Yurijvar
Юрий Варежкин Пользователь — был вчера 19:16

Автопутешествие по Западной части США. ч.2 - Русская страница в истории Калифорнии

23 ноября 2018 г. 9:49 Сан-Франциско, Сан-Хосе — США Июль 2018
44 40

Наше путешествие по западной части Соединенных Штатов Америки продолжется. За минувшую неделю мы познакомились со столицей игорного бизнеса — Лас-Вегасом, посетили Национальные Парки Кингс Каньон и Секвойя, посмотрели как американцы отмечают свой праздник Дня Независимости и познакомились с достопримечательностями Сан-Франциско. Силиконовая долина и Сан-Франциско еще манят своими интересными местами, но, увы — жесткий график нашего прибытия на Аляску диктует — нужно ехать дальше на Север и прибыть к 10 июля в Сиэтл — оттуда мы будем вылетать на встречу со всей группой в Анкоридже!

Вечером в аэропорту Сан-Хосе мы сдали нашу арендованную в Лас-Вегасе Тойоту Короллу и дальше поедем на машине нашего коллеги по творчеству на Турбине — Ильей Гуревичем, который работает профессиональным гидом и уже много лет живет в Сан-Франциско. Он предложил нам проехаться по маршруту, на котором еще и сам не был — по НП Red Woods State Park, Glass Beach и вулканическому озеру под многообещающим названием Crater Lake.

6.07. 18 — дорога от Сан Хосе до кемпинга Burlington (352 мл)

Сегодня будет напряженный день — нам предстоит проехать 352 мили (563 км), посмотреть несколько интересных мест и остановиться на ночлег в кемпинге Бурлингтон среди высоченных деревьев Парка Humboldt Redwoods State Park, но в этом рассказе мы коснемся только первой части этого дня — уж очень он был насыщенным на впечатления от встреч с Русским Духом (в хорошем смысле этого выражения).

Маршрут от Сан-Хосе до Форт Росс

Итак, ранний подъем, завтрак и прощание с нашими гостеприимными хозяевами Эммой и ее сыном Гарри, у которых мы провели два чудесных дня в Сан-Хосе. В 7:00, загрузившись в подъехавшую машину Ильи Toyota Sienna и быстро промчавшись по хайвею через Окленд и Ричмонд, вырулили к мосту, который привел нас городку Сан Рафаел.

2

Проехав мост, на его выезде видим строгие сооружения — это калифорнийская тюрьма San Quentin State Prison. Говорят — одна из самых суровых в Калифорнии. Она была открыта в июле 1852 года и является старейшей в штате. Строилась тюрьма самими заключёнными, которые проживали во время строительства на тюремном судне Вабан. Здесь приводились в исполнение смертные казни. Для этого в комплексе есть газовая камера, но в последние годы, вместо неё для казни использовали смертельные инъекции. Обычно в этой тюрьме приводились в исполнение смертные приговоры для заключённых Алькатраса. Сейчас это дело притормозилось и последняя смертная казнь здесь была приведена в исполнение в 2006 году.

2

Русский дом высокого духа

Проехав по хайвей #101, свернули на дорогу № 1, идущую в сторону океана. После Bodega Bay дорога пошла вдоль океана и вскоре мы попадаем на бывшие русские владения 19 века. На 121-й миле (194 км) нас ждала первая остановка у ни много, ни мало — Русской реки (Russian River)! Там, на ее левом берегу, находится современный русский форпост, в который постоянно наведываются наши бывшие соотечественники. На его выходе стоит вот такой плакат с известной всем нам с детства фигурой вооруженного революционного рабочего, смысл которого мы поймем, когда посетим этот ресторан и будем из него выходить.

Это Russian House #1 — (Spiritual center and a restaurant: eat, meat and explore). Эдакий Духовный центр, который, поначалу подумал я, наверняка организовал наш старый друг, киевский бард Леонид Духовный, эмигрировавший в США по еврейской квоте в начале 90-х и живущий сейчас в Сан Франциско. И, таки — Да! Как мне потом удалось узнать — он приложил к этому местечку наряду с другими и свою творческую руку тоже. Там хозяйничают две девушки, говорят — интересные в общении личности и я пожалел что они не появились в то время, когда мы там были. Двери ресторана были открыты, никого за прилавком не было и только большая надпись на столе гласила — «Дорогие гости! Будьте как дома! Берите что хотите, но потом рассчитайтесь, как позволяет вам совесть!»

