Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 14:40

Стамбул — Турция Апрель 2018

Про Стамбул уже писано-переписано, только ленивый там не отметился, однако же мы, собираясь туда, готовились основательно. Не то чтобы мы такие дикие провинциалы, что мегаполисов не видали. Видали, но… Ладно, признаюсь, это я всех напугала, памятуя о своих впечатлениях от долгой стыковки и бестолковой беготни по городу — «Дурдом! Вавилонское столпотворение!». Мне в Бангкоке в первый раз было комфортнее почему-то.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

В общем, собирали инфу, терзали «заслуженных стамбульцев» с сайта, но самое главное — присели на готовые маршруты. Времени было в обрез, всего 4 дня, как в них впихнуть невпихуемое количество достопримечательностей и просто интересных мест? Хоть и недорогая дестинация, но не наездишься же. Да и в мире ещё столько интересного…ну вы в курсе.

В итоге родился свой собственный маршрут, который я тут и размещаю. Наверняка найдутся такие же страдальцы, кому в Стамбул в первый раз, а куда бежать — непонятно. Те места, куда мы не дошли и не доехали, тоже включаю. Тому, кто осилит его весь, я пожму его мужественную руку, обещаю)

За качество фото сразу сорри, много с телефона, нужно было чем-то иллюстрировать. Все красивые фото тут.

Отель. Первоначально забронировали вот этот отель: Stone House Oldcity. На четверых номер с двумя комнатами на 5 ночей выходил меньше 200 евро. Но им почему-то не понравилась наша карта, рабочая долларовая карта (уточняли в банке, все платежи открыты). Долго переписывались с ними, в итоге за неделю до поездки они нашу бронь отменили «без объявления войны». Не приходя в сознание помчались искать что-то другое, выбор, скажем прямо, был уже не ахти, но нашли вот этот вариант: Art City Hotel Istanbul и в целом остались довольны. Отель находится рядом с мечетью Мехмед-паши Соколовича (Sokollu Mehmet Paşa Camii). Даже здесь мне Сербия шлёт привет.

P.S. Наш отель 2021 года в СтамбулеJuno Hotel Taksim, искренне рекомендуем!

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Транспорт. Карту IstanbulKart решили не торопиться брать, и в общем-то правильно сделали. Транспортом мы воспользовались только один раз. Всё остальное пешком, по 777-ти холмам, по 20 км в день. Из аэропорта до отеля брали трансфер в отеле, ибо прилетели поздно вечером, наверняка заблудились бы, пока до отеля добрели впотьмах, по холмам да по узким улочкам. Обратно — Kiwi. Taxi. На четверых вполне нормально вышло. Заранее рассчитать сумму поездки на такси можно, например, здесь. Ещё можно попросить вызвать такси на стойке у выхода из аэропорта, а заказать машину заранее ещё возможно тут (городская служба такси).

На общественном транспорте от аэропорта Ататюрк в город можно доехать на метро, карта маршрутов тут (метро работает с 6:00 до 00:30), а ещё автобусами компании «Хаваташ» (от аэропорта с 4:00 до 1:00).

Карты. Вам точно пригодится приложение Maps.me. Ну по крайней мере нас оно выручило. Рекомендуем.

Первый день

Итак, в первый день маршрут выглядит так: Султанахмет — парк Гюльхане — порт Эминеню и круиз по Босфору на кораблике — танец дервишей. Собственно, он весь — по южной части европейской стороны Стамбула.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Сначала осматриваем то, что рядом — Голубую мечеть, Айя-Софию, Цистерну Базилику. Парк Гюльхане проходим насквозь.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Справа перед выходом из парка холм с какой-то древней беседкой, а дальше — виден Босфор. Я пытаюсь влезть на каменный заборчик, снять виды, но местный страж порядка с автоматом меня оттуда сгоняет. Не спорю и ретируюсь, я людей с оружием уважаю. Даже не представляю, почему было нельзя. Кстати, не советуем выходить из парка тут же, лучше вернитесь ко входу, через который вы в него попали.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Мы вышли и наверное ещё с километр пилили до пристани вдоль автодороги, видов никаких — с одной стороны высокий забор ж/д вокзала, с другой — какие-то частные особняки. Всё в пыли, машины несутся. Когда осознали, что мы рядом с вокзалом, зашли в него и купили билеты на выступление дервишей (про дервишей всё тут).

