Валенсия, Таррагона, Реус, Барселона, Салоу — Испания Июль 2018

Летний отпуск 2018 на семейном совете было решено провести в Испании. Выбор пал на побережье Коста Дорада. Причин было несколько: теплое море с пологим входом, множество достопримечательностей, развитая туристическая инфраструктура. Знаю, что некоторые не любят это побережье из-за промышленных предприятий, расположенных неподалеку, но все пляжи Коста Дорады гордо носят голубой флаг, и нам этого было достаточно. Сначала думали ехать самостоятельно, но а/к Россия взвинтила цены на регулярные рейсы так, что пришлось обратиться в турфирму. В итоге пакетный тур вышел дешевле на 30 000, чем самостоятельная поездка.

Перелет. Чартерную перевозку осуществляла а/к «Россия» Рейс в Испанию задержали на два часа, обратный — примерно на час. Неприятно, но не критично. Посадку в самолет оба раза осуществляли на автобусах. Самолет огромный. Пассажиров много. Телетрап бы ускорил процесс. Была возможность бесплатно зарегистрироваться на рейс из Петербурга, а вот из Барселоны такой опции уже не было (надо отдать должное, что семью не рассадили, летели вместе). Пилоты в «России» на высоте. Отличный взлет, мягкая посадка. Очень вежливый и доброжелательный кабинный экипаж. Самолет Boeing 747–400 прекрасный. Очень просторный, даже в зоне турбулентности качка почти не ощущается. Но удивило, что функции, которыми оснащен самолет, не используются. Мультимедийная система не работала. И даже индивидуальный свет был отключен. Обратно возвращались в темное время суток и были лишены возможности почитать. Питание по дороге в Испанию было на уровне приличной столовой (рыбное или куриное филе с гарниром, вкусная полоска, невкусная булочка и такой же невкусный хлеб). На обратном пути предложили говядину или куриные фрикадельки с гарниром. Взяли фрикадельки, ребенок есть не стал — пересоленные. На десерт было жиденькое желе. Из напитков стандартные для «России» апельсиновый сок, газировка, чай (опционально с лимоном), кофе (опционально с молоком). Пледы давали всем желающим, хотя температура в салоне была очень комфортной (заверяю, как мерзлячка). Короче говоря, для чартера и лоукостера — сервис нормальный, но у «России» даже регулярные рейсы на том же уровне. Говорят, что из СПб будут скоро рейсы до Реуса а/к Победа. Помониторьте цены.

Салоу. Маленькие домики со ставнями на окнах, витыми решетками оград и черепичной крышей. Узкие, мощенные улочки, ведущие к уютным площадям со старинными церквями и дворцами. Всего этого в Салоу нет:)) Это большой туристический кластер с огромным выбором отелей на вкус, цвет и кошелек. Здесь множество бестолковых, туристических магазинов и недешевых кафе (рекомендуем Mur-Mur на набережной, нужно идти по мосточкам с пляжа Cappelans на Levante. Ближе к стелле череда кафешек друг за другом. В Mur-Mur было приятно. Ценник 50 евро за два горячих, суп, сангрию и сок). Здесь Порт Авентура (о нем чуть позже). Здесь четыре муниципальных пляжа, не считая маленьких бухт. Здесь красивый пальмовый променад с фонтанами, один из которых зрелищно «поет» в 22 часа (каждый день в высокий сезон). Напротив фонтана несколько домов 19 века в стиле модерн. Где-то в городе есть небольшая крепостная башня 16 века (специально мы ее не искали, а случайно она нам не повстречалась). Недалеко от нашего отеля (о нем чуть позже) был тенистый парк с этнографической экспозицией в виде каталонской крестьянской усадьбы. Вход бесплатный, есть детская площадка, сувенирные киоски и небольшое кафе. Зверюшек в усадьбе нет. Хотя я видела в сети информацию, что быть они там должны. В общем, город хорош в первую очередь своим расположением, климатом, развитой транспортной сетью, которая насыщает пляжный отдых яркими впечатлениями от экскурсий.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

Отель Playa de oro. Оптимальный вариант по соотношению цены и качества. Судите сами:

1. Местоположение — отличное. До пляжа Playa Cappelans 5 минут ходьбы (нужно обогнуть отель с левой стороны и топать вниз по холму. Спуск без ступенек). До начала пальмового променада еще минут 10 по деревянным подмосткам вдоль моря. Вокруг много магазинчиков со всем необходимым. При этом нет такого шума и столпотворения, как в центре города.

2. Здание и территория на четверку. Интерьер соответствует фотографиям на сайте отеля. Есть бесплатный холодильник (для испанских трешек это редкость). Четные номера на 6 и 7 этаже с видами на море. Доплаты за вид нет. Если есть свободные номера — поселят. Но есть и нюансы. Нам сначала дали нечетный номер на 7 этаже. Жуткий запах канализации (что-то с трубами, причем я в отзывах уже читала про эту проблему. Но почему-то отель не спешит ее устранять). Пошли жаловаться администратору. Номер сразу заменили. Там все было в порядке + вид на море:) Во-вторых стеклянная полочка в ванне была не закреплена. Вообще. Мы решили не ставить на нее ничего и все равно ее разбили. Просто случайно задев. На следующей неделе такая же участь постигла полочку в соседнем номере (случайно стали свидетелями). Будьте бдительны. Сейф платный, за 2 недели заплатили 50 евро. Дороговато, но гид настаивала, запугивая кражами в Испании. Сейчас думаю, можно было просто убрать ценности в дорожный чемодан под замок. Лифты очень медленные. В среднем ждать нужно около 3 минут. В часы пик дольше. Можно было бы спустится по лестнице. Она красивая, витая, как раковина, и по этой причине не слишком удобная. На крыше есть спа зона 18+ Вход туда по карточке, которую можно взять на ресепшен. Мы были с ребенком, поэтому не сильно интересовались этим вопросом. Территория у отеля небольшая. Есть бассейн с шезлонгами, джакузи, сцена со столиками и небольшая детская площадка. Уборка посредственная. Но вероятно воевать с песком непросто.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

3. Питание на чертверку. Завтрак: всевозможные колбасно-сырные нарезки (горячие и холодные), яйца, фасоль, оливки и маринады, овощи, фрукты, выпечка. Свежие блинчики, омлеты, горячие бутерброды, мюсли, йогурты. Из напитков кава, соки, молочные коктейли, чай, кофе, какао. Мы брали полупансион. Ужин можно менять на обед (в течение одного дня). На обед два вида супа. Несколько видов мясных и рыбных блюд, нарезка, иногда морепродукты. Десертный стол. На ужин ассортимент аналогичный, но порой добавляется национальный колорит (например, дни испанской или итальянской кухни с аперитивом в виде сангрии или лимончело и с характерной кухней этих стран). Напитки платные (если у вас не allo inclusive). Мы обычно брали пол литра сангрии (в этом отеле она слабоалкогольная) и сок для ребенка. Не все официанты хорошо говорят по английски, но в итоге договориться получается. Для сравнения cходили за доп.плату на ужин в соседний отель Playa park. Там ассортимент блюд поменьше, но зато оригинальней и вкусней. Официанты говорят по-русски. А вот за номер с видом на море надо доплачивать по 14 евро в день:))

4. Анимация на отлично. Различные мероприятия в течение всего дня. Мы днем были на море или на экскурсиях, поэтому ходили только на мини диско, и иногда оставались на шоу. Сами не участвовали, но посмотреть на других было весело. Аниматоры классные. Пожалуй, немного фамильярные, но, наверное, так и надо. Опять же если сравнить с Playa park, то мини диско там явно слабее, девушки-аниматоры стараются, но задора не хватает, а в Playa de oro ребята — молодцы. Также вечером переодически проходят представления с прглашенными актерами. Мы смотрел шоу фламенко (на наш обывательский взгляд — здорово) и шоу попугаев (понравилось больше, чем шоу райских птиц в Порт Авентуре).

5. Персонал отличный. Русским владеют, кажется, только администратор Жасмин и охранник. Но по-английски говорят все администраторы. Все сотрудники очень любезные, улыбчивые от официантов до бородатого управляющего, который просто душой болеет за отель. Любая проблема решалась в миг. Просите и дастся вам:) На день рождения подарили бутылку кавы.

Пляж Cappelans Ближайший пляж от отеля Playa de oro, в котором мы отдыхали (где-то неподалеку еще есть пляж Llarga, но мы туда так и не дошли). Пляж Cappelans — бухточка. Есть пара кафешек, прокат лежаков с зонтиками (стоимость не знаю, для себя мы покупали плетеные коврики и зонт), есть прокат катамаранов и каяков. Народа много, но всегда можно найти местечко. Вход в море пологий, вода прозрачная и теплая. Песок на берегу не просеивается, хотя видели, как вечером по пляжу ездит специальная машина для уборки.

Экскурсии. Мы обращались в местное туристическое агентств(хозяйка — наша бывшая соотечественница Нелли).

У туроператора, кстати, предложения оказались тоже весьма неплохи. Трансферный гид рассказала все очень подробно, не задирала цену и предложила скидку. Вам все подробно расскажут на приветственной встрече.

Итак, в офисе агентства мы брали три экскурсии: «Валенсия+биопарк», «Барселона Гауди + Магические фонтаны» и «Монтсеррат и Монтбланк». Теперь обо всем по порядку.

Валенсия+биопрак. Экскурсия интересная, но дорога дальняя, выезд ранний, приезд в Салоу около 20 часов вечера. С совсем маленькими детьми не рекомендую (хотя в нашей группе была женщина с грудничком). Экскурсовод Евгений — наш бывший соотечественник. Уже около 20 лет живет в Барселоне. Гид очень хороший. По дороге рассказывал нам про Каталонию, Валенсию (их прошлое и настоящее), про курортные городки, которые мы проезжали, про сменяющие друг друга поля с оливковыми и апельсиновыми деревьями (которые атакуют дикие зайцы:)), про заброшенные замки и причинах, по которым испанцы славятся долголетием. Пересказывать не буду. Сами услышите, если поедите. Опишу свои впечатления и дам советы. Прежде всего берите головные уборы. Жара в Валенсии за 40 градусов. Без кепки или шляпы голова пойдет кругом. Позавтракать в отеле вы не успеете, но на бытовой остановке сможете перекусить в кафе. Советую купить свежевыжатый апельсиновый сок. Натурального сока слаще я не пила. Первая остановка в Валенсии — Биопарк. И сразу лайфхак. В 10.30 кормление (или какая-то другая движуха) в павильоне с лемурами. Лемур — символ биопарка. Очень няшные зверьки, но, если пропустите утреннее мероприятие, увидите их только издали. Высоко на деревьях. А дальше уже гуляйте, как душе угодно. Биопарк небольшой. За два часа все посмотрите. Животные здесь преимущественно те, что вызывают самый большой восторг у европейских жителей. Территория продумана так, что ты максимально погружаешься в животный мир. Звери рядом и в тоже время сам ты в недосягаемости. Есть гроты, садики и площадки, где можно передохнуть, продолжая наблюдать за животным миром. В некоторых кустах стоят динамики, так порой кажется, что вслед за раздавшимся рычанием оттуда выпрыгнет лев. Забавно:)

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

В биопарке мы провели два часа. Затем группа разделилась. Часть туристов поехала в Океанариум за дополнительную плату. Часть выбрала прогулку по старому городу Валенсии. Мы были из числа последних, посудив, что океанариумов много, в Валенсия одна. Сначала у нас был час свободного времени, затем вернулся Евгений (который провожал туристов в океанариум) и повел нас по старинным улочкам. Что сказать? Экскурсия была интересная. К Евгению никаких претензий, но дети и некоторые взрослые намаялись от жары. Время аккурат пришлось на сиесту. Так что предлагаю вам другой вариант: провести два часа, отведенные на Валенсию, самостоятельно гуляя по городу. Евгений просто назовет вам время и место встречи. Чем хороша самостоятельная прогулка? Вы сами выбираете ритм и объекты, которые хотите посетить. То, что вы можете зайти внутрь достопримечательностей — отдельный бонус, которого у вас не будет в случае групповой экскурсии. Я вам сейчас даже маршрут предложу. Но запаситесь картой заранее.

1. На площади Plaza de la Virgen заходите в Базилику Пресвятой Девы Защитницы Обездоленных. Здесь вы сможете полюбоваться расписным куполом и чудотворной фигуркой Мадонны. Вход бесплатный. Закрывается на сиесту, так что идти туда надо в первую очередь.

2. По соседству с Базиликой — кафедральный собор Святой Марии, где по версии церкви хранится Грааль. Вход платный. В сиесту работает.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

3. Дальше вы пересекаете Plaza de la Reina и сворачиваете на Plaza Santa Catalina. Там в доме номер 6 находится старинная одноименная орчатерия — Santa Catalina. Орчата — прохладительный и очень питательный напиток из земляного ореха. К нему подают слоеные полосочки. Орчатерия очень красивая и здесь приятно посидеть в жару. Обратите внимание на красивейшую колокольню церкви Святой Католины по соседству. Но если вы выбиваетесь из графика, не расстраивайтесь и просто купите орчату в одном из уличных лотков. Они встречаются часто.

4. На Plaza del Mercado, расположена Шелковая биржа, славящаяся своими интерьерами в стиле средиземноморской готики. Входная плата пара евро. Дни и часы работы проверяйте сами. В интернете они рознятся.

5. Здесь же по соседству находится огромный городской рынок. Красивый и колоритный. Мы смогли полюбоваться им только снаружи, но, гуляя самостоятельно, вы сможете погрузиться в этот мир вкусов и запахов.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

Вот, пожалуй, и все, что вы успеете за это время. Не опаздывайте на встречу с гидом. Покинув старый город, и забрав из океанариума вторую часть группы, вы поедете в город искусств и наук — это одна из достопримечательностей Валенсии. Совершенно футуристический комплекс инопланетных зданий. Автор проекта Сантьяго Калатрава принципиально строил только учреждения, не разменивая себя на жилые дома. А вот Гауди не гнушался, между прочем. Здесь у вас будет совсем немного времени. На этом с Валенсией придется проститься.

Барселона Гауди + магические фонтаны. Наиболее полная экскурсия по Барселоне за приемлемую цену. Гид — Сергей. Тоже очень хороший экскурсовод. Группа маленькая, в этом свой плюс, но есть и минус — автобус небольшой (он комфортабельный, но низкая посадка не позволяет любоваться фасадами в полной мере). По дороге Сергей расскажет вам много интересных фактов. Будут и музыкальные паузы для создания нужного настроя. Первая остановка (по большей части техническая) будет у городского стадиона. Затем небольшая автобусная экскурсия по городу. И вот уже первая продолжительная остановка у парка Гуэль. Прак очень красивый. Гауди замышлял его, как закрытый жилой комплекс для богатых и знаменитых. Здесь у них было бы все для счастья, включая собственный парк с террасами и танцполом. Но современники Гауди не оценили задумку, т. к. объект был слишком удален от центра Барселоны. Поэтому в выигрыше только мы с вами, получившие свободный вход в это архитектурно-парковое чудо. Вдаваться в подробности не буду. Для этого у вас будет гид. Скажу только, что прогулка проходит только по бесплатной части парка, но платная (с той самой знаменитой анатомической скамейкой и фигуркой саламандры) с высоты как на ладони. Нас это полностью устроило. По парку летают симпатичные зеленые попугаи. Ищите их гнезда на пальмах. Мы нашли одно с хорошим обзором уже на автобусной стоянке.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

После парка Гуэль вас отвезут на площадь Каталонии, где у вас будет около трех часов свободного времени. Для желающих Сергей закажет обед в одном из кафе. Мы же направились прямиком в кафедральный собор Св. Эулалии. Красивый готический храм с симпатичным внутренним двориком (как же я их люблю). По дворику гуляет 13 белых гусей, по число лет прожитых маленькой святой, в честь которой назван собор.

Бесплатный вход только утром и вечером, нам пришлось заплатить, но недорого и только за взрослых. Далее мы побродили по готическому кварталу, вышли на Королевскую площадь (обратите внимание на причудливые фонари. Догадались по почерку чья работа? Ну, конечно, Гауди).

Неподалёку от площади на Career Escudellers, 47 есть небольшой ресторанчик — Macchina Pasta Bar. Пасту здесь готовят прямо при вас и вы собираете ее, как конструктор. Впрочем, базовых соусов вполне достаточно. Пармезан в свободном доступе. Порции большие. Вкусно. Интерьер интересный и стиль в некоторой степени оправдывает некоторую неряшливость. Три пасты, пиво, лимонад и вода потянули на 30 евро. Оплачиваете заранее на кассе, вам выдают приборчик и когда тот начинает мигать забираете заказ:) Перекусив, мы вышли на Рамблу (все рядом) и поспешили во дворец Гуэля (Гуэль был богачом и меценатом, спонсировавшим талантливого архитектора) и этот дом Гауди строил для него — своего друга и покровителя. Дворец расположен в двух шагах от Рамбла по улице Carrer Nou de la Rambla. Очередей нет (в отличии от знаменитых Каса Мила и Каса Бальо, кстати, туда можно купить билеты он-лайн и пройти без очереди, но уже не в день групповой экскурсии, конечно). Вы получите аудиогид (к сожалению, только на английском) и пройдете по всем этажам от конюшни до крыши с причудливыми башенками.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

Здание очень красивое, почерк архитектора чувствуется во всем. После экскурсии мы успели еще забежать на рынок Бокерия (он будет как раз по пути к площади Каталонии, где у вас будет назначена встреча с гидом). Рынок обалденный. Просто изобилие всего и вся. А сливы! Я таких никогда не ела. Размером с персик, а вкус… В Салоу, Камбрильсе и Таррагоне я таких не нашла. Воссоединившись с группой, вы поедете к венцу творчества Гауди — собору Святого Семейства. Последние годы своей жизни он провел в соборе, переехав сюда из особняка в парке Гуэль. Все свои средства архитектор тратил только на Саграду. Погиб он недалеко от своего детища. Угодил под колеса одного из первых трамваев Барселоны. Но храм продолжают достраивать. Гауди понимал, что не успеет увидеть завершение строительства и считал это нормальным. Такие великие сооружения строятся долгими годами. Сейчас в дело пошли металлоконструкции. Современный технадзор суров и не приклонен. Вы обойдете собор снаружи, послушаете рассказ гида, получите свои билеты и пройдете в храм. Внутри он напоминает сказочный лес. Впрочем, Гауди считал, что каждый увидит здесь свое. Интерьер впечатляет не меньше фасада. А вот орган звучит здесь совсем не так идеально, как в привычных нам храмах. Уникальный интерьер стал проблемой для акустики. Времени на осмотр интерьеров у вас будет больше часа. Наверх подняться не получилось. Требовался отдельный билет, и продажа уже была закрыта. Покинув главную экспозицию, вы сможете зайти в крипту, где похоронен Гауди. Там сейчас действующая церковь.

На этом экскурсия по Барселоне не заканчивается. Вы поедете на холм Монжуик, где посмотрите шоу фонтанов. Вид с холма красивый. Но спуститесь вниз, иначе не оцените всю игру красок и не услышите музыку. Хотя внизу музыку тоже слышно не особенно хорошо из-за шума воды.

Тем не менее зрелище приятное, хотя поющие фонтаны в Праге мне понравились больше. Я бы предпочла лучше сходить на вечернюю экскурсию в один из домов Гауди. В отель вы вернётесь ближе к полуночи. Слегка уставшие, но очень довольные. Хотя Барселона мне не слишком понравилась. Тссс. Это субъективное мнение. Слишком шумно, грязно, мало зелени. Нет единого облика города, присущего Парижу, Вене, Амстердаму. Творения Гауди рассыпаны, как жемчужины с лопнувшей нити. И все же город стоит вашего внимания.

Монтбланк и Монтсеррат. Очень приятная экскурсия. Все тот же гид — Сергей. Сначала вы поедете в маленький крепостной городок Монтбланк. Там вас ждет дегустация печенья на местной фабрике. Вкусно, но не вау-вау. Если будете покупать в подарок близким — не берите глазированные. Слипнутся. Дальше вас ждет прогулка по городку. Он знаменит легендой о святом Георгии, пронзившим копьем дракона, и спасшего тем самым возлюбленную, а вместе с ней и других красавиц Монтбланка. Городок, признаться, большого впечатления не произвел. Маленький, неухоженный, бедный. Но до последнего кирпича каталонский. Здесь, как и в других городах региона, повсюду желтые ленточки и призывы освободить политических узников, боровшихся за отделение Каталонии от Испании. Но городок чахнет, молодежь разъезжается, здесь уже даже нет своей школы, дети ездят на автобусе в Реус. Не понимаю, почему местные власти не инициируют регулярные автобусные рейсы раз в три часа из Салоу, Камбрильса и Ла Пинеды. Это бы могло помочь городу приподняться и развивать туристический бизнес.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

Осмотрев городок, вы отправитесь в Монтсеррат, сделав маленькую остановку на обед в придорожной таверне (колбаски в булке действительно вкусные, антураж — так себе). Здесь же есть магазин. Хорошая идея пополнить здесь запасы воды. На Монтсеррат магазинов нет, только кафе и лотки с фермерскими продуктами. Про Монтсеррат много писать не буду. А впечатления можно выразить восхищенными междометьями. Обалденно красивые горы, малолюдно, живописные тропы со скульптурами. Очень красивый монастырь со знаменитой фигуркой мадонны. К ней вас и поведет гид. На входе была очередь, Сергей пообещал, что она ненадолго, но мы все равно сбежали в горы. Забегая вперед скажу, что наши туристы подтвердили потом, что простояли к мадонне минут 15. И правда недолго. В горах есть туристические маршруты разной сложности. Мы пошли по одному из простых — пусть к святой пещере. Карту можно взять в информационном центре. Там нам и сообщили, что фуникулер в этой части канатной дороги не работает. А значит топать нужно 40 минут только в одну сторону. Мы все равно решили пойти. Спуск — ничего, подъем сложнее. Муж и сын справились легко, я запыхалась. Но маршрут впечатляет, дух захватывает от высоты и красоты. Но измеряйте свои силы. Если не уверены в себе и фуникулер не будет работать, лучше отправляйтесь в канатном вагончике на самую вершину горы. Оттуда тоже потрясающие виды, и не надо пыхтеть. Мы действительно потратили 40 минут на дорогу туда (вместе с короткими остановками для фотографирования) и минут 50 обратно (с паузами на отдых).

К мадонне прошли совсем без очередей. Немного посидели в прохладном зале храма и купили у местных кооператоров творог с медом (по вкусу похож на адыгейский сыр. Очень вкусно). Настала пора возвращаться на курорт. Монтсеррат обязателен к посещению. Можно без Монтбланка.

Вообще у Нелли много хороших экскурсий, в том числе в соседнюю Францию. Сейчас вот каждую пятницу будут ездить на виноградники к всамделишному Пьеру Ришару, рыдаю просто, что такой экскурсии не было в дни нашего отпуска. Выбирайте на свой вкус, запасайтесь головными уборами и водой. Взвешивайте силы.

Bus plana. Здесь самые дешевые экскурсии в городе. Также здесь можно (и нужно) купить автобусную карточку T10 (12 евро за 10 поездок, если сдадите карту перед отъездом на родину, вам вернут 2 евро). Карта пополняется кратно 10 поездкам в офисах Bus Plana. Неиспользованные поездки сгорают. У водителя проезд тоже можно оплатить, но будет дороже. Карточку прикладываешь при входе в автобус столько раз, сколько человек путешествует с вами. Т. е. по одной карте может путешествовать вся семья (нас было трое и при каждой посадке в автобусе списывалось три поездки). При позднем возвращении из Порт Авентуры (после 11 часов) оплата производится наличными водителю. Важный момент! Расписание носит рекомендательный характер. В среднем автобус ходит каждые пол часа. Может проехать мимо остановки, если вы не проголосовали. У нас так было при поездке в Таррагону. Мы офигели и «негодудели» :) Внутри тоже нужно нажимать на кнопку, если желаешь выйти на остановке. То что вы стоите у двери, водителя не волнует. А так автобусы очень комфортные (в том числе для колясок), с удобным сидениями и кондиционером. Куда же можно съездить из Салоу? Мы ездили в Реус, Таррагону и Камбрильс. Теперь обо всем по порядку.

Реус. Сразу даю ссылку на сайт города http://www.reusturisme.cat/ Здесь все толково представлено, в том числе на русском языке. С какой остановки и в какую сторону ехать вы разберётесь сами без труда. Если возникнут вопросы, спросите сотрудника Bus Plana. Офисы здесь на каждом шагу. Ехать около получаса. На автовокзале сразу берите карту в информационном киоске. Там отмечены все достопримечательности. До центра 10 минут пешком. На карте отмечены два маршрута: путь модернизма (здесь все понятно — красивые домики в стиле модерн) и маршрут Гауди (кстати, Гауди не построил в Реусе ни одного здания, но родился архитектор в окрестностях города и на этом маршруте будут просто обозначены так или иначе связанные с ним места). Мы не придерживались маршрута вообще, а просто хаотично побродили по центру, глазея на здания и щелкая фотоаппаратом. У нас была другая цель. Два музея. Один из них центр Гауди — на главной площади города. Другой — психиатрический институт Пере Мата (великолепный комплекс зданий в стиле арт-нуво). Начали мы с института. Находится он загородом. Из центра туда можно дойти за 30 минут или доехать минут за 15. Мы пошли. От площади Plaсa del Nucli нужно двигаться по Carretera d’Alcolea del Pinar, а потом свернуть направо на Carretera de l’Institut Pere Mata. Доехать до института можно от площади Oques на автобусах 30 или 31 (остановка Oques 3). Выходить на остановке IPM. Можно просто сказать водителю — Pere Mata. Карточка T10 действует. На обратном пути, выйдя за ворота, нужно повернуть налево и идти вдоль забора клиники до остановки автобуса. Не пугайтесь если автобус на обратном пути выедет за пределы города, у него просто такой круг. Наш водитель вообще остановился, о чем-то пошутил с испанскими бабулями, и ушел минут на 10. Все терпеливо ждали. Каталонцы:)

Но вернемся к Pere Mata. Автор института знаменитый архитектор Луиса Доменека-и-Монатера (да, не Гауди единым жива Каталония). Этот же архитектор построил еще один чудесный госпиталь — Сан Пау — в Барселоне. Он же является автором знаменитого барселонского дворца музыки. Пере Мата была частной психиатрической клиникой. Для посещения открыт роскошный корпус, где размещались самые богатые и знатные пациенты. Все здесь должно было стимулировать приятные эмоции и окунать в безмятежность. Пациентам должно было казаться, что они отдыхают в пансионате, а не лечатся от недуга в психбольнице. Клиника была оснащена электрическим освещением и водопроводом, в распоряжении пациентов была гостиная, биллиардная и библиотека. Некоторые «постояльцы» привозили с собой прислугу. В настоящее время туристы могут полюбоваться роскошным фасадом и интерьерами в компании аудиогида (к сожалению только на английском языке). Вы сможете пройтись по общим комнатам, обильно украшенным керамической плиткой, искусной деревянной резьбой и мозаикой, заглянуть в палаты и в туалетные комнаты. Интересно, что на окнах нет обыкновенных для такого рода заведений решеток, тем не менее прутья вмонтированы в витражи. Нигде не найти острых углов или опасных конструкций. В орнаментах преобладают растительные мотивы (часто встречается цветок шиповника — символ Реуса), ангелы, музы. Тишь, гладь, благодать. Институт функционирует и по сей день, уже как государственная психиатрическая лечебница. Когда вы на обратном пути пойдете к автобусу, то увидите через забор другие корпуса и пациентов, прогуливающихся по дворикам. Стоимость музейного билета для взрослого 6 евро. Дети до 9 лет — бесплатно. Институт в высокий сезон открыт с пн. по сб. (с 11 до 14 и с 16.30 до 18.30), но перед визитом сверьтесь с информационным сайтом Реуса, т. к. бывают изменения в расписании.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

Ну, а мы возвращаемся в центр города, чтобы посетить центр Гауди. Музей великолепный, интерактивный и помогает лучше понять творчество архитектора, который черпал вдохновении в природе. Панцирь черепахи, мыльные пузыри, капля воды… Все могло лечь в основу нового шедевра. Ребенок так впечатлился, что теперь рисует башни и часовни, на основе желудей и шишек:) Гауди произвел на него куда большее впечатление, чем Порт Авентура. В центре есть аудиогид на русском языке. Он автоматически включается, когда вы приближаетесь к какому-то экспонату. Осмотр начинается с верхнего этажа, куда вас отвезет лифт. Сначала вас ожидает короткий фильм, а потом — добро пожаловать в нестандартное мышление великого гения. Стоимость билета 9 евро со взрослого, дети до 8 лет — бесплатно (аудиогид выдают). В высокий сезон музей работает с 10 до 20 часов без сиесты.

Еще в городе на одной площади с центром Гауди есть удивительно красивый особняк Каза Навас. Это тоже работа Доменека-и-Монатера. Однако, время визита нужно бронировать заранее. Фотографировать внутри нельзя. Мы не ходили. Но вам советуем:)

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

Ну, а где же в Реусе пообедать? Многие рестораны закрываются на сиесту. Сейчас расскажу вам про волшебное место — Restaurant Joan Urgelles — ресторан с мишленовской звездой, между прочем. Цены ниже, чем в Салоу. Вкус божественный, подача изящная, официант — чудесный. Адрес заведения: C/ Aleus n07. Открывается около 14 часов. Меню на английском нет, на русском тем более. Та-та-та-там… Но официант все объяснил практически на пальцах, используя французские словечки и выразительно закатывая глаза:) Очень обаятельный дяденька в летах. Отдельных блюд в меню нет — только сеты (закуска+основное блюдо+десерт + комплименты от шефа). Для ребенка сделали исключение и принесли ему пасту карбонара (она была частью одного из сетов). Всего сетов три. Они варьируются в цене. Мы взяли самый простой. В итоге на закуску у нас была брускетта с сардинами и салатом, на обед ароматный рис с кусочками мяса на косточке, на десерт чиз-кейк с тремя фруктовыми соусами + карбонара для ребенка + бутылка местного вина + комплементы от шефа (маленькая чашечка гаспачо + тапас + кровавая Мэри) обошлись нам в 50 евро (в Салоу вы за эти деньги возьмете в лучшем случае три горячих блюда, пол литра сангрии и сок). Вы, кстати, можете выбрать другую закуску, другое горячее и другой десерт. Или вообще взять сет подороже. Но дело даже не в цене, а во вкусе и атмосфере. Интерьер, кстати, аскетичный, темный. Видимо, чтобы ничто не отвлекало от красоты в тарелке. Рекомендую! Но ребенок должен быть уже сознательный, а не шилопоп. «Прекрасное должно быть величаво».

Таррагона. Таррагона нам очень понравилась. Карту можно взять в отеле, у Нелли или в Бас Плане. Она будет уже с отмеченными достопримечательностями. Дорога займет около получаса. От остановки ступайте на бульвар Рамбла. Вы увидите его, еще подъезжая к автостанции. Идите прямо до балкона Средиземноморья. Так здесь называют набережную. Вид обещали бомбический. Но ничего такого. Просто море. Справа — порт. А вот если пойти влево, вид откроется интересный — на римский амфитеатр. Можно полюбоваться сверху или купить билет и выйти на сцену. В амфитеатр мы не пошли, а направились к развалинам цирка.

Старый цирк (точнее то, что от него осталось) буквально через дорогу. Стоимость билетов не помню, кажется около 3–4 евро со взрослого, ребенок бесплатно. Есть еще разные комбинированные билеты, но нам хватило цирка. Сначала мы поднялись на так называемую башню претория (в разное время она служила домом местного прокурора, королевской резиденцией, мрачной тюрьмой), интерьеры в ней мало примечательные, из любопытных экспонатов есть старинный саркофаг со дна морского), но нам больше понравился вид с крыши. Хороша Таррагона.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

Потом мы спустились вниз. Вредная лифтерша не пустила в лифт даже с ребенком. Лифт только для инвалидов, беременных или родителей с совсем маленькими детьми (а также их мама, пап, тетушек и дядюшек), а лестница ведущая на крышу — крутовата. Итак, внизу начинается коридор, ведущий на цирковую арену. Здесь проходили гонки на колесницах. Арена была огромной, раскопана только ее часть. Дальнейшие раскопки проводится не будут. Так как на этом месте стоит прекрасный и тоже уже немолодой город. А вы включайте воображение. Представьте ликующих зрителей на трибунах и разноцветные колесницы, несущиеся по кругу, символизирующему течение времен.

После цирка мы направились к кафедральному собору города. К счастью, он не закрывал свои двери на сиесту. Собор очень красивый. Мне он понравился даже больше, чем кафедральный собор Св. Эулалии в Барселоне. Вход платный, взрослые 5 евро, дети до 7 лет — бесплатно. Собор посвящен Св. Фекле. Особенно прекрасен внутренний двор собора с цветущим садом и фонтанами, в которых плавают черепашки и золотые рыбки.

После осмотра собора мы просто побродили по городу.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

Начиналась сиеста. Многие рестораны закрывались. Мы зашли в один, о котором были хорошие отзывы в сети, но тут не было меню на английском. Поскольку официантка вокруг нас не скакала, и мишленовских звезд у ресторана не было, мы просто встали и ушли. К счастью недалеко от собора мы нашли еще один ресторан Pulvinar (Carrer dels Ferrers, 20). Тут было меню и на английском, и на русском. Посетителей было много, но блюда принесли довольно быстро. Одно мясное блюдо, одно рыбное и равиоли для ребенка + пол литра сангрии и сок обошлись примерно в 50 евро. Все было вкусно. Было еще меню дня (если верить надписи на меловой доске у входа). Но в меню оно изложено не было. Официантка про него не рассказала, а мы не стали спрашивать. Заведение рекомендую. Кстати, раньше на его месте были стены цирка. Привет римлянам.

На обратном пути мы еще зашли на рынок Таррагоны, он уже сворачивался, но мы успели купить фрукты и хамон. Рынок в нескольких шагах от Рамблы (см. карту). Поездка в Таррагону обязательна для всех отдыхающих в Салоу. Вытаскивайте себя из моря и в путь.

Камбрильс. Маленький рыбацкий городок. Говорят, по четвергам в 16 часов в порту рынок. Но мы приехали после 17 часов (тихий час затянулся). Рыбаки уже сматывали сети и готовились к следующему трудовому дню. Мы полюбовались на яхты, сходили к красному маяку и прогулялись по старому городу. Здесь меньше российских туристов, нет такой суеты, как в центре Салоу, а большая часть кафе заточена под морепродукты. Однако, популярные отели Hotel Best Maritim, Hotel Best Cambrils и H10 Cambrils playa расположены далеко от центра городка. В чем прелесть такого проживания — не поняла. Возможно, на пляже меньше народа. Но по мне это никакой не Камбрильс, а просто выселки. Вернемся к кафе. Большинство открывается вечером. Мы хотели попасть в хваленный Al Punt, но не стали дожидаться открытия и зашли в El Pati. Интерьер приятный, официант не понравился. Я взяла тарелку морегадов, чтобы в очередной раз убедиться, что не люблю я их, особенно нечищеных. Мужу понравилась рыба. Ребенку принесли фастфуд из детского меню. Вместе с сангрией, соком и двумя не слишком вкусными десертами все потянуло примерно на 50 евро. Но рекомендовать не буду. Думаю, в Камбрильс можно было и не ездить. Ну, если только в один из вечеров часам к 20, поужинать и погулять по набережной.

Порт Авентура. Лайфхаки.

1. Покупайте билет на два дня и приходите к 17–18 часам (сейчас акции действуют на двухдневный билет. Можно купить у Нелли, в отеле или у вашего туроператора. Изучите еще сайт https://www.365tickets.com/ перед поездкой. Бывают интересные предложения). После 19 очереди будут уже небольшими, покатаетесь везде, где хотите без всяких фаст пассов. Мы были в воскресенье и в понедельник. В воскресенье народу даже поменьше.

2. После турникетов возьмите карту парка.

3. Тщательно изучите сайт парка https://www.portaventuraworld.com/ru, спланируйте маршрут и посмотрите ограничения по росту на интересующие вас аттракционы.

4. Возьмите дождевик или запасную одежду, если собираетесь кататься на водных горках. Мужчины могут снять футболку перед заездом. Если промокли, имейте при себе 2 евро для сушильной кабины. Они есть возле каждого «мокрого» аттракциона. Кабинки очень мощные и вмещают семью из 3–4 человек.

5. После аттракциона не спешите сушиться, а подойдите к мониторам, чтобы посмотреть фотофиксацию заезда. Фото получаются очень забавными и при желании их можно приобрести. Если помедлите, фотографии с вашего заезда уже можете не увидеть, они постоянно обновляются.

6. Шоу птиц в Полинезии интересно только испаноговорящем. Трюков мало. Актер обаятельный и явно говорит смешные вещи, но если вы не знаете языка это пустая трата времени. Фильм «Dino Escape 4D» — не стоит вашего внимания.

7. Шоу мыльных пузырей в Китае, Noches de Fuego en Tahití в Полинезии и Templo de Fuego в Мексике — очень классные. Особенно последнее. Приходите за 15 минут, чтобы занять хорошие места.

8. Домик-лабиринт BlackSmith в зоне Дикого Запада закрывается в 19 часов. Кафе расположенное перед домиком неудачное.

9.В зоне Сезам Авентура приличное кафе с горячей лазаньей и пастой. Пицца с грибами — невкусная.

10. Дождитесь финального шоу. Мы ни разу не дождались. Думали, что будут проблемы с автобусами (кто-нибудь, кстати, знает, как люди уезжают отсюда в конце шоу?). Сейчас жалею, что не остались.

Теперь общие впечатления о тех аттракционах, на которых мы катались. Сразу скажу: сверкрутых горок в нашем wish list не было. Во-первых ребенок не проходил по росту. Во-вторых — жутковато:) Аттракционы с бешеным кружением нас тоже не интересовали. Так что делюсь более чем скромным опытом (который не отменяет пункт один. После 19 вечера очередь меньше на все аттракционы, даже головоотрывательные;)).

Итак, в зоне Полинезии мелкий прокатился только на каное. Обычный детский аттракцион. Плюс мы совершенно зря посетили «Dino Escape 4D» и с удовольствием посмотрели Noches de Fuego en Tahití. На шоу райских птиц можете не ходить, в лайфхаках объясняла почему.

