Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Ванкувер — Канада, Кетчикан, Джуно, Скагуэй + 2 города — США Июль 2018
Аляска. Когда сбываются мечты…

А теперь обо всем по порядку…

Аляска была мечтой детства, ворвавшейся в мой мир со страниц книг Джека Лондона. Удивительно было то, что в детстве я намного больше верила, что когда-то смогу увидеть Аляску, чем потом, когда мы начали активно путешествовать, потихоньку исполняя мечты своего детства. К Аляске мы подступались не единожды и каждый раз пасовали, осознав цену вопроса — таких дорогих путешествий мы позволить себе не могли, да, собственно, и сейчас не можем. Просто однажды решили набраться окаянства, пока в паспорте есть две открытые визы, США и Канады, и рискнули замахнуться на самое-самое путешествие, заложив себе больше года на решение всех вопросов и выплаты нужных сумм частями (что оказалось менее болезненным в процессе, но все равно заставило сильно поднапрячься).

Аляска. Когда сбываются мечты…

Я была готова прилететь на Аляску на несколько дней, чтобы увидеть самую малость и осчастливленной отправиться домой, лелея сбывшуюся мечту. Мужа такой вариант категорически не устраивал и если уж забираться в такую даль, считал он, то смотреть надо основательно, чтобы потом не жалеть о напрасно потраченных деньгах и времени. С этим я особо не спорила, опасаясь только финансовых проблем — поди потяни Аляску основательно…

Изучив все написанное по теме, мы поняли, что Аляску можно условно поделить на береговую и материковую, и это будут совершенно разные, так не похожие друг на друга, Аляски. Душа этому факту возрадовалась, алчность со скаредностью сильно закручинились, понимая, как возрастут от этого расходы. Береговую часть было решено посмотреть в рамках круиза, материковую — посетив один из многочисленных национальных парков.

Аляска. Когда сбываются мечты…

Выбор круиза был нелегкой задачей — то цена сильно превосходила наши возможности, то маршрут не соответствовал мечтам. Проштудировав предложения круизных компаний, с которыми мы уже были знакомы (а это гарантировало хоть какие-то скидки и бонусы), мы с огорчением признали, что все предложенные варианты нам не подходят — «HALы» смущали заоблачной ценой и необходимостью тащить с собой кринолины, «Принцессы» шли по круговому маршруту, поднимавшему цену вдвое, «Карнивалы» не подходили к леднику, а это меня категорически не устраивало. Самый интересный маршрут нашелся у «Селебрети» с которым мы не имели еще дела и про который нашли отзывы только на англоязычных сайтах. Опуская все мытарства с их сайтом, блокировавшем все попытки зайти с российского IP адреса, мы все-таки обошли это препятствие всем известным путем и худо-бедно начали наше общение.

Круиз на корабле «Селебрети Миллениум» предлагал следующее:

6. Скагуэй, Аляска
  7. Ледник Хаббард, залив Якутат, Аляска
  8. Сьюард, Аляска — окончание круиза

Материковая часть путешествия получалась такой:

1. Мини-круиз из Сьюарда в Национальный парк Кенай фьордс
  2. Переезд из Сьюарда в парк Денали (по пути мы собирались увидеть Анкоридж, воспользовавшись длинной остановкой)
  3. Национальный парк Денали
  4. Переезд из Денали в Анкоридж на аляскинском поезде
  5. Вылет из Анкориджа

Выяснив даты путешествия и как-то определившись с маршрутом, мы засели за перелеты, обещавшие быть сложными и увы, тоже не дешевыми. Из всех авиакомпаний, обещавших доставить нас в Ванкувер и привезти потом обратно, самой лояльной в плане цены оказалась «Люфтганза».

Аляска. Когда сбываются мечты…

Вопрос с вылетом из Анкориджа решался сложнее всего, для переговоров с аляскинскими авиалиниями была завербована дочь, для которой английский давно стал почти родным языком, но полной ясности мы не имели до самого конца.

