Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 19:15

Екатеринбург, Кунгур, Суксун, Белая Гора — Россия Май 2018

Последние месяцы мы с тихой завистью рассматривали фотографии, которые выкладывали на сайт жители самых разных уголков нашей страны. Там была зелень, цвели яблони, сакура, сирень, не говоря уже о прочих нарциссах и тюльпанах. Календарная весна давно перешла за половину, а Урал всё ждал хотя бы тепла, потому что назвать весною то, что у нас творилось в апреле, язык не поворачивается.

Теперь могу похвастаться: это случилось! За прошедшую неделю всё зазеленело, природа торопится нагнать упущенное. Хочется гулять и видеть каждое изменение, а меняется всё буквально на глазах.

В дендропарке на Первомайской появились цветы.

Зазеленели берега Исети.

Хоть Исеть и не назовешь великой русской рекой, но другой у нас нет, любим то, что имеем.

На Урал пришла весна!

Накануне в городе включили фонтаны. Горожане по ним за зиму соскучились. День будний, но на Плотинке многолюдно, все лавочки заняты, народ пригрелся на солнышке.

У фонтана «Каменный цветок», как обычно, — фотосессия. Хотела навестить фонтан у Драматического театра, но часть набережной пруда закрыта, так как перекладывают плитку, торопятся к Чемпионату мира. А обходить по улице неинтересно, подождем завершения работ.

На Урал пришла весна!

На следующий день я поехала в Малый Исток смотреть Музей ретро-автомобилей, про который мне рассказал Валерий Исаев. Малый Исток — это посёлок на Сибирском тракте, который существует с XIX века, когда-то здесь уральский промышленник Рязанов добывал золото. Сейчас посёлок включен в состав одного из городских районов Екатеринбурга, автобус до него от окраины города идет минут сорок.

Вышла из автобуса посмотреть строящийся храм Во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пока построен крестильный храм Во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», там идут службы, а сам храм Петра и Павла будут строить на месте старой церкви, которую сейчас сносят. Эта деревянная церковь была построена в начале XX века, ее вернули верующим в 2005 году в аварийном состоянии. Службы проходили, но реконструкции здание уже не подлежало.

На Урал пришла весна!

На противоположной стороне улицы увидела сосновый лес, и меня потянуло туда, как магнитом. Раньше я в Малом Истоке не была, места незнакомые. Оказалось, это природный парк «Малый Исток»: все культурно, благоустроено, охраняется. Людей немного: гуляет молодая мама с коляской, пара пенсионерок мирно беседует, изображая «скандинавскую» ходьбу, да семья с детьми накрывает стол к пикнику.

На берегу Малоистокского озера есть небольшой пляж. Места очень красивые, не зря на противоположной стороне озера в сосновом лесу расположена правительственная резиденция. За деревьями ничего не видно, но просматривается ленточка ограждения среди деревьев там, где у кромки воды изогнутый мостик.

Жаль, нельзя передать, как там пахнет и как поют птицы! Уходить не хотелось, но я же приехала в музей. Задачу выполнила, но о музее я расскажу позже, он прекрасно дополняет аналогичный музей в Верхней Пышме, о котором я недавно рассказывала.

На Урал пришла весна!

Подъезжая к посёлку, обратила внимание на красивое здание, шпиль которого возвышался над деревьями в стороне от дороги. На обратном пути подошла к нему. Это детский дом, о нём я прочитала на его сайте.

На месте этого здания стоял деревянный двухэтажный дом золотопромышленника Рязанова. В годы войны в нем находился детский дом, в котором уральцы приняли детей блокадного Ленинграда. После войны уральские рабочие решили построить для детей особенный дом. Старый особняк снесли, а на его месте построили вот этот дворец. На память об этом на фронтоне есть надпись: «От уральцев детям героического Ленинграда». Первых воспитанников детский дом принял 1 ноября 1951 года.

А в выходной я уехала на экскурсию, на которую собиралась уже давно. Всё прошлое лето присматривалась к графику туров фирмы «Тур-Урал», с которой езжу уже не первый раз, но каждый раз экскурсия совпадала с дождем по прогнозу, а в дождь ехать я не хотела.

На воскресенье в Екатеринбурге обещали +26 и яркое солнце. Путь предстоял неблизкий — 380 километров до Белогорского монастыря в Пермском крае. Дорога «туда» была неутомительной. Было приятно ехать, разглядывая мелькающие за окном картины красивой уральской природы: молодую зелень деревьев, желтые и сиреневые цветы на обочине дороги. Гид рассказывала много интересного об истории мест, мимо которых мы проезжали.

Суксун

Первая непродолжительная остановка была в поселке городского типа Суксун, там к нам присоединился местный гид.

В слышали когда-нибудь об этом месте? Суксун входит в перечень исторических городов России. Первое упоминание о населенном пункте относится к 1651 году, когда в этих местах открыли месторождение меди. В 1727 году Акинфий Демидов начал строить здесь завод, который через полтора года выплавил первую медь.

Когда говорят о самоваре, все сразу вспоминают Тулу. А ведь именно Суксун, а не Тула — родина русских самоваров. Документально подтверждено, что в 1740 году 16-фунтовый медный луженый самовар был изготовлен на демидовском Суксунском заводе. Это главный бренд города, он изображен на его гербе.

В парке Суксуна в 2006 году установили памятник самовару, высота которого более трех метров. Четыре скульптуры вокруг самовара символизируют достаток, крепкие семейные отношения и гостеприимство. Еле успела сфотографировать, его сразу облепили желающие потереть самовар, так как и здесь обязательно есть поверье: кто потрет Суксунский самовар, всегда будет окружен близкими людьми.

На Урал пришла весна!

Кроме самоваров, Суксунский завод славился изготовлением колоколов. В середине XIX века здесь было изготовлено 48 колоколов для звонницы Большого театра, где колокола используются в театральных постановках.

Когда истощились запасы медных руд, Суксунский завод превратился в железоделательный. Здесь в 1845 году был изготовлен первый в России пароход с железным корпусом — «Никита Демидов», он плавал по уральским рекам Сылве, Каме и Чусовой.

Суксунский пруд — один из старейших искусственных водоёмов Пермского края. Его создали одновременно с основанием Суксунского медеплавильного завода и это всё, что осталось от демидовского завода. Интересно, что в южной части этого пруда добывают грязи с лечебными свойствами, которые используют при лечении на местном курорте «Ключи». Этот санаторий построили в 1826 году и он работает до настоящего времени, в лечении применяется также минеральная лечебно-столовая вода «Ключи».

На Урал пришла весна!

На высоком берегу над прудом стоит еще одна достопримечательность Суксуна — церковь Петра и Павла, построенная в 1729–1730 годах. Здесь хранится главная святыня Суксунского района — икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», считающаяся защитницей этого края.

Посёлок Суксун расположен в 150 километрах от Перми на левом берегу реки Сылва, протекающей по территории Свердловской области и Пермского края. Сылва — в переводе с коми-пермяцкого значит «талая вода».

На Урал пришла весна!

Многим Сылва известна по расположенной на её левом берегу у села Молёбка аномальной зоне, где происходят различные паранормальные явления.

Но мы сюда не за этим, мы приехали посмотреть главную природную достопримечательность в окрестностях Суксуна — водопад Плакун. На склоне горы над рекой из-под корней упавшего дерева вытекает чистый родник — Ильинский святой источник. Вода пресная, без вкуса и запаха, считается целебной.

На Урал пришла весна!

Рядом построена часовня Святого Ильи. По легенде неподалеку была келья, где жил монах Илья, известный даром врачевания.

Вода источника бежит в сторону реки

На Урал пришла весна!

и двумя неширокими полосками падает с семиметровой высоты. Конечно, водопад Плакун скромный, но очень симпатичный. На Урале много гор и рек, а водопадов единицы.

Недалеко от водопада есть подвесной мостик, соединяющий берега реки Сылвы и деревни по её берегам. С этой стороны реки расположена деревня Пепелыши, а на другом — деревня Сасыково, которая упоминается в документах 1677 года.

На Урал пришла весна!

Много подвесных мостов переброшено через уральские реки. В прошлом году я переходила по такому реку Сергу в природном парке Оленьи ручьи.

На Урал пришла весна!

Не могла упустить возможность покачаться на этих качелях, перешла на другую сторону Сылвы, чтобы сфотографировать мост и красивую реку.

Кунгур

На обед мы остановились в еще одном городе на реке Сылве, — старинном купеческом городе Кунгур. Немного о нём я уже рассказывала, так как ездила на экскурсию в Кунгурскую ледяную пещеру.

В этот раз много увидеть не удалось, заезжали только на обед. Пробежалась десять минут, сэкономленных от обеда, сфотографировала здания по улице Ленина перед гостиницей «Ирень», где обедали. Этот участок улицы застроен сохранившимися купеческими зданиями конца XIX — начала XX века.

Особенно хорош дом в неожиданном для провинции стиле модерн, построенный в 1910 году для кунгурского нотариуса А. К. Глушкова, здесь была его контора. После революции дом разделили на квартиры. Жаль, такую красоту портят пластиковыми окнами, несмотря на то, что здание — памятник архитектуры, хоть и регионального значения.

На Урал пришла весна!

Не было времени перейти улицу к красивой церкви Успения Пресвятой Богородицы (середина XVII века, реконструкции XVIII века) в стиле уральского барокко, чтобы сфотографировать её без машин. Еще недавно церковь была в ужасном состоянии и использовалась не по назначению. Посмотрите какие красивые у неё купола!

Группу традиционно завезли в «Гончарную лавку» и магазин «Кунгурские сладости». Помню, пряники были вкусные, но в этот раз я туда не пошла, а еще минут двадцать потратила на окрестности.

В городском парке было оживленно, работал фонтан и различные аттракционы.

На Урал пришла весна!

Я прошла через парк, чтобы коротким путём выйти на Соборную площадь. Когда-то на площади стояла Благовещенская соборная церковь, отсюда название. А сейчас есть только небольшая Малоалексеевская церковь, перестроенная из часовни на средства кунгурских купцов-кожевников братьев Пономаревых. Освящена в 1894 году. Вернули верующим в 2006 году, отреставрировали недавно.

Единственный на Урале «Гостиный двор», символ кунгурского купечества. Построен в 1865–1876 годах по проекту пермского архитектора Р. И. Карвовского. Читала, что подобного типа здания есть только в Санкт-Петербурге и Костроме. Памятник федерального значения. По-прежнему требует ремонта, но стало совсем мало вывесок, может быть что-то сдвинулось с места.

Дошла до памятника кунгурскому самовару, я видела его прошлый раз только из окна автобуса. В XIX веке Кунгур называли чайной столицей России. Здесь была чаеразвесочная фабрика и многие купцы успешно занимались торговлей чаем.

На Урал пришла весна!

Заглянула в небольшой Сквер воздухоплавателей, где в 2009 году установили скульптуру Никиты-летуна. Согласно легенде именно он был первым покорителем неба на Руси. Никита спланировал с колокольни на самостоятельно изготовленных крыльях. Но закончил он трагически, его казнили по приказу Ивана Грозного в назидание всем, кто еще посмеет взлететь в небо, как птица.

Каждый год в середине лета в Кунгуре проходит фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».

На Урал пришла весна!

В створе улицы Гоголя вдали видны купола великолепной Свято-Никольской (Иоанно-Предтеченской) церкви. Три года назад они были в лесах. В расположенных рядом зданиях, принадлежавших Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю конца XIX века, с осени 2015 года нет женской тюрьмы, которая находилась там почти девяносто лет.

Не буду рассказывать о Кунгуре, какой сейчас в этом смысл? В городе, который ведет отсчет с 1663 года, много интересного, не зря его включили в список малых исторических городов России. Это просто заметки, чтобы лишний раз убедиться: в Кунгур нужно ехать специально, здесь 4 объекта культурного наследия федерального значения и 54 объекта областного значения. Кроме того, Кунгур всегда считался центром православной культуры Прикамья, здесь несколько действущих церквей, а некоторые восстанавливают. Не будем забывать о природной жемчужине Урала — Кунгурской Ледяной пещере, которую я уже посмотрела. Ставлю Кунгур в план!

Белая гора

От Кунгура до цели нашего путешествия Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря еще 70 километров. Погода, которая начала портиться еще до Кунгура, окончательно испортилась: небо затянули черные тучи, периодически сверкают молнии, начался дождь. Не удалось мне избежать дождя при посещении монастыря, как ни старалась.

Монастырь стоит на горе и очень красиво смотрится на подъезде к нему. К сожалению, даже из окна сфотографировать было невозможно в такую погоду. Гора называется Белой, потому что здесь долго не тает снег. Зимой монастырь выглядит сказочно, посмотрите фотографии в интернете: гора и все строения покрываются инеем или, как его здесь называют «кухтой».

На Урал пришла весна!

Виды с горы открываются великолепные, это не может испортить даже дождь. Говорят, что особенно красивы они осенью, когда яркие краски: желтые березы, красные листья канадских кленов, темная зелень сосен.

Белогорский монастырь — одна из главных православных достопримечательностей не только Пермского края, но и всего Урала. Когда-то этот монастырь называли Уральским Афоном за строгость устава.

