелью до этого места, после чего они идут назад. Считается, что Петру увидели. Кстати, 7 июля 2002 года после интернет-голосования древний город Петра был официально назначен чудом света. Поэтому в одиночестве побыть именно на этой площади можно только перед закрытием.

Конечно, Аль-Казна очень красива и интересна. Единственное, что меня сильно огорчило, что практически все фигуры на фасаде разбиты. Почему? После того, как этот город открыли после многовекового забвения в 1812 году в него устремились в том числе искатели сокровищ. Не найдя их внутри помещения они решили, что сокровища спрятаны внутри фигур, и стали их расстреливать из ружей. Многие элементы пострадали от вандалов, пока они не поняли, что это камень.

Мы знали, что с этого места Петра только начинается. Поэтому решили перекусить за столами, стоящими на площади. У нас с собой были бутерброды и термос с чаем. Но стоило мне их достать, как к нам на стол прыгнули три кошки, которые просто внаглую стали выпрашивать колбасу и сыр. Особенно смелой была серая молодая кошечка, которая буквально вырывала лапой бутерброд у меня изо рта и даже до крови оцарапала мне палец. Приходилось раскидывать кусочки сыра и колбасы вокруг себя, чтобы успеть хоть что-то съесть самим.

Потом к кошкам присоединились две собаки, и мы поняли, что на этом наш обед закончен. Пора было выдвигаться дальше. Я заглянула в магазин на площади, чтобы купить сувенир на память. Выбор там большой, каждый может что-то выбрать.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

Наш путь лежал дальше — в старинный набатейский город Петра, историю которого очень интересно почитать, но я решила, что про это очень много рассказано и написано, поэтому тем, кому это интересно, найдут более развернутые истории про расцвет и упадок Набатейского государства. Я не историк, поэтому не хочу быть пересказчиком чужих мыслей. Лучше расскажу о том, как всё выглядит сейчас, куда надо пойти и что стоит увидеть.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

После недолгого перехода между горами мы вышли к ущелью, переходящего в долину. Все стены окружающих гор представляли из себя остатки различных строений, которыми пользовались люди более 2 тысяч лет назад. Это так называемая улица фасадов. Я не знаю, для каких целей использовалось каждое здание, так как мы ходили без экскурсовода, но посмотреть на них было интересно как снаружи, так и внутри.

По времени застройки город в целом не однороден. Здесь встречаются как строения наботейцев с XVIII в. до н. э., так и более «поздние» постройки римлян — какие-то I—II вв. уже н. э. Известно, что Петра находилась на перекрестке двух торговых путей. Один из них шел с юга на север и соединял побережье Красного моря с Дамаском, другой — с востока на запад и соединял Персидский залив с Газой, которая в то время была занята, предположительно, финикийцами. Пересекались пути в районе Петры, от чего город с каждым годом только богател. Но с открытием римлянами морского пути на Восток всё закончилось. Город и городская казна опустели, здания пришли в упадок, а потом и вовсе затерялись.(источник http://travel-me.ru/)

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

Вот этот «домик» с треугольным окном и непонятными выемками внутри (может, для скота?) мне очень понравился. А, может это не дом?

Хотя были сооружения, назначения которых понятны всем. Например, достаточно большой Амфитеатр на 6000 человек. Считается, что его начали строить набатейцы, а закончили римляне. Конечно, балет и комедии в нём вряд ли показывали, но общие вопросы жизни наверняка обсуждались.

Скажу честно, что меня больше всего привлекали не древние сооружения, хоть они и красивые, и очень древние и т. д., а сами скалы, из которых всё это делалось. Так как мне всегда очень интересны любые минералы, камни, их структура, то я зависала буквально около каждой стены не в силах оторвать взгляда от этой нереальной природной художественной мастерской. С таким смешением структур и красок в камнях я встречалась впервые. Фотографий стен гор у меня оказалось так много, что решила сделать из них отдельный альбом.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

Стоит ли говорить, что изо всех сувениров я купила себе на память различные камни? По-моему, для местных продавцов эти покупки кажутся совершенно нелепыми, это всё равно, что мы бы торговали строительным гравием, который валяется по обочинам дорог. Но для меня это был своеобразная благотворительность, ведь потом я ещё целую кучу камней насобирала вдоль дороги. Каждый камень несёт в себе энергетику той горы, где он родился. А кусочек Петры мне очень хотелось иметь у себя дома. На фото — маленький продавец разноцветных камней.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

Много тысячелетий назад это место было морем. И в толщах пород сохранились окаменелые древние моллюски — аммониты, которых тоже продают на местных развалах.

Конечно же, я купила бутылочку с песочным рисунком, которых здесь делают разных размеров, цветов и с самыми разными рисунками на пустынную тему.

Вдоль дорог огромное количество торговцев всякими сувенирами. Причем, чем выше и дальше ты идешь, тем они более навязчивы. Наверное, сверху вообще уже ничего не покупают, а жить-то на что-то надо? Вот и я всё купила внизу на входе, а потом приходилось отнекиваться и извиняться, что мне ничего не надо. Именно эти моменты меня больше всего напрягают, когда покупать ничего не надо, мелких денег нет, а тебя каждый шаг дергают: «Мадам, купите что-нибудь! Или дайте какую-нибудь косметику, или что-то сладкое…». Я в эти моменты мечтаю стать невидимкой, так как у меня ничего нет, а чем-то помочь хочется. Так что, если вы такие же как я чувствительные, берите на дорогу в Петру хотя бы пакетик конфет для раздачи.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

Ещё постоянно предлагают проехать на верблюде, ослике или лошади. У меня в какой-то момент даже возникло желание немного проехать на какой-нибудь животине. Но муж, которого я однажды затащила на слона, причем без каких-то сидений, и с которого он чудом не слетел, наотрез отказался приближаться к любому живому средству передвижения. Поэтому всех верблюдов, лошадей и ослов я фотографировала со стороны. Но многие пользуются этими средствами передвижения.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

По пути к Монастырю нам попалось стадо прекрасных коз. Очень милые создания, пестренькие с огромными висячими ушами. Я их немного пофотографировала.

Но потом они втихую набросились на пальмовый садик, который удалось спасти благодаря бдительности моего мужа. Он решил предупредить хозяина столь редких в данных краях растений о вражеском набеге парнокопытных (хотя, возможно, это были козы того же хозяина, но всё равно пальмы было жалко).

В то время, как нормальные туристы шли по проложенным маршрутам, я скакала по козьим тропам.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

Чуть поодаль в скалах мы заметили чудесную пещерку, в которой отдыхали ослики. Ослиный домик? Почему бы нет? Не все же им работать, отдыхать тоже надо.

Что-то я увлеклась природой и совсем забыла о памятниках древнего города. Впрочем, так было и на самом деле. Ну, что поделать, если живые козы были мне интереснее древних захоронений? Хотя, конечно же они очень интересны и необычны.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

В этом месте можно было выбрать два пути — подниматься к королевским гробницам, высеченным в скалах или повернуть на улицу колоннад и потом подниматься к храму Ад-Дейр (или по-другому Монастырю). К улице с гробницами различных уважаемых в древности господ я не пошла. Меня вполне устроил вид на них со стороны. По-моему со стороны они выглядят лучше, чем вблизи.

Коринфская гробница (Corinthian Tomb)

Гробница с урной (Urn Tomb)

Зато я очень хотела подняться к монастырю, который расположен высоко на горе.

Знакомство с невероятной Петрой (начало)

Но про этот участок маршрута мне придется рассказать отдельно, так как я никак не смогла втиснуть в 50 фото всё то, что хочу показать.

Поэтому мне пришлось сделать то, что я раньше не делала — разорвать рассказ на 2 части. Продолжение можно почитать здесь https://www.tourister.ru/responses/id_26766.