Перелет по маршруту Москва-Франкфурт-Ванкувер не вызывал никаких затруднений, мы даже решились на покупку места, чтобы избежать всяких неожиданностей (ибо наслышаны были). «Люфтганза» не подвела, оказавшись очень пунктуальной и весьма лояльной к пассажирам компанией — к весу багажа совершенно не придирались (только при регистрации в Москве девушка настойчиво пыталась взвесить рюкзак мужа, что было бы катастрофой — забитый фотиками, объективами и прочим фотоскарбом, он весил неприлично много. Мы еле ее уболтали!), размер ручной клади «Люфтганза» разрешила пассажирам проверять самостоятельно, понадеявшись на законопослушность граждан (тут мы основательно подстраховались), кормили не только сытно, но я бы даже сказала, изысканно, поили вообще вусмерть, очень недоумевая, отчего мадам всему разнообразию напитков предпочитает яблочный сок и даже не потеряли наш багаж, за что им моя искренняя благодарность.

Обратный перелет: Анкоридж-Сиэтл-Франкфурт-Москва оказался не намного сложнее. Места были куплены (с аляскинскими авиалиниями помогла полиглотка-дочь, на которую мы возложили все телефонные переговоры с Америкой), вопрос с размером ручной клади висел до момента регистрации неразрешенным, но, как оказалось, никому на Аляске нет никакого дела до размера и веса вашей ручной клади, а я-то вывешивала до грамма и страшно переживала, что мой чемоданчик не проходит по одному из размеров (ну нет чемоданов меньше, не придумали еще!). Еда в полете была платная, но зато холод в салоне был совершенно бесплатный и выдавался безлимитно — в таком арктическом морозе я летала впервые и с печалью вспоминала теплые вещи, сданные в багаж. Кто ж знал, что Аляска устроит такое прощание!

Дальше мы летели снова «Люфтганзой» (кормили чуть проще и без изысков, еду загружали явно в Америке), более-менее длинные, предусмотрительно заложенные, стыки позволяли не нервничать из-за небольших задержек рейсов и даже позволяли пошататься по дьютикам, тратя жалкие остатки долларов, багаж не потерялся на многочисленных пересадках, и немецкую авиакомпанию я могу смело рекомендовать всем и каждому — летайте «Люфтганзой», не пожалеете!

Время на долгих перелетах помог скоротать закачанный в планшет веселенький сериальчик, сокративший дорогу до Ванкувера. Обратные перелеты я просто спала, совершенно умотавшись на Аляске и пытаясь хоть как-то сгладить очередную смену местами дня и ночи, ну, а просто роскошные расстояния между рядами сидений до сих пор вспоминаются мною с чувством глубокой благодарности — такого счастья я даже не ожидала…

Одновременно с перелетами решался вопрос с отелями, переездами с места на место и выбором экскурсий. Скидок тут ждать было бесполезно! Короткий туристический сезон с мая (когда еще холодно и идут дожди) по сентябрь (когда уже холодно и идет снег) не предполагает «зависших» и нераспроданных отелей или экскурсий, все расхватывается, как горячие пирожки и зазевавшиеся упираются носом в печальное «мест нет». Какие уж тут скидки, успеть бы забронировать, пока есть что.

Аляска. Когда сбываются мечты…

Цена самого захудалого аляскинского отеля заставила меня округлить глаза до максимальных размеров — и это без завтрака! Но особых требований к месту ночевки мы не предъявляли, за звездами не гнались, душ и постель были наши единственными условиями. Цену это не сильно снизило, правда, но отели мы успели забронировать, начав всю нашу аляскинскую эпопею за год до предполагаемого путешествия (отель в Денали сразу снял всю сумму за две ночи проживания, с таким мы столкнулись впервые).

Мне все равно было, какие в отелях матрасы на кроватях и какой пушистости полотенца — ввалившись в номер после насыщенного дня, на мелочи уже не обращаешь внимания. А вопрос с завтраками я решила и вовсе просто, прихватив из дома пакет сушек и воспользовавшись кофемашиной с запасом кофе и чая, которыми укомплектованы все номера аляскинских отелей. Я даже интернет умудрялась ловить, что на Аляске настоящее чудо чудное!

Американцы тоже возмущались ценами на отели, экскурсии, сувениры и еду, все время сокрушенно приговаривая: «Что вы хотели, это же Аляска!», поэтому я решила не мотать себе нервы тем, что исправить невозможно и принять Аляску с ее единственным недостатком — дороговизной на все, уговорив себя подсчитать окончательный бюджет поездки по возвращении (тут без комментариев).

Самое сложное было с экскурсиями. Две недели, выделенными нами на Аляску, не предполагали неспешных прогулок по паркам, с рюкзачком за плечами и спреем от медведей, прихваченным в строго обязательном порядке. Круизная часть путешествия проходила в таком хорошем темпе, что про неторопливые променады можно было даже не заикаться. Оставались экскурсии, в изобилии предлагаемые береговыми фирмами, ну и корабельные, за совершенно конские деньги.

Аляска. Когда сбываются мечты…

Как ни странно, экскурсии разлетались мгновенно среди таких же, как мы, открывателей Аляски, поэтому долго раздумывать было некогда. Цены не просто удручали, они оглоушивали, вводили в ступор и заставляли задуматься, потянем ли?

Конечно, самые-самые туры были на вертолетах или гидропланах, но!

Аляска. Когда сбываются мечты…

Во-первых, цена вопроса на двоих переваливала за тысячу долларов — я посчитала это грабительством и наш бюджет был со мною категорически согласен.

Во-вторых, купленная экскурсия проводилась при любой погоде и если сильная облачность или разразившийся дождь не позволят вам увидеть совершенно ничего, то это уже ваши проблемы, экскурсию-то не отменяли, а что вам еще надо?

И в-третьих, если вы решите по какой-либо причине не лететь, то это тоже ваши проблемы, деньги будут сняты и возвращать их вам никто не будет. Все это вместе заставило закрыть тему с полетами над Аляской раз и навсегда…

Береговая часть Аляски предполагала кроме воздушных экскурсий, экскурсии по воде, ну и прочие аттракции, для тех, кто возвращается в эти места в который раз и уже не знает, чтобы еще такое придумать (это я про кайякинг и прочие сплавы по порожистым рекам).

Почти во всех портах нам приглянулись морские экскурсии, предлагавшие увидеть фьорды, ледники, тайгу, китов, касаток, тюленей, выдр и разнообразных птиц.

Аляска. Когда сбываются мечты…

Одна экскурсия была по Юконской железной дороге на старом поезде, проходящем по очень и очень живописным местам и еще одна обещала показать изобилие аляскинских медведей.

Аляска. Когда сбываются мечты…

Выставленная сумма за все оптимизма не внушала, но к этому времени мы уже хорошо усвоили фразу «Это Аляска!» и даже научились ею утешаться. Деньги за экскурсии списывали сразу, не затягивая с этим делом. Как бы мы все возвращали, случись какой форс-мажор, я и сейчас себе представляю слабо…

Одновременно заниматься выбором отелей, экскурсией, круизов и перелетов, оказалось весьма утомительным занятием и когда мы как-то разгребли этот завал остро необходимых покупок, дышать стало легче, хоть и не на что. Но можно уже было погрузиться в упоительное чтение рассказов тех, кто побывал на Аляске и начать осознавать, что мечта потихоньку начала сбываться.

Скажу сразу, береговая Аляска мне понравилась больше. Ежедневно сменяющиеся виды, все ближе и ближе подступающие к воде горы с заснеженными вершинами, день ото дня холодеющий ветер, очень-очень короткие белые ночи, неторопливые закаты, длящиеся больше часа (когда погода была настолько благосклонна, что разгоняла облака и тучи), начинающаяся от берегов непроходимая тайга, фьорды и ледники — все это я видела впервые и потрясающие по своей красоте картины менялись каждый день.

Аляска. Когда сбываются мечты…

А еще были киты. Много китов! Резвящиеся у самых бортов корабля, весело порыкивающие (или как называются издаваемые ими звуки?), пускающие фонтаны, переворачивающиеся на спину и позволяющие любоваться своими шикарными хвостами, киты сделали наше путешествие незабываемым. В принципе, экскурсии к китам можно было бы и не брать, я их с балкона нашей каюты насмотрелась в достаточном количестве, успев изучить повадки и понять, как фотографировать этих шустрых созданий, выныривающих совершенно неожиданно и с непредсказуемой стороны. Я сначала даже подсчитывала всех встреченных нами китов, но на тридцатом махнула рукой на это дело, окончательно сбившись и решив обозначить их число словом «много».

Аляска. Когда сбываются мечты…

Поразила тайга — таких совершенно сказочных дебрей я еще не видела! Все оттенки зеленого высоченных сосен, совершенно непонятным образом ухитрившихся прорасти на крутых склонах гранитных гор, водопады, обрушивающиеся с гулом и грохотом в океан, проплешины отступивших ледников, снега, не тающие на высоких вершинах даже летом и кокетливые шапочки туч, нахлобученные на самые макушки — я любовалась этим каждый день, стараясь запомнить все в деталях и не доверяя фотоаппарату. Ну разве бездушная техника видит так, как видят глаза?

Аляска. Когда сбываются мечты…

А ледники! Совершенно фантастическое зрелище огромного ледяного поля всех оттенков голубого, дышащее, вздыхающее, охающее и обрушивающее в океан очередную порцию льда, со страшным взрывом где-то там, в своей морозной глубине. Нам повезло увидеть несколько ледников, совершенно разных, в солнечную и дождливую погоду, но каждый раз я забывала дышать, боясь спугнуть эту совершенную красоту. Остается только представить, как все это выглядит аляскинской зимой и тяжко вздохнуть из-за невозможности сравнить нарисованное воображением с тем, что показывает Аляска в реальности. Как бы я хотела увидеть аляскинскую осень и зиму…

Аляска. Когда сбываются мечты…

Ну и воздух! Совершенно кристальный, упоительно холодный, замешанный на океанской соли и ароматах тайги, им хотелось надышаться впрок, проветривая легкие от городского смога и запоминая все оттенки его ароматов. Запах Аляски ни с чем не спутаешь, я бы на их месте продавала его в консервах, как самый лучший сувенир и могучий антидепрессант…

А какое на Аляске небо! Меняющееся непрерывно, то натягивающее черные тучи, то наслаивающее легкие облака, то проливающееся ливнями, то раскидывающее огромные радуги, то неспешно играющее закатными красками. Художника было бы не оторвать от таких картин. Мы попали в то время, когда дни длинные-длинные, темнело всего на пару часов. Засыпали засветло, просыпались засветло и спать совсем не хотелось, поэтому подъемы в 3.30 совершенно не напрягали, равно как и отбои далеко за полночь. Может потому я и спала весь обратный перелет, пытаясь наверстать недоспанное за две недели?

Аляска. Когда сбываются мечты…

Города тоже понравились. Малюсенькие, из одной главной и пары боковых улочек, ютятся они в уютных бухтах, защищенные с одной стороны горами, а с другой — океаном. Яркие домишки на сваях, лодки у каждого порога, деревянные настилы тротуаров, старые фонари, украшенные кашпо с цветущими растениями, запах рыбы и сосен и непременные надписи: «The last frontier», чтобы не забывали, как далеко Аляска от всего остального мира…

Аляска. Когда сбываются мечты…

Удивительное дело, но на Аляске даже самая ненастная погода воспринимается приветливой и переживается намного проще ливня на Карибах или хмурого неба в каком-нибудь европейском городе. Может быть это от того, что жители Аляски на редкость приветливы и улыбчивы, гостеприимны и радушны? Столько искренних улыбок и готовности помочь я не встречала ни в одном путешествии. А как они любят совою Аляску — всем не мешало бы поучится такой искренней любви к родной земле…

Аляска. Когда сбываются мечты…

Материковая Аляска, впрочем, ничем не уступает прибрежной в плане красоты и захватывающих видов. Но только здесь явственно понимаешь, как она огромна и чтобы увидеть ее всю, сюда надо переехать жить.

