Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:18

Теннесси — США Июнь 2018

Главной целью нашего большого автомобильного путешествия в мае 2018 был национальный парк Грейт Смоки Маунтинс. Национальные парки в Штатах могут быть самые разные. Я уже писал в этой серии про парк, который город Горячие источники и про парк — пещеру Подземное царство. Смоки значительно ближе к традиционному восприятию парка.

Самый популярный национальный парк Штатов

В самой общей постановке вопроса — это огромный лес площадью несколько тысяч квадратных километров. Размещается все это богатство на территории относительно невысокого горного массива Аппалачи. Хребет разделяет бассейн Миссисипи и Атлантического океана. Имено из-за него великая Миссисипи стала главной рекой Северной Америки. Зародившись на севере Штатов у Великих Озер, она за сотни миллионов лет так и не сумела пробить себе дорогу к Атлантическому океану. Поняв бесплодность попыток, Миссисипи сдалась и пошла на юг к Мексиканскому заливу, собирая по пути всю воду востока Соединенных Штатов.

По другую сторону Аппалачей теплый, гольфстримистый океан. Испарившаяся из океана вода не может перевалить через Смоки. Поэтому они Смоки — дымчатые. Эти горы всегда прикрыты легким туманом, в поэтической лирике фатой.

Самый популярный национальный парк Штатов

Парк самый посещаемый в Штатах. Причем с огромным отрывом от стоящего на втором месте Великого Каньона. В год сюда приезжает более десяти миллионов туристов. К счастью большинство из этих туристов чрезвычайно бестолковы. Народ сбивается в большие стада в районе широко известных достопримечательностей, полностью освобождая две тысячи квадратных километров роскошного широколиственного леса для людей, которые не любят толпу.

В первый же день мы на короткое время посетили места паломничества. Они находятся в зоне верхней части водораздела. Прямо по хребту идет широко известная в Штатах Аппалачская Тропа, по ней особо упертые могут дойти до Нью Йорка. Согласно американским измерениям — это самая протяженная пешеходная тропинка в мире, видимо они поверили что наши дороги в Сибири автомобильные.

Самый популярный национальный парк Штатов

На тропе достаточно много мест для палаточных лагерей, оборудованных грилями, туалетами, площадками для размещения палаток, кое-где с электричеством. Важным элементом обустройста палаточного лагеря являются противомедвежьи контейнеры, где можно оставить на ночь еду. В этих местах очень не рекомендуется класть рюкзак с продуктами в палатку. Это из серии «вызываю огонь на себя». В Парке проживает около двух тысяч медведей, есть шанс, что они соберутся у вашей палатки посмотреть, что у вас там на ужин. Людей медведи не боятся, а всякую еду считают своей.

Возраст, цель и спортивная подготовка путешествующих по тропе самая разнообразная. Мы видели народ от трех до восьмидесяти. Бабушке, которая является председателем клуба ходоков по Аппалачской тропе, восемьдесят три года.

В среднем тропа выглядит где так, но есть участки, которые требуют навыков скалолазания.

Пиковая, как с точки зрения альтитуды, так и плотности населения, точка тропы — это вершина горы Клингменс-Дом. На вершине оборудована фундаментальная смотровая площадка. С нее открывается прекрасный вид на горы.

Самый популярный национальный парк Штатов

Только вот честно скажу, у меня с веранды вид еще лучше, горы туманнее, вино хорошее и главное народ не толкается.

Дымчатые горы Арцаха.

После выполнения обязательной программы, наша экспедиция распалась на группы. Димка уехал встречать университетских друзей, а мы с Иришей отправились бродить по лесу. Ребята собрались полазать по неосвоенным пещерам в Теннесси.

Самый популярный национальный парк Штатов

В необорудованные пещеры простым смертным ходить запрещено. Вход закрывают металлической решеткой и устанавливают на дверях кодовый замок. Ребята, которые занимаются спелеологией, подают через интернет заявку по специальной форме. У каждого из них есть квалификационный лист, если служба рейнджеров считает, что группу можно допустить в пещеру, им говорят код. Выходя из пещеры, туристы меняют код и сообщают его в службу.

В данном случае, ребята были гостями университета Теннеси. Приняли их очень хорошо, дали лошадей и симпатичную провожатую. Пещера им понравилась, говорят на Техасские не похожа. После дня проведенного в пещере они отправились в путешествие на лошадях по парку. Я к ним присоединился, а Ириша прикрывала нас снизу на Лексусе.

Самый популярный национальный парк Штатов

Компания мне понравилась. Народ великолепно подготовлен в спортивном плане. Трудно в это поверить, но девчонки без труда подтягиваются на пальцах. Ребята хорошо играют на гитарах, правда не поют. Так джем из классического карнтри-рока, но техника очень хорошая. Собственно откуда у нас могла быть техника? Кто заканчивал музшколу по гитаре? У всех подъездное образование. Чему учили то и знаем.

Вот меня учили выживанию в экстремальных условиях, так я, когда в лесу живу, вес набираю, на радость хищникам. Американских студентов этому не учили. Я был поражен, когда увидел, что они таскают с собой жидкость для разжигания костра. На второй день ушли так что кажется — не ступала здесь нога человека. А там… Посередине леса стоит туалет и душ… и чистое все… Загадочная страна…

Самый популярный национальный парк Штатов

Лес хороший, широколиственный, почти без подлеска. Много ягод, грибов. Грибы я эти не знаю, но выглядели и пахли хорошо. Первый день ел сам, потом детей кормил. Правда, наказал без меня не собирать. Компот из малины произвел фурор. Если бы сахар не кончился, они бы всю малину в лесу сожрали и оставили бы медведей голодными.

Посмотрел на девчонку, которая мне самому нравилась и облизнулся... Я посмотрел на него и тоже облизнулся. Ага, уходишь, не выдерживаешь интеллектуального напора?!

Как всегда огромное количество животных. К чести американских экологов, весь этот животный мир восстановленный. В этой части Штатов, крупные животные к началу двадцатого века был практически полностью уничтожены. За почти век существования парка, была восстановлена популяция оленей, элков (благородных оленей).

Когда то здесь были деревни лесорубов и охотников, прошло сто лет, но следы людей еще остались. Лестница в никуда.

Про медведей помолчим, что бы им… Для поддержания баланса завезли из Техаса два вида волков и бобкет (маленькую рысь). Техасские специалисты настойчиво сватают им пум (в Биг Бенде перенаселение, хоть коммуналки строй), но местные пока держатся и наших пум не берут, пренебрегая настойчивыми требованиями техасской общественности.

Самый популярный национальный парк Штатов

Надо правильно понимать, что все эти животные не то чтобы где то в кустах теоретически существуют. Их много, ровно столько, сколько может прокормить этот огромный лес. Они совершенно не боятся людей и постоянно попадаются на глаза.

Дикая индюшка, очень полезная птица.

В речках полно мелкой форели. Удочек у нас собой не было, ловили просто на тюкалку — кусок лески с крючком. Рыбалка получилась забавная. Мальчишки ловили мух и стрекоз, а девчонки рыбу. Они выстроились на мостике и тюкали по воде своими мухами. Каждый раз, когда попадалось рыбешка, визг был такой, что казалось — это наш последний улов, но смелая форель терпеливо продолжала клевать. Я ни чего не ловил, просто сидел и смотрел и было мне хорошо.

Самый популярный национальный парк Штатов

Собственно, что еще нужно, прекрасный лес, чистая река, красивые дети. Сначала я опасался, что они будут меня стеснятся, но ребята очень быстро ко мне привыкли и приняли в компанию. Недавно получил от Адмирала приглашение на байдарочный поход по Нью Мексике и совсем загордился. Байдарки — это вам не по скалам лазать, это я умею.

На третий день вышли к скальному массиву. Я посмотрел и понял. Объяснил ребятам, что очень хочу помочь провожатой отогнать лошадей. Они тоже поняли и уговаривать остаться не стали. К вечеру воссоединились с супругой, дальше все пошло поспокойнее.

Пахнет совершенно обалденно.

Дети успешно забрались на скалу и что бы время не пропадало, уехали кататься на велосипедах. Горные велосипеды с каждым годом становятся все более популярным видом спорта в Штатах. Сейчас практически все горнолыжные трассы на лето переоборудуются под велосипедные. Эгис (Техасцы) привезли с собой Кубок Вызова, который выиграли у ребят из Стенфорда полгода назад и предложили новым друзьям из Теннесси за него побороться. Продулись.

Самый популярный национальный парк Штатов

Мы с супругой посмотрели первую часть велосипедных соревнований и исчерпали на этом лимит на спортивные подвиги. Смотреть соревнования было совершенно не интересно. Дети ездят слишком быстро, даже трудно понять где кто. На фотографии Димка позирует, когда на самом деле соревнуются, получаются разноцветные полосы. После неудачных попыток пофотографировать издалека, мы с Иришей просто ушли гулять по лесу и ждать пока Димку вышибут из гонки. Гуляли с удовольствием, красиво очень, ручьи водопады, огромные деревья. В очередной раз порадовался уровню организации парка. Многокилометровые тропинки отсыпаны гравием.

Переходы через ручьи выполнены аккуратными мостиками, совершенно не диссонирующими с окружающей природой.

Самый популярный национальный парк Штатов

Во время этой поездки, увидел еще одну вещь, которая меня очень порадовала. Лет тридцать назад навалилась на американские леса страшная беда — черный жучок. Эта мерзкая тварь за несколько лет убивает хвойное дерево и превращает его в скелет. Теоретических этих жучков можно уничтожить химикатами, что на взгляд общественности и следовало быстренько сделать.

Я наверно громче всех орал. Как ни странно, обычно покладистые американские экологи вдруг уперлись и заявили страшную глупость. По их мнению, весь существующий в Штатах пихтовый лес должен быть съеден этой тварью, тогда новые пихты, которые вырастут на месте погибших, болеть не будут. Ну не идиоты? К счастью правительство доверилось специалистам. Посмотрите на фотографию ниже. Через пару лет молодые здоровые деревья уже закроют собой погибший лес. Как иногда приятно признать свою ошибку.

Самый популярный национальный парк Штатов

Не прошло и двух дней наших с супругой задумчивых скитаний по заповедному лесу, как отыскался ребенок. Он был сильно ободранный, но вполне живой и очень целеустремленный. Еще с порога он заорал: «Я знаю куда мы дальше едем, мы едем на водопады на Водопадной Реке».