Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:03

Сагареджо — Грузия Сентябрь 2017

Когда я хочу себя порадовать, устроить этакий День Блогера, только персональный, я сажусь писать про Грузию. Достаю из винного погребка припыленную бутылочку Саперави, открываю ее и фотографии, и… улетаю мыслями в далекие дали.

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Мой первый визит сюда случился четыре года назад. Очень повезло приехать в Тбилиси до того, как это стало мейнстримом, и хештэги #гамарджоба #генацвали заполнили все окружающее интернет-пространство. До того, как Грузию открыли для себя всеведущие китайцы, и чинные европейские пенсионеры. До того, как здесь побывали, кажется, все!)

Грузия — страна с очень богатой историей, памятники событиям которой сохранились в изобилии. Это и прекрасные храмы, и древние крепости, и старинные города, и конечно места поклонения. Но даже в такой обласканной вниманием путешественников стране есть объекты особого притяжения. Кто-то говорит, что место, куда мы поедем сегодня, поистине сакральное — со времен раннего средневековья сюда шли своей сложной тропой паломники. И путь к артефактам, в эти затерянные земли на границе двух миров — первых христиан и зарождающегося ислама, приравнивался к путешествию в Святую землю.

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Путеводители, что гонятся за популярностью, называют этот край достопримечательностью номер один в стране. Дескать, если вы где только не были и ничем вас не удивить, отправляйтесь сюда, прогуляетесь по полосатым цветным холмам, и будет вам вдохновение! Ничуть не умаляя экзотичности этих пейзажей, я бы все-же назвала Венцом Красоты в Грузии Военно-Грузинскую дорогу…

ЮНЕСКО внес местность в свой предварительный список, за древние храмы и уникальность природного ландшафта. А «National Geographic» назвал этот комплекс одним из самых диких и красивых на планете! Знакомьтесь — Давид-Гареджийская обитель.

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Давид-Гареджи — это комплекс пещерных храмов родом из 6-го века. 19 древних каменных монастырей, где некогда жили пять тысяч монахов, был продуман очень разумно. Кельи сообщались с церквями, многие из них выбиты прямо в скалах, некоторые — открыты и по сей день.

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Кроме паломнических целей, сюда едут ради наслаждения фантастическими, инопланетными пейзажами…

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

И радости прогуляться по нейтральной территории. Комплекс делят между собой Грузия и Азербайджан, и, надо сказать к чести обоих государств, туристам этот вечный спор никаких неудобств не доставляет!

Если смотреть по географии страны, монастыри находится на территории самой распиаренной области Грузии — в Кахетии, известной, прежде всего, своим вином. Но все виноградники остались в совершенно другой стороне, в романтичной Алазанской долине. Я вам ее уже показывала. А Давид-Гареджи — это будто бы не Кахетия и не Грузия, да и вовсе не планета Земля!

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Зачем вам сюда, вы уже поняли. Сейчас расскажу, как добраться. Несмотря на смешное расстояние — каких-то 90 км от Тбилиси, путь не короткий. Километров 50 на восток от Тбилиси пролетают живенько, дальше, около городка Сагареджо, выезжаем на пустую дорогу с совершенно космическими пейзажами вокруг…

Вскоре и асфальт на исходе. Рыжая каменистая грунтовка, скорость — минимальная, но все когда-то заканчивается. Вот мы и приехали!

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Место полудикое, вход на территорию свободный. Есть платный WC, и магазинчик с местными винами в красивых памятных бутылках. Мы, разумеется, купим, но это будет чуть позже, а пока минутка историка, без которой мои рассказы не складываются!)

Гареджийская пустыня не особо похожа на «пустыню» в традиционном смысле слова. Белоснежных барханов песка, караванов верблюдов и выплывающих ниоткуда райских оазисов тут не найти. Она больше как те пустыни, что знакомы нам по библейским преданиям, куда уходили искать уединения праведные отшельники. Дело было в шестом веке, когда один из 13 сирийских старцев по имени Давид поселился в пещерах Гареджийского хребта, на склонах небольшого ущелья, и вскоре основал там первый монастырь, Лавру Давида.

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

За ним пришли его ученики и последователи, и монастырь расцветал, вплоть до 11-го века. Именно тогда нашествия турок и персов уничтожили многие храмы и святыни. И все-же, обитель выстояла. В раннем средневековье, во времена царствования Давида Строителя, возводятся и храмы, и жилые помещения для монахов, трапезные…

Сейчас все они объединены мостиками и террасами, что удобно для знакомства.

