Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 14:28

Ла-Рок-Гажак, Суйак — Франция Июль 2018

После Рокамадура мы едем вдоль реки Дордонь. Здесь настолько запутаны границы департаментов, что непонятно, в какой части старой провинции Гиень-Гасконь мы находимся — то ли ещё в Верхнем Кьерси, то ли уже в Дордонь-Перигоре.

Между реками Дордонь и Боррез лежит старинный город Суйяк. Он один из тех городов, для которых всё уже давно в прошлом. Возникший в 655 году около бенедиктинского монастыря, Суйяк постепенно стал коммерческим центром, куда товары доставлялись на баржах и разгружались в местном порту. Что ж, технический прогресс не отменить. Построили железную дорогу, и город усох моментально.

Хотя имя у города совсем не духовное, примерно означает что-то вроде грязной лужи, где валяются кабаны. Кабанья голова изображена и на городском гербе. Просто здесь, в пойме реки, водилось очень много кабанов, и дворянство любило здесь охотиться.

Заехали мы сюда с одной единственной целью — посмотреть монастырскую церковь Сент-Мари, которая была построена в XI–XII веках в строгом романо-византийском стиле и хорошо сохранилась до сих пор.

Вдоль реки Дордонь

Безусловно, многие украшения исчезли в веках, не осталось ничего из прежнего интерьера, разве что небольшие участки тысячелетних фресок.

Но зато то, что осталось — прекрасный пример романского искусства, который встретишь уже не часто.

Вдоль реки Дордонь

Чего только стоит вот эта огромная колонна, которую пришлось составлять из трёх фото, покрытая резными фигурами животных, порой мифических, и людей, сошедшихся в жестокой битве.

Или барельеф пророка Исайи, который изображен здесь на редкость энергичным и с оригинальной внешностью.

Церковь выглядит пустой.

Но это обманчиво, не стоит из неё сразу же выходить, а неторопливо обойти. То там, то здесь, встретятся оригинальные романские украшения интерьера, и через 10 веков прекрасно сохранившиеся и читаемые.

Вдоль реки Дордонь

Резной каменный алтарь тоже интересен, хотя я и не смог нигде найти, сколько ему лет.

Вдоль реки Дордонь

Была в Суйаке и вторая церковь, позднероманская Сен-Мартен, но от неё остались развалины. Частично сохранилась только высокая колокольня, фигуры Христа, Богородицы, Святого Иоанна и ангела на тимпане уже еле различимы. Внутри проводят временные выставки.

На площади перед Сен-Мартен находится вялый центр местной общественный жизни, только здесь можно было встретить хоть каких-то жителей.

Старая застройка сохранилась вдоль улиц Уль и Краклен,

Вдоль реки Дордонь

По пути встретится каменный открытый рынок, но он сравнительно новый — построен в XIX веке.

В общем-то, в Суйаке это всё, но ради романской церкви стоило остановиться на часок.

Вдоль реки Дордонь

Едем дальше вдоль реки Дордонь. Красивый городок, прилепившийся к отвесной скале прямо у реки, называется Ла-Рок-Гажак.

В высокий сезон здесь очень много народа. Туристы в основном местные. Достопримечательностей в городке особо нет, приезжают сюда ради водного отдыха — покупаться, поездить на байдарках, каноэ, походить по невысоким (относительно) горам.

Вдоль реки Дордонь

Но сам городок крайне живописен — традиционные для долины Дордонь домики из желтого камня с каменными крышами красиво выделяются на фоне береговых скал.

Ла-Рок-Гажак возник вокруг местного аббатства, но вскоре попал под власть епископа Сарлы, который превратил городок в свою вторую резиденцию. В таком живописном месте было приятно жить, и вскоре здесь начали селиться дворяне и буржуа.

Вдоль реки Дордонь

Столетняя война не затронула городок, в эпоху Ренессанса появилось несколько интересных зданий, место расцветало, пока не появились гугеноты. Епископский замок был разрушен, городок пострадал не сильно, но значение его упало, а соответственно остановилось и развитие. Ла-Рок-Гажак замер в веках.

Кроме трассы вдоль реки, в городке всего одна улица, которая проходит выше по склону горы. В западной части невозможно не обратить внимание на большой дом, напоминающий ренессансный замок. На самом деле этот особняк построен в 1920 году графом де Сент-Олером, послом Франции в Англии на месте бывшей богадельни. Архитектор Лафиле сделал умелую и точную репродукцию одного из итальянских замков в стиле Ренессанс XVI-го века. Интересно, что при строительстве специально использовались обветренные камни с некоторых городских развалин, чтобы замок выглядел более правдоподобно.

Вдоль реки Дордонь

Зато особняк Тарде реально старый — был построен в XV веке. Назван по имени Жана де Тарде, одной из самых видных фигур в регионе, жившим в нём в середине XVI века.

Он был известным в то время астрономом, философом, математиком, археологом, теологом и историком, епископ Сарлы очень ценил де Тарде за его консервативность, во время Реформации он считался одним из самых ярых «теологических каноников», то есть защитников догмы. С другой стороны, он нарисовал детальную карту региона, которая долго была главным источником информации о городке и окрестностях. Когда де Тарде начал увлекаться астрономией, телескоп ему подарил сам Галилео. Чем нарушил единые догматические убеждения де Тарде, потому что он после собственных наблюдений должен был согласиться, что Коперник прав — звезды вращаются вокруг солнца и по своей собственной орбите. Но прежний покровитель, епископ Сарлы, не простил такой вольности, де Тарде вынужден был отказаться от этих идей перед инквизицией.

Вдоль реки Дордонь

Единственная церковь городка очень старая — она была построена в 1330 году и стала официальной церковью в 1365 году. Крыша покрыта каменной черепицей, типичной для этого региона.

Церковь буквально утопает в зелени, вокруг неё настоящий тропический сад. Так как склон смотрит на юг, и в этой области очень много солнечных дней, здесь растут пальмы, бананы, апельсины, гранаты и лимоны.

Вдоль реки Дордонь

Над городком в отвесной скале можно заметить пещеры, выдолбленные в горе. Начали их долбить монахи, которым надоел деревенский шум (в город бы их). А в XII веке их использовали местные жители, когда укрывались от норманнов, устраивавших набеги вверх по реке.

Ла-Рок-Гажак — очень приятное, живописное место, располагающее к неторопливому отдыху на реке. Но нам, как всегда, некогда. В машину — и вперед, сегодня ещё две интересные цели. А ты, гражданин, посиди, отдохни. Тоже устал небось, жарко…