Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 16:07

Гарни — Армения Март 2017

Что-то я давно ничего не писала в нашу армянскую эпопею. То меня Турция отвлекала, то Абхазия. Летом ведь очень хочется моря, даже если виртуального — это как часть генетического кода! Забросила я на время Армению, и напрасно — страна эта удивительно хороша! Тут, чтобы увидеть величественные горы — не нужно ехать за тридевять земель.

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Древние, нет, даже древнейшие храмы — также близко.

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Волшебная природа — она вокруг вас.

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

И это я уж не говорю про кухню — покушать на Кавказе, это отдельный бонус!

Когда вам надоест Ереван, а он вам, со всеми его розово-туфовыми домами, площадями, скверами, Каскадами, современными скульптурами и т. д., надоест довольно быстро — да простят меня поклонники этого города, ну не прониклась я армянской столицей. Так вот, когда он у вас уже в печенках сидеть будет когда вы всё там посмотрите, самое время валить!

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Ближайшее из интересных — единственный языческий храм Армении, древний пантеон Гарни…

И уникальный, охраняемый ЮНЕСКО и очень-очень святой монастырь Гегард.

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Но по порядку. Я уже рассказывала вам, как мы попали в Армению впервые. И немножко об истории этой удивительной страны рассказывала! А сегодня покажу, куда вам надо в Армении первым делом — если у вас мало времени и денег. И если денег и времени предостаточно — вам тоже туда надо!

Тут хочу сделать небольшое лирико-практическое отступление. Все же, на мой взгляд, по Армении лучше всего путешествовать на авто с водителем. Индивидуально. Сами смотрите — простор для деятельности невероятный! Придумали маршрут по вашим интересам, выбрали время и распорядок дня — на ваш вкус, и вперед. Комфортно и удобно. По дороге остановились, где понравится, никаких тебе заездов в набившие оскомину магазины, обеды-ужины — в ресторанчиках для местных, покупки — также. Моё первое воспоминание об Армении, до сих пор греющее сердце — маленькая придорожная кафешка, ничем не примечательная с виду. 2 пластиковых стола, 5 стульев. На окраине ущелья, вид — умереть-не-встать, сами видите! Мы с Настей, чуть оглушенные красотой, пьем кофе — угощение от нашего водителя. Через минуту владелец забегаловки приносит невесть откуда тут взявшиеся бокалы, Гор наливает в них припасенный ароматнейший армянский коньяк — честно, его вкус я помню и сейчас. И произносит как тост — «А вот теперь — добро пожаловать в Армению!». И как после этого, скажите, мне не петь Кавказу оды?!)

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Что-то я отвлеклась. Значит, второй прогулочный день в Армении — первым стала дорога из Тбилиси, распланирован так — храм Гарни, с остановками, где нам понравится, для фото; монастырь Гегард — с обязательной покупкой гаты (расскажу вам о ней подробнее), и озеро Севан — прогулка, храм, сувениры. За всё это мы заплатили — держитесь, не падайте, 18000 драм, это примерно 35 долларов! За машину. Только нашу. Весь день поездок. И про коньяк на угощение не забудьте!

Так как Армения — страна не большая, можно не просыпаться с петухами, а выехать комфортно, позавтракав и нарядившись! До Гарни нам близко, а до нашей первой остановки — Арки Чаренца, еще ближе.

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Эта Арка была построена как смотровая площадка в 1957 году, в честь армянского поэта Егише Чаренца. Говорят, он очень любил эти места, и часто тут бывал… «Вершин, седей, чем Арарат, свет обойди — подобных нет. Как недоступный славы путь — свою гору Масис люблю!»

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Это его строки, Масис — так армяне зовут свою легендарную вершину. Все путеводители в один голос твердят, что Арка — роскошное обрамление для картинки с видом Арарата. «Одно из самых спокойных мест. Облака закрывают гору Арарат, но она все равно выглядит великолепно» — вот и «National Geographic» туда же! Наверное, нам просто не повезло — вот всё, что увидели мы…

Зато на следующий день роскошный снежный гигант полностью реабилитировался — со стен древней крепости Хор Вирап он сиял нам миллионом бриллиантов…

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

А вот храм Гарни — он прекрасен всегда! Сколько я видела его фото — летних, сочно-ярких, весенних — нежных, воздушных… И майских, с алыми маками — предмет моей зависти, как у Олега!) На зимних, заснеженных фото, он сказочный. И в марте, ранней весной, с островками снега, Гарни нам очень понравился!

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Тем более, что весенний Гарни удивительно органично вписывается в пейзаж. Он будто продолжение древней как мир, могучей скалы, и плывет над ущельем и долинами… Этакая дымчатая монохромность — горы, просторы, базальтовые колонны — совсем скоро разноцветье трав и цветов разбавит эти 50 оттенков серого, а пока так. Элегантность, как она есть!

Гарни — единственный исторический памятник в Армении, которому 2000 лет, он помнит времена римлян и язычников. Хотя на самом деле, эти земли входили в состав Араратского царства, или по другому — Урарту, задолго до римлян. Вся территория Армянского нагорья — современные Армения, частично Турция и Иран, считались землей Урарту. Три тысячи лет назад это была сила, с которой приходилось считаться!

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Если верить клинописным табличкам, расшифрованным учеными, Гарни завоевал урартский царь Аргишти, в первой половине 8 века до н. э. Царь этот был из породы предприимчивых, потому гарнийского ущелья ему показалось мало — он собрал население завоеванных селений, и направился с ними в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни. Впоследствии она и стала армянской столицей!

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Кстати, Гарни — не просто храм. Это целый комплекс — рядом со святилищем, в котором поклонялись богу Солнца, располагался царский дворец, бани и подручные помещения для обслуживающего персонала, и всё это было защищено крепостной стеной…

Крепость начали строить еще во втором веке до н. э., и продолжали совершенствовать и перестраивать до раннего средневековья. Армянские властители сделали её поистине неприступной, и цитадель защищала их от иноземных захватчиков более 1000 лет. Плюс месторасположение — Гарни стоит на верхушке треугольного мыса, над глубокой пропастью, на скальном уступе на берегу реки Азат.

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Армянские цари очень любили Гарни, и не только за неприступность и безопасность. Климат тут изумительный, воздух, виды сногсшибательные — и Гарни стал летней царской резиденцией…

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Основание храма — высокий базальтовый фундамент, на который можно подняться только по крутой лестнице. И внешне Гарни — точная копия греческих пантеонов, с изящными колоннами и резными балками.

Интересно, что капители колонн и потолки украшены очень искусно — армянские зодчие были на высоте уже тысячелетия назад!

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Что необычно, даже после принятия страной христианства — как вы помните, армяне это сделали первыми в мире, языческий храм не стерли с лица земли. Солнце тут больше не славили, но оставили пантеон как часть комплекса крепости.

Гарни был слишком хорош, да и цари полюбили его, хотя бы за возможность сбежать летом из душного Еревана… Он простоял почти 17 столетий, пока в 1679 году не случилось несчастье — гарнийское семибалльное землетрясение, унесшее жизни тысяч людей.

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Обломками роскошного пантеона было усеяно всё ущелье. Руины великой крепости представляли собой печальное зрелище вплоть до 20 века — после Второй мировой войны началась масштабная реконструкция! По описаниям, сохранившимся в архивах Еревана, и по камешку — в буквальном смысле слова, храм собирался заново. Проводились раскопки, то, что нашли, привели в порядок, недостающие детали вытесали из базальта.

За пять лет Гарнийский храм был восстановлен. Просто невозможно поверить, что это реконструкция — настолько подлинным смотрится пантеон! Но тем он и ценнее, ведь сейчас это не просто памятник из эпохи античности, а еще и символ трудолюбия и упорства воссоздавших его людей. Последний взгляд на храм — и нам пора в путь. Кстати, всю прогулку нас сопровождали чудные мелодии симфонического оркестра, льющиеся из динамиков… Сочетаются с головокружительными видами ущелья и просыпающейся весенней природы изумительно!

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Ммм, только вкусняшек в дорогу купим!)

Но всего 10–15 минут езды — и вокруг уже отнюдь не весна!

Мы прибыли в Гегард.

Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард

Гегард, или если совсем правильно говорить — Гегардаванк, дословно с армянского — «монастырь Копья». И даже в очень древней, напичканной артефактами, святынями и сакральными ценностями Армении Гегард стоит особняком. Столетиями он был домом для реликвии, равной по ценности, пожалуй, только Священному Граалю. И столь же окутанной легендами!

И еще, пожалуй, он слишком хорош, чтобы упоминать о нем вскользь.