Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 10:45

Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец.
А. Твардовский

Начало XVIII века ознаменовалось великими переменами в истории России. Ей уже удалось вкусить новый курс, прокладываемый одним из величайших реформаторов в её истории, первым Российским Императором — Петром Алексеевичем. Но ей ещё только предстояло узнать какие богатства скрывает край Хозяйки Медной Горы, грандиозный горный хребет разделяющий Европу и Азию — Урал.

В петровскую эпоху здесь откроются десятки заводов и металлы высочайшего качества хлынут мощным потоком в Европу. А спустя ещё два столетия, ровно 100 лет назад, здесь же трагически оборвётся жизнь последнего Российского Императора.

Я приглашаю Вас совершить вместе со мной путешествие по трём столицам Урала.

Опорный край державы. Часть 1

Одной из самых значимых вех в освоении Урала было строительство завода-крепости Экатеринбурх — в те времена эта была вторая по величине стройка страны после Санкт-Петербурга. Отсюда мы и начнём свой путь.

Сейчас из Санкт-Петербурга добраться сюда удобнее всего по воздуху. Аэропорт Кольцово связывает с городом маршрутные такси и электрички. В моём случае маршрутка была очень удобна поскольку проходит совсем недалеко от отеля, в котором мне предстояло остановиться на ближайшие две ночи.

Следующий день выдался достаточно дождливым — но когда это нас останавливало? Я отправился изучать город. Начал свой маршрут я с Екатеринбургского Арбата — пешеходной улицы Вайнера.

Опорный край державы. Часть 1

Как и положено пешеходной улице, улица Вайнера полна всевозможных статуй.

Образец архитектуры городского особняка Екатеринбурга начала XX века с элементами модерна — особняк мещанина П. Ф. Блинова.

Опорный край державы. Часть 1

Перед ним — что-то вроде памятника урне, если я правильно понял.

Улица Вайнера упирается в главную городскую магистраль — проспект Ленина.

Опорный край державы. Часть 1

По стороне проспекта Ленина, примыкающей к улице Вайнера расположено довольно впечатляющее здание Екатеринбургской Думы.

На другой стороне, примерно напротив здания Думы, вот такая книга.

Опорный край державы. Часть 1

Совсем недалеко от пересечения Ленина и Вайнера находится Плотинка — место с которого три столетия назад и начался Екатеринбург.

Безмолвно взирают на Плотинку основатели Екатеринбурга — Василий Татищев и Георг де Генин.

Спустя 300 лет здесь всё также, как и было в их проекте. Всё также несёт свои воды Исеть и всё также в центре города — плотина, возведённая для нужд крупнейшего в те времена железного завода.

Опорный край державы. Часть 1

Спустя 250 лет здесь же был сооружен монумент. Сооружён силами трудящихся Свердловска, товарищи!

Плотинка — место городских праздников и народных гуляний. Так совпало что в этот день в Екатеринбурге проходил VIII фестиваль барбекю, невольным свидетелем приготовлений к которому я стал.

Опорный край державы. Часть 1

Чуть дальше Плотинки по проспекту Ленина расположена часовня Святой Екатерины. Часовня была построена сравнительно недавно, в 90-х годах прошлого века на месте Екатерининского Собора, разрушенного в 1930 году.

А напротив неё, на другой стороне проспекта Ленина, расположен практически единственный дворец на Урале — дом Севастьянова.

Опорный край державы. Часть 1

Урал — край металлов и самоцветов. Издревле человек стремился их добывать и обрабатывать. У музее истории камнерезного и ювелирного искусства можно увидеть множество интересных экспонатов, посвящённых истории этого ремесла. Начинается экспозиция с костюмов владычицы земных богатств — Хозяйки Медной Горы.

Красивый узорчато-переливчатый зелёный камень малахит часто служил материалом для впечатляющих произведений искусства.

Опорный край державы. Часть 1

Из камня умелые мастера вырезали целые букеты цветов,

а также фигурки животных

и людей.

Когда я вышел из музея, дождь закончился, тучи рассеялись и город предстал в совсем другом свете. Я не мог не вернуться на улицу Вайнера и не сделать несколько снимков.

Но вернёмся к Музею Камнерезного Искусства. Рядом с ним, дальше по проспекту Ленина, расположен сквер имени А. С. Попова, в центре которого — памятник ему же. Будущий изобретатель радио родился в Пермской Губернии и окончил Екатеринбургское духовное училище. И именно в Екатеринбурге в нём пробудился интерес к физике.

Опорный край державы. Часть 1

Пройдя через этот сквер можно углубиться дальше от проспекта Ленина. Здесь расположен литературный квартал, в котором сосредоточены музеи, посвящённые различным писателям XIX. В самом начале квартала — достаточно необычный памятник А. С. Пушкину.

Миновав этот квартал, я свернул на улицу Карла Либкнехта. Здесь моему взору предстала ещё одна необычная композиция. Рискну предположить, что это Бременские Музыканты.