В зоне Китая мы посетили шоу мыльных пузырей. Очень милое представление с французским настроением. Если ребенок хочет поучаствовать в шоу, садитесь на первые ряды с краю и пусть бросается к актеру, как только тот сойдет со сцены, чтобы выбрать ассистента:) Фотографировать можно, но без вспышки. Строго следят. Еще в Китае мы покружились на симпатичной карусели в виде воздушных фонариков в зоне Área Infantil. Но апофеозом вечера встал водный аттракцион Angkor. На него мы прошли вообще без очереди. Смысл такой: садишься в лодку (вещи убираешь в специальный сундук там же в лодке, чтобы не намочить), лодка трогается, а ты начинаешь бешено вращать ручку водяного пистолета, целясь в мишени и в людей на других лодках. Никогда бы не подумала, что обливать других так весело. Прямо какое-то детское счастье. Азарт, визг, писк. Все мокрые. Потом смотрим фотки и сушимся (см. лайфхак).

В зоне SésamoAventura мы поскользили на рейсовых самолетиках (детская развлекушка), муж с сыном покатались на детской башне свободного падания (сам поднимаешь себя по тросу на нужную высоту и потихоньку опускаешься вниз) и на американских горках. Горки неожиданно оказались крутыми и весьма быстрыми. Не ожидала от детской зоны. Но заезд проходит стремительно. Не успеваешь покричать:)

В зоне Мексики мы посетили шоу Templo de Fuego. Просто супер! Народ запускают большими порциями. Представление длиться минут 10–15. Дольше ждешь своего захода. Мы ждали минут 30. Сюжет в стиле Индианы Джонса. Актриса говорит по-испански, но общий смысл понятен. Девушка-археолог ищет сокровища древнего племени. Она пытается проникнуть в пещеру, вращает всякие ручки, в результате чего включаются разные спецэффекты. Из первого зала ведет вход во второй, там шоу более зрелищное. Постарайтесь встать ближе к перилам. Желательно на нижнем уровне, ближе к сцене. Для этого лучше оказаться у дверей в первых рядах своего захода. Т. е. уже оказавшись в зоне ожидания, потихонечку перемещайтесь к дверям;) Также мы сходили в зеркальный лабиринт индейцев майя. Всем выдали полиэтиленовые перчатки, чтобы не заляпать стекла. Интересно. Муж нас вывел. Были те, кто не справился. Их выводила администратор. Подсказка — оказавшись в зале с вращающимся кругом, проверяйте все выходы оттуда. В зоне Мексики были крутые горки El Diablo, на которые ребенок мог пройти по росту, но идти оказался категорически. Горки высокие, с большим креном, но без мертвых петель. Советую все же сходить.

В зоне Дикого Запада круче всего. Там мы катались на двух водных горках. Grand Canyon Rapids — большая круглая лодка скользит по «горной» реке, периодически подпрыгивая на порогах и попадая под водопады. Тут уж как повезет. Муж и сын почти не промокли, а я вышла мокрая насквозь. Другой водный аттракцион — очень классный — Silver River Flume. Вы садитесь в «бревно» и плывете по медленной водной горке, периодически резко срываясь вниз и поднимая тучи брызг. Больше всего достается тому, кто сидит последним. Мы с сыном почти не промокли, а мужа спасло только то, что он снял футболку. Хотя шорты пострадали. Аттракцион рекомендую от души. Еще в этой зоне мы ходили на обычные американские горки Tomahawk без мертвых петель. Тоже можно неплохо покричать (после этой горки ребенок как раз и отказался кататься на El Diablo). Еще мы покружилась на карусельке с лошадками под старину и покатались на бамперных машинках Wild Buffalos. Ну и на поезде по парку проехали.

Парк чудесный. Главное не идите туда с утра, в жару, не портьте себе впечатления бесконечными очередями. Кстати, по акционному билету можно было в один из дней совместить Порт Авентуру с Феррари парком. Там тоже неплохие аттракционы, но мало детских, так что мы предпочли выспаться после утреннего пляжа и провести время в Авентуре. Но теоритически, можно было в один из дней приехать в парк не к 18 часам, а к 16 и два часа погулять по Феррари. Очереди там всегда небольшие, а мнение бы составили.

Отдых в Салоу + экскурсии по Коста Дораде + немного Валенсии

Шоппинг. С июля по конец августа скидки. Растут постепенно и к концу первого месяца составляют 40–50%. К Концу августа будут уже больше 70%, но с размерами и широтой ассортимента будет уже хуже. В Салоу ловить нечего. В Камбрильсе — скидки гораздо меньше (покупали там дорогие солнечные очки скидка была всего 15%). Барселона — далековато. Остается Реус и Таррагона. В Реусе есть ТЦ Fira — не знаю точно где и много маленьких магазинчиков (по средам работают в сиесту). В магазинчики мы не заходили, так цели у нас были сугубо экскурсионные и гастрономические, но витрины понравились и скидочные правила соблюдают. Ша покупками мы ездили в Таррагону. ТЦ Park Central недалеко от автостанции (вы увидите его из окна автобуса). По питерским меркам ТЦ не очень большой, но марок много. В некоторых магазинах есть спец.предложения для туристов, обращайтесь за подробностями в информационный пункт магазина. Но мы не воспользовались не одним. Скидки реальные. По 50%. Сейчас думаю, что ллучше было идти в ElCorte Ingles. Там больше брендов. Плюс ElCorte Ingles предоставляет туристам дополнительную 10% скидку на весь ассортимент. Могло получится выгодней. Плюс еще такс фри оформляют прямо на месте. Адрес центра Rambla del President Lluis Companys 7.

Готовясь к поездке, я читала много чужих отчетов и благодарна тем, кто делился отзывами и лайфхаками. Надеюсь мой рассказ тоже будет полезен туристам. Приятного отдыха на побережье Коста Дорада:)

Теги: Шоппинг, Пляжный отдых, Отзывы об отелях, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм