Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 6:59
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Верхотурье — Россия Июнь 2018

Продолжение. Начало: часть 1

Первые русские поселения на Урале начали появляться задолго до Татищевского проекта строительства крупнейшего в регионе завода. Более чем за 100 лет до этого, в правление первого из Романовых, царя Михаила Федоровича, была построена крепость, которой было уготовано великое будущее: в течение ближайших двух столетий это будет главная крепость на пути в Сибирь. Впоследствии торговые пути сместятся на юг, крепость потеряет своё торговое и оборонительное значение, но сохранит потрясающие памятники архитектуры XVII–XIX веков. А посему — добро пожаловать в старейший город на Урале, его духовный центр — Верхотурье.

Поезда, следующие из Екатеринбурга, останавливаются на ж/д станции Верхотурье преимущественно в тёмное время суток. Строго говоря, это ещё и не Верхотурье, а посёлок Привокзальный. До самого Верхотурья ехать ещё около 6 км.

Опорный край державы. Часть 2

Верхотурье — самый старый и одновременно самый малонаселённый город Свердловской Области. Последним, видимо, объясняется, то что гостиниц в городе немного, а именно одна. «Соболь» — достаточно комфортная гостиница, из окон которой открывается вид на Верхотурский Кремль. На букинге вы её не найдёте, как не найдёте в самой гостинице и интернета (этим, видимо, и объясняется её отсутствие на букинге). Забронировать номер можно, позвонив по телефону, который есть на сайте гостиницы. В здании, в котором она расположена, также расположены ЗАГС, кафе, салон красоты, салон сотовой связи и магазины сувениров, цветов и электроники. Так что если вдруг что понадобиться — далеко ходить не придётся.

Выспавшись в «Соболе», я на следующее утро отправился прямиком в Кремль, благо он был всего в двух шагах. Пересекая небольшую площадь перед гостиницей я увидел монумент основания города.

Опорный край державы. Часть 2

Верхотурский Кремль считается самым маленьким русским кремлём. Изначально кремль был деревянным и имел три стены, роль четвёртой выполняла Тура. Каменным же он стал уже в петровскую эпоху.

С восточной стороны в ансамбль встроен Троицкий Собор начала XVIII века. Частично, своей колокольней, он стоит на территории кремля. По обе стороны собора в стене устроены Парадные Ворота.

Вдоль южной стены кремля, в реконструированном здании государевых амбаров, расположен музейно-выставочный комплекс. Можно посмотреть на различные документы XVII века.

Опорный край державы. Часть 2

Историческая реконструкция «В приказной Избе» — в Сибири воеводская приказная изба являлась основной местной административной и судебной инстанцией.

В XVII веке Верхотурье был, фактически, на самом краю Русского Царства. Сюда ссылали опальных царских невест.

Опорный край державы. Часть 2

А к XIX веку он уже стал городом с развитыми ремёслами в составе Пермской Губернии.

Романовы неоднократно совершали паломничество в Верхотурье. К столетию гибели последних из них приурочена выставка «Россия Небесная» известного московского живописца Ф. Москвитина.

Опорный край державы. Часть 2

Выйдя через Парадные Ворота я направился к Туре. Два её берёга соединяет подвесной мост. Опоры моста представляют собой срубы из брёвен, заполненные каменными глыбами (вероятно, чтобы их не смывало течение реки). Чудо инженерной мысли! Как тебе такое, Илон Маск?

Мост приятно пружинит под ногами, прямо как на корабле. С него открывается вид на всю реку.

Опорный край державы. Часть 2

На другом берегу — типичный сельский пейзаж.

От Верхотурского Кремля я двинулся в направлении Свято-Николаевского Мужского Монастыря, которому уже более 400 лет. Главный вход в монастырь венчает Надвратная Симеоно-Аннинская церковь. Церковь была построена в 1856 году на месте старых монастырских ворот.

Опорный край державы. Часть 2

Даже издали приковывает к себя взгляд могучий массив Крестовоздвиженского Собора. Это третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. Я так и не смог сосчитать сколько в нём куполов; не меньше 12 — это точно. В настоящее время собор закрыт для посещения. Его активно реставрируют к приезду патриарха, который должен прийтись на столетнюю годовщину гибели императорской семьи.

Далеко не до всех зданий на территории монастыря добралась реставрация. Для некоторых построек больше бы подошло слово «развалины»

Опорный край державы. Часть 2

В одном из зданий на территории монастыря находится музей. Как таковых билетов в него нет, но оговорена минимальная сумма пожертвования за посещение и за фотосъёмку. Можно посмотреть иконы Святого Симеона Верхотурского, почитаемого как святого покровителя уральской земли

и евангелия XVII—XVIII вв.

Опорный край державы. Часть 2

Изначально Свято-Николаевский Монастырь, как и весь город, был деревянным.

От мужского монастыря я направился к другому монастырю — женскому. По пути мне попалось ещё одно старое здание — усадьба верхотурского купца и заводчика XVIII века М. М. Походяшина. В XIX веке оно успело побывать уездной больницей и земской аптекой. В качестве аптеки продолжает функционировать в наши дни.

Здесь же, почти на самом берегу Туры расположена Церковь Иоанна Предтечи. Которой, к сожалению, более подходит термин «развалины».

Опорный край державы. Часть 2

Я продолжил свой путь в направлении женского монастыря. Моему взору открывались милые сельские улочки с деревянными домами. Сами улочки — асфальтированные, пускай и довольно давно.

Свято-Покровский Женский монастырь не может похвастаться такими же красотами, как и мужской. Зато это одна и первых женских обителей Урала и Сибири — год основания 1621. Внутреннюю территорию тоже активно реставрируют

Опорный край державы. Часть 2

Я вернулся к кремлю и направился в сторону, противоположную той, в которой расположен Мужской Монастырь. На холме у стен кремля расположен мемориал в честь верхотурцев, погибших во Вторую Мировую Войну.

Пройдя дальше немного дальше, я пересёк небольшой ручеек. Здесь, недалеко от берега Туры, расположены остатки Знаменской Церкви.

С 1867 по 1912 гг. здесь проходил своё служение член Императорского Православного Палестинского Общества православный писатель, священноиерей П. М. Торопов. Погребен за алтарём храма вместе со своей женой Тороповой М. В.

Опорный край державы. Часть 2

Время как будто бы остановилось в Верхотурье. Старейший из русских городов на Урале не только сохранил ценнейшие памятники архитектуры XVII—XIX вв. Он сохранил большее — всю соль той эпохи, когда он был главным городом, через который шла дорога к ещё тогда неосвоенным просторам бескрайней Сибири.