Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 8:53
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Марракеш — Марокко Октябрь 2018

Первая часть путешествия по Марокко. Продолжение: Тысяча и одна кошка Рабата

"Эль-Магриб" - там, где закат. Так средневековые арабы, завоевав всю Северную Африку стали называть земли к западу от Египта. В наши дни слово "Магриб" сохранилось в арабском языке - так по-арабски называется Марокко. Само же слово "Марокко" - это искаженное название города Марракеш, веками являвшегося главным городом страны. Несмотря на то что международный аэропорт Менара находится всего в 5 км от центра города, добираться сюда удобнее из Касабланки - большинство рейсов из Европы и России прилетает именно в неё. Дорога из Касабланки на поезде занимает 3,5 часа и уже на половине пути к Марракешу и ландшафт, и проезжаемые города, окрашиваются в характерный красно-коричневый цвет.

Город из красного камня

Выйдя из здания вокзала в Марракеше и обернувшись назад, можно подумать что вы вышли из какого-нибудь дворца или мечети. Тем не менее, то что предстанет перед вашим взором - "всего лишь" ж/д вокзал города Марракеш. Это - конечная станция. Все поезда отсюда уходят на север - в Касабланку, Фес и Танжер.

Моей главной целью в Марракеше был старый город или, как его называют в Северной Африке, медина. Однако впечатлённый роскошью вокзала я не сразу сориентировался - пошёл не в том направлении. Влево от вокзала уходит Бульвар Его Величества Мохаммеда VI - правящего Короля Марокко.

Я вернулся к вокзалу. Здесь, на пересечении Бульвара Мохаммеда VI и Проспекта Хасана II находится недешевый, видимо, отель Opera Plaza.

Город из красного камня

Проспект Хасана II - это довольно широкая улица с плотным движением. Здесь же находится Королевский Театр.

Интересно оформленный фонтан с несколькими наклонёнными сосудами по краям.

Город из красного камня

А чуть дальше, на круговом перекрёстке - ещё один, уже более традиционный.

В медину я вошёл череб Bab Nkob или Ворота Встреч - не знаю уж насколько можно доверять переводу Гугла с арабского.

Собственно сама медина, как наверное и в любом арабском городе, представляет собой гигантских размеров рынок. Фрукты, из которых вам на месте отожмут сок; одежда, которую торговцы шьют прямо за прилавком на швейной машине; посуда любых форм и видов; сумки, кошельки и обувь из кожи; косметика из арганового масла и не только; ультрасовременные смартфоны. Наверное, здесь можно купить всё что угодно - если вы сумеете сторговать себе нужную цену.

Город из красного камня

Апогеем медины является самая известная, наверное, площадь Марракеша - Джема-эль-Фна. Я уже сказал, что медина - это рынок. Но на Площади Джема-эль-Фна это всё возводится в n-ю степень. Достаточно подойти к любому прилавку ближе одного метра - торговец сразу же начнёт расхваливать свой товар и отвязаться от него будет очень непросто. Почуяв малейшую заинтересованность он будет готов торговаться до последнего - но, разумеется, не в ущерб себе. Добавьте к этому ещё тот факт, что значительное количество из них играет на всевозможных дудках и барабанах, наполняя всю площадь какофонией звуков, которым при этом ещё и удаётся звучать гармонично. И тогда вы, наверное, поймёте что это такое - Площадь Джема-эль-Фна.

Несмотря на обилие расходящихся в разные стороны от площади улочек, гугл-карты даже здесь невероятно точны - заблудиться у меня не получилось. И миновав ещё одну площадь, на сей раз "безымянную", я оказался у Дворца Эль-Бади (El Badiî). Построенный одним из самых известных правителей из династии Саадинов - султаном Ахмедом аль Мансуром, он был предназначен для празднеств и официальных аудиенций с монархом. Дворец встречал бесчисленное количество иностранных послов, высокопоставленных посетителей, мудрецов и поэтов. Все они были поражены высотой и толщиной его стен, богатству его убранства, размерами его бассейнов и пышностью его садов.

Город из красного камня

Несмотря на то что сейчас дворец - это по большей части развалины, посмотреть тут есть на что. Для лучшего понимания я привожу его план. Наиболее важные объекты: 3 - сады, 4 и 5 - бассейны, 6 и 7 - павильоны (закрыты для посещения), 11 - пещеры.

Стены дворца - толстые и высокие.

Город из красного камня

Всего в Эль-Бади 6 бассейнов, предназначенных, очевидно, для того чтобы монарх мог освежиться после палящего марроканского солнца. Сейчас некоторые из них пустые - можно спуститься в них по специальной лесенке.

А некоторые - заполненные.

Город из красного камня

Вода частично покрыта лилиями.

В центре территории дворца расположены 4 небольших сада. Как и бассейны, они утоплены таким образом, что только верхушки деревьев выступают наверх. Здесь произрастают, среди прочих деревьев, совершенно банальные для Марокко цитрусовые - лимоны/апельсины/мандарины. Кто именно - не берусь судить точно.

Город из красного камня

"Разве лишение свободы - не тоже самое, что и убийство?" - таким вопросом в XI веке озадачился султан из династии Альморавидов Али ибн Юсуф. До Альморавидов в Марокко не было тюрьм как таковых. Для этих целей использовались частные дома, а иногда - глубокие подземелья. В случае Эль-Бади это пещеры, отмеченные на плане выше цифрой 11.

Можно посмотреть на кандалы

Город из красного камня

и на камеры, в которых содержались заключённые.

На верхнем ярусе дворца находится вот такая импровизированная беседка. Оригинально организованная крыша с одной стороны создаёт прохладную тень, а с другой - пропускает солнечные лучи, что даёт в беседке много света.

Город из красного камня

Отсюда открывается вид и на весь дворец,

и на медину. Очевидно таким образом монарх обозревал всё что происходило в городе. Новые времена вносят свои коррективы: город хоть и старый, но почти над каждым домом - тарелка спутникового телевидения, а то и не одна.

Город из красного камня

Совсем иначе выглядит другой дворец - Бахия, что означает "великолепный". Он был возведён Великим Визирем Ахмедом Бен Муссой, известным также как Ба Хмад. Занимая площадь около 2 га, дворец является самым крупным в медине.

Следуя марроканской традиции всё самое красивое здесь не выставляется на показ, а находится в глубине территории. За воротами расположена живописная аллея

Город из красного камня

уже за которой начинается непосредственно дворец, состоящий из нескольких смежных частей. Первая из них - Маленький Риад. Это также и последняя часть дворца по времени постройки. Небольшой квадратный сад, в который выходит множество ниш и комнат.

Маленький Риад переходит в так называемый Большой Двор, расположенный на месте бывших конюшен и садов. Это самая большая зона дворца - 50х30 метров. Двор полностью вымощен мрамором. Здесь расположено три бассейна, а вся его территория окружена галереей из 52 колонн.

Город из красного камня

С одной стороны ко двору примыкает Большой Зал.

Здесь выставлена коллекция картин.

С другой стороны к Большому Двору примыкает последняя часть дворца - Большой Риад. Как и в Маленьком Риаде здесь тоже есть сад, но гораздо больших размеров. Вы выращивали алоэ(он же столетник) в цветочном горшке у себя на окне? Здесь он растёт в естественной среде, достигая гигантских размеров.

Город из красного камня

Если вернуться к Площади Джемаа-Эль-Фна, то недалеко от неё можно увидеть самая старая мечеть Марракеша - Кутубия.

Рядом с мечетью расположен очень приятный сад, в котором полно цитрусовых деревьев.

Город из красного камня

Моё время в Марракеше подходило к концу. Предстояло ещё вернуться в мой отель в Касабланке откуда я назавтра планировал ехать в столицу Марокко - город Рабат. Я вышел из медины через так называемые Новые Ворота.

За воротами уже начинается Новый Город - широкий и красивый Бульвар Аль Йармук с весьма плотным движением. Впрочем, красный цвет сохраняется и здесь. Не знаю уж с чем это связано - дань традиции или искусственно введённое ограничение. Но несомненен то факт, что это крайне способствует целостному восприятию Марракеша и ярко выделяет его среди остальных имперских городов Марокко.