Горы здесь совсем иные, даже те, что прячутся под снегом. Облака летят быстро-быстро, бросая причудливые узоры света и тени на разноцветные склоны, реки текут, бурля на перекатах и дикий-дикий мир совершенно не боится людей, впрочем, и встречи ни с кем особо не ищет.

Аляска. Когда сбываются мечты…

Пожалуй, горы потрясли сильнее всего, и своим нетающим снегом, и игрой солнечных бликов на склонах, и разноцветной окраской, и размывающейся в дальней дали голубизной, и тихим величием своим. «Рерих!» — комментировали мои друзья в инстаграме фотографии гор в Денали. Не знаю, по-моему, просто горы в своей строгой и сдержанной красоте…

Аляска. Когда сбываются мечты…

Именно на материковой Аляске я рассмотрела, что же такое аляскинское лето — короткое, прохладное, частенько дождливое, но невероятно цветущее. Все цветы расцветают здесь сразу, укутывая обочины дорог и склоны гор разноцветными облаками с преобладанием сиреневых оттенков. Стойкие растения, научившиеся выживать в неласковом лете Аляски, притягивают все жужжащее и порхающее, пахнут ярко, словно соревнуясь друг с другом и отцветают очень быстро, стараясь успеть показать себя во всей красе за такое коротенькое лето. А уж какие цветущие города на Аляске, остается только позавидовать тем, кто живет среди этой красоты…

Аляска. Когда сбываются мечты…

Дороги на Аляске проложены среди таких упоительно красивых мест, что останавливаться хочется за каждым поворотом и снимать, снимать, снимать. Правда, правила движения не предполагают таких вольностей, площадки, где можно притормозить и выйти, расположены огорчительно редко и далеко не все виды, напоминающие картины, можно снять из-за этого — просто драконовские какие-то правила!

Аляска. Когда сбываются мечты…

Вообще на Аляске настоящий рай для фотографов, все так и просится в кадр, все просто кричит о том, что природа самый талантливый художник, все хочется утащить с собой в фотографиях и огорчает только одно — ни один фотоаппарат не передаст всей красивости природы Аляски.

Аляска. Когда сбываются мечты…

Животных здесь тоже много, я бы даже сказала, что очень много, но гуляющие по просторам национальных парков, они совершенно не желают встречаться с вами и замирать в картинной позе. Жители Аляски как бы наоборот, к встрече с диким миром особо не стремятся, медведей откровенно опасаются и без оружия по тайге разгуливать не любят. Сколько медведей приходится на квадратный метр Аляски, статистика знает точно, причем ведет учет для каждого места и выходит по всем раскладам, что их здесь многовато. Но стоит вам поехать смотреть медведей, как все косолапые дружно улепетывают в густые дебри, где тихонько лакомятся малиной (на Аляске она гигантских размеров) и на встречу с туристами особо не нарываются. Разве что случайно это произойдет.

Аляска. Когда сбываются мечты…

А вот если прилететь на Аляску в то время, когда по рекам идет на нерест лосось, встречи с медведями искать не придется, все они будут охотиться на рыбу, оккупировав речные берега и ни на что не обращая внимания. Мы были рановато, нам обещали, что дней через двадцать лосось пойдет, и мишек будет видимо-не видимо…

Лоси, олени и прочая копытная братия вам встретится, даже если вы этой встречи не ждете. Лоси сами придут в гости, пощипать вон то вкуснючее дерево и обгрызть вот те сладкие кустики. Особой агрессии с их стороны я не видела, но и сама от восторга вопить поостереглась, особенно до того, как сделала пару фотографий незваного гостя. Более флегматичного животного, чем аляскинский лось, я еще не встречала!

Аляска. Когда сбываются мечты…

Белоголовый орел, символ всея Америки, на Аляске чувствует себя, как дома и поражает количеством — как у нас ворон и голубей, причем вместе взятых. В Джуно (даром, что столица!) орлы носятся стаями, кружа над деревьями и восседая на электрических столбах. До этого я даже представить себе не могла, что орлов может быть так много, обычно встреча с одним доставляла огромную радость.

Орлы всегда возвращаются в свои гнезда, достраивая их до огромных размеров, и таких гнезд я видела очень и очень много…

Аляска. Когда сбываются мечты…

Суслики, белки и прочая мелкая живность расплодилась на Аляске в таком изобилии, что ваше желание непременно сфотографировать ее, вызывает недоумение — ну разве это дичь? Вот волк, это да! Но волка мы так и не встретили, равно как арктическую лисицу. Слишком мало времени у нас было на все, слишком плотный график, слишком быстро промелькнула для нас Аляска. Вернуться бы…

Наверное, ничего со мной не случилось бы, если бы я так и не побывала на Аляске. Ну подумаешь, мечта не сбылась, вон их сколько не сбывается за долгую жизнь и ничего, живем. И конечно, я понимаю, что и у нас есть красоты ничуть не хуже аляскинских, взять хотя бы Чукотку, Якутию или ту же Камчатку. И вполне может быть, что когда-нибудь я доберусь до Якутии, если муж уговорится, конечно…

Аляска. Когда сбываются мечты…

Но Аляска мне показала так много и оставила такой след в душе, что теперь я понимаю — я никогда не буду прежней. И Аляску я не забуду никогда, как не забывают взлелеянную не одним десятком лет мечту…

В далеком моем детстве было всего три мечты, которые я обещала себе исполнить, став взрослой тетенькой (о том, что выполнить их не так-то просто, я совсем не задумывалась в свои юные годы): я хотела пройти там, где ходили герои Фенимора Купера, увидеть пиратское Карибское море и особенно остров Барбадос и встретиться с Аляской. Сбылось все, о чем мечтала маленькая Таня, и теперь я даже не знаю, о чем еще можно попросить судьбу, не опасаясь вызвать ее гнева…

Душой я пока еще на Аляске (ей-то что, она и без билетов-самолетов может путешествовать) и пытаюсь как-то осмыслить увиденное, копаясь во многих тысячах отснятых мгновений такого короткого, но такого незабываемого путешествия. Наверное, увиденное надо будет как-то облачить в слова и полезные советы, правда, я пока не очень понимаю, как обуздать восторги, мешающие стройному рассказу. Но я постараюсь!

И немножко полезных советов в конце.

• Виза нужна США и Канады, если вы решите прокатиться по Юконской железной дороге, той самой, что вела когда-то на Клондайк.
  • Туристический сезон на Аляске длится с мая (еще холодно, много дождей) по сентябрь (уже холодно, опять много дождей, переходящих в снег). Мы путешествовали в высокий сезон, но от холода и дождей это нас не избавило.
  • Надо понимать, что на Аляске холодно, ветрено и часто дождливо. Температура в 16 градусов у нас и у них — совершенно разные ощущения, а ветер всегда продирает до костей.
  • Обязательно купите термобелье! Если вы его терпеть не можете (как я), готовьтесь одеваться многослойно, но этот вариант будет хуже термобелья, проверено на личном опыте.
  • Ветровка, непромокаемая и непродуваемая — одежда номер один на Аляске летом! Даже если на берегу относительно комфортно, выйдя в море, вы поймете зачем вам такая одежда. Застегнутая под подбородок ветровка и завязанный капюшон может и не добавят вам элегантности, но спасут от простуды и переохлаждения. А потоки ливня, стекающие по куртке намного приятнее мокрых плеч и спины, это и без меня понятно.

