Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 18:54

Армения Март 2017

Что-то мой счетчик, фиксирующий передвижения по миру, год назад замер. На отметке 26! Определенно, нечто магическое было, как ни крути, в том весеннем знакомстве с Баку, потому что не хочет он уступать своё козырное местечко в наших сердцах. Но сегодня не о нем, сегодня о стране, что стала своеобразной вехой, чертой, 25-м кадром, потрясением, и без всяких преувеличений ярчайшим событием в тревел-жизни. Так много эпитетов, но достойная она каждого, даже если их приумножить, потому что речь – об Армении.

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Не то чтобы я так уж гонюсь за флажками на карте, и собираю штампики в паспорте, как трофеи. Но согласитесь, открывать для себя новые города и страны – мало найдется вещей более приятных. Особенно на Кавказе, где в комплекте идут приветственные тосты, угощения, комплименты и виды, такие крутые, что пером не описать. Но сфотографировать – вполне!

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Я вам уже рассказывала, с чего началась та весенняя кавказская феерия. Про Тбилиси, что мы покидали с болью в сердце, и об Армении, которая встретила коньяком и ясным небом над заснеженными шапками гор…

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

А сегодня всё будет по порядку. Усаживайтесь поудобнее, моя очередная Ода Кавказу объявляется открытой!

Бареф дзес, Армения!

На знакомство с солнечной закавказской республикой удалось выкроить лишь 4 дня. Что, при грамотном подходе к делу, не так и мало! Мы решили не мелочиться, и договорились с водителем для поездок по стране – комфортно, красиво, успеем увидеть максимум, и не слишком дорого. О нашем гиде-сопровождающем я вам рассказывала, кому нужны контакты, с удовольствием поделюсь. Итак, подхватил он нас рано утречком в любимом Тбилиси, из ставшего почти родным «Hotel 4you». Я вам этот оазис комфорта и уюта уже советовала, но промолчать не могу, еще раз рекомендую! Каких-то пара часов в пути, и вот она – Армения…

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Не знаю, всегда ли она так любезна с гостями весной, и щедра на солнечную погоду, но нас красавица встретила по-кавказски радушно! Лазурное небо, тепло, благодать, видимость – сто процентов, а после бокала коньяка – все 110, но эти бонусы мы оценим чуть позже, а пока перед нами Северная Армения во всей нежности весенних красок!

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Первая познавательная остановка – миллион фото-стопов в пути и перерывы на кофе я не считаю, это она – крепость Ахтала.

Ущелье Дебед, над которым и парят древние монастырь и крепость, известно с раннего средневековья благодаря богатым медным рудникам. Первые укрепления цитадели построили для их защиты, видимо. Позже тут появился город Ахтала, центр Ташир-Дзорагетского царства, и комплекс монастыря. Он известен своими шикарными видами гор, каких в Армении тьма тьмущая…

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

И невероятными фресками – таких больше нигде не сыскать!

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Но все загадки крепости я вам уже открыла раньше, а вот о следующем пункте нашей прогулки, древнем монастыре Ахпат, никак не находила слов.

Если бы меня спросили – а меня об этом спрашивали неоднократно, само собой, что мне в Армении больше всего запало в душу, я бы ответила так. Сумасшедшей красоты горы, что везде и всюду. За ними не нужно никуда ехать, покупать дорогущие туры, нанимать проводников и тратиться на оборудование и трекинговые ботинки. Горы – это и есть Армения!

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Во-вторых, атмосфера, то особое гостеприимство и душевное тепло, что сопровождают вас на Кавказе. Тосты, праздники, застольные песни, вино рекой, особенные кавказские традиции. Всё это чересчур заманчиво, чтобы я смогла устоять и не приехать сюда еще раз!

И конечно, совершенно фантастическая архитектура. Если для армянских церквей еще не выделена особая, отдельная классификация, то это стоит сделать непременно. Потому что похожего вы не встретите нигде, все эти дворцы, крепости, храмы – древние, как сама жизнь, и, пожалуй, самый запоминающийся и эффектный – Ахпат.

По следам ЮНЕСКО…

Монастырский комплекс Ахпат невероятно красивый и атмосферный. Если вам интересна чистая История, что начали писать в камне тысячелетие назад, не истоптанная пока ордами туристов, и не потревоженная щелчками сотен камер, вам сюда. Не просто монастырь - духовно-просветительский комплекс, центр культурной жизни северной Армении!

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Кстати, монастырь Ахпат – самый свежий культурный объект Армении, добавленный в список мирового наследия ЮНЕСКО. Их всего три – комплекс Эчмиадзина, Ахпат, и монастырь Гегард. Забегая вперед скажу, я покажу вам все!

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

За тысячелетнюю жизнь церкви буквально «вросли» в окружающий ландшафт!

Основан монастырь, страшно сказать, в 976 году. За красоту стоит поблагодарить царицу Хосровануш из рода Багратуни, что задумала возвести комплекс в этом небольшом селе, на краю утеса. Храм строили в честь ее сыновей, и государыня, не считая денег, выписала из Ани, тогдашней столицы Армении, самого лучшего зодчего по имени Трдат. Главный и древнейший храм монастыря - Сурб Ншан, Святого Знамения по-нашему, возведен именно им.

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

В старых армянских храмах сумрачно и таинственно. Фрески тут не в большом почете, разве что в алтарной части можно разглядеть святой лик.

Главное богатство в каменных узорах! Резьба по камню – это как летописная история монастыря, бумага и пергамент тленны, а вот камень, он на века…

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Особая красота и гордость Армении, конечно, хачкары. Об этих резных стелах можно написать отдельный роман, все столетия, даже тысячелетия истории живут тут, в этих древних камнях…

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Самые удивительные я видела на севере Армении. Посмотрите на это чудо, не просто каменные завитушки, хотя и их попробуй создать так, чтобы сюжет не повторялся, а здесь огромное распятие, с фигурой Спасителя и святых, да еще в ярких красках – такое точно есть только в Ахпате!

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Кстати, и винохранилище, созданное по грузинскому обычаю я встретила лишь в этом монастыре.

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

А еще в Ахпате роскошная колокольня, древняя, резная, парящая. Не знаю, как у вас, а у меня от этих потемневших за века камней мурашки бегут…

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Ахпат – чудо чудное. Первое и самое яркое потрясение армянской архитектурой не смогли перебить в последующие дни ни столичные церкви Еревана, ни знаменитый Эчмиадзин, ни столько любимый путешественниками Гегард. Может, все дело в той звенящей тишине – мы гуляли по древним камням втроем, может, в хорошей погоде. Но совершенно особенную ауру и атмосферу, что я сумела уловить в Ахпате, не почувствовала больше ни в одном из армянских храмов – пусть и каждом по-своему чудесном.

Ну а пейзажи вокруг – они в Армении традиционно хороши!

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

А мы с вами едем дальше. Гошаванк, симпатичный розовый храм, уже заждался!

Этюд в розовых тонах.

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

У входа памятник основателю, армянскому просветителю Мхитару Гошу. Его именем и назван монастырь.

Датируют храм 12-м веком, это времена правления царицы Тамары и эпоха, когда север Армении входил в Грузинское царство. Возможно, поэтому храм отличается изяществом линий, и выглядит нежно и чуть-чуть воздушно!

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

Еще немножко понаслаждаемся каменными кружевами - где еще такие увидишь, и в путь.

Моя золотая четвертинка. В краях абрикоса и граната…

По дороге вышли размять ножки в Дилижане. Об этом городке все наслышаны со времен «Мимино», и, наверное, он стоит большего внимания, чем фото с героями кино-хита, но нам надо ехать.

В Ереван мы прибыли в сумерках. Отмахали сегодня 300 км. Такое, на первый взгляд, небольшое расстояние, а день сложился очень длинный и крутой! Позавтракали в Тбилиси, поужинаем в «розовом городе»…

Так что со столицей я вас уже в следующий раз познакомлю, ладно?)