На пристани взяли круиз по Босфору у оператора, суда которого швартуются сразу справа от Галатского моста. Стоимость малого круга 12 лир, большого не помню, не слишком дороже.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Покатались, замёрзли, и потом до дервишей бродили в округе, заодно пообедали здесь: Balkan Lokantasi. И вообще подсели на эти столовые, которых в Стамбуле целая сеть. Пока в нашем рейтинге это — самая недорогая и самая вкусная еда в городе.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Тут же, в переулках нашли большой магазин LC Waikiki — турецкий масс—маркетовый бренд, вещи недорогие, но добротные. Нам же детей одеть. Таких магазинов полно по всему Стамбулу, отделы есть в любом шоппинг-центре.

Второй день

Второй день посвятили северной части европейской стороны Стамбула. Первоначально маршрут выглядел так: башня Галата — улица Истикляль — площадь Таксим — небоскрёб Сапфир — крепость Румели Хисари — башня Галата. В итоге крепость отпала, ну и вообще к вечеру что-то пошло не так.

Поскольку нам всё равно идти через Ипподром, мы через него идём и снова фотографируем — котиков, в основном. Кстати, у египетских колонн по утрам можно увидеть людей с плакатами, зазывающих на бесплатные экскурсии по Стамбулу на английском и русском языке. Нам не надо было, да и не особо мы верили в бесплатность чего бы то ни было, а оказалось правда. Вот нашла три подобных проекта, но их явно больше, и среди них точно есть на русском языке: Istanbul Free Tour, Free Walking Tour (2 вида, по старому и по новому городу), Free Tours in Istanbul. Люди пишут, что гиды выкладываются на 100%, оплаты нет, но чаевые желательны.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

От Цистерны Базилики идём по улице Yerebatan. Всем инстаграмщикам искренне советуем сюда свернуть: тут находятся те самые яркие отели с такими же яркими ресторанными двориками (например, Kybele Hotel). «Запилите» селфи, соберёте сотни лайков и будете звёздами Инстаграма, гарантируем.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

По Галатскому мосту с рыбаками и уловом переходим на другой берег бухты Золотой Рог, откуда поднимаемся к Галате.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Башня работает 09:00—20:30, цена билета на апрель 2018 — 25 лир. На башню не пошли, у нас в планах куча смотровых в районе Сулеймание, зачем нам. Но вы можете.

От Галаты выходим на Истикляль. И тут пропадаем в местных магазинах. Ну просто зашли цены глянуть — очнулись в примерочной пятого магазина с ворохом вещей. Усилием воли прекращаем это гиблое дело. Не делайте так. На Истикляль фотоохотимся на знаменитые трамваи, заходим в собор святого Антония Падуанского и практически у метро вспоминаем, что таки не ели. Едим тут: Beyoğlu Halk Döner (адрес: Şehit Muhtar Mahallesi, İstiklal Cd. No:10, 34435 Beyoğlu/İstanbul).

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Здесь же, в районе Истикляль, находится и музей Galata Mevlevihanesi Müzesi, где также можно увидеть танец дервишей.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Если вы не планируете зависнуть в магазинах (хотя мы тоже не планировали, хехе), можете посетить Французский квартал. Попасть туда можно, обойдя школу Галатасарай, зеленое здание в середине Истикляль. Собственно, Французский квартал — это одноимённая улица Fransiz Sokagi с парижскими фонарями: рестораны, магазины, разноцветные домики, блошиный рынок (рядом, в квартале Cukur Cuma). Отобедать или выпить кофе советуют в кафе Tavan Arasi с террасой, подняться на которую можно на старинном лифте. Тут турецкая кухня и умеренные цены.

От Таксима нам надо на метро к Сапфиру (станция метро LevenT).

Про «Сапфир» подробнее: в 2011 году в торгово-офисном центре Istanbul Sapphire открылась обзорная площадка. Само здание имеет высоту 261 метр — оно самое высокое в Турции. Смотровая располагается на высоте 236 метров, туда посетителей возносит скоростной лифт. Настолько скоростной, что уши закладывает как в самолёте. Говорят, что площадка имеет два уровня. Первый застеклен полностью, а второй на 2.5 м. Так вот, в наш визит второй уровень мы даже не видели, была какая-то маленькая лесенка вверх с площадкой в пару метров, но туда не пустили. Пришлось довольствоваться видами сквозь стекло. Цена билета в апреле 2018-го — 27 лир (для студентов — 22 лиры).

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Нам показалось, что от Сапфира недалеко будет до крепости Румели Хисари, которую мы видели с борта кораблика во время тура по Босфору. Многие называют крепость одним из самых интересных мест на европейской стороне Босфора. Но все склоняются к тому, что ехать в неё лучше с утра, когда мало людей и солнечные лучи её выгодно подсвечивают. Мы не пошли, но вы можете. Карты с номерами маршрутов автобусов — в слайдах, листайте. Обратно к Таксиму можно вернуться вот так, на автобусе от моста султана Мохамеда Фатиха.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Мы же у Сапфира спустились в метро и хотели доехать до метромоста. Но вышли перед ним. Оказалось, что станция перед мостом Şişhane — это изрядные шанхаи. Вдоль бухты бешеный трафик, куча одичавших котиков, местные подростки курят и пьют за школой (*интересно, а им религия позволяет?*). Нам нужно было выходить на самом мосту — там есть станция Haliç. И подозреваю, что с моста прекрасные виды как на левый, так и на правый берег Золотого Рога. Ну, а мы переходим бухту по следующему, третьему мосту — Ататюрка. Он для пешеходных прогулок предназначен весьма слабо.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Впереди на холме маячит мечеть Сулеймание, почему бы и не зайти. До мечети идём ещё бог знает сколько, по древним узким улочкам вверх — каменная кладка домов, узкие же окошки и редкие двери. Людей мало) Честно сказать, отчаялись добраться когда-либо до мечети, как вдруг видим на стене надпись красной краской со стрелочкой Süleymaniye --> Спасибо тебе, неизвестный добрый человек!

Хотя мечеть для посещений уже закрыта, закат с её обзорной площадки просто потрясающий! Всё было не зря)

Третий день

На третий день маршрут такой: дворец Топкапы — 1) Султанахмет, всё, что ещё хотите увидеть в окрестностях или 2) азиатская часть Стамбула.

А, забыла сказать, кухонного блока в номере отеля у нас не было, ну и готовить при таких ценах просто преступление. В итоге в поисках брекфеста вышли на улочки за Айя-Софией, ближе к проливу — куча заведений, в которых утром подают нормальный европейский завтрак, и не за бешеные деньги, как у нас в отеле (6 евро с лица, на всякий случай). Хозяева этих ресторанчиков говорили, что по вечерам они опускают ролеты, создавая некое подобие уединения, и наливают (спиртное, я имею в виду), народ танцует до упаду и т. д. Не довелось проверить, как-то и без алкоголя «город контрастов» вставил будь здоров. Но если вам надо — то оно там.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

На Топкапы нужно времени много, часа три как минимум. Там огромное количество музейных помещений, в том числе и гарем. В гарем отдельный билет, часть нашей компании туда пошла, вторая часть ограничилась основанной территорией. На входе в Топкапы — древняя византийская церковь святой Ирины, в которой некогда состоялся Второй Вселенский Собор.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

1) Помимо Голубой Мечети, Айя-Софии и Цистерны Базилики, тут на входе в парк Гюльхане находится Археологический музей с коллекцией предметов эпохи Византии и Османской империи.

Что касается Музейной карты. Все вышеперечисленные достопримечательности входят в список, то есть они будут бесплатны по карте. Но: трёхдневной карты больше нет, только на 5 дней, стоит 155 лир. Посмотреть список всех мест или заказать её заранее можно на сайте: www.muze.gov.tr. Можно купить карту прямо в кассах достопримечательностей и в некоторых отелях.

2) На азиатскую сторону попасть можно двумя способами — на кораблике или на метро. Метро быстрее, но кораблик интереснее.

Кораблики от Эминеню приходят на две пристани! Кадыкёй и Ускюдар, это два района в азиатской части Стамбула. Знаменитая Девичья башня находится в Ускюдаре, квартал Мода — в Кадыкёе.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Маршрут такой: Эминеню — причал Ускюдар — парк Чамлыджа — район Кадыкёй (квартал Мода) — пристань Кадыкёй — Эминеню. Или в обратном порядке.

Про Девичью башню все и так знают, её видно и с борта кораблика, совершающего круиз по Босфору, и даже с обзорных площадок в старой части города. Пишут, что в самой башне делать нечего, и лучше всего она смотрится со стороны.

Парк Чамлыджа (Çamlıca Tepesi) попал в наш план после восторженных отзывов туристеровцев. Парк находится на одноимённом холме — самом высоком в азиатской части Стамбула. Здесь мало людей, приятные рощи, клумбы, буфеты и места для пикников. Но главное — виды на город: на Босфор, Золотой Рог, и даже на море и Принцевы острова.

Из парка едем в квартал Мода, один из двух кварталов района Кадыкёй (второй — Фенербахче). Маршруты с номерами автобусов — в слайдах, листаем.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Что здесь делать? Куча магазинчиков — от антикварных до модных местных брендов, кафе, рестораны, в том числе на крышах. А ещё — рынок Кадыкёй, это для тех, кто любит знакомиться с городами посредством посещения таких вот традиционных мест. Пишут, что там есть всё: специи, сладости, колбасы, сыры, фрукты, но главное — рыба и морепродукты. На рынке масса рыбных ресторанчиков, где подают свежайшие морепродукты — от креветок и анчоусов до морского черта.

День четвертый

Маршрут: Сулеймание — обзорные площадки и кафе с обзорными же площадками рядом с Сулеймание — музей Хора — акведук Валента. Вы можете не возращаться к Валенте, а поехать (или пойти) к крепости Едикуле, это там Золотые Врата Царьграда, ну про князя Олега помните же?

Идём в Сулеймание прямо к открытию, мы первые посетители, и нам за это бонус — полное отсутствие китайцев. Про страусиные яйца, подвешенные к люстрам, я уже рассказывала в камментах, так что обратите на них внимание — нигде больше такого не увидите. В комплекс мечети входит и кладбище с мавзолеями, в которых покоятся останки султана Сулеймана I и Роксоланы, Хюррем султан.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Пардон за подробности, но лишь туристической пользы для: здесь есть бесплатный туалет. Не тот, что в глубине комплекса, а тот что прямо перед центральным входом (и очень приличный). Ну всем полезностям полезность же)

В утренних лучах солнца виды с площадки Сулеймание ничем не хуже закатных.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Отправляемся в кафе с обзорными площадками — их тут много, вы их обязательно заметите сверху и выберете то, что вам понравится. Первоначально мы искали вот это — Kubbe-i Aşk. Но в процессе зашли сюда: Sefa-i Hurrem Cafe Restaurant (https://www.tourister.ru/world/asia/turkey/city/istanbul/cafe/31851/responses/4870). И остались довольны, правда объелись. Вы столько не ешьте, потом же ещё ходить как-то.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Спускаемся (скатываемся:)) к берегу Золотого Рога и идём вдоль него до перекрёстка с бульваром Ататюрка, свернув на который начинаем забирать вправо и вверх — так ведёт нас навигатор. Кстати, отсюда видно, что бульвар пересекает акведук Валента — то есть транспорт движется непосредственно под акведуком. В принципе, можно было не шарахаться по шанхаям (опять), а дойти до Валенты, а от неё вправо по большой улице Февзи Паша практически до музея Хоры. Забегая вперед, скажу, что этой дорогой мы вернулись обратно.

Пока же мы идём по старым кварталам Стамбула, и они ни разу не парадные. Холмы, бельё на верёвках, в местных лавках торгуют только мужчины, все женщины в соответствующей закрытой черной одежде. За всю дорогу, а это км 4 примерно, встретили только двух туристок — американок, одна из которых говорила по-русски. И они и мы обрадовались встрече, как с родными) Зато клубника тут была раза в 3 дешевле, чем в маркете у нашего отеля. Мы её купили на обратном пути.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Про Хору в двух словах не расскажешь и в двух фотографиях не покажешь, может сделаю альбом, но позже (есть уже — вот тут). Скажу только, что если бы она находилась ещё дальше раза в три, я бы все равно к ней пошла — она стОит и не такого.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Тут же, в районе Хоры, расположена интересная мечеть дочери султана Сулеймана I — Михримах султан, и ещё одна древняя церковь с византийскими мозаиками — Богоматери Паммакаристы, или Фетие джами. Сохранившейся мозаики в ней, правда, в сравнении с Хорой, меньше.

К сведению инстаграмщиков ещё: если идти к Хоре по набережной, тут неподалёку (ну относительно, конечно) находится широко известное в узких инстаграмных кругах кафе «Нафталин» (Cafe Naftalin). Зачем посещать? Фотографировать оригинальные интерьеры, валяющихся на столах котиков, пить чай или кофе, и не забыть сделать селфи.
График работы: 10:00 — 22:00, адрес: Balat Mahallesi, Yıldırım Cd No:22, 34087 Fatih/İstanbul

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Обратно возвращаемся по улице Февзи Паша. А вот и Валента вблизи. Спускаемся на параллельную улицу — Орду, которая идёт прямиком к Султанахмету, Гранд Базар остаётся слева.

На обратном пути вообще невероятные лавки десертов и всех этих турецких сладостей. Да и маршруты с картами к этому моменту уже заброшены в топку. Кроме клубники и сладостей, можно совершить полезный шопинг — махровые полотенца по доллару, например, спортивная обувь местного бренда Kinetix (прям весьма неплоха, как мать спортсменки говорю). В целом заметили, что магазины мужской одежды и обуви как-то побогаче. Мужчины вообще в Турции модники. Для женщин вот это всё в исламском духе сильно проигрывает, а в этих районах в основном как раз такое и продают. Впрочем, турчанки от этого не страдают, а уж нам-то чего переживать. Главное, LC Waikiki на каждом шагу))

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Вечером гуляем по набережной. У причала Эминеню видим крысу (*показывает на руке — до локтя, вот такая!*). Публика ажитируется, европейские дамы визжат, местные продолжают ужинать чем аллах послал на ближайшей скамье, щелчки затворов фотокамер, вспышки айфонов. Аншлаг! Крыса, утомившись вниманием (*со словами «да вы ненормальные все»*), скрывается в сточном отверстии.

Маршрут по Стамбулу на 4 дня

Утром пятого дня, когда нам вылетать обратно, гуляем напоследок по Султанахмету — котики, цветы, дондурма. В планах был ещё хамам, но до него уже не дошел ход, может у вас дойдёт и вы поделитесь контактами.

Немного актуальной на апрель 2018 полезной инфы:

Айя-София: ежедневно с 09:30 до 16:30, пн — выходной, вход — 40 лир.
Голубая мечеть: вт-вс 08:30—12:30, 13:45—15:45, 17:30—18:30.

Цистерна Базилика: 09:00—19:00, 20 лир.

Дворец Топкапы: ежедневно с 09:00 до 19:00, вт — выходной. Билет во дворец — 40 лир, отдельно в гарем — 25 лир, общий с гаремом билет — 60 лир.

Музей дервишей Галата Мевлеви (Galata Mevlevi House Museum): дервиши танцуют только по воскресеньям в 17:00 и 18:00, цена билета 75 лир. Сам музей работает с 9:00 до 18:00, по воскресеньям — до 16:00, вход — 10 лир.

Монастырь Хора (музей Карие): с 15 апреля по 30 сентября: 9:00 — 19:00, с 1 октября по 14 апреля: 9:00 — 16:30. В среду выходной. Входной билет — 30 лир.

Мечеть Сулеймание: вт-сб 08:30—12:30, 13:45—15:45, 17:30—18:30, кроме пятницы.