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Есть открытый действующий храм. Фотографировать внутри не желательно, а по строгости и величию Давид-Гареджи не то место, где хочется нарушать покой обители…

Прогуляться по территории можно и нужно, но большая ее часть закрыта для посещения, здесь и в наши дни живут монахи. Скала с вырубленными одна над одной кельями — основная часть храмовой обители. На фото она не выглядит так массивно и впечатляюще, как в реальности, и…

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Стоит подняться чуть повыше, чтобы окинуть взглядом весь комплекс!

Кстати, хотите легкой, приятной прогулки — не обувайтесь, как я. Кроссовки и только кроссовки! Тропки тут зыбучие и труднопроходимые, особенно в сентябре, иссушенные летним зноем и ветрами. За несколько дней до этого мы посетили Уплисцихе, еще один грузинский пещерный комплекс, я вам его обязательно покажу. Место определённо из must-visit! Так вот, там удобные пологие дорожки и некрутые ступени, выбитые в мягкой породе… Всё продуманно для девушек, что любят красиво и непрактично одеваться на свидание с достопримечательностями!

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

А тут мужественно ползем в гору по узким тропкам, потому что другой дороги нет.

Сейчас многие древние кельи и храмы оказались на территории Азербайджана, по другую сторону холма. Попасть туда легко и просто, никаких проволочек и проверок паспорта нет. Мы не дошли, к сожалению — далеко, и дорожки там опасные. А прогуляться по верхушкам холмов, любуюсь чудными панорамами — запросто!

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Если резюмировать впечатления, побывать в Давид-Гареджи я вам очень-очень рекомендую. Бывают разные пещерные города и монастырские комплексы, красивые и не слишком, впечатляющие и не особо, но Давид-Гареджи стоит особняком. Здесь святость, архитектурные линии и древняя история соединяются с невероятным, взрывающим мозг пейзажем!

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Тем более, что доехать сюда, несмотря на классификацию NG этого места как «дикого», совсем не трудно. С экскурсией, на своем авто или арендованном, на такси — если путешествуете компанией, выйдет совсем недорого, примерно 35 долларов из Тбилиси учитывая время ожидания водителем.

Мне понравился вариант «организованного трансфера». Классная задумка, ежедневно, в 11.00, из центра Тбилиси, от памятника Пушкину на площади Свободы отправляются маршрутки. Стоит это удовольствие 25 лари, примерно 9 долларов. Регистрироваться заранее не нужно, просто приезжайте минут на 15–20 раньше, чтобы вас записали в участники экспедиции.

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Маршрутка отвозит вас к стенам монастыря, ждет часа 3, и возвращает в Тбилиси. Никакие занудные гиды в комплект не входят, что радует! Кстати, фото тех самых космических видов с солеными озерами по дороге — инициатива водителя. Видимо, привыкший к восторгам гостей, он сам предложил сделать коротенький фото-стоп в самом крутом месте!

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

Правда, курсирует этот маршрут только в сезон, с мая по октябрь. Хотя, справедливости ради, ранней весной туда ехать, на мой взгляд, и не стоит — лысовато и виды так не впечатляют. А поздней осень-зимой нужно смотреть по погоде, лунные пейзажи в снегу, наверняка, хороши, но из-за плохого качества дороги есть вероятность сюда не доехать.

Идеальное время — начало лета. Кроссовки, запас воды и оптимизма вам в помощь, и вперед, покорять грузино-азербайджанские неземные красоты!

Star trek. Пешком по гареджийской пустыне…

П. С. Поездка в Давид-Гареджи — 21-й, заключительный день нашего безумного, яркого, незабываемого, перенасыщенного вкусами, ароматами и событиями прошлогоднего путешествия на Кавказ. Если честно, после тепла Тбилиси, морского бриза Батуми, дивных красот Военно-Грузинской дороги и фейерверка огней Баку очень сложно чем-то искренне восхищаться. Но Давид-Гареджи — он восхитил! Видно, есть своя правда в тех путеводителях, что называют его главным грузинским бриллиантиком…

Желаю вам мягкого солнышка, крутого неба с облачками, приятной прогулки и сказочных пейзажей. А уж на них Давид-Гареджи будет щедр с истинно кавказским размахом, уверена!)