Аляска. Когда сбываются мечты…

• Теплые носки — дело личное, но перчатки — строго необходимы. На ветру пальцы просто околевают, а прибавьте сюда еще и дождь, думаю, я вас уговорила.
  • Непромокаемая обувь нужна! Теплые кроссовки с водостойкой пропиткой или трекинговые ботинки, это решать вам. Но промочить ноги возможностей будет очень много, а когда вам дадут возможность их высушить, не знает никто.
  • Шапку я не брала, но я и дома всю зиму хожу без шапки, что на меня равняться. А вот капюшон накидывала почти всегда, а в ветреный день еще и завязывала его. Понты понтами, а здоровье здоровьем!
  • Чтобы сфотографировать дикий мир Аляски во всем его многообразии, просто мыльницы (я уж молчу про телефон) будет маловато. Нужен хороший объектив, позволяющий «подтянуть» зверушек поближе, а еще лучше не один. Или пара фотоаппаратов — тут уж сами решайте. Мы тащили с собой много всего и практически все пригодилось, включая щеточки-кисточки для очистки объектива, ибо в дожди (да что там, ливни!) попадали неоднократно, фотоаппараты просто заливало. Да, рукав для съемок в сырую погоду, тоже будет не лишний. Рюкзак с фототехникой я не смогла оторвать от земли, какое уж тут взвешивание в аэропорту.

Аляска. Когда сбываются мечты…

• Таблетки. Верьте-не верьте, но это единственное путешествие, когда толстая косметичка с лекарствами так и провалялась в чемодане, забытая за ненадобностью. Суровость климата Аляски на нас оказала самое благотворное влияния, про простуды и прочие хвори мы забыли, хотя народ на корабле активно чихал и кашлял.
  • На Аляске много комаров! Огромных-преогромных и неубиваемых. На всякий случай мы взяли спрей от этих вампиров и гель, облегчающий страдания после укусов, но пользовался ими только муж, его кусали. Я аляскинским комарам совершенно не приглянулась, дальше, чем покружить вокруг меня, они так и не рискнули зайти. Видно, я больше подхожу к рациону карибских кровососов.

Аляска. Когда сбываются мечты…

• Сувениры на Аляске дорогие, но там все дорогое, что ни возьми. Но купить есть что! Аляскинский лосось оказался очень приятным подарком, его готовят и упаковывают так, что храниться он может без холодильника, перенеся без проблем долгую дорогу домой. Вкусов великое множество, в Кетчикане самые лояльные цены, а еще дают продегустировать, что немаловажно. Моя личная гастрономическая находка на Аляске — березовый сироп, приготовленный по типу кленового. Привезла в подарок дочери, но отзывов пока не получила. А конфеты из него вкусные.
  • С Аляскинскими авиалиниями связаться по интернету весьма проблематично, проще позвонить, если ваш уровень английского предполагает свободную беседу. Девушки (и юноши) там очень отзывчивые, помогают охотно и, что удивительно и непостижимо, денег за места в самолете с нас так и не списали. Может еще и спишут, но времени уже прошло очень много.
  • Бронировать отели и экскурсии начинайте как можно раньше до даты начала путешествия. Месяца за три ловить было совершенно нечего и не только высокий сезон тому виной. Туристов на Аляске действительно очень много, хотя это и не сильно бросается в глаза на ее просторах.
  • Если погодные сайты рисуют ужас ужасный в плане осадков, не огорчайтесь — это же Аляска и погода здесь штука совершенно непредсказуемая. Мой планшет упрямо накаркивал нам ливни, совершенно позабыв, что есть еще и солнечная погода, что меня сильно расстраивало. Действительность оказалась намного приятнее и солнце выглядывало каждый день. Ветер и тучи, зацепившиеся за горы сами решают, когда пролить на ваши головы ливни, а когда согреть вас солнцем. И как только выглядывает солнце, можно расстегнуть ветровку и размотать теплый шарф — лето, оно и на Аляске лето! Говорят, тут бывает даже 30 градусов тепла, правда, не долго…

Аляска. Когда сбываются мечты…

На этом, пожалуй, все. Подробности, где я побывала и что там увидела, скорее всего будут.

Но сначала мне надо дописать свою Шри-Ланку, чтобы потом из ее зноя перепрыгнуть в аляскинскую прохладу…