Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была вчера 22:58

Тринкомали — Шри-Ланка Май 2018

Мои рассказы о Шри-Ланке:

Шри-Ланка — Благословенная Земля. Как все начиналось…

Шри-Ланка. Нетуристический Коломбо (день первый)

Шри-Ланка. Самый лучший день! (день второй)

Шри-Ланка. О горах, цейлонском чае и зубе Будды… (день третий)

Шри-Ланка. Про земное и божественное… (день четвертый)

Шри-Ланка. Про разрушенные планы и обретенные мечты (день пятый)

Шри-Ланка. О первой сингальской столице и долгой дороге к океану (день шестой)

Я очень люблю Индийский океан. Конкуренцию ему в моем сердце может составить только Карибское море, столь же обожаемое. Но при всех неоспоримых достоинствах карибского отдыха, есть в Индийском океане что-то особенное, заставляющее в него влюбиться с первого взгляда и возвращаться на его берега раз за разом, открывая все новые и новые богатства самого теплого и самого ласкового из океанов. В общем, где-то в глубине души я даже радовалась, что несколько дней у нас будет океан и ничего больше, впечатлений мы набрались и надо было их как-то поудобнее разложить по полочкам воспоминаний.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Восточный берег, на котором мы отдыхали, в мае может смело похвастаться погодой и составить конкуренцию самым раскрученным курортам — тишайший и чистейший океан, километры пустых песчаных пляжей, горячее солнце, легкий ветерок и почти полное отсутствие туристов. Нам больше ничего и не надо было!

Первое утро мы планировали поспать вволю, как это принято у нормальных людей, наконец-то вырвавшихся в отпуск. Но птички, выбравшие для своих распевок дерево бодхи под нашим окном, решили иначе и объявили начало концерта в предрассветной синеве наступающего утра. Сольные трели навели нас на мысль не тратить даром столь ранее пробуждение и, прихватив фотоаппараты, отправиться любоваться рассветом, раз уж в закатах нам было отказано…

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Беглый осмотр территории отеля и прилегающего к нему персонального пляжа меня полностью удовлетворил — сафари продолжалось! Бурундуки, тоже поднятые ни свет-ни заря птицами, сновали по дереву, обследовали наш балкон и спешно занимали выставленные в рядок шезлонги. Деловой павлин, потерявший где-то в боях всю свою хвостатую красоту, гонял ленивых собак, спешивших укрыться от его начальственных воплей под шезлонгами, оккупированными бурундуками. Цапли вышагивали, как на параде, выискивая что-нибудь съедобное на ранний завтрак.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Пляж, помимо вполне понятной предрассветной красоты, тоже обещал все удовольствия сразу. Из норок, вырытых в песке, выползали малюсенькие черепашата, торопящиеся поскорее добраться к океану. Опустевших норок было очень много, мы немножко опоздали и увидели лишь финал черепаховых забегов к воде. Крабы носились по берегу, лавируя среди черепашат и спешили зарыться поглубже, едва мы к ним направлялись.

Насладиться всем этим утренним сафари мне ничто и никто не мешал — выдернутый из кондиционированной прохлады фотоаппарат отчаянно потел и делать снимки категорически отказывался. Ну как я могла забыть о влажности и жаре!!!

Видно, в наказание за забывчивость, такого черепахового ажиотажа я на берегу больше ни разу не встретила, хотя ходила регулярно, вставая ранним утром по будильнику, как на работу.

А вот крабы молодцы, ничего не скажешь! Каждое утро они сновали по берегу, причем от самых мелких до тех, что размером больше ладони. Огромные крабы философски смотрели, как на берег наползает волна за волной и тихо ждали, когда самая сильная смоет их назад, в океан. Одного, самого приметного, со шрамом на панцире, мы с сестрой окрестили Себастьяном (мультик про Русалочку помните?) и частенько встречали его на берегу, во время наших прогулок. Как он там сейчас, скучает поди…

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Пока я возилась с черепашатами, пока гонялась за крабами, фотоаппараты отпотели, а рассвет, во всей своей тропической красе, окрасил пляж и океан всеми оттенками расплавленного золота. Красота залила просыпающийся мир — ну как тут не схватить фотоаппарат! И знаете, можно сколько угодно рассуждать о банальности фотографий рассветов (или закатов), я все равно не перестану вставать пораньше и спешить туда, где огромный красный шар неторопливо выкатывается из-за горизонта. А потом, в тот самый «золотой час», когда самое привычное становится невероятно красивым, бегать с фотоаппаратом наперевес и спешить делать кадр за кадром. И это лучшие фотографии в моей коллекции!

Так мы и проторчали на берегу, любуясь красотой вокруг нас, до того времени, как заспанные отдыхающие потянулись в сторону ресторана. Опережая всех, в первых рядах несся павлин, то ли как самый голодный, то ли как главный по тарелочкам. Этот павлин так и ходил по маршруту пляж-ресторан, пробегая раскаленную в полдень резиновую дорожку в рекордном темпе и вышагивая важно, как только заходил в тень. Мы к павлину привыкли уже на второй день, павлин к нам тоже и уезжая, даже уговаривали его полететь с нами — да кто ж согласится поменять климат Шри-Ланки на наш, губернско-черноземный! Так и не уговорили…

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Два первых дня мы провели в океане, почти не выходя на берег и основательно просаливаясь. Теплейшая вода, ленивые волны, рыбки, снующие вокруг ног или летающие стайками над волной, ни одной торчащей головы на протяжении всего пляжа, Таиланд прямо по курсу, где-то там, где закругляется горизонт — счастье есть, его не может не быть.

Мысль, что надо куда-нибудь сходить и что-нибудь посмотреть, проклюнулась только на третий день, да и то, потому что мы основательно обгорели носами и ушами, единственным, что торчало из океана.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Любимое развлечение всех, кто отдыхал в нашем отеле — рыбаки, вытаскивающие улов два раза в день, утром и вечером. Рано утром они закидывали сети далеко в океане и потом неспешно их тянули несколько часов, собирая по пути все, чем богаты глубины. А океан чем только не был богат! Помимо неизбежного мусора, очень наглядно показывающего, как мы загадили природу (и продолжаем гадить), сети приносили черепах, ядовитых и страшно колючих рыб, маленьких дельфинчиков (редко), большущих и явно дорого продаваемых ресторанам рыб, и огромное количество рыбьей мелочи, очень радующей рыбаков. К моменту, когда сеть показывалась на берегу, вокруг рыбаков собирались все — отдыхающие, собачки, наш отельный павлин, чайки, вороны и местный охранник, запрещающий рыбакам переходить через условную линию, отделяющую территорию отеля от территории пляжа.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Помощь в вытягивании сетей рыбаки принимали охотно, и отдыхающий народ ежедневно развлекался, помогая тащить улов, а потом и разбирая его. Черепах сразу выпускали назад, в океан, подталкивая самых нерешительных и задавая направление самым растерявшимся. Ядовитых рыб тоже отпускали, промыв им жабры от набившегося песка. Рыбы зависали ненадолго у берега, а потом, осознав счастье возвращенной свободы, резво убегали подальше. На спасение дельфина мы не попали, прибежав в самом конце шоу. Ну, а то, как рыбаки сортируют, отмывают от песка и взвешивают рыбью мелочь на ржавых и древних весах, смотрели каждый день. Тяжелый труд, что и говорить…

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Рыбаки с радостью фотографировались сами, держали на ладони рыбок, пока все желающие их сфотографируют, не мешали крутиться вокруг своего улова с фотоаппаратами и что самое удивительное, отказывались брать за это деньги. В Тринкомали живут неиспорченные массовым туризмом люди — попрошаек, любителей наколоть на определенное количество рупий, развести на что-нибудь, здесь просто не найти. Даже те, кто работал в отеле, были не до конца испорчены чаевыми за любую услугу и это очень удивляло…

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

По ночам мы любовались тропическими ливнями с такими жуткими грозами, что у нас в отеле отрубался свет при каждом разряде, освещавшим небеса. Немыслимо-интенсивные ливни отмывали пляж, прополаскивали траву и умывали огромное дерево Бо, под которым мы изо дня в день посиживали, пытаясь достичь просветления и достигли его-таки, приучив себя не обращать внимания на мелочи и не расстраиваться из-за всякой ерунды (не знаю, надолго ли хватит, но пока держимся!).

Ливни приносили относительную прохладу, свежий ветер и упоительный аромат отмытых трав, державшийся до самого утра, когда обильная роса смывала все ночные запахи.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Наш отель частенько занимали под «туры одного дня», когда огромные автобусы привозили туристов на одну ночь, на пол дня, на несколько часов. Кого только мы не перевидали! Немецких пенсионеров, замусоривших территорию так, что дворник с садовником сутки мели и убирали, не присаживаясь (а еще культурная страна!). Американских трудных подростков, бухавших, не скрываясь от своих надзирателей (или как их там) — надзиратели бегали за своими подопечными с тестом, определяющим степень обколотости и алкоголизации, и записывали результаты в личные книжки провинившихся.

Индийских туристов, разбивших на пляже шатер и танцевавших индийские танцы у костра до самого утра — мы уснули под бессмертное «Джимми, Джимми, ача-ача!». Эмоциональных итальянцев занявших собой все пространство и галдевших так, словно их было не четверо, а человек сорок.

Количество студентов и школьников, побывавших в нашем отеле мимоходом, и вовсе не поддается учету, но они вели себя прилично и никому не мешали. Да вообще никто не мешал, даже выгрузившись из пары автобусов, народ как-то рассредоточивался, не толпясь ни у бассейна, ни у океана. Если только в баре все обитали, но до бара я так и не дошла…

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Поскольку у нас были куплены не только завтраки, но и ужины (урвали скидочное предложение, очень заманчивое в плане цены!), проблем с едой не было, да и есть не особо хотелось. Вокруг отеля есть кое-какие едальни, очень самобытного вида, если честно. Есть и лавчонки, продающие напитки, чипсы, печеньки и прочую ерунду, не считающуюся едой ни при каком раскладе. Поэтому ужины в отеле был практически единственный вариант (разве что самим выходить на рыбалку, а потом готовить улов на костре), но один раз мы все-таки совершили вылазку, чтобы отведать что-нибудь свежевыловленного в «типа ресторанчике».

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Ресторанчик выбирали скорее по наитию, чем по рекомендациям тех, кто там был и не отравился. Антураж — максимально близкий к природе: мухи, котики, собачки и выложенный улов дня на телеге, наполненной льдом. Выбирай, что приглянулось и жди свежеприготовленную рыбешку. Поскольку в ресторанчик мы выбрались в день нашей свадьбы (чтобы отметить это событие хоть как-то), решили не мелочиться и шикануть, выбрав красного снеппера и королевских креветок. Креветки мы видали и покрупнее, скрывать не буду, но то, что все было свежевыловленным, в этом никаких сомнений. К рыбе принесли салатики, френч-фрай, опять же, имбирное пиво и креветки с очень вкусным соусом (мы над ним голову сломали — ну, горчица, явно чеснок, травки какие-то, остренькое что-то, но дома так и не удалось повторить). К поданным блюдам никаких претензий, действительно вкусно, да к тому же мы отдохнули от вездесущего карри. Цена вопроса — сто долларов на четверых, уж не знаю, как вам, а мне показалось дороговато…

Проленившись два дня напролет, мы почувствовали, как просыпается вечный зуд куда-то пойти и что-то посмотреть. Вариантов для активного туриста в Тринкомали не очень много: можно пойти в форт (на тук-туке недалеко и недорого), а можно выйти на лодке в океан, где носятся стайки дельфинов и где есть шанс увидеть кита. Варианты сгонять к рынку или в супермаркет, мы не рассматривали — что мы там забыли-то…

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Понятно, что первым мы выбрали океан.

Договорившись накануне с самым симпатичным, на наш взгляд, товарищем, предлагавшим отправиться посмотреть на дельфинов и китов, мы очень надеялись, что океан не подведет с погодой. Утром волнение было, но не такое сильное, чтобы пришлось все отменить. Нет, лодочники вывозили в океан в любую погоду, но я сомневалась, что при сильных волнах будут дельфины (я уж молчу про китов), а если и будут, то как их углядеть среди вспененных барашков. Волны обещали, что дельфинов мы увидим, а попутно набьем очередную порцию синяков на попе. Мы были не одни такие, и лодки одна за другой отходили от берега, направляясь в рассветный океан. Понятно, что пока мы опять проветрили наш фотоаппараты, солнце выкатилось и даже успело отыграть своими самыми красивыми красками. Но оставлять фотоаппараты на балконе на ночь было рискованно, поэтому рассвет пришлось принести в жертву обстоятельствам…

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

По волнам мы скакали долго, время от времени притормаживая и осматривая относительно безмятежный океан — кроме точно таких же лодок с туристами никого не было видно на много километров вокруг. Иногда два лодочника переговаривались, двигаясь параллельным курсом, чтобы решить, где сегодня «идет дельфин».

Напрыгались мы по волнам до конкретных синяков, а дельфинов все не было.

Вопль лодочника, что на горизонте появился фонтан, выпускаемый китом, напугал нас до онемения, а его крутой галс чуть не скинул нас в воду, вместе со всеми фотоаппаратами. Нет, фонтан мы тоже видели, хорошо заметный даже через висящую водяную дымку на не совсем спокойной воде. А потом еще один фонтан. Но пока наша лодка доскакала по верхушкам волн к месту, где резвились киты, уже не было ни фонтанов, ни китов. И фотографий тоже не осталось — резкий галс смазал кадр, а второй фонтан вообще не попал даже рядом с фокусом. Вдохновленный лодочник понесся куда-то в сторону Тая, догоняя сбежавших китов и восстанавливая свой порушенный авторитет знатного охотника за китами, а мы приходили в себя, кусая губы от огорчения — ведь почти рядом были!

И тут пошли дельфины! Ну знаете, фотографировать косяки дельфинов — то еще занятие. Поди угадай, когда они уйдут под воду, а когда зависнут в эффектном прыжке над водой. Да еще лодка прыгает на волнах и тоже летит параллельным курсом!

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Чего и как ловить в кадр, на чем фокусироваться, когда жать кнопку — нет, не для меня эти игры. И положившись на встроенный разум моей многострадальной Соньки (это я про фотоаппарат, если кто не понял), я щелкала кадр за кадром, надеясь, что ее мозги сами сообразят, что мне хочется получить в конечном итоге.

Дельфинов было много. Они то шли параллельно нашей лодке, то разворачивались навстречу, по поперек движения, и я все время страшно переживала, что кто-нибудь может попасть под винт мотора. Дельфины оказались умными, и это радовало, но шустрыми, что огорчало. Но о том, чтобы взлететь над волной и изящно замереть для пары-тройки кадров, они сами не додумались, а я им объяснить не смогла. Племянник от души веселился, слушая мои проклятия — он-то получал удовольствие в чистом виде, любуясь танцами дельфинов и наслаждаясь прыжками нашей лодки с волны на волну.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

За борт никто не выпал — уже хорошо. Фотоаппараты умные, уж с двух-то точно сколько-нибудь кадров да получится. Киты были, но ушли и не обещали вернуться. В принципе, итог трехчасовой фоторыбалки можно было назвать успешным.

Допрыгав до берега и лихо вытряхнув нас из лодки на песок после крутого виража, лодочник получил причитающиеся деньги, пригласив повторить приятную прогулку завтра на рассвете. А я понеслась смотреть, что там получилось с дельфинами — может и правда, завтра повторять придется?

Ну, может и не шедевры были на кадрах, но океан есть, дельфины тоже есть, вот китов нет, но тут ничего не поделаешь, видно наша фартовость только на сухопутных животных распространяется…

И на этом позитивном моменте, мы решили тему с морским сафари считать успешно закрытой…

Следующий день мы решили посвятить Тринкомали, форту Фредерикс и храму Конешварам, давшему название городу (как ни удивительно это прозвучит).

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Тук-туки паслись у нашего отеля практически круглосуточно, так что проблем с транспортом не возникало практически никогда. На небольшие расстояния на тук-туках ездить очень даже комфортно — ветерок охлаждает лучше любого кондиционера, места для двух человек более, чем хватает, ну и любоваться пейзажами ничто не мешает, а иногда еще и фотографировать их. Очень неплохой транспорт по приемлемой цене!

Тук-тукер, сообразив, что мы хотим посмотреть храм, предложил нас довезти почти до его ворот, объяснив, что иначе нам придется топать в гору, да еще и подсказал, как лучше пройти потом к воротам форта, совершенно бескорыстно сэкономив нам силы. И чего их все ругают???

В Тринкомали живут тамилы — мужчины носят саронги, женщины одеваются в яркие и нарядные сари и каждое воскресенье все спешат к храму Конешварам, известному на всю Шри-Ланку.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

На тамильском языке название храма звучит как Тируконамалай — «Господин священной горы». Именно от тамильского названия храма и родилось название города — Тринкомали.

Храм Конешварам расположен на вершине скалы, с видом на гавань Свами Рок. Виды здесь открываются головокружительные и захватывающие!

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Когда-то, захватившие побережье португальцы разрушили храм Тысячи колонн (так они его назвали), сбросив святыни в океан, а колонны забрав для строительства форта. То, что португальцы награбили, можно посмотреть в одном из музеев Лиссабона, но паломничество к святому месту никогда не прекращалось и дары несли дереву, посаженному на вершине скалы именно для этих целей.

Говорят, что в этом храме была табличка с предсказанием: «страной будут править западные люди с разноцветными глазами в течении 500 лет, а потом власть вернется к тем, кто родился и живет на острове» (цитирую не дословно, передаю только смысл).

В прошлом веке с океанского дна были подняты утопленные португальцами святыни, а храм восстановлен на средства верующих — такая драматическая история у храма Конешварам.

Мы были в храме в какой-то праздник, народ шел и шел семьями, с подношениями и благовониями, выстраивался в очередь к богу Шиве и совсем не обращая внимания на затесавшуюся группку туристов.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Многие дамы приносили в дар храму что-то похожее на люльки. Оказывается, так Шиву просят о рождении долгожданного ребенка и, говорят, Шива помогает.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

А еще, для того, чтобы желание исполнилось, надо кинуть огромный кокос, причем так, чтобы он раскололся. Уцелел кокос — кидай еще раз. От грохота бахающихся на камень кокосов подрагивает скала и сам храм, но те, кто хочет исполнения заветного желания, на подпрыгивающих людей внимания не обращают, продолжая искушать судьбу кокосами. Зрелище не для слабонервных, а если не знать, что это так взрывается, можно и помереть с перепугу…

Ходили мы по территории храма с удовольствием, несмотря на то, что снова пришлось снимать обувь и закручиваться в саронг. Встретили нас благодушно, разрешили фотографировать все, что угодно и везде, где хочется и даже не взяли предложенных денег — меня это изумляло каждый раз.

Насмотревшись, нафотографировавшись и даже умудрившись залезть туда, куда залезать было как бы не очень-то и можно (ну нам же разрешили!), мы обошли храм и внутри, и снаружи, причем несколько раз, подробнейше рассмотрев фрески, скульптуры и таинство разговора с Шивой. Ветерок сбивал жару, облако обеспечивало тенью, от океана пахло солью — уходить вообще не хотелось. Вот бы так было всю прошлую неделю, когда мы варились заживо…

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

С трудом, кое-как продираясь через барьер полного непонимания тамилов нами, а нас тамилами (ну как тут догадаешься, что «мурти ковила — Шива» означает «божество этого храма — Шива»), мы все же смогли разобраться что к чему в этом храме, пусть очень поверхностно и не без подсказок.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Про люльки, принесенные женщинами, мы худо-бедно и сами бы догадались, там их столько, что не так сложно сообразить, что это пожертвования.

Про кокос читали, но увиденное впечатляет неимоверно.

Про то, что храм явно только что отреставрированный, тоже сообразить несложно — вон как все сияет, а под ланкийским солнцем краски выгорают быстро.

Про то, что Шива здесь самый большой, покрашен в синий цвет и слегонца обернут в шкуру — тоже понятно без перевода. Кого ж еще водрузят выше всех, если это не самое главное божество?

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

О том, что такое стена для жертвенного огня, тоже где-то когда-то читалось, но увидели впервые, а если и видели раньше, то в памяти это не отразилось, так что можно считать, что впервые увидели именно в храме Конешварам.

Ниша в скале — явно с фигурками божеств, такие мы видели в Сингапуре, в одном из индийских храмов, ну и завязанные лоскутки тоже помогли понять, что ниша эта не просто так.

Фигура божества и куча монеток вокруг нас заинтриговала сильнее всего, но все попытки расспросов, как его зовут и что он исполняет, так ни к чему и не привели — нас не понимали, а может мы не понимали ответы.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Но сам храм и те, кто в нем служит Шиве, настолько располагают своим доброжелательным отношением и желанием помочь разобраться в иерархии местных богов, что Конешварам оставил самые приятные воспоминания среди всех увиденных в Шри-Ланке храмов.

Расположен Конешварам на территории форта Фредерикс, хотя, если соблюдать хронологию событий, это форт построили захватчики-порутгальцы на территории храма. После португальцев хозяевами форта стали голландцы, потом французы, англичане, голландцы, снова англичане, и только в двадцатом веке он вернулся к ланкийцам. Теперь здесь базируется ланкийская армия, совершенно не препятствующая прогулкам по форту и фотографированию всего подряд.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Солдаты стоят, явно что-то охраняя, но ходить туда-сюда не запрещают, равно как и сделать их фотографию на память.

По территории форта бродят олени, на спинах которых катаются нахальные вороны. Олени туристов не боятся и не удирают в испуге, если к ним подойти поближе — сафари в Шри-Ланке везде, в каждом городе.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Сложилось впечатление, что форт давным-давно никому не нужен и стоит он, поливаемый дождями и палимый солнцем, без ухода и реставраций, хотя пушки сморятся довольно-таки бодро и свежо. На фоне сияющего свежевыкрашенными божествами храма, форт выглядит совсем печально, но ланкийцы к этому относятся философски — Конешварам для них намного важнее.

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

Обратно мы возвращались на тук-туке, решив, что в следующий раз поедем в сам Тринко, посмотреть, что ж это за город такой. Забегая вперед, скажу, что напрасно потратили время — пыльно, шумно, грязно, невразумительно и немножко грустно. По магазинам мы не шлялись, а других достопримечательностей в Тринко нет, разве что коровы, гуляющие сами по себе и не боящиеся ни автобусов, ни машин, ни тук-туков. Почти Индия, что не удивительно, в Тринкомали живут тамилы, когда-то пришедшие в Шри-Ланку именно из Индии…

И снова был океан, солнце, спустившее с нас не одну шкуру, дружба с павлином, попытки приручить бурундуков, кормление совсем одомашненных цапель, рыбаки, их огромные сети, золотые рассветы, соленые волны, ночные ливни и жаркие дни, полные тихого счастья — что об этом писать, пусть это останется только нашими воспоминаниями, честно поделенными на четверых…

Шри-Ланка. В далеком Бенгальском заливе… (день седьмой и так далее)

А потом мы неожиданно для себя осознали, что пришло время собирать чемоданы и прощаться с полюбившейся всем Шри-Ланкой.

С океаном мы с сестрой прощались дольше всего, отсыпав его волнам пригоршню копеечек (прости нас, экология). Рыбаки тянули свои сети, крабы носились вдоль линии прибоя, собаки лежали на самом солнцепеке, и только мы были почти чужими на этом бесконечном берегу. Не люблю я прощаться!

Долгая дорога в Коломбо была последним нашим приключением, и уже Шри-Ланка говорила нам «До свидания!».

Слоны выходили из густого буша, чтобы помахать на прощанье хоботом и протрубить что-то грустное…

Макаки прыгали по деревьям, крича, что мы слишком мало пробыли на этом замечательном острове, и им есть, что еще показать…

Павлины нарядились в раздерганные на букеты хвосты и печально смотрели нам вслед…

И даже ливни, к которым мы уже успели привыкнуть, принимались несколько раз поливать нашу дорогу, не скрывая обуревавших их чувств…

А мы увозили огромную любовь