История монастыря началась в 1891 году, хотя в этих местах еще в XVIII веке были старообрядческие скиты. В 1891 году на Белой горе в память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии установили крест, высотой более десяти метров. В народе этот крест прозвали «Царским». Исторический Царский крест, уничтоженный в революцию, воссоздали по проекту пермского архитектора Александр Метелева, освятили и установили в 1998 году в праздник Воздвижения Креста Господня на прежнем месте.

На Урал пришла весна!

Первый Свято-Николаевский храм на Белой горе, освященный в 1894 году, был деревянным, он простоял всего три года и сгорел до основания.

В 1895 году освятили главный храм обители в честь Иверской иконы Божией Матери. Это храм окружала красивая галерея, где размещались богомольцы, не попавшие в храм из-за многолюдности. В 1923 году, когда монастырь был закрыт, деревянные постройки разбирались и перевозились в другие места. Был снесен и Иверский храм.

В 1999 году на месте Иверского храма воссоздали его фундамент, а позже установили макет храма.

На Урал пришла весна!

Каменный Крестовоздвиженский собор в византийском стиле заложили в 1902 году и строили полтора десятка лет. Строили собор на частные пожертования и на деньги самого монастыря. Монастырь был не бедный, монахи, а численность братии по отчетам за 1909 год составила 401 человек, занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел. Даже кирпичи делали сами монахи на монастырском кирпичном заводе, где было три печи.

Освятили Крестовоздвиженский собор 7—9 июля 1917 года, на торжественной церемонии присутствовало 30 тысяч паломников. Это был самый большой и красивый храм Пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Храм был оборудован новейшей вентиляцией и паровым отоплением, пол вымостили метлахской плиткой, а на площадь перед собором положили асфальт.

На Урал пришла весна!

Все кончилось с приходом к власти в Пермской губернии большевиков. Летом 1918 года был зверски замучен и сброшен в Каму возглавлявший монастырь архимандрит Варлаам, а затем расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря. Собор осквернили и разграбили.

Монастырь окончательно закрыли в 1923 году. В 1930 году на Белой горе открыли лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, а затем в 1931 году — белогорский дом инвалидов. На месте Царского креста поставили памятник Ленину, а соборный храм превратили в клуб.

В 1941–1945 годах на Белой горе был реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а затем до 1986 года — Дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства.

Возрождение монастыря началось в 1991 году, когда Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, а Белогорский монастырский комплекс передали РПЦ.

Историю монастыря нам рассказали во время экскурсии. В верхнем храме собора стоит макет монастырских построек, а также есть стенды с историческими фотографиями. Сохранен участок стены, у которой расстреливали репрессированных, когда в монастыре размещался лагерь. Все более подробно можно прочитать на сайте Белогорского монастыря.

Сделано много, но и сейчас работы ведутся в большом объеме, строятся корпуса и хозяйственные постройки, благоустраивается территория. Пока в монастыре живут всего два десятка монахов и послушников.

Первый братский корпус.

В монастыре есть Трапезная, где можно пообедать или купить монастырский хлеб и вкусную выпечку. Кстати, очень вкусные монастырские пирожки, я не удержалась, попробовала и с рыжиками, и сладкие.

На Урал пришла весна!

На рождество 2000 года во временной звоннице у собора установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском монастыре Ивановской епархии.

По склону горы можно спуститься к Святому источнику В честь Святителя Николая, над которым построена часовня.

На Урал пришла весна!

А еще ниже — к пруду, рядом с которым стоит Купель Святого Николая, где есть мужское и женское отделения.

Когда-то при монастыре было девять прудов, думаю, там разводили рыбу.

Несмотря на дождь, я спустилась к пруду и всё посмотрела. Кстати, зонта у меня не было, камеру спасал пластиковый пакет.

На Урал пришла весна!

Рядом с входом на территория есть парковка для автомашин и автобусов, небольшое кафе,

а также «Гостиный двор» с церковной лавкой.

На Урал пришла весна!

Рядом с ними — детская площадка и туалет.

Смотрим в последний раз на великолепный Крестовоздвиженский собор и садимся в автобус, предстоит обратный пятичасовой переезд. А дождь в этот момент и закончился!

Дождь, еще не самое страшное. В пути, когда стали поступать СМС с вопросами из разных уголков страны, я узнала, что в Екатеринбурге и области в это время гулял ураган, сносивший крыши и ломавший деревья. А мы всё это увидели только потом в новостях.

На Урал пришла весна!

Вот такая была предпоследняя весенняя неделя на Урале. Природу не обманешь, она все равно возьмет своё! Выйдя сегодня во двор, я увидела, что некоторые яблони уже начинают цвести.

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия