Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Тринкомали, Анурадхапура, Полоннарува, Дамбулла + 4 города — Шри-Ланка Апрель 2018

Мои рассказы о Шри-Ланке:

Шри-Ланка. Нетуристический Коломбо (день первый)

Шри-Ланка. Самый лучший день! (день второй)

Шри-Ланка. О горах, цейлонском чае и зубе Будды… (день третий)

Шри-Ланка. Про земное и божественное… (день четвертый)

Шри-Ланка. Про разрушенные планы и обретенные мечты (день пятый)

Шри-Ланка. О первой сингальской столице и долгой дороге к океану (день шестой)

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Я никогда не мечтала побывать в Шри-Ланке. Нет, не потому, что мне страна не нравилась, просто не мечталось, и другие горизонты манили гораздо сильнее. Шри-Ланка в друзья тоже не набивалась и параллельное наше существование длилось очень много лет. Иногда, читая рассказы об этом дивном острове, я пыталась представить себя там, среди бесконечных пляжей или бархатно-зеленых гор, но получалось это совсем плохо и уж точно, не заставляло схватить чемодан и паспорт в поисках новых приключений. Один только раз, читая о приключениях Олега (aka Nomad) в Яле и любуясь фотографиями слона, что-то дрогнуло в глубинах моей черствой души, но прорасти так и не проросло. Однако зрело, хотя я об этом даже не догадывалась…

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Приближающаяся весна, а с ней и юбилей мужа, заставили задуматься о подарке, а заодно и о весенних каникулах. Собранных непосильным трудом средств на особый размах торжеств, вкупе с соответствующим подарком, мне не хватало (да муж и не любит все эти торжественные мероприятия), а вот более-менее бюджетное путешествие я потянуть могла. Оставалось только найти направление, которое наверняка порадует юбиляра, ну и сколотить небольшой коллективчик, дабы облегчить собственное финансовое бремя.

С направлением пришлось повозиться. Изначально я планировала Исландию и потихоньку прорабатывала варианты перелетов, маршрутов и прочего, но муж категорически не желал лететь туда, где холодно. Коллектив, в лице моей сестры и племянника, тоже взбунтовался — пришлось перестраиваться, причем срочно. Вот тут-то и напомнила о себе Шри-Ланка, пообещав показать чудесные чудеса и дивные дивы за вполне умеренные деньги, да еще и с вылетом из Воронежа.

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Против острова в Индийском океане никто не протестовал, финансы вписывались в предполагаемые траты, слоники радостно трубили в растревоженной душе, а мыслишка закончить познавательную часть путешествия по острову релаксом на берегу океана (целиком и полностью идея племянника) неожиданно пришлась по душе всем остальным членам экспедиции, уставшим от снежной зимы и унылого монохрома за окном.

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Пристальное изучение достопримечательностей Шри-Ланки обещало удовлетворить все наши интересы, зачастую противоречивые и уж точно разносторонние — я рвалась в национальные парки и ботанические сады, муж вожделел развалин старинных городов и разнообразия храмов, сестра мечтала о садах специй, тайнах аюрведы и океане, племянник поддерживал всех, при условии обещанного пляжа и океана. Все это вырисовывалось в интересный, хоть и очень насыщенный маршрут, заканчивающийся на северо-восточном берегу Шри-Ланки, в Тринкомали, где в начале мая спокойный океан, а ливни если и обрушиваются на голову, то только ночами, не мешая прожаривать и просаливать белокожие бока.

Погода.

Изучение погодных сайтов, обещавших начало сезона дождей на Шри-Ланке, нас не спугнуло. Самый жаркий месяц здесь апрель, когда солнце стоит в зените и жарит беспощадно, изнуряя даже привычных к своему климату ланкийцев. Это не могло не настораживать, но прилетали мы в конце апреля, передвигаться собирались не пешком, да и мысль о рекордной жаре где-то, дома, когда за окном крепчают морозы и валит снег, не казалась такой страшной. Да, 38 в тени, да еще и при высокой влажности, это жарковато, что уж тут скрывать. Но переживаемо — никто из нас не обуглился, а океан, ожидавший нас в финале, разогрелся до весьма приятных температур, что сделало наш отдых совершенно комфортным.

Дожди мы видели исключительно ночами, что нам совершенно не мешало — вымотанные насыщенной программой очередного дня, мы засыпали в любых условиях и разбудить нас мог только будильник, выдергивавший из сонного забытья каждое утро в 4.30 (ну, в отпуске у нас обычно так и бывает).

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Относительная прохлада и тяжелые тучи, запутавшиеся в кронах деревьев, догнали нас только на чайных плантациях, заставив пережидать жуткий ливень в приятной дегустации на чайной фабрике. Пока природа неистовствовала, мы дружно закупали чай в подарок родным и знакомым и, кто знает, не сжалься над нами небеса, мы бы, наверное, побили все рекорды чаепития и оптовых закупок. Выглянувшее вовремя солнце спасло нас от финансового краха, а чемоданы от перегруза, но привезенный чай оказался выше всяческих похвал!

Поскольку путешествие наше приходилось на самый конец высокого сезона, скидки на отели были весьма приятными, да и хозяйка фирмы, предоставившая нам машину с водителем и сопровождающего, скинула согревшую жабу сумму с первоначальной. Туристов тоже было мало до приятного, китайское нашествие нам пришлось пережить только в паре храмов и на чайной фабрике, а пляж просто порадовал безлюдьем и некой дикостью затерянного в океане острова — о таком счастье я даже не мечтала, представляя ровные ряды шезлонгов и коптящихся на них туристов со всего света.

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Ну и исключительно информации для: высокий сезон (и высокие цены) в Шри-Ланке начинается с середины ноября и длится до середины марта, самый жаркий апрель, а потом приходят дожди (опять же, на каждом побережье свои особенности, делающие Шри-Ланку практически круглогодично туристической). Когда лететь — решать вам, но как метко заметил мой племянник, на Шри-Ланке есть только две погоды: жарко и очень жарко…

Маршрут.

Не буду подробно описывать титаническую работу по поиску возможностей проехать весь остров в относительном комфорте. Идею путешествовать в поездах, автобусах или, упаси боже!, в тук-туках, я отмела сразу, решив, что путь истязаний не наш путь. Кроме того, было решено еще из дома бронировать все отели по пути, с включенным завтраком и ужином, ну и отель в Тринкомали мы тоже забронировали заблаговременно, удачно дождавшись неплохой скидки на него (правда, без отмены бронирования, но очень уж привлекательным было предложение).

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Сарафанное радио, успешно работающие и на просторах интернета, вывело нас на фирму, среди многочисленных отзывов которой не было ни одного отрицательного.

Связаться с совладелицей фирмы, обсудить с ней возможность осуществить именно наш маршрут, покопаться в ворохе отелей, присланных нам на выбор (хотелось недорого и относительно уютно), выяснить все про выбранный нами отель в Тринкомале было самой простой задачей, решившейся за пару вечеров. Окончательно утвержденный маршрут, согласованный со всеми участниками концессии, выглядел так:

Первый день: Ранний прилет и знакомство с Коломбо.

Второй день: Португальский порт Галле, сафари по национальному парку Яла.

Третий день: Водопады, чайные плантации, Нувара-Элия, Канди.

Четвертый день: Ботанический сад Перадения, сад специй в Матале, Дамбулла.

Пятый день: Полоннарува, Сигирия.

Шестой день: Михинтале, Анурадхапура, переезд в Тринкомали.

Седьмой день и так далее: пляжный отдых.

Втиснуть в столь плотный график еще один национальный парк, а мне хотелось побывать еще и в Миннерии, где очень много слоников, с которых и началась моя дорога в Шри-Ланку, у меня не получалось никак. Однако мысль я не оставила и судорожные попытки поменять что-нибудь на Миннерию вынашивала и до путешествия, и в процессе нашего знакомства с Ланкой. Коварный мой план увенчался успехом, но все лавры я забирать себе не буду — в дело вмешался праздник Весак, растянувшийся у ланкийцев на три бесконечных дня и заставивший нас менять свой маршрут по ходу, к моей величайшей радости. Детская память, бережно хранящая картинку на пачке цейлонского чая — слон на фоне горы, ожила и обрела звуки и запахи, подарив встречу со слонами, коих здесь видимо-не видимо!

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

С этой же фирмой мы договорились об обратном трансфере в аэропорт, потому как по прямой от Тринкомали до Коломбо ехать часов пять (если повезет не встать в пробку), решив таким образом еще одну проблему.

Перелет.

С перелетом все получилось быстро и с максимальным удобством для нас. Родной аэропорт (да продлят все боги его благоденствие!) открыл программу сотрудничества с бюджетной авиакомпанией FlyDubai, что позволяло вычеркнуть траты на дорогу в Москву и обратно и сэкономить время, которое всегда так жалко тратить на все эти перелеты, стыковки и ожидания.

Стыковку в Дубае мы сократили до минимума, гарантирующего перегруз багажа, отсутствие питания в самолете нас не пугало (мы ж не первый раз летим, у нас с собой было!), заявленный вес ручной клади и багажа оказался лояльным (соответственно 7 и 20 кг), а практика показала, что ни размер ручной клади, ни ее вес, ни количество дополнительных пакетов в руках, авиакомпанию не волнуют и мы дружно выдохнули, когда тяжеленный фоторюкзак мужа никто не попросил водрузить на весы.

Единственно, в чем мы подстраховались, да и то, исключительно чтобы избежать подлянок, подкидываемых лоукостерами, это купленные заранее места. Лететь хотелось всем вместе, а получить четыре кресла рядом было сильно нереально. Думаю, что поступили мы правильно, потому как рейсы «Дубай-Коломбо» и обратно были забиты «под завязку», не оставалось ни одного свободного кресла. Да и жители славного Воронежа, как оказалось, тоже любят слетать в Дубай на майские праздники.

Самолеты у FlyDubai новенькие, пилоты опытные, стюардессы спать совсем не мешали, посадка-высадка происходили четко и быстро, рейсы вылетали или без опозданий, или с минимальными задержками, что было очень приятно. Отсутствие пледов-подушек и фильмов в мониторе никого из нас не напрягло и от полетов на этой авиакомпании не отвратило. Багаж долетел вместе с нами, потерялось только одно колесо с чемодана сестры, но мы решили на этом не заморачиваться. В общем и целом, я очень рекомендую эту авиакомпанию, особенно когда они объявляют скидки и акции…

Визы.

Для посещения Шри-Ланки нужны визы. Получить их можно двумя путями — по интернету, еще дома (что дешевле) и в аэропорту, по прилете (что немного дороже). Прикинув, как муторно будет стоять в очереди на визу после долгого перелета, мы решили получить их по интернету, хоть и читала я всякие истории, как сложен и ненадежен этот вариант. К тому же, нам надо было брать четыре визы, что ситуацию только усложняло. Но сам процесс не занял много времени, визы пришли на почту через день, заставив нас не то, чтобы понервничать, а лишь слегка поволноваться, да и очередь в аэропорту лишний раз убедила нас в правильности решения (я уж молчу про сэкономленные деньги).

Паспортный контроль.

Паспортный контроль в Коломбо оказался одним из самых необременительных, хоть наши паспорта и внимательно полистали, читая чуть ли не каждую исписанную страницу. К руссо-туристо здесь относятся благожелательно, претензий заранее не имеют и улыбаются вполне искренне. Старайтесь не становиться в очередь за азиатами и тем более за нескончаемой группой китайских товарищей, очень уж их дотошно проверяют, а это может задержать всех на неопределенный срок.

Перед прохождением контроля необходимо заполнить иммиграционную карточку (пограничник может его попросить). Бланки лежат на специальных стойках, образец заполнения есть в интернете.

Обмен денег, покупка местной СИМ-карты.

Менять деньги на ланкийские рупии лучше всего в аэропорту, здесь же покупают и местную сим-карту (мы купили «Диалог»). Курс валют во всех обменниках одинаковый, от обмана тоже никто не застрахован, поэтому внимательно пересчитывайте полученные купюры, знакомясь по ходу с их номиналом, обязательно получите справку о совершенном таинстве (внимательно почитав, какую сумму там указали) и бережно ее храните до дня отлета домой, когда оставшиеся рупии надо будет здесь же поменять на доллары. Правда, не факт, что при обратном обмене с вас не сдерут комиссию (500 рупий) и что обменяют все, по последней рупии, но против хитрости и лукавства местных ростовщиков нет оружия, так что смиритесь с неизбежным и не портите себе нервы.

Кстати, если у вас остались деньги, не спешите их менять, прогуляйтесь сначала по магазинчикам, расположенным сразу после входа в аэропорт — цены тут ниже, чем в дьюти-фри, есть местные сувениры, чай, красивые пашмины и прочая дребедень, которую все мы покупаем в подарок многочисленным знакомым. Может после этого вам и менять-то будет нечего.

Сколько долларов менять — советовать сложно. Но если вы не планируете могучий шоппинг в ювелирных магазинах и не планируете везти на родину разрешенные 10 кг чая, то особо много рупий вам не понадобится. Совет менять тысячу долларов мне показался слишком завышенной суммой, нам хватило с лихвой 500 долларов на четверых, с учетом купленной воды, фруктов, сувениров и чая. Правда, завтраки-ужины у нас были включены, а это очень меняет дело. Оставшиеся рупии, после раздачи всех причитающихся чаевых, мы потом меняли обратно, ругая себя, что обменяли слишком много — но кто ж знал…

Еще одна статья расходов, и очень немалая — входные билеты в храмы, ботанические сады, аренда машины на сафари, чаевые водителям и прочее. Ну, чаевые дело личное, давать или нет — решать вам. Просто не забывайте, что живут ланкийцы небогато, месячный заработок в 200 долларов у них считается очень неплохим, а туристы в их глазах выглядят сказочными толстосумами. К тому же, не все они спят и видят ваши чаевые — парнишка в нашем отеле, ежеутренне накрывавший нам лежаки под раскидистым деревом, наотрез отказывался брать деньги за услугу, как мы не старались.

А вот счета в отеле старайтесь оплачивать ежедневно, сохраняя чеки до выписки, потому как хитрые рецепционисты постараются содрать с вас лишние рупии, доказывая, что не все чеки оплачены, да и мини-бар после вас недоукомплектован. Правда, совершенно не настаивают на оплате, видя аргументы в виде счетов и ваше искреннее возмущение — видно, прокатывает это у них редко…

Высокие цены на входные билеты в храмы и прочие знаковые места Шри-Ланки диктует ланкийцам тот самый ЮНЕСКО, что берет все это под свою защиту. На билетах, в левом верхнем углу, так и написано — «цена сформирована лично ЮНЕСКО». Шри-Ланке с суммы достаются жалкие крохи и нескончаемое ворчание туристов, что вы тут, дескать, совсем обнаглели, драть такие деньги с отдыхающих. Мало того, запреты на фотографирование чего-либо на этих объектах тоже дело рук ЮНЕСКО, очень тревожащегося, что посмотрев фотографии в интернете, многие решат не тратить деньги для личного знакомства и поток средств станет сильно пожиже.

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

И это еще не все! Тот же ЮНЕСКО запрещает ланкийцам проводить раскопки и реставрации чего-либо без согласования с ними. Приходится писать заявки, ждать высокого визита представителя ЮНЕСКО, потом ожидать его решения на разрешение работ и в итоге получать отказ на неопределенный срок. Вот только деньги за билеты ЮНЕСКО получает регулярно и без задержек! Так что не рычите на ланкийцев, ругая их жадность — они не виноваты…

Ланкийская еда.

Карри и немножечко риса — готовьтесь, что это будет вашим основным рационом. Но страну надо познавать не только глазами, пусть рецепторы вкуса тоже взбодрятся от новых ощущений, а их будет масса!

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Чикен-карри — классика путешествующих по Шри-Ланке и я ничего не могу сказать плохого об этой вкусной и сытной еде (если у вас, конечно, нет язвы и прочих противопоказаний). К тому же, жаркий и влажный климат этой страны не способствует нагуливанию аппетита, острейший карри ограничивает размер порции (ну и с инфекциями тоже успешно борется), отправляемой в недра организма, так что на еде здесь не разоришься. Мы решили, что режим завтрак-ужин для нас оптимальный и не тратили время на обеденный перерыв. Запас воды ехал с нами в машине, а фрукты можно было покупать по дороге, процесс занимал всего пару минут активного торга.

А вот про фрукты могу рассказать подробнее. Здесь их много, все спелые и сладкие, ешь-не хочу! Очень рекомендую бананы (те, которые мелкие, кисло-сладкого вкуса — после них долго не хочется есть, да и жажда пропадает). Арбузы и папайя тоже вкуснейшие, а вот манго удивили непривычным вкусом и после первой дегустации вожделенного фрукта (пусть и весьма обильной), мы решили перейти на бананово-арбузную диету, к которой примкнула даже я, не употребляющая бананов ни в каком виде. За свою жизнь я съела всего-то четыре банана, причем все в Шри-Ланке.

Кокосы, носящие гордое звание королевских, здесь не такие, как в Тае или на Бали, и внешне, и на вкус. Но лучше средства восстановить водный баланс измученного жарой организма, пока еще не придумано. Поэтому покупайте кокос и пейте его водичку, как необходимое лекарство (действительно помогает от обезвоживания). Бонусом вам будет могучее свойство кокосовой воды ликвидировать всяческие последствия погрешностей в питании, и если без кокоса дегустация местных яств может закончится грустно, то после кокосовой воды вам не пригодятся никакие имодиумы (оба свойства кокосовой воды медицински доказанный факт!).

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Можно попробовать маракуйю, здесь она приятно-кислая и очень помогает от жажды, есть совершенно диковинные «деревянные яблоки», которые мы отведали исключительно из уважения к местным жителям, ну и прочая азиатская вкусность тоже растет, правда, вкус не всегда такой, к которому мы привыкли. Но тем интереснее, мне кажется.

В конце все этих дегустаций мы остановились на местных арбузах, маленьких и сладких, прихватываемых по дороге для ужина, и арбуз стал нашим фаворитом среди ланкийских фруктов!

Цена на фрукты не удручала, но повторюсь, жара не способствовала аппетиту и ели мы очень мало, только племянник со своим растущим и худющим организмом отрывался на ланкийской кухне, неожиданно для всех нас возлюбив карри и прочие обжигающие специи и рубая за всех четверых — молодец, парень, что тут скажешь…

В качестве экзотического местного напитка нам приглянулось имбирное пиво, которое по сути лимонад, но не сильно сладкий и тоже острого вкуса, его мы и пили вечерами, проникаясь напитками Шри-Ланки.

Многочисленные советы просить при заказе блюд «No chili» особого результате не дали, и чем привычная ланкийская кухня отличается от облегченного туристического варианта, я так и не поняла, проходив весь отпуск с распухшими от регулярных ожогов губами. Но теперь по карри скучаю, все-таки это намного интереснее нашей преснятины, да простят меня гастроэнтерологи…

Местный рис, к слову сказать, очень вкусный, намного лучше той ерунды, что продается в наших магазинах. Наши мужчины, треская рис с карри, даже не вспоминали любимую картошку и мы с сестрой поставили высший балл этому продукту.

Ланкийские морепродукты хороши безусловно, как только может быть хороша еда, выловленная рыбаками ранним утром и сразу же отправленная в кухню. Не скажу, какие цены на морепродукты по всей Шри-Ланке, но ресторанчик неподалеку от нашего отеля в Тринкомале, совершенно непрезентабельный снаружи и вызвавший бы массу вопросов у любого санитарного врача, порадовал нас блюдами невероятной вкусноты и обошелся в 100 долларов на четверых за ужин (рыба, королевские креветки, пиво. Картошка и салат прилагались по умолчанию). Не знаю, сильно ли это дорого, но гастрономический оргазм получили все, а это главное. К этому времени мы махнули рукой на условности и предосторожности: ели не помыв рук, пили, что приносят, не пугаясь кубиков льда в бокале, не падали в обморок, проходя мимо кухни, лихо отмахивались от наглых мух и не менее наглых птичек, норовящих упереть что-нибудь с тарелок, и верили в целебные свойства карри и кокосовой воды больше, чем в гигиенические мероприятия и таблетки, прихваченные из цивилизованного мира. И ведь карри не подвел!

Что взять с собой…

1. Средства от москитов.

Шри-Ланка нежно любима москитами. А москиты, в свою очередь, нежно любят туристов. Правда, всяких там малярийных комаров здесь не водится — и на том спасибо. Но могут нагрянуть песчаные блохи, которых я боялась сильнее всего. Блох мы не встретили, ну или мы им не показались гастрономически-привлекательными, а вот комаров видела, слышала и кормила, особенно на сафари. В отелях мы втыкали в розетку прихваченный из дома фумигатор и спали спокойно, а обливаться репеллентом перед сафари мы не стали и от комариных укусов никто не умер — кровожадность ланкийских москитов сильно преувеличена, это я могу утверждать теперь совершенно точно.

1. Переходники и удлинитель.

Розетки в Шри-Ланке свои, особенные, впрочем, без особого труда в них втыкаются наши вилки. Правда, розеток в номерах до безобразия мало и зарядить все гаджеты будет проблематично. Испытанный не в одном путешествии удлинитель с несколькими розетками не сплоховал и на Шри-Ланке.

А вот в Тринокмали сильно удивились, увидев английские розетки. К такому сюрпризу мы были не готовы, спасибо рецепции, поделившейся с нами переходниками. Их нам носили и носили в номер, отчего-то решив, что чем больше, тем лучше и уезжая, я выстроила на краю стола длинную шеренгу из переходников разных расцветок и модификаций — хоть магазин открывай.

1. Средства от загара и помощнее.

Покрывать себя ровным слоем средства от загара ранним утром и обновлять его с завидной регулярность — единственный способ не спустить обгоревшую шкуру. Никакая тень, будь то парусиновый зонт на пляже или раскидистый фикус у храма, вас не спасет от ланкийского солнца! Ну разве только крыша машины или потолок в номере — но просидеть весь отпуск в бункере сомнительная радость.

Прикрывайте темечко — очень напекает! Помотавшись весь день по солнцепеку, я к вечеру маялась нешуточной головной болью, справиться с которой не смогли наши таблетки, и только волшебная сила карри помогла выжить (не знаю, как так получилось, видно есть в карри аюрведическое что-то).

Если уж вам не повезло и вы обгорели, ищите спасение или в кокосовом масле (без разницы, для чего оно — для еды, волос или тела, поможет любое), или в бальзаме с алоэ. Оба спасительных снадобья можно запросто купить в Шри-Ланке, особенно кокосовое масло, его здесь, как у нас подсолнечное, в любом сельпо продают. Если вы решите, что ланкийский загар золотит вашу кожу как-то слишком бледновато, опять же, кокосовое масло вам в помощь — и не обгорите, и солнце покроет вас самым красивым оттенком загара (проверено на себе, причем не единожды). Домашние запасы масла кокоса, привезенные еще с Сейшел, у меня как раз подошли к концу, и я их пополнила в Шри-Ланке, купив очень качественное и очень недорогое масло.

Помните, что от Шри-Ланки до экватора всего лишь 800 километров и солнце тут очень даже экваториальное, со всеми вытекающими последствиями. Ни разу не упав загорать под прямые солнечные лучи и большей частью просидев в океане, мы с сестрой привезли шоколадный загар, на фоне бледных соотечественников смотрящийся почти черным. Страшно подумать, какими бы мы вернулись, позагорай хоть раз на солнцепеке…

1. Фонарик.

Фонарик — штука нужная в Шри-Ланке. Про перебои со светом, что тут случаются, слышали все, а в нашем отеле в Тринкомале, они случались по несколько раз на дню, не причиняя особого дискомфорта. Особенно в грозу это частенько бывает.

Но дело не в перебоях. Ни один ланкиец с наступлением темноты не выходит из дома без фонаря — этому учат с младенчества и свято соблюдают всю жизнь, если, конечно, хотят прожить подольше. Вечером, когда жуткая жара отступает хоть на немножечко, выползают из своих прохладных нор змеи. Покусать наивных туристов у них нет цели, но когда на тебя наступают, кусаешь на рефлексе и кто виноват, что зубы в пасти сильно ядовитые? А змей, от укуса которых можно помереть не задумываясь, здесь аж пять разных видов, одна другой ядовитее. Ланкийцы их знают «в лицо» и спешат сообщить спасателям, какая именно зараза впрыснула в них яд, иначе, пока введут сыворотку от кобры, смерть придет от яда совершенно другой змеи — и это не шутка. Когда ланкийцы видят, как весело топают туристы по проселочной дороге, мимо рисовых полей, в темноте и без фонарика, волосы у них встают дыбом от нескрываемого ужаса. Думаю, к этому совету надо прислушаться…

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

1. Дресс-код для посещения храмов.

В ланкийские храмы заходят босиком. Разуваться приходится иногда очень далеко, а потом, матерясь и подпрыгивая ошпаренной козой, скакать по раскаленным камням, мечтая об одном — не обжечь подошвы до волдырей. Пройти в обуви не получится, можно даже не пытаться, правило есть правило. Все эти разувания к концу так надоели, что иногда хотелось просто пройти мимо, а милые тайские церемонии сбрасывания обуви прямо перед ступенями храма, выжимали слезу умиления и ностальгии.

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Дабы не поджаривать свои пятки, мы купили специально для посещения храмов самые дешевые носки, из тех, что продавались в наших магазинах (и себе, и мужчинам). Ходить в носках по камням может и не очень удобно, особенно по острым, но хотя бы не так жарко, да и ноги потом остаются чистыми (обезьяны вокруг храмов оставляют следы своего пребывания). Прикинув, сколько у нас будет дней с обязательным переобуванием, мы рассчитали количество носков, решив не заморачиваться со стиркой, а просто выкидывать использованные. Идея оказалась неплохой, хотя пяткам было жарко и через носки. А прыгая по камням, я заметила, что некоторые туристы запаслись для этого бахилами — тоже неплохо, хотя в носках мне показалось удобнее. Как бы там ни было, учтите наш опыт и помните, камни там раскаляются, как адовы сковородки!

Заходить в храмы в шортах и с открытыми плечами тоже нельзя. Париться в джинсах откровенно не хочется. Поэтому мы закинули в машину наши парео для мужчин, и они прикрывали шорты своеобразным подобием юбки, не забывая при этом ворчать, что им сильно жарко ходить в этих юбках.

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Обувь мы оставляли в специально отведенном для этого месте, причем не всегда кто-то ее охранял от любопытных обезьян, но ни один кроссовок не пострадал.

Вопрос с плечами решался еще проще, мы с утра одевались в рубашки с короткими рукавами, заодно спасая плечи от жгучего солнца.

1. Оставьте косметику дома (понятно, что совет исключительно для дам).

Совершенно ненужный груз в путешествии в Шри-Ланку — туго набитая косметичка. Достаточно крема для лица и гигиенической губной помады, остальное пусть ждет вас дома. Через пару дней вы обнаружите, что все пудры-румяна совершенно не попадают в новый цвет вашей кожи, вместо духов начнете благоухать местными маслами для кожи, о том, что без прически не выходите на улицу, даже не вспомните, а глаза будут только благодарны за отсутствие туши и теней, норовящих стечь аккурат в прищуренные от яркого света глаза. Ланкийский отдых тем и хорош, что можно забыть о ежеутреннем намазе лица и дать коже напитаться влагой, щедро разлитой в воздухе.

А вот волосы прикрывайте, я выгорела добела, сохраняя верность своей нелюбви к головным уборам.

О том, как благотворен и полезен ланкийский влажный воздух для женской кожи, вы поймете к концу перелета домой, испытав на себе все «прелести» сухого воздуха самолета. Да и дома все это усугубится…

1. Про страховку.

Про то, что отправляться в путешествие без медицинской страховки самая большая глупость, я повторять не буду, это уже все усвоили. Но напомнить не помешает — всякое может быть, лучше подстраховаться…

1. Про одежду.

Жаркий климат Шри-Ланки диктует простоту в одежде, без всяких там кринолинов и высоких каблуков. Настрадавшись в круизах об обязательного дресс-кода и необходимости переть с собой за океан парадное платье, каблуки и костюм для мужа, факт того, что новый отпуск можно провести не заморачиваясь на наряды, очень приятно грел мою душу (как радовался муж отсутствию необходимого галстука, вообще отдельная история!).

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Трусики и бусики — главная одежда ланкийского климата, и пусть нам так и не удалось совершенно обаборигениться, перейдя на минимум в одежках, все же я должна признать, что сарафаны я тащила напрасно. Зато все белые рубахи, рубашки и рубашонки пришлись в Шри-Ланке ко двору, спасая свою хозяйку от неимоверной жары и зверствующего не на шутку солнца. Вторая часть путешествия, в Тринкомали, обошлась вообще минимум одежды, главной из которой был купальник. Невозможно описать словами, какое наслаждение я получила, освободившись от условностей и обязательного выгула себя нарядной по вечерам, донельзя утомившего меня в круизах…

Да, кстати, разговоры о покупке легких и аутентичных вещичек за смешные деньги в Шри-Ланке, сильно преувеличены. Кроме упоительно любящей торговаться ланкийки, таскавшей на пляж что-то полупрозрачное и разноцветное, никаких таких особенных вещичек мы не заметили, правда, тема шопинга нами не изучалась, в связи с отсутствием в нашей группе любителей оного…

Отели.

Забронированный нами отели не претендовали на звездность, требовалось нам не очень много, хотя по ланкийским меркам, это уже был комфорт. Завтрак-ужин был необходимостью — стартовали мы каждый день очень ранним утром, а приезжали в новое место так поздно, что проще было бы лечь спать голодными, чем тащиться куда-то в кромешной тьме в поисках провизии. Нам-то что, можно и потерпеть, но здоровый аппетит племянника требовал относиться к нему с уважением.

Из-за того, что высокий сезон закончился, многие отели перешли на питание по меню — кто будет накрывать шведские столы для четырех путешественников, непонятно каким ветром залетевших в отель всего на одну ночь? Правильно, никто! Голодными мы не оставались, но время завтрака и ужина это увеличивало и сильно — ланкийцы не умеют спешить, это противоестественно их натуре.

Эта неспешность проявлялась во всем, и в конце концов мы просто махнули на нее рукой, решив не портить себе отдых попытками растормошить никуда не спешащих аборигенов. А потом мы и сами перешли на местный темп, научившись находить удовольствие в размеренности и полном отсутствии всяческой суеты — климат Шри-Ланки располагает и к благодушию, и к неторопливости, и к созерцательности, и к улыбке, адресованной новому дню и всему миру. Благословенная земля, тысячу раз правы ланкийцы!!!

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Мы, улыбаясь, чинили краны в своих ванных комнатах (не ждать же до утра местных сантехников!), не обращали внимания на песок и мусор в особо не убирающихся номерах, благосклонно смотрели на залетавшую и забегавшую в гости живность и не психовали на заливавшийся в окна ливень — а какой смысл? Временные трудности тем и хороши, что они проходят со временем.

И достигнув определенного просветления, постарались прихватить с собой здоровую дозу пофигизма, которой лично мне очень не хватает в повседневной жизни. Пока действует!

Подводя итог, ни про один наш отель я не могу сказать что-то плохое. Нас ни разу не отравили, не обворовали и даже наоборот, улыбались очень искренними улыбками, угощали приветственными напитками (да, мы пили упоительно холодное что-то, махнув рукой на все советы игнорировать неизвестное питье), таскали наши чемоданы, поили настоящим цейлонским чаем, старались готовить нам не слишком ядреное карри, желали хорошей дороги и приглашали возвращаться и возвращаться в Шри-Ланку. Разве этого мало, спрошу я вас?

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Во всем нашем путешествии случился лишь один момент, омрачивший наши души — совершенно неожиданно подкравшийся последний день, когда мы вдруг осознали, что пора собирать чемоданы, прощаться с океаном и увозить бережно упакованную в сердце любовь к новой стране, так неожиданно ворвавшейся в нашу жизнь и занявшую самое почетное место в наших воспоминаниях.

Шри-Ланка — особенная страна, в которой каждый найдет что-то свое, то, что мечтает увидеть. Богатств этого острова так много, что нам еле-еле хватило двух недель, чтобы увидеть самую малость…

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Племянник просолился в теплейшем океане, увидел столько всяческого зверья и спустил со своей многострадальной спины не одну шкуру, пытаясь доказать мне, что экваториальное солнце ему нипочем. Не доказал!

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Сестра наконец-то вырвалась из своих привычных «европ» и познала счастье отдыха в Азии. Ну и Индийский океан, на который я возлагала самые большие надежды, не подвел, оставшись занозой в ее растаявшем на горячем солнце сердце. Я не сомневалась, что она полюбит Шри-Ланку, так оно и оказалось!

Думаю, можно не говорить, как рад был такому подарку на свой день рождения муж. Достаточно было посмотреть, с каким упоением он прыгал по развалинам, фотографируя замшелые камни, как бродил среди бесконечных Будд, как изучал потолочные фрески пещерных храмов — он попал туда, куда ему давно хотелось. Просто мы оба не догадывались об этом желании!

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Ну, а про меня, что и говорить. Слоники, слонята и могучие слонищи, продирающиеся черед густой буш, плещущиеся в реке, громко трубящие забывшимся нам, что здесь их территория и даже несущиеся за нашей машиной с самыми конкретными намерениями — все они мною так нежно любимы, что снятся мне до сих пор ночами, уговаривая вернутся, а то и вовсе остаться в благословенной Шри-Ланке. Столько слонов сразу я не видела даже в Африке!

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

А еще был ботанический сад и роскошные орхидеи, ничуть не уступающие своим сингапурским сородичам…

И деревья, цветущие диковинными цветами, увидеть которые можно только в Шри-Ланке…

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

И праздник Весак, в самую гущу которого мы попали, немало подивившись обычаям местных буддистов…

И утопающие в зелени и цветах деревеньки, с лежащими вдоль дорог тощими рыжими собаками, в которых (по местным верованиям) перерождаются полицейские, что так любят сидеть в засаде вдоль все тех же дорог…

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

И шумные города, с оккупировавшими их нахальными тук-туками, тающие в знойном мареве нарастающей жары…

И макаки, на удивление не такие наглые, как везде, видно научившиеся манерам у воспитанных и, я бы даже сказала, симпатичных своих сородичей — лангуров, совершенно поменявших мои представления об обезьяньей братии…

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

И чайные плантации высоко в горах, где день за днем собирают самый вкусный чай уставшие женщины, горбатясь за сущие гроши и не имеющие возможности выпить чай, собранный своими руками…

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

И красная пыль, летящая за машиной, рыскающей по национальному парку в поисках животных — мы встретили всех, кого только можно было найти на просторах парка…

И дельфины, прыгающие вокруг рыбацкой лодки, то ли уговаривая поплавать с ними, то ли советуя убраться куда подальше….

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

И фонтаны китов, слишком далеко, чтобы их можно было поймать в кадр, но все же это были киты…

И океан, самый лучший и самый любимый, соперничающий в моем сердце только с Карибским морем — прозрачный, теплый, ласковый, зовущий назад. Да конечно вернусь, я ж слово дала…

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

И бурундуки, и павлины, и цапли, и черные марабу, и бесконечные рисовые поля, и даже притаившиеся в них опасные змеи, и тропические ливни, и летучие лисицы, и рыбаки, каждое утро и каждый вечер тянущие свои бесконечные сети, и черепахи, запутавшиеся в этих сетях, но выпущенные на свободу, и горячее солнце, и соленый ветер, и…

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Да, это любовь. И это лучшее, что может случится в любом путешествии!

Стути, Сингале! Аюбован! (Спасибо, Шри-Ланка! Да продлятся твои годы!)

Всегда ваши Павел, Влада, Евгений и я.

Продолжение и подробности нашего ланкийского путешествия непременно будут…