Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 4:25

Теннесси — США Май 2018

Поездка на Водопадную реку сразу пошла не по плану. Обычно мы встаем на рассвете, быстро завтракаем и по коням. В этот день ребенок проснулся только часов в девять. Видимо пару дней не спал, пока лазали с друзьями по скала и катался на велосипеде. В машине упал на заднее сидение и сразу опять заснул. Мы решили не выезжать на фривей, а поехать потихоньку через Парк, поглазеть на прощание на красоты Смоки и дать Димке выспаться.

Водопады на Водопадной Реке

Все дело в том, что мы толком не знали куда едем. У парка Водопады на Водопадной Реке довольно низкий статус — парк штата Теннеси. Фотографии, которые мы видели были довольно посредственные. Восторженные отзывы? Да на что на американских форумах нет восторженных отзывов? Заставляя нас еще раз подумать, так ли мы хотим в этот парк, начал моросить дождь. Через пару часов неспешной езды по Смоки, проснулся ребенок, посмотрел на часы и взвыл дурным голосом, что из-за нашего безответственного поведения он не посмотрит самый красивый парк Америки. Видимо он видел фотографии, которые мы не видели.

К парку подъехали уже ближе к вечеру. Добрая женщина, продававшая билеты на входе, рассказала нам что до водопадов идти километров пять по лесу. Позже выяснилось, что мы подъехали не к тому входу, сказать нам об этом она почему то не смогла. Отсюда совет пользуясь навигатором в Штатах будьте внимательны. Часто получается так — вы вводите название парка, у вас высвечивается его юридический адрес, обычно административное здание, вход там есть, но совершенно не обязательно это оказывается самый удобный для вас вход.

Водопады на Водопадной Реке

На парковке каждый член экипажа оделся в соответствии со своим пониманием погодных условий. Ириша надела куртку, взяла зонтик и поменяла очень милые ботиночки на не менее элегантные сапожки. У русских женщин есть уникальная способность прилично выглядеть в трудных климатических условиях. Димка разделся до плавок, чтобы вещи не намокли. Я, в силу природной лени, переодеваться не стал, типа — заодно и постираю. На парковке не было ни одной машины. Полное отсутствие конкурентов, являлось единственной приятной новостью за последнее время.

То что место красивое стало понятно как только вышли к реке. Абсолютно прозрачная вода бежала в узком желобе. В русле мало камней, тем более завалов из бревен. Такие реки характерны для зон где относительно недавно поработали вулканы. Здесь почти нет почвы и вся вода с каменных берегов быстро стекает в узкий желоб реки. Во время сильных ливней поток несется с такой скоростью, что тащит по руслу многотонные камни, постепенно истирая их о дно и разбивая о скалы. Вынести в равнинные реки, полученную после такой обработки камней, гальку уже пара пустяков.

Водопады на Водопадной Реке

На парковке висел печальный указатель — Водопады, 3 мили. Тропинка шла по довольно высокому хотя и угнетенному лесу. Деревья растут прямо на камнях, почвы нет — каменный монолит покрытый мхом. Во многих местах плато пересечено глубокими каньонами с ручьями на дне. Через каньоны перекинуты подвесные мосты.

Обычно в американских парках для пересечения относительно больших каньонов используются временные, разборные, военные мосты. Конструкция на вид довольно хлипкая, но если вовремя менять подгнившие доски, достаточно надежная. Выглядят такие мосты романтично и природного пейзажа не портят. Через небольшие овраги перекинуты простенькие деревянные мостики. Дорожки отсыпаны гравием, так что идти было не трудно, даже в дождь.

Водопады на Водопадной Реке

Минут через сорок увидели первые просветы в лесу. Свернули на маленькую боковую тропинку и остановились остолбенев. Теперь мы были выше всей окружающей территории и перед нами лежал большой каньон во всей своей красе.

Дно каньона не просматривалось, но было понятно, что он очень глубокий и все ручьи с верхнего плато должны рано или поздно упасть в него с огромной высоты. Мы припомнили слова ребенка про то что мы можем упустить наш шанс посмотреть самое красивое место в Штатах и почти бегом рванули по тропинке в сторону предполагаемой смотровой площадки. Самое страшное было в «Смеркалось…»

Водопады на Водопадной Реке

На площадку выскочили с разгона и затормозили так, что из-под подошв пошел дымок. Было просто обалденно красиво. Не верилось, что это на самом деле. Скорее это было похоже на рекламу, где как минимум половину красоты пририсовали позже.

В абсолютной тишине перед нами стоял роскошный стоп кадр, рекламы — «Пейте воду из Водопадной реки».

Водопады на Водопадной Реке

Супруга сказала, что она пришла и больше ни куда не пойдет. Закрепила зонтик, постелила на мокрую скамейку куртку и вытащила из рюкзака термос с кофе. Стало понятно, что это серьезно и надолго. Мы с Димкой побежали искать приключения.

Сначала мы хотели спуститься вниз под водопады, но скоро поняли, что спуститься то мы может и спустимся, но где то часа через два. Ночевать в этом случае придется на дне каньона.

Водопады на Водопадной Реке

Что бы не простаивать, стали просто бегать по склону, анонсируя это как разведку на будущее. В принципе польза от этого была. В склоне нашли много пещер, т. е. если выберемся надолго, палатку с собой брать не обязательно. Источников с чистой водой, тоже было в избытке. Вода со всего огромного плато, разряжалась на этот каньон.

Спустившись максимально низко, мы хлюпнув носами, полезли по стенке обратно. Больше задерживаться было нельзя, до темноты оставалось не больше часа.

Водопады на Водопадной Реке

Подъем занял еще полчаса. Димка побежал мобилизовать Иришу, а я чтобы не простаивать, сделал факел из нижних, сухих еловых веточек и напихал в него бересты. Факел не для освещения, светить лучше телефонами, это я пытался изобразить защиту от диких животных. В реальной жизни такие факелы можно использовать если рядом есть костер, от костра он сразу вспыхивает. Зажечь факел зажигалкой, когда тебя кто то ест, довольно тяжело.

Что хорошо, тропинка там только одна и потеряться было практически невозможно. Что плохо, в свете фонариков в кустах отблескивают красным глаза. Может это конечно зайчики или симпатичные, добрые барсуки, но в целом раздражает.

Водопады на Водопадной Реке

Чтобы не было так страшно давайте расскажу вам откуда берутся водопады. Заметка ведь про водопады, а не про зверей. В этой серии я уже высказал свое мнение по поводу того откуда берутся горячие источники Источники и как возникают пещеры Пещеры, самое время про водопады. Здесь я хочу написать про равнинные водопады, не про горные.

Наверно все знают, что большая часть Земли состоит из слоев, чуть научнее они называются пласты. Пару миллионов лет сыпется песочек и образуется пласт песчаника, потом этот участок опускается на дно моря и из ракушек образуются известняки, потом пеплом вулканическим припорошит… Получается такая историческая книга, в которой написано, когда какая погода была.

Водопады на Водопадной Реке

В разрезе все это похоже на слоенный пирог. Слои там как в пироге есть твердые и мягкие. Представьте себе, течет по бесконечному слегка наклоненному торту Наполеон тонкая струйка воды и быстро размывает тонкий верхний слой мягкого крема. Теперь вода течет в небольшом кремовом каньончике по твердому коржу. Через какое то, может быть даже значительное время, вода на небольшом участке размывает корж. Под ним опять мягкий крем. Вода быстро его прорезает до следующего коржа. Теперь в верхней части Наполеона вода течет по коржу № 1, а в нижней части по коржу № 2. Между этими коржами водопад. Чем больше крема, тем выше водопад.

Все водопады равнинных рек, за исключением Ниагары, двигаются вверх по течению. Она двигалась слишком быстро и ее наказали. Сейчас Ниагара — это искусственное сооружение. Движение вверх было остановлено стеной из сверхпрочного бетона. Если бы эту стену не построили, Ниагара была бы уже значительно выше по течению, а в скором времени она бы самоликвидировалась, заодно спустив Эри в Онтарио.

Водопады на Водопадной Реке

Игуасу водопад более дисциплинированный. Верхний корж там сверхпрочный, но водопад все равно двигается. Двадцать тысяч лет назад воды Игуасу падали прямо в Парану. Сейчас водопад отступил от Параны на 28 километров, а про Викторию я не знаю.

Добрались до машины целые и невредимые, да еще очень довольные. Все что мы видели за эту большую поездку было красиво, но чудом не было. За исключением одного. Водопады на Водопадной реке были чудом. Эту картину я не забуду, в коробочку ее.

Водопады на Водопадной Реке

Выехали не задерживаясь, нужно торопиться. Завтра столица советских стиляг город Чатануга.