Вот так — ни много, ни мало! Теперь стала понятна перефразированная мысль революционного плаката перед входом в ресторан. Интересно, что будет если устроить такую забегаловку в наших краях — в сотне километров от большого города? Какова будет ее рентабельность и много ли там останется посуды через неделю?

Удивительно, сколько много сделали наши русскоязычные там — в Америке, но никто из них не развязывает в стране войну за «обиженный» статус русского языка. Люди разговаривают между собой на том языке, который им ближе и хорошо понимают, что они живут в другом государстве. Кто хочет — учит английский и тогда имеет шанс преуспеть в науке или бизнесе. Кто не хочет, тот обходится самым его минимумом, необходимым для похода в магазин и поездки в метро и живет на велфер — довольно неплохую подачку от государства. И это — норма для всех государств, которые принимают эмигрантов. Точно также обстоит дело и в Германии, где тоже много наших бывших соотечественников, которые отнюдь там не бедствуют.

Заведение состоит из довольно большой гостиной со столиками и мягким уголком, рядом с которым стоит непременный атрибут русской культуры — самовар.

В этой комнате собрана довольно большая коллекция всякой утвари, знакомой многим из нас не понаслышке.

1

Есть здесь и рояль с арфой. И, вполне настроенные на хорошую игру. Ведь здесь довольно часто собираются не только любители спиритизма, но и барды типа нашего бывшего земляка киевлянина Ленида Духовного, с которым мы не раз пересекались на всякого рода туристических музыкальных фестивалях в 70-80-х.

Увлекаются здесь и сеансами т.н. Холотро́пного дыха́нияметода эдакой трансперсональной психотерапии, заключающейся в гипервентиляции лёгких за счет учащённого дыхания. И это не бесплатно! Один такой лечебный? сеанс стоит $60. Другие ученые, например проф. Allan Combs, любят читать здесь лекции по исследованию сознания.

Так что тут не так все просто — только выпить и побалдеть с девицами нетяжелого поведения здесь не удастся. Это — Русский дом!

1

На террасе, выходящей на Русскую реку, которую первопоселенцы называли Славянка, тоже довольно уютно и там приятно посидеть теплыми вечерами. А бывают ли они здесь? Мы уже несколько июльских дней двигаемся вдоль калифорнийского побережья Тихого океана, а погода все время пасмурная, да и вода в океане холодная. Странно — ведь эти места имеют широту 38,3 градуса. Это же широта европейских курортов Сардиния или Сицилия!

И это Калифорния, которая у большинства жителей наших стран ассоциируется с теплом и негой? Увы! Таки — Да! Это тоже Калифорния! Вернее, ее побережье, так как километрах в 20–30 от береговой линии, на счастье, имеющей довольно не низкие холмы и горы, уже будет тепло и кругом будут расти субтропические растения.

К сожалению, здесь погоду делает мощное и холодное океанское течение, несущее свои воды аж от Берингова пролива…

1
1

С террасы открылась умиротворяющая картина на плавный изгиб Русской реки, текущей последние километры к океану. Многие наши соотечественники, да и американцы тоже, приезжают сюда покупаться и половить рыбки. Говорят, в период нереста, лосося здесь можно черпать ведрами…

2

В углу террасы на невысоком флагштоке развевался красный советский флаг. Ну, как же русскому человеку, сбежавшему от родного быта в нелюбимую современной российской прессой далекую Америку, обойтись без того, что служило всем нам эдаким поводырем 70 лет и за которым все мы дружно ходили на демонстрациях 1 Мая и 7 Ноября…

2

Рядом с ним на невысоком стволе засохшего дерева, похожего на виселицу, ассоциацию с которой усиливали свисавшие вниз две цепочки, были еще ностальгические предметы, якобы приближавшие гостей этого места поближе к своей бывшей родине. Пара дощечек показывали направление на Москву и Питер. А пара других — уже на Канаду и Японию.

1

Попив горячего чая с русскими бубликами, медом и лимоном, на выходе рассчитались, оставив за полученное гостеприимство в открытом ящике 20 долларов. Там уже лежали зеленые бумажки примерно такого же масштаба — по-видимому, от еще более ранних, чем мы, гостей…

2

Дальше наш путь лежал по дороге № 1 вдоль океана. Вот, за первым поворотом и появился тихоокеанский берег. Скалистый, суровый и серый. С обрывистыми крутыми берегами. Причалить кораблям практически негде. Какой тут может быть форт и порт? Пасмурная погода усиливала эти впечатления.

1

В устье самой реки Русской есть большие песчаные косы и раньше на них обитали громадные стада всякого рода тюленей. Собственно, ради них и прибыли сюда почти два века тому назад представители Русско-Американской компании, промышлявших пушниной. Как известно, пушнина была важной отраслью бизнеса прошлых веков и особенно ценились шкуры молоди. Это как в Хорватии есть очень редкое, но вкусное блюдо — «Из мяса неродившегося ягненка» …

Крепость Росс (Форт-Росс)

Проехав вдоль океана около 20 километров, свернули влево к видневшемуся небольшому домику со шлагбаумом. Это был пост, на котором нужно было уплатить 8 долларов за въезд на территорию музея — форта Росс.

Рядом флагшток с двумя флагами — американским и штата Калифорния. Прообразом второго флага послужил «Медвежий Флаг», использовавшийся в 1846 году Калифорнийской республикой, также называемой Республика Медвежьего Флага. Прозвище «Медвежий флаг» распространяется и на ныне существующий флаг. Кстати, точно такой же мишка есть и на флаге одной из ведущих российских партий. Совпадение?

Итак, мы попали на территорию бывшего русского поселения с деревянной крепостью, основанное в 1812 году Российско-Американской компанией для промысла и торговли пушниной. Форт-Росс был самым южным русским поселением в Северной Америке. Дальше на юг были владения испанской короны. В настоящее время это исторический парк штата Калифорния.

Для начала зашли в офис-музей и познакомились с его экспонатами, раскрывшими историю этого места. Илья выделил нам на Форт полтора часа и мы вполне за это время управились.

У входа нас встречает небольшая пушчонка, стрелявшая ядрами и предметы быта поселенцев.

Эти места не были безнаселенными — коренными жителями были индейцы различных калифорнийских племен, проживавших на тихоокеанском побережье — толова, юрок, костанью, мивок, помо, чумаш и др.).

Вот на этом снимке мы видим индейскую семью, играющую в традиционную игру, результат которой заключается в точном перебрасывании камешков из одной миски в другую. Эдакий домашний баскетбольчик…

Такие азартные игры проводились как мужчинами, так и женщинами и сопровождались пением. Семьи состояли из нескольких поколений многих родственников, которые формировали большие расширенные семейные группы — кланы.

А этот снимок понятен и без слов — в таких домах (вигвамах) и жили индейцы.

Далее была показана географическая иллюстрация деятельности Русско-Американской компании, целью которой был пушной бизнес. Собственно, ради этого они и основали здесь колонию — в этих местах было много всякого зверья. И второй целью была организация выращивания какой-то сельскохозяйственной продукции с целью отправки ее на Аляску. Но с этим особо дело не пошло, ибо русских крестьян было всего около десяти человек, а чукчей-зверобоев — под сотню.

Считается, что компания договорилась с непосредственными хозяевами этих земель — индейцами племени кашайа-помо, которые, по некоторым данным, разрешили русским использовать землю для создания Росса за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус. Что-то подобное было и при покупке у индейцев полуострова, на котором сейчас стоит Манхеттен в НЙ.

Первым руководителем этой колонии был Иван Кусков, который прибыл сюда весной 1812 года вместе со своей командой, включавшей в себя 25 человек русских и 80 алеутов.

Несмотря на пасмурную погоду, спешить уезжать из этого места не хотелось и мне все время приходили в голову вопросы — а как тут было тогда? Куда причаливали корабли, чем питались, а чем бы я мог там заниматься и т. д.

Как известно, У некоторых исследователей этого места даже проскакивала мысль о том, что калифорнийские фруктовые сады и виноградники тоже заложили эти поселенцы. Хотя в это верится с трудом. Ведь земледелие, ради которого колония и основывалась, в этом месте не было особо продуктивным. Зато скотоводство достигло бОльшего успеха.

Успешными также были производства шерсти и различных изделий из дерева. Умельцы форта изготовляли из древесины двери, рамы, черепицу из секвойи, телеги, колеса, бочки и занимались ковкой металла. Считается, что именно в Форт-Россе появились и первые в Калифорнии ветряные мельницы и судостроительные верфи.

Макет ветряной мельницы, изговлявшейся мастерами форта

Помимо этого русские колонисты впервые привезли в Калифорнию и другие блага европейской цивилизации, например оконные стёкла. А в период 1837–1840 Егор Черных вёл первые в Калифорнии систематические наблюдения за погодой.

Форт Росс. 1840-е. Неизвестный художник

Обойдя весь небольшой музей, направились по дороге ко входу в собственно крепостной форт. Его ограждал почти трехметровый деревянный забор. Видно, что он почти новый — это была хорошо выполненная реконструкция из местных пород деревьев — секвойи и красного дерева — Red Wood, чащобы которого мы увидим сегодня позднее.

Единственным оригинальным строением, сохранившимся на территории Форта до наших дней, является дом последнего начальника крепости — Ротчева. Вот он сразу виден на входе внутри крепости. Дом был построен в 1838 году — почти перед закрытием форта в 1841…

Дом правителя Форта

Первый его этаж занимают хозяйственные помещения, от которых зависела безопасная жизнь обитателей крепости — арсенал и продуктовый склад.

На втором этаже был кабинет правителя, гостиная комната и несколько спален.

3

Справа от дома была восстановленная деревянная церквушка, выполненная в старославянском стиле. У входа висел его родной колокол, привезенный сюда еще «в те времена» аж из Петербурга и который потом пропал, но был найден и недавно возвращен небезразличными людьми в родные пенаты.

И сейчас здание церкви не пустует — в нем периодически проводятся службы, о которых оповещают прихожан русских церквей Сан-Франциско.

1

Три других здания Форта имели свое прагматическое значение — в них жили и работали мастеровые люди и солдаты.

Поднявшись на боковую сторожевую башню, мы видим под нами залив, в который заходили и разгружались-загружались корабли.

1

Вот на картинке, взятой из музея Форта, видна вся конструкция сооружения для погрузки-выгрузки товаров. А следующая — фотография современного пейзажа. По картинке видно, что на холмах были большие вырубки леса, которые сейчас затянулись лесом.

Макет терминала разгрузки кораблей
1

Здесь в 1816–1824 умельцами Форта были построены 3 брига и одна шхуна водоизмещением до 200 т каждая, однако затем кораблестроение приобрело гораздо меньшие масштабы.

Сколько же людей всего жило и обслуживало Форт? В нем самом было не так много людей — в основном руководство и основные специалисты — человек 50–60 русских. Сколько было женщин и детей — об этом статистика умалчивает. Но известно, что белые женщины в тех краях были большим дефицитом. А на индианках наши люди не считали нужным жениться. Так что здесь существовала своего рода ротация русского населения, особо не настроенного на длительную жизнь в этих суровых калифирнийских условиях. Как правило, они зафрахтовывались компанией на 7 лет — был, как сейчас говорят, эдакий вахтенный метод — приехал, поработал несколько лет и уехал домой.

Зато более чем сотня алеутов, привезенных с Аляски для «черновой» работы по добыче пушнины, с оружием в руках отбивали у индейцев женщин и с удовольствием с ними жили. Так что, вполне возможно, что этот демографический вопрос тоже повлиял на судьбу этой самой южной русской колонии в Калифорнии. Местное население — индейцы, на которое рассчитывала Компания, что они будут заниматься сельским хозяйством, себя не оправдало. Кому захочется вместо того, чтобы бродить с копьем по лесам, ковыряться на земле с мотыгой? А ведь эту землю еще нужно было и организовать — очистить от зарослей, вспахать…

Да и к середине 1830-х, благодаря активности охотников-алеутов, местная популяция пушных зверей в этих местах сильно сократилась и торговля пушниной остановилась. Ну, а после соглашения администрации Российско-Американской компании и Компании Гудзонова залива, которая базировалась в форте Ванкувер и у которой были лучшие предложения по поставкам продовольствия, жизнь этого места совсем пошла на убыль. Да и с международным статусом этого Форта было не все до конца понятно, так как испанцы и мексиканцы по-прежнему считали эти земли своими, но пока все обходилось мирно.

Не все может быть знают, что одним из отцов-основателей Российско-Американской компании (осн. 1799 г.), в которую входили и члены царской фамилии, был Николай Резанов, главный прототип героя рок-оперы «Юнона и Авось», которая, наверняка, запомнилась всем по его главному исполнителю Николаю Караченцеву. Я видел этот шедевр с его участием в начале 90-х. Все было очень пронзительно…

2

Наконец, в 1839 году Российско-Американская компания приняла решение оставить Росс и продать его. Но сразу покупателей не нашлось — Компании Гудзонова залива это было неинтересно, а правительство Мексики, считавшее эту землю и так своей, не пожелало за неё платить, зная, что русские просто бросят колонию и уйдут из нее.

Конец этой затянувшейся истории наступил в 1841 году, когда Росс был продан за 42.857 руб. серебром гражданину Мексики швейцарского происхождения Джону Саттеру, основателю поселения Новая Гельвеция и владевшему почти 200 кв.км земли в её окрестностях. В счёт оплаты Саттер обязался поставлять на Аляску пшеницу…

2

Могла ли эта история закончиться как-то иначе? При тех условиях, на которых она была организована — вряд ли…

Ведь русских найманцев-вахтовиков сдерживали от приобретения и покупки земли, чтобы они могли заниматься фермерством. Да они этого и не знали, и не хотели. Рассчитывали, что будут здесь у кого-то закупать всю сельхозпродукцию. Ведь в основном это были или ремесленники, или представители мелкого дворянства или солдаты и ссыльнопоселенцы. Крепостных российских крестьян, которые могли бы поднять с нуля какое-то сельхозпроизводство, никто сюда не выпускал. Вот и получился в результате только небольшой русский островок, ограниченный сроками вахт их сотрудников. В государственную политику России это тоже как-то слабо входило, несмотря на то, что компания была как-бы полугосударственной. Так что особо скорбеть по этому поводу, по-моему, не имеет смысла — получили то, как организовали.

Как-то до этой поездки я считал, что экспансия русских в Калифорнии была более масштабней, значительней и серьезней. А тут - жалкий небольшой форпост на сотнях километров тихоокеанского побережья, на котором южнее испанцы уже основали города Сан-Диего (1602), Лос-Анжелес (1771) и Сан-Франциско (1769). А севернее были основаны прибрежные города Ванкувер (1825) и Сиэтл (1851). То есть, те государства, которые хотели иметь свои колонии и поселения на тогда ещё свободных землях Америки — это делали. И среди них на первых местах были Испания, Великобритания и Португалия — государства с хорошо развитым флотом…

Невольно вспоминилась крылатая фраза нашего знаменитого Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда" ...

Итак, знакомство с калифорнийским Русским миром закончено. Уже полдень и пора отправляться дальше на Север поближе к Аляске. Сегодня нас ещё ждут встречи с интересными местами — стеклянным пляжем (Glass Beach) и чудным прибрежным городком Mendocino. Ну, а на ночевку мы должны приехать в кемпинг Бурлингтон, который находится в лесном массиве гигантских деревьев Humboldt Redwoods State Park.

До него еще ехать 173 мили (277 км). Но для хорошей и практически пустой дороги № 1, петляющей по всем заливам и мысам береговой линии Тихого океана и дающей за каждым поворотом новую картину побережья, это — пустяк…

Фотоальбомы к рассказу

Комментарии

YaroslavGlukhov
23 ноября 13:13
Очень интересно!
Yurijvar
+1
23 ноября 19:20
Спасибо, Ярослав! Продолжение следует ...
AMour
23 ноября 17:54
Интересно было узнать про русскую колонию
Yurijvar
+1
23 ноября 19:19
Да! Нам тоже! Честно сказать, я думал что масштабы русской колонизации Америки были на территории Калифорнии масштабнее
AMour
23 ноября 19:38
Вам, конечно, виднее, а я думал, наоборот!
olgazav59
23 ноября 19:08
Юрий, очень интересный рассказ. Навряд ли попаду в Америку, а так вместе с Вами совершу путешествие по Америке, увижу интересные места
Yurijvar
23 ноября 19:18
Добро пожаловать в наш виртуальный экипаж!
olgazav59
23 ноября 19:21
Спасибо
acvazul-v2010
+1
23 ноября 20:12
"Удивительно, сколько много сделали наши русскоязычные там — в Америке, но никто из них не развязывает в стране войну за «обиженный» статус русского языка. Люди разговаривают между собой на том языке, который им ближе и хорошо понимают, что они живут в другом государстве."

Молодцы американцы! Вот это настоящая демократия. Главное - не высказывать парламентариям глупости типа единственного гос. языка в стране. И всё сразу станет, о*кей.

Cпасибо за интереснейший рассказ, Юрий. Всё-таки как описываемые Вами места похожи на то что я увидел в музее на Камчатке по вопросу русской Америки: https://acvazul-v2010.tourister.ru/...
Yurijvar
23 ноября 22:44
acvazul-v2010 писал 23 ноября 20:12
Главное - не высказывать парламентариям глупости типа единственного гос. языка в стране. И всё сразу станет, о*кей.

Очень правильно! В стране государственный язык должен, как правило, быть один ...
Но бывают и исключения - например в Швейцарии - 4, а в ЮАР - держись, Карл! - целых 11.
acvazul-v2010
+2
23 ноября 23:26
Так Вы же сами приводите в пример США.
Но мало кому известно, что США - страна, не имеющая государственного языка. Несмотря на то что для более 80% населения английский - родной язык и средство для повседневного общения, статус официального он не получил. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/...

В РФ республики вправе устанавливать свои гос. языке наравне с основным гос. языком - русским.
И список стран с несколькими языками признанными государственными не исчерпывается ЮАР и Швейцарией. Особенно таких стран много в Евросоюзе. Насколько я понимаю у Украины вектор теперь именно в Евросоюз?

А если как Вы утверждаете "в стране гос. язык должен, как правило, быть один...", (Ваше мнение кстати разделяет большинство в Раде), то чему тогда удивляться волнением и "сепаратизмом" на окраинах Вашей страны?
Yurijvar
23 ноября 23:32
Да по мне - хоть десять! Лично для меня проблем нет никаких - знаю кроме украинского еще английский, испанский и польский ...
acvazul-v2010
23 ноября 23:37
А мне и "великого и могучего" достаточно для путешествий. Посетил 33 страны. .
И без гидов не пропал даже в Андах. С русским не пропадешь. Особенно комфортно с ним по странам бывшего СССР. Ноу проблем
Yurijvar
+1
24 ноября 0:19
Браво! Есть чем гордиться! Я тоже встречал одного такого - когда его не понимали - он начинал говорить громче и по слогам. Но мог и по английски: Вхече из тхиз статион? ...
acvazul-v2010
24 ноября 8:48
Ну если Вы полагаете что я из таких людей которые говорят громче и по слагам чтобы иностранцы их поняли, то мне Вас искренне жаль. Юрий, прожив жизнь Вы так и не научились разбираться в людях. Того скромного запаса пары десятков английских слов мне вполне хватает чтобы путешествовать без проблем самостоятельно не пользуясь услугами гидов.

И вот в чём странность. Свободно владея несколькими иностранными языками Вы таки свои рассказы здесь публикуете на "ненавистном" великом и могучем языке Толстого и Пушкина. Не честнее ли перейти на мову и печатать на этом языке? Кроме того не Вы один пользуются тут только русскоязычным сайтом, но даже и уважаемые бывшие соотечественники проживающие ныне не один десяток лет в дальнем зарубежье. А может быть в русском языке что-то есть, если даже спустя 25 лет мы тут в комментариях только на нём общаемся? Может это до сих пор язык межнационального общения? Тем более странно читать Ваши суждения в комментарии что "гос. язык должен быть один". И после таких слов чего Вы ожидали от оскорблённых этим людей на разных окраинах Вашей уважаемой Украины? Подумайте об этом
Yurijvar
+1
24 ноября 9:31
Да-а! Есть хорошее и, опять же - Сорри! - русское выражение - "Переливать из пустого в порожнее" ...
Maksim_Starostin
+1
24 ноября 16:20
знаю кроме украинского еще английский, испанский и польский
А справка о знании украинского имеется? :)
Yurijvar
24 ноября 16:26
Maksim_Starostin писал 24 ноября 16:20
справка о знании украинского имеется? :)

Она мне, как пенсионеру - не нужна! А для работы в официальных госкомпаниях знание языка нужно. А что - в Эстонии по другому? Без знания эстонского можно работать в мэрии?
Но вообще-то, мы ушли от темы, которая изложена в статье. Хотелось бы получить от вас, как одного из опытнейших путешественников, свое мнение об этом, а не идти на поводке у Аквавзула ...
Maksim_Starostin
+4
24 ноября 16:44
Так чтобы услышать мнение по теме, не надо постоянно вставлять в текст провокационные утверждения.
Тем более что США - это страна, где почти полностью загеноцидили коренное население, а теперь пытаются выставить себя защитниками угнетенных по всему миру.
Да и половину территории у Мексики оттяпали исключительно по праву сильного.
А уж конституция, которая позволяла рабство - это, по-моему, верх лицемерия :)

А что касается России, ну так страна при царях была такая отсталая, что какая уж там Аляска. Надо было промышленность, образование и науку развивать, а не крепостное право. И с народом при этом построже, чтобы не на завалинке сидели, а как в Англии - отправлялись территории завоевывать и осваивать :)
Maksim_Starostin
0
24 ноября 14:50
Один язык, один рейх, один фюрер!
Yurijvar
+1
24 ноября 16:22
Это об Эстонии? О стране, которая вас приютила ...
Maksim_Starostin
+2
24 ноября 16:55
Отнюдь.
Это я вспомнил парнишку с майдана, что позировал с оружием и давал интервью. Он тогда ляпнул, что ему импонируют многие идеи А.Г.
И когда телевизионщики попросили уточнить, какие именно, то он примерно так и ответил. При этом говорил по-русски.
acvazul-v2010
0
24 ноября 16:46
Максим, оказывается тебя приютили четверть века назад. Типа ты был бездомный горемыка и не родился в Нарве. Бродяга безродный был, а тебя облагодетельствовали. А ты такой неблагодарный
Chedty
+3
23 ноября 22:00
Спасибо, очень интересный рассказ.
Не думаю, что вопрос о колонизации Америки русскими можно рассматривать серьезно.
Во первых хозяйство Саттера было на порядок эффективнее и он продавал русским продукты чуть ли не в два раза дешевле чем стоило внутренне производство.
Во вторых русские по всей видимости не ставили задачу колонизации как таковую. За пятьдесят лет они практически выбили котика на этой территории и ушли.
В третьих русских приехало пятьдесят человек, а поляков пару миллионов. Возникает вопрос с какого дуба это могло стать Россией, а не Польшей или Германией?
Места конечно роскошные и очень интересные. Здесь переплетаются зеркальные отражения многих европейских стран.
Yurijvar
+2
23 ноября 22:58
Вы правы, Михаил! Эта затея русских в Калифорнии была несерьезной и поэтому сожалеть особо не стоит. У России и так территории и было, и есть - "хоть отбавляй" - самое большое по территории государство в Мире! Какая уже тут Калифорния или Аляска? Пробыв на Аляске две недели, мы встречались там с некоторыми потомками русских. Постараюсь рассказать об этих встречах и том какой стала Аляска сейчас.
Стала ли бы она такою, будь она российской территорией? Об этом могут рассказать те, кто из наших туристов бывал на Камчатке, Чукотке или Сахалине - жизнь там вряд ли была бы лучше.
А уж насчет организации аляскинских Национальных Парков, такими, какими мы их видели - я вообще молчу ...
Лично я был полтора месяца летом 1973 года в командировке в Магадане и помню те места, какими они были в то время. Первое, что бросалось в глаза - большое количество лагерей в округе и множество вольноотпущенных, которые отсидели там свои очень большие сроки, но на Большую Землю (за пределы Магаданской области) им выезжать было запрещено ...
Olga-Valeriia2017
24 ноября 8:29
Юрий , прочитала как говорится на одном дыхание , очень интересно, спасибо. Присоединяюсь к "виртуальному экипажу".
Yurijvar
+1
24 ноября 9:36
О! "Сладкая парочка" - это замечательно!
Nina_nina
+1
24 ноября 12:14
Интересно.
никто из них не развязывает в стране войну за «обиженный» статус русского языка.
В стране эмигрантов по-другому быть и не может.....но другие меньшинства в Америке (вне зависимости от национальности) похоже,что развязывают свои войны и побеждают
Yurijvar
24 ноября 12:20
Там своя Конституция и Законы, которые практически не менялись уже более двухсот лет. Поэтому и каждая поправка к ним носит имя человека, который это внес.
Maksim_Starostin
24 ноября 16:46
Там Конституция - это короткая декларативная бумажка из серии "за все хорошее против всего плохого". Причем хорошее или плохое - по состоянию на тот момент. К примеру, конституция никак не запрещала рабство, и его отмену пришлось оформлять отдельной поправкой.
Вообще американское государство создавалось исключительно как государство состоятельных белых мужчин, а права всех остальных дописывались там уже по ходу пьесы, за эти самые 200 лет, когда "законы практически не менялись" :)
Yurijvar
24 ноября 17:09
Все это так - люди задумались в середине 18 века о создании нового государства на совершенно пустом месте с демократическими, а не тоталитарными правилами жизни и тогда было очень трудно предположить, что будет через двести с лишним лет. Они выстояли и сейчас, думаю, никто не будет оспаривать - что США занимает ведущую позицию в Мире ...
Maksim_Starostin
+1
24 ноября 17:19
с демократическими, а не тоталитарными правилами жизни
Так это смотря с чьей стороны посмотреть! Если со стороны ирландского крестьянина, бежавшего из-под власти жестокого английского короля и получившего в Новом Свете надел земли и право голоса, это одно. А если со стороны индейского племени, которое было изгнано с этой земли? Или со стороны черных, которых выгружали из трюмов кораблей, прибывающих из Африки?
Yurijvar
24 ноября 17:56
Важен результат! Наверно не зря туда поперли миллионы наших соотечественников и почему-то в первых их рядах была совершенно не глупая еврейская нация. И живут сейчас там, ничего не делая и припеваючи ...
Что-то я не слыхал об эмиграции из Америки в Россию. Ну, разве, что одинокий Сноуден ...
larkis8
26 ноября 16:29
Yurijvar писал 24 ноября 17:56
И живут сейчас там, ничего не делая и припеваючи ...
- в России за ничегонеделание ничего не платят, поэтому сюда едут только те, кто хочет и умеет работать. Из Украины в том числе очень много народа приехало и гражданство здесь получило. А вот Европа и Америка уже стараются ставить барьеры от халявщиков со всего мира, но не очень-то удается. Им ещё предстоит пожинать плоды своей толерантности.
Svet-lanka
25 ноября 0:37
Рассказ прочитала с интересом.
но никто из них не развязывает в стране войну за «обиженный» статус русского языка.
а из-за этого и не развязывают войны, просто этим выгодно прикрываться . Самая большая ошибка - это заставлять насильно что-то любить или указывать людям, что делать. Это и вызывает отторжение.
larkis8
26 ноября 16:38
Юра, не хочу писать про политику, хоть и не удержалась от одного комментария, хотя хотелось написать больше. Но политические предпочтения, вера и секс - это личное дело каждого человека. Про это спорить бесполезно, а сайт у нас туристический !
Вот с туристической точки зрения мне ОЧЕНЬ интересно ехать с вами по Америке, в которую меня ну никак не манит, а вот почитать-посмотреть фото любопытно. Очень понравилось кафе самообслуживания за совесть посетителей. Впервые такое вижу !
Интересно было увидеть форт-пост, про который я знала только по спектаклю "Юнона и Авось" (я была на каком-то юбилейном его показе, очень мощное впечатление!). В принципе, я и не ожидала, что там что-то огромное и грандиозное, таким его и представляла.
Yurijvar
+1
26 ноября 16:49
Спасибо, Лариса! Я и сам сейчас как бы заново еду по тем местам, но с уже большей информационной подготовкой, полученной во время написания этих статей и получаю, вероятно, даже больше удовольствия от того, что нам удалось увидеть все эти такие дальние для нас красоты.
larkis8 писала 26 ноября 16:38
интересно ехать с вами по Америке, в которую меня ну никак не манит

Напрасно! Я в Америке не первый раз и она меня манит все равно. Это та страна, в которую хочется возвращаться - в ней такое громадное количество всяких природных чудес, оформленных в Национальные парки, что можно вообще только в них и проводить время, заехав в город только для того, чтобы улететь домой ...
В наших с вами странах, такого объема природных Парков, к сожалению нет. Хотя разного рода природных чудес тоже хватает ...
larkis8
26 ноября 17:16
Вы сами написали, что в Америке без машины делать нечего. А я - автонелюбитель, с большими группами путешествовать не люблю, а с маленькими - дорого, вон какие цены у Вашего друга! Так что лучше картинки посмотрю, а природных красот и в России хватает. Пусть не так комфортно, зато материально доступно.
Yurijvar
26 ноября 17:34
Да - все это так: там без машины - Никуда и цены соответствуют ИХ зарплатам и пенсиям ...
larkis8
26 ноября 17:53
Да, я помню цены в Канаде, они мне совсем не понравились ! Так что жду Ваших рассказов.
Кстати, вы с Томочкой прекрасно выглядите!!! Никто не даст вам такие годы! Молодые, красивые, модные
Yurijvar
26 ноября 18:23
Спасибо, Ларчик! Думаю, еще встретимся ...
larkis8
27 ноября 11:15
Yurijvar писал 26 ноября 18:23
Думаю, еще встретимся ...
Обязательно!!!
sbasman
27 ноября 19:58
Мне казалось, что западное побережье осваивали больше китайцы. Во всяком случае их там очень много работало.
Yurijvar
27 ноября 20:04
Да - их было много. Также как и в Австралии, где мы встречали их поселения. Но как-то в Америке они на побережье Тихого океана так и не образовали свой большой анклав. Впрочем, как и русские. Хотя в городке Мендосино, как я написал в следующей статье, есть построенный ими даосский Храм ...
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.