Турист Елена Ха (kharchenkova)
Елена Ха
была 21 сентября 2023 15:31

Старая Русса, Великий Новгород — Россия Август 2018

Когда отпуск в начале лета, ближе к осени уже начинаешь забывать о нем и хочется еще чуть-чуть отдохнуть. О втором отпуске можно только мечтать, поэтому на помощь приходят мини-путешествия.

Давно я не была в Великом Новгороде, и никогда не была в Старой Руссе, хотя там у меня жила бабушка до войны, их мой прадедушка отправил в глухую деревню к родственникам, когда началась война, и это было правильное решение, потому что бои там шли постоянные. Прадедушка погиб. В Старой Руссе даже есть музей Северо-Западного Фронта. К сожалению, времени было мало, и в этот музей мы зайти не успела, но зато теперь точно есть повод вернуться.

Начали мы путешествие с посещения Великого Новгорода, официальной датой основания города считается 859 год, это первое упоминание города в летописях, но на самом деле город тогда уже был, в любом случае археологические раскопки показывают, что те места были заселены еще в 7 веке. Между прочем, новгородские земли богаты археологическими находками. Именно здесь найдено больше всего берестяных грамот, которые позволяют нам заглянуть в быт наших предков. И еще один факт, который я узнала в это посещение и была приятно удивлена: если кто-то хочет построить что-то в Новгороде он должен сначала за свой счет заказать археологическую экспертизу, чтобы ничего исторически существенного не осталось не изученным.

Великий Новгород и Старая Русса

Центр туристического притяжения в Новгород — это, конечно, новгородский детинец (так называют новгородский кремль). Там очень красиво и спокойной. Невозможно пройти мимо памятника тысячелетия России, установленный здесь в 1862 в честь юбилея призвания варяг на Русь, т. е. фактически это памятник российской государственности. Его можно рассматривать бесконечно долго, так много там фигур известных личностей: князей, митрополитов, царей, императоров, писателей и полководцев.

Великий Новгород и Старая Русса

Не пройти мимо и Софийского собора. Он один из древнейших каменных соборов на территории современной России. Его стоил сын Ярослава — Владимир в период 1045—1050 гг. На него просто когда смотришь, так спокойно и хорошо становится.

Пройдя насквозь детинец, мы вышли на берег Волхова. Здесь же рядом пристань с туристическими корабликами, которые катают по Волхову. Мы прокатались.

Великий Новгород и Старая Русса

Послушали интересную экскурсию. Например, я никогда не задумывалась, почему на небольшой территории Ярославова дворища находится совсем рядом друг с другом сразу шесть храмов. Раньше, когда здесь шел активный торг, сметливый новгородские купцы хранили свои товары в храмах, торговать в храмах нельзя, а хранить запасы можно. Храмы были каменные, поэтому товары были защищены от пожара, и воровать в храм никто не полезет.

Мы проплывали мимо Рюрикова городища — это поселение, которое наиболее вероятно старое по отношению к Новгороду.

Великий Новгород и Старая Русса

Прекрасен с воды и Юрьев монастырь, который стоит практически в месте истока Волхова из Ильменя. Между прочем в Ильмень впадает 52 реки и только одна вытекает — и это Волхов. А сам Волхов впадает в Ладогу — и все это часть пути «из варяг в греки».

Великий Новгород и Старая Русса

Погуляли очень хорошо по Великому Новгороду и отправились в Старую Руссу. Город тоже очень древний, 1167 год — первое упоминание в летописях. В средние века рушане (а именно так называются жители города) жили за счет соли. В Старой Руссе есть музей «Усадьба средневекового рушанина», там нам подробно и рассказали, и показали про получение соли. В музее можно посмотреть средневековые клеть, амбар, хоромы, баню и самое интересное солеварню. В средние века такие были почти в каждом дворе Старой Руссы. Соль выпаривали из местной минеральной воды, получалась полезная минеральная соль. В 1771 году по указу Екатерины 2 здесь построили Казенный солеваренный завод. Чтобы удешевить получение соли было введено новшество — градирни — это слои веток, через которые проходит минеральная вода и концентрируется, поэтому времени и дров на выпаривание нужно было меньше.

Солеварня

Градирня

Еще в Старой Руссе, не смотря на бурную историю, сохранились несколько храмов.

Церковь Мины Мученика

Никольская церковь

Великий Новгород и Старая Русса

Можно насладится прогулкой по пешеходной дорожке на набережной реки Порусья.

Воскресенский собор

В центре отдохнуть на благоустроенных Соборной и Первомайской площадях.

В городе есть и дом-музей Ф. М. Достоевского.

В Старой Руссе мы остановились на курорте (https://www.tourister.ru/ytrav/ed2dd8), который был основан еще в 1828 году, и сам по себе является достопримечательностью города, в нем даже есть музей. И все благодаря старорусским минеральным источникам. В 19 в. это был один из лучших курортов Европы. Недавно его выкупила крупная сеть гостиниц и активно стала вкладывать туда деньги. Мне очень понравился наш номер, просторный, светлый, со всеми удобствами: полотенца, халаты, тапочки, фен, мягкие подушки — что еще нужно человеку для счастья. Территория курорта вообще вызвала у меня восторг. Чего там только нет: и фонтаны, и мини-зоопарк, и тропа сказаний, и тренажёры, и спортплощадки, и пляж у соленого озера, куча уток, скамеек, дорожек, кинотеатр, аквацентр с прекрасным бассейном, сауной и даже одной горкой, питьевой павильон, где я без назначения врача попробовала местной воды — средней минерализации, как лекарство, пить невозможно, а слабой минерализации вполне можно. Есть павильон грязелечения с минеральным бассейном, но все процедуры там только по назначению врача.

Мы приехали всего на пару дней, и у нас оплачено было только проживание. На месте мы доплатили за один обед и ужин (обед и ужин стоят одинаково около 450 руб/чел, в ужин входит один бакал красного или белого вина бесплатно), и за стоянку (100 руб./сутки). К врачу я идти не хотела из-за одного дня, попробовала сходить в спа-салон (в аквацентре), но там запись на десять дней вперед, так что никаких приятных процедур я не получила, к огромному моему сожалению. Это я уже перешла к минусам. В аквацентре как раз шел ремонт раздевалок и было установлено расписание посещений: женские (четные) и мужские (нечетные) дни. Моего сына-подростка в мужской день без взрослого не пустили, а в женский он сам не пошел. Сама я один раз туда сходила, все чисто, дорожки шире стандартных, народу мало, мне понравилось. Но о расписании нас никто не предупредил, ни при бронировании, ни при заселении, не хорошо как-то. Еще на территории ведутся работы, делают новые дорожки, ремонтируют старые, это здорово, но к своему корпусу мы ходили в обход.

Кормят на курорте, как в санатории, полезной и диетической пищей.

Рядом со Старой Руссой есть деревушка Коростынь, она находится на берегу озера Ильмень. Мы туда заехали, хотели в озере искупаться. Километр шли от берега, воды было по щиколотку, так и не дошли до глубины, а я еще думала, что Финский залив мелкий. Места там красивые.

Великий Новгород и Старая Русса

А еще мы проходили недалеко от берега немецкое кладбище времен ВОВ, его привели в порядок немцы в 90-е гг.

Путешествовать по родному краю занимательно, и всегда можно узнать или увидеть что-то новое. Интересных вам открытий!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия