Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:07

Гарни — Армения Март 2017

Начало тут!)

Истории про Кавказ всегда получаются с особым колоритом. У тех, кто его любит, уж точно! Вот и мы с Настей, насмотревшись за день красот и чудес, не смогли завалиться спать, а пошли дегустировать раков, кебабы, гранатовое вино, и еще много-много изысков гастрономии. Всё вкусное, вах!

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

День для прогулки выдался дивный. Впрочем, как и вчерашний, и два следующих!

На ясную погодку Армения расщедрилась, умница, а у нас грандиозные планы. Мы едем смотреть античное святилище Гарни, монастырь в скалах — Гегард, и самую душу Армении — озеро Севан. Но пока далеко не умчали, покажу вам наш хостел, он определенно достоин рассказа. «Inter Hostel» — если вы искали, где бы вам остановиться в Ереване, считайте, что нашли!

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Несмотря на словечко «хостел» в названии, это вполне себе отель. Самый центр столицы, сувенирный рынок Вернисаж, и базарчик с фруктами-вареньями-чурчхелой в 5 минутах ходьбы.

До главного армянского кафедрального собора 500 метров…

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

А до площади республики 1000!

Отель чудный, чисто, удобно, что важно для меня — тихо, все новое-свежее, и персонал приветливый. В цену включены завтраки, каждый день разные, даже домашним вареньем, сырами, и лимонадом из лепестков роз нас побаловали! Кофе, сваренный хозяйкой по вашему вкусу, включен почти круглосуточно и бесплатно. Словом, не жилье — мечта!

В горы, в горы!

Но когда весь кофе выпит, пора в путь. Заснеженные горы по дороге мы, разумеется, просто проехать не смогли. Видите, на горизонте в дымке, будто мираж, плывущий над долиной — это красавец Арарат!

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Первый пункт программы — невероятный Гарни, пожалуй, самое древнее сооружение из сохранившихся в Армении. Первые камни в его основание заложены в начале нашей эры, и в те времена тут был не просто храм с изящными эллинскими колоннами, а целая цитадель.

Крепость Гарни — самый яркий памятник дохристианской Армении, и всю историю его блеска и падения я вам уже рассказывала. Кому интересно, можно почитать вот здесь, место в самом деле уникальное!

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

А мы едем смотреть еще один раритет из сказочных легенд. Их всегда посещают вместе, хотя и по стилю, и по атмосфере, по задумке и даже по вероисповеданию эти два чудных храма совсем-совсем разные. Так и написано обычно в буклетах и путеводителя — «Гарни и Гегард». Идем рассмотрим подробности!

По следам Копья Судьбы…

Гегард — если не самая популярная достопримечательность Армении, то уж точно из первой тройки. Славится удивительными видами скал, святым источником, и бабульками, что продают самую вкусную гату в республике!

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Но сейчас — не про еду. Первая обитель в этих краях возникла в шестом веке благодаря роднику, что бил из скал. Монахи приметили место, обустроили кельи в пещерах, и посвятили себя служению Богу. Монастырь в скалах так и назвали, «пещерный храм», Айриванк.

В раннем средневековье обитель разрушили арабы. Монахи, к тому времени перешедшие из каменных пещер во вполне удобные жилища, отстроили храмы и защитные стены, тут изучали науки и религию. Всё, что не смогли унести, арабы сожгли, и возрождение монастыря началось лишь в 13 веке.

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Главная церковь — чудо средневековой архитектуры, возведена в 1215 году.

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Фасад украшен барельефами, затейливой каменной резьбой и символами.

Притвор храма, по-армянски — гавит, «вырастает» прямо из скального массива… Весь Гегард — это поэзия в камне!

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

И в скалах выбиты, пожалуй, самые любопытные древние церквушки.

Вы будто открываете дверь в параллельный мир!

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

По части символов, знаков и уникальных древних барельефов Гегард, без всяких оговорок, даст фору всем армянским храмам. Даже вместе взятым!

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Чего тут только нет — очень-очень древние хачкары, резные колонны и купольные крыши…

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Вот такие круглые окошки в крыше — единственный источник света в крошечных храмах-часовнях, потому атмосфера соответствует древнему святилищу, загадочно, прохладно, и таинственно!

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Драконы, львы, голубки, ангелы, фантастические цветы и птицы с женскими головами.

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Но самый знаменитый сюжет — два льва, соединенных цепью, а между ними орел в размахе крыльев, с ягненком в когтях. Это герб, символ княжеского рода Прошян, что отстраивали Гегард как семейную резиденцию и усыпальницу.

Но почему же монастырь назывался Айриванк, а стал вдруг Гегардом? Гегардаванк — что в вольном переводе «монастырь, хранитель Копья», известен под этим именем с 1250 года, так записано в летописной истории обители. Если верить ей, как историческому источнику, именно тогда в эти уединенные пещеры, укрытые мощными стенами скал, привезли на хранение одну из величайших ценностей в истории человечества — то самое Копьем, что прекратило земную жизнь Спасителя.

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Правда, чтобы увидеть Копье Судьбы сейчас, вам придется отправиться в Сокровищницу музея в Эчмиадзине. По преданиям, привез его в Армению апостол Фаддей, и в течении многих столетий в Гегард шли паломники, поклониться реликвии…

Гегард сдержан и строг, но необычайно красив! Кстати, древние монастырские стены, церкви, и легенды, связанные с обителью, а также горное ущелье реки Азат, где он возведен, внесено в список ЮНЕСКО.

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

И немного практической информации. Увидеть Гарни и Гегард очень просто, и общественный транспорт ходит, и такси. От автобусных остановок, правда, придется прогуляться, но вы ведь приехали в Армению за приключениями, верно?! Все цены по-армянски гостеприимные. Античное чудо Гарни можно увидеть ежедневно, кроме понедельника, уплатив за вход скромные пару баксов. Гегард ждет гостей каждый день, и как все действующие храмы, бесплатно.

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

И раз уж я закончила с историей, можно и о земных радостях подумать.

Не вздумайте выйти из монастыря, сесть в машину и уехать, не оглянувшись — это будет большущей ошибкой. Потому что именно тут армянские бабульки продают самую вкусную гату — сладкий пирог с ореховой начинкой, красивый, будто лакированный. Поверьте человеку, что не любит сладости — это очень, очень, очень круто!

Моя золотая четвертинка. Каменное царство Копья Судьбы...

Перекусив гатой, мы поехали к Севану…

Только Севан — это тема для отдельного романа. О воде и камне!

П. С. Очень скоро расскажу)