Турист Yurij Traveler (YurijTravel)
Yurij Traveler — был сегодня 20:32
!

Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Сан-Франциско, Сан-Хосе — США Июль 2018
44 49

Наше путешествие по западной части Соединенных Штатов Америки продолжется. За минувшую неделю мы познакомились со столицей игорного бизнеса — Лас-Вегасом, посетили Национальные Парки Кингс Каньон и Секвойя, посмотрели как американцы отмечают свой праздник Дня Независимости и познакомились с достопримечательностями Сан-Франциско. Силиконовая долина и Сан-Франциско еще манят своими интересными местами, но, увы — жесткий график нашего прибытия на Аляску диктует — нужно ехать дальше на Север и прибыть к 10 июля в Сиэтл — оттуда мы будем вылетать на встречу со всей группой в Анкоридже!

Вечером в аэропорту Сан-Хосе мы сдали нашу арендованную в Лас-Вегасе Тойоту Короллу и дальше поедем на машине нашего коллеги по творчеству на Турбине — Ильей Гуревичем, который работает профессиональным гидом и уже много лет живет в Сан-Франциско. Он предложил нам проехаться по маршруту, на котором еще и сам не был — по НП Red Woods State Park, Glass Beach и вулканическому озеру под многообещающим названием Crater Lake.

6.07. 18 — дорога от Сан Хосе до кемпинга Burlington (352 мл)

Сегодня будет напряженный день — нам предстоит проехать 352 мили (563 км), посмотреть несколько интересных мест и остановиться на ночлег в кемпинге Бурлингтон среди высоченных деревьев Парка Humboldt Redwoods State Park, но в этом рассказе мы коснемся только первой части этого дня — уж очень он был насыщенным на впечатления от встреч с Русским Духом (в хорошем смысле этого выражения).

Маршрут от Сан-Хосе до Форт Росс
Маршрут от Сан-Хосе до Форт Росс

Итак, ранний подъем, завтрак и прощание с нашими гостеприимными хозяевами Эммой и ее сыном Гарри, у которых мы провели два чудесных дня в Сан-Хосе. В 7:00, загрузившись в подъехавшую машину Ильи Toyota Sienna и быстро промчавшись по хайвею через Окленд и Ричмонд, вырулили к мосту, который привел нас городку Сан Рафаел.

2
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Проехав мост, на его выезде видим строгие сооружения — это калифорнийская тюрьма San Quentin State Prison. Говорят — одна из самых суровых в Калифорнии. Она была открыта в июле 1852 года и является старейшей в штате. Строилась тюрьма самими заключёнными, которые проживали во время строительства на тюремном судне Вабан. Здесь приводились в исполнение смертные казни. Для этого в комплексе есть газовая камера, но в последние годы, вместо неё для казни использовали смертельные инъекции. Обычно в этой тюрьме приводились в исполнение смертные приговоры для заключённых Алькатраса. Сейчас это дело притормозилось и последняя смертная казнь здесь была приведена в исполнение в 2006 году.

3
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Русский дом высокого духа

Проехав по хайвей #101, свернули на дорогу № 1, идущую в сторону океана. После Bodega Bay дорога пошла вдоль океана и вскоре мы попадаем на бывшие русские владения 19 века. На 121-й миле (194 км) нас ждала первая остановка у ни много, ни мало — Русской реки (Russian River)! Там, на ее левом берегу, находится современный русский форпост, в который постоянно наведываются наши бывшие соотечественники. На его выходе стоит вот такой плакат с известной всем нам с детства фигурой вооруженного революционного рабочего, смысл которого мы поймем, когда посетим этот ресторан и будем из него выходить.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Это Russian House #1 — (Spiritual center and a restaurant: eat, meat and explore). Эдакий Духовный центр, который, поначалу подумал я, наверняка организовал наш старый друг, киевский бард Леонид Духовный, эмигрировавший в США по еврейской квоте в начале 90-х и живущий сейчас в Сан Франциско. И, таки — Да! Как мне потом удалось узнать — он приложил к этому местечку наряду с другими и свою творческую руку тоже. Там хозяйничают две девушки, говорят — интересные в общении личности и я пожалел что они не появились в то время, когда мы там были. Двери ресторана были открыты, никого за прилавком не было и только большая надпись на столе гласила — «Дорогие гости! Будьте как дома! Берите что хотите, но потом рассчитайтесь, как позволяет вам совесть!»

Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Вот так — ни много, ни мало! Теперь стала понятна перефразированная мысль революционного плаката перед входом в ресторан. Интересно, что будет если устроить такую забегаловку в наших краях — в сотне километров от большого города? Какова будет ее рентабельность и много ли там останется посуды через неделю?

Удивительно, сколько много сделали наши русскоязычные там — в Америке, но никто из них не развязывает в стране войну за «обиженный» статус русского языка. Люди разговаривают между собой на том языке, который им ближе и хорошо понимают, что они живут в другом государстве. Кто хочет — учит английский и тогда имеет шанс преуспеть в науке или бизнесе. Кто не хочет, тот обходится самым его минимумом, необходимым для похода в магазин и поездки в метро и живет на велфер — довольно неплохую подачку от государства. И это — норма для всех государств, которые принимают эмигрантов. Точно также обстоит дело и в Германии, где тоже много наших бывших соотечественников, которые отнюдь там не бедствуют.

Заведение состоит из довольно большой гостиной со столиками и мягким уголком, рядом с которым стоит непременный атрибут русской культуры — самовар.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

В этой комнате собрана довольно большая коллекция всякой утвари, знакомой многим из нас не понаслышке.

2
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Есть здесь и рояль с арфой. И, вполне настроенные на хорошую игру. Ведь здесь довольно часто собираются не только любители спиритизма, но и барды типа нашего бывшего земляка киевлянина Ленида Духовного, с которым мы не раз пересекались на всякого рода туристических музыкальных фестивалях в 70-80-х.

Увлекаются здесь и сеансами т.н. Холотро́пного дыха́нияметода эдакой трансперсональной психотерапии, заключающейся в гипервентиляции лёгких за счет учащённого дыхания. И это не бесплатно! Один такой лечебный? сеанс стоит $60. Другие ученые, например проф. Allan Combs, любят читать здесь лекции по исследованию сознания.

Так что тут не так все просто — только выпить и побалдеть с девицами нетяжелого поведения здесь не удастся. Это — Русский дом!

2
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

На террасе, выходящей на Русскую реку, которую первопоселенцы называли Славянка, тоже довольно уютно и там приятно посидеть теплыми вечерами. А бывают ли они здесь? Мы уже несколько июльских дней двигаемся вдоль калифорнийского побережья Тихого океана, а погода все время пасмурная, да и вода в океане холодная. Странно — ведь эти места имеют широту 38,3 градуса. Это же широта европейских курортов Сардиния или Сицилия!

И это Калифорния, которая у большинства жителей наших стран ассоциируется с теплом и негой? Увы! Таки — Да! Это тоже Калифорния! Вернее, ее побережье, так как километрах в 20–30 от береговой линии, на счастье, имеющей довольно не низкие холмы и горы, уже будет тепло и кругом будут расти субтропические растения.

К сожалению, здесь погоду делает мощное и холодное океанское течение, несущее свои воды аж от Берингова пролива…

2
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии
2
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

С террасы открылась умиротворяющая картина на плавный изгиб Русской реки, текущей последние километры к океану. Многие наши соотечественники, да и американцы тоже, приезжают сюда покупаться и половить рыбки. Говорят, в период нереста, лосося здесь можно черпать ведрами…

3
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

В углу террасы на невысоком флагштоке развевался красный советский флаг. Ну, как же русскому человеку, сбежавшему от родного быта в нелюбимую современной российской прессой далекую Америку, обойтись без того, что служило всем нам эдаким поводырем 70 лет и за которым все мы дружно ходили на демонстрациях 1 Мая и 7 Ноября…

3
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Рядом с ним на невысоком стволе засохшего дерева, похожего на виселицу, ассоциацию с которой усиливали свисавшие вниз две цепочки, были еще ностальгические предметы, якобы приближавшие гостей этого места поближе к своей бывшей родине. Пара дощечек показывали направление на Москву и Питер. А пара других — уже на Канаду и Японию.

2
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Попив горячего чая с русскими бубликами, медом и лимоном, на выходе рассчитались, оставив за полученное гостеприимство в открытом ящике 20 долларов. Там уже лежали зеленые бумажки примерно такого же масштаба — по-видимому, от еще более ранних, чем мы, гостей…

2
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Дальше наш путь лежал по дороге № 1 вдоль океана. Вот, за первым поворотом и появился тихоокеанский берег. Скалистый, суровый и серый. С обрывистыми крутыми берегами. Причалить кораблям практически негде. Какой тут может быть форт и порт? Пасмурная погода усиливала эти впечатления.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

В устье самой реки Русской есть большие песчаные косы и раньше на них обитали громадные стада всякого рода тюленей. Собственно, ради них и прибыли сюда почти два века тому назад представители Русско-Американской компании, промышлявших пушниной. Как известно, пушнина была важной отраслью бизнеса прошлых веков и особенно ценились шкуры молоди. Это как в Хорватии есть очень редкое, но вкусное блюдо — «Из мяса неродившегося ягненка» …

Крепость Росс (Форт-Росс)

Проехав вдоль океана около 20 километров, свернули влево к видневшемуся небольшому домику со шлагбаумом. Это был пост, на котором нужно было уплатить 8 долларов за въезд на территорию музея — форта Росс.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Рядом флагшток с двумя флагами — американским и штата Калифорния. Прообразом второго флага послужил «Медвежий Флаг», использовавшийся в 1846 году Калифорнийской республикой, также называемой Республика Медвежьего Флага. Прозвище «Медвежий флаг» распространяется и на ныне существующий флаг. Кстати, точно такой же мишка есть и на флаге одной из ведущих российских партий. Совпадение?

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Итак, мы попали на территорию бывшего русского поселения с деревянной крепостью, основанное в 1812 году Российско-Американской компанией для промысла и торговли пушниной. Форт-Росс был самым южным русским поселением в Северной Америке. Дальше на юг были владения испанской короны. В настоящее время это исторический парк штата Калифорния.

Для начала зашли в офис-музей и познакомились с его экспонатами, раскрывшими историю этого места. Илья выделил нам на Форт полтора часа и мы вполне за это время управились.

У входа нас встречает небольшая пушчонка, стрелявшая ядрами и предметы быта поселенцев.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии
1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Эти места не были безнаселенными — коренными жителями были индейцы различных калифорнийских племен, проживавших на тихоокеанском побережье — толова, юрок, костанью, мивок, помо, чумаш и др.).

Вот на этом снимке мы видим индейскую семью, играющую в традиционную игру, результат которой заключается в точном перебрасывании камешков из одной миски в другую. Эдакий домашний баскетбольчик…

Такие азартные игры проводились как мужчинами, так и женщинами и сопровождались пением. Семьи состояли из нескольких поколений многих родственников, которые формировали большие расширенные семейные группы — кланы.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

А этот снимок понятен и без слов — в таких домах (вигвамах) и жили индейцы.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Далее была показана географическая иллюстрация деятельности Русско-Американской компании, целью которой был пушной бизнес. Собственно, ради этого они и основали здесь колонию — в этих местах было много всякого зверья. И второй целью была организация выращивания какой-то сельскохозяйственной продукции с целью отправки ее на Аляску. Но с этим особо дело не пошло, ибо русских крестьян было всего около десяти человек, а чукчей-зверобоев — под сотню.

Считается, что компания договорилась с непосредственными хозяевами этих земель — индейцами племени кашайа-помо, которые, по некоторым данным, разрешили русским использовать землю для создания Росса за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус. Что-то подобное было и при покупке у индейцев полуострова, на котором сейчас стоит Манхеттен в НЙ.

Первым руководителем этой колонии был Иван Кусков, который прибыл сюда весной 1812 года вместе со своей командой, включавшей в себя 25 человек русских и 80 алеутов.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Несмотря на пасмурную погоду, спешить уезжать из этого места не хотелось и мне все время приходили в голову вопросы — а как тут было тогда? Куда причаливали корабли, чем питались, а чем бы я мог там заниматься и т. д.

Как известно, У некоторых исследователей этого места даже проскакивала мысль о том, что калифорнийские фруктовые сады и виноградники тоже заложили эти поселенцы. Хотя в это верится с трудом. Ведь земледелие, ради которого колония и основывалась, в этом месте не было особо продуктивным. Зато скотоводство достигло бОльшего успеха.

Успешными также были производства шерсти и различных изделий из дерева. Умельцы форта изготовляли из древесины двери, рамы, черепицу из секвойи, телеги, колеса, бочки и занимались ковкой металла. Считается, что именно в Форт-Россе появились и первые в Калифорнии ветряные мельницы и судостроительные верфи.

Макет ветряной мельницы, изговлявшейся мастерами форта
Макет ветряной мельницы, изговлявшейся мастерами форта

Помимо этого русские колонисты впервые привезли в Калифорнию и другие блага европейской цивилизации, например оконные стёкла. А в период 1837–1840 Егор Черных вёл первые в Калифорнии систематические наблюдения за погодой.

1
Форт Росс. 1840-е. Неизвестный художник
Форт Росс. 1840-е. Неизвестный художник

Обойдя весь небольшой музей, направились по дороге ко входу в собственно крепостной форт. Его ограждал почти трехметровый деревянный забор. Видно, что он почти новый — это была хорошо выполненная реконструкция из местных пород деревьев — секвойи и красного дерева — Red Wood, чащобы которого мы увидим сегодня позднее.

Единственным оригинальным строением, сохранившимся на территории Форта до наших дней, является дом последнего начальника крепости — Ротчева. Вот он сразу виден на входе внутри крепости. Дом был построен в 1838 году — почти перед закрытием форта в 1841…

2
Дом правителя Форта
Дом правителя Форта

Первый его этаж занимают хозяйственные помещения, от которых зависела безопасная жизнь обитателей крепости — арсенал и продуктовый склад.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии
1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

На втором этаже был кабинет правителя, гостиная комната и несколько спален.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии
1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии
1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии
4
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Справа от дома была восстановленная деревянная церквушка, выполненная в старославянском стиле. У входа висел его родной колокол, привезенный сюда еще «в те времена» аж из Петербурга и который потом пропал, но был найден и недавно возвращен небезразличными людьми в родные пенаты.

И сейчас здание церкви не пустует — в нем периодически проводятся службы, о которых оповещают прихожан русских церквей Сан-Франциско.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии
2
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Три других здания Форта имели свое прагматическое значение — в них жили и работали мастеровые люди и солдаты.

1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии
1
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Поднявшись на боковую сторожевую башню, мы видим под нами залив, в который заходили и разгружались-загружались корабли.

2
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Вот на картинке, взятой из музея Форта, видна вся конструкция сооружения для погрузки-выгрузки товаров. А следующая — фотография современного пейзажа. По картинке видно, что на холмах были большие вырубки леса, которые сейчас затянулись лесом.

1
Макет терминала разгрузки кораблей
Макет терминала разгрузки кораблей
2
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Здесь в 1816–1824 умельцами Форта были построены 3 брига и одна шхуна водоизмещением до 200 т каждая, однако затем кораблестроение приобрело гораздо меньшие масштабы.

Сколько же людей всего жило и обслуживало Форт? В нем самом было не так много людей — в основном руководство и основные специалисты — человек 50–60 русских. Сколько было женщин и детей — об этом статистика умалчивает. Но известно, что белые женщины в тех краях были большим дефицитом. А на индианках наши люди не считали нужным жениться. Так что здесь существовала своего рода ротация русского населения, особо не настроенного на длительную жизнь в этих суровых калифирнийских условиях. Как правило, они зафрахтовывались компанией на 7 лет — был, как сейчас говорят, эдакий вахтенный метод — приехал, поработал несколько лет и уехал домой.

Зато более чем сотня алеутов, привезенных с Аляски для «черновой» работы по добыче пушнины, с оружием в руках отбивали у индейцев женщин и с удовольствием с ними жили. Так что, вполне возможно, что этот демографический вопрос тоже повлиял на судьбу этой самой южной русской колонии в Калифорнии. Местное население — индейцы, на которое рассчитывала Компания, что они будут заниматься сельским хозяйством, себя не оправдало. Кому захочется вместо того, чтобы бродить с копьем по лесам, ковыряться на земле с мотыгой? А ведь эту землю еще нужно было и организовать — очистить от зарослей, вспахать…

Да и к середине 1830-х, благодаря активности охотников-алеутов, местная популяция пушных зверей в этих местах сильно сократилась и торговля пушниной остановилась. Ну, а после соглашения администрации Российско-Американской компании и Компании Гудзонова залива, которая базировалась в форте Ванкувер и у которой были лучшие предложения по поставкам продовольствия, жизнь этого места совсем пошла на убыль. Да и с международным статусом этого Форта было не все до конца понятно, так как испанцы и мексиканцы по-прежнему считали эти земли своими, но пока все обходилось мирно.

Не все может быть знают, что одним из отцов-основателей Российско-Американской компании (осн. 1799 г.), в которую входили и члены царской фамилии, был Николай Резанов, главный прототип героя рок-оперы «Юнона и Авось», которая, наверняка, запомнилась всем по его главному исполнителю Николаю Караченцеву. Я видел этот шедевр с его участием в начале 90-х. Все было очень пронзительно…

3
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Наконец, в 1839 году Российско-Американская компания приняла решение оставить Росс и продать его. Но сразу покупателей не нашлось — Компании Гудзонова залива это было неинтересно, а правительство Мексики, считавшее эту землю и так своей, не пожелало за неё платить, зная, что русские просто бросят колонию и уйдут из нее.

Конец этой затянувшейся истории наступил в 1841 году, когда Росс был продан за 42.857 руб. серебром гражданину Мексики швейцарского происхождения Джону Саттеру, основателю поселения Новая Гельвеция и владевшему почти 200 кв.км земли в её окрестностях. В счёт оплаты Саттер обязался поставлять на Аляску пшеницу…

4
Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

Могла ли эта история закончиться как-то иначе? При тех условиях, на которых она была организована — вряд ли…

Ведь русских найманцев-вахтовиков сдерживали от приобретения и покупки земли, чтобы они могли заниматься фермерством. Да они этого и не знали, и не хотели. Рассчитывали, что будут здесь у кого-то закупать всю сельхозпродукцию. Ведь в основном это были или ремесленники, или представители мелкого дворянства или солдаты и ссыльнопоселенцы. Крепостных российских крестьян, которые могли бы поднять с нуля какое-то сельхозпроизводство, никто сюда не выпускал. Вот и получился в результате только небольшой русский островок, ограниченный сроками вахт их сотрудников. В государственную политику России это тоже как-то слабо входило, несмотря на то, что компания была как-бы полугосударственной. Так что особо скорбеть по этому поводу, по-моему, не имеет смысла — получили то, как организовали.

Как-то до этой поездки я считал, что экспансия русских в Калифорнии была более масштабней, значительней и серьезней. А тут - жалкий небольшой форпост на сотнях километров тихоокеанского побережья, на котором южнее испанцы уже основали города Сан-Диего (1602), Лос-Анжелес (1771) и Сан-Франциско (1769). А севернее были основаны прибрежные города Ванкувер (1825) и Сиэтл (1851). То есть, те государства, которые хотели иметь свои колонии и поселения на тогда ещё свободных землях Америки — это делали. И среди них на первых местах были Испания, Великобритания и Португалия — государства с хорошо развитым флотом…

Невольно вспоминилась крылатая фраза нашего знаменитого Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда" ...

Итак, знакомство с калифорнийским Русским миром закончено. Уже полдень и пора отправляться дальше на Север поближе к Аляске. Сегодня нас ещё ждут встречи с интересными местами — стеклянным пляжем (Glass Beach) и чудным прибрежным городком Mendocino. Ну, а на ночевку мы должны приехать в кемпинг Бурлингтон, который находится в лесном массиве гигантских деревьев Humboldt Redwoods State Park.

До него еще ехать 173 мили (277 км). Но для хорошей и практически пустой дороги № 1, петляющей по всем заливам и мысам береговой линии Тихого океана и дающей за каждым поворотом новую картину побережья, это — пустяк…

Фотоальбомы к рассказу

Комментарии