Опорный край державы. Часть 1

По улице Карла Либкнехта я дошёл до Храма-на-крови. Одна из трагических страниц истории Екатеринбурга — это расстрел последнего Российского Императора и его семьи, произведённый в подвале дома инженера Н. И. Ипатьева. Безмолвный свидетель казни царственных особ простоял ещё почти 60 лет после той памятной ночи. После чего был снесён советской властью, опасавшейся интереса иностранцев к дому. В наши дни на его месте возвели храм. В цокольном этаже расположена небольшая выставка, посвящённая Николаю II и его семье.

Рядом с храмом — здание, в котором расположены одновременно Музей Царской Семьи и Никольская Церковь.

Опорный край державы. Часть 1

В музее можно посмотреть на вещи, принадлежавшие семье Николая II, а также фото ипатьевского дома начала прошлого века. И фото лестницы, которая вела в тот самый подвал.

На другой стороны улицы Карла Либкнехта находится усадьба Расторгуевых-Харитоновых. Роскошный особняк был построен в конце XVIII века купцом Л. И. Расторгуевым и перешёл впоследствии к его зятю П. Я. Харитоновы. До революции здесь устраивались балы и приёмы, сейчас же здесь Городской Дворец Творчества Детей и Молодёжи.

Опорный край державы. Часть 1

От усадьбы я двинулся обратно в направлении центра города. Следующей моей целью был Музей Истории Екатеринбурга. Музей довольно новый, с очень интересными и продуманными экспозициями. В одном из первых залов демонстрируется фильм посвящённый истории города. В самой же экспозиции можно увидеть план Екатеринбурга 1723 года,

предметы и

мебель XVIII–XIX веков.

В 1924 году Екатеринбург был переименован в Свердловск и это имя он проносил до распада СССР в 1991 году. Такое переименование было отнюдь не случайным — ведь Я. М. Свердлов активно занимался в Екатеринбурге революционной деятельностью.

Опорный край державы. Часть 1

Клавдия Новгородцева тогда заведовала книжным магазином Клушиной. В январе 1905 года к ней зашла женщина — Я к вам от «Полярной Звезды». Это был пароль. Женщина была скрывающейся Александрой Ореховой. Она и множество других заговорщиков нелегально проживали в Екатеринбурге. А экспозиция в музее так и называется — «Я с Полярной Звезды».

Какие же заговорщики без листовок, изобличающих действующую власть?

Опорный край державы. Часть 1

Очень интересный и познавательный день выдался в Екатеринбурге.

Назавтра мне предстояло отправиться в следующий город на Урале, поэтому с утра я сдал номер в отеле и отправился на метро на ж/д вокзал. В Екатеринбургском метрополитене используются старые круглые жетоны Московского Метрополитена и точно такие же вагоны и турникеты. Веток всего одна, хотя в планах есть строительство ещё двух.

Опорный край державы. Часть 1

Новый железнодорожный вокзал Екатеринбурга, расположен рядом со старым, в здании которого теперь располагается музей Свердловской Железной Дороги. Мне удалось увидеть его лишь снаружи — в музее шёл ремонт.

Сдав чемодан в камеру хранения на вокзале, я вновь вернулся на проспект Ленина. Екатеринбург — город, в котором славная история прошлых веков удачно соседствует с современностью. И недалеко от проспекта Ленина расположен небоскрёб высотой 188 метров — БЦ «Высоцкий». В БЦ есть музей посвящённый великому актёру, рестораны, отель.

На 52 этаже, на высоте 185 метров расположена смотровая площадка. Отсюда открывается потрясающий вид на город. На такой высоте дует очень сильный ветер, однако нет причин для беспокойства — площадка окружена стеклянной стеной выше роста человека.

Опорный край державы. Часть 1

Музей Высоцкого расположен на первом этаже. Можно посмотреть, например, на восковую фигуру Высоцкого и на «Мерседес», принадлежавший ему. Владимир Семенович любил шутить: «Такая машина есть у меня, и ещё — у Леонида Ильича Брежнева».

Конечно же мы все любим Высоцкого за его роли в кино.

Опорный край державы. Часть 1

Следующим пунктом моей программы были Шарташские Каменные Палатки. Сюда планируют провести метро, а пока что 2ГИС советовал ехать туда трамваями 13 и 15 с того же проспекта Ленина. Я не послушался и поехал трамваем 32 — он тоже идёт туда, правда делает крюк через весь город.

Каменные Палатки — это глыбы в форме палаток. Я видел их фото в интернете, но полагал, что они максимум в рост человека. На самом же деле они огромные. По современным археологическим данным, здесь располагались стоянки древнего человека (самые ранние — III тысячелетие до н. э.), а сами палатки были местом религиозного культа.

Опорный край державы. Часть 1

Ещё один представитель современного искусства в Екатеринбурге — это Памятник Клавиатуре. Расположен он тоже недалеко от проспекта Ленина, на берегу Исети. Размер клавиш позволяет человеку любого возраста легко поместиться на любой из них. Поэтому многие приходят сюда чтобы сняться на фоне, наверное, самой большой клавиатуры в мире.

Время, отведённое Екатеринбургу, подходило к концу. Крупнейшему городу на Урале удалось сохранить множество исторических объектов, и создать ряд новых, которые гармонично вписались в городскую панораму.
Я вернулся на вокзал т. к. совсем скоро мне предстояло отправиться в один из самых старых городов на Урале. Но об этом — в следующей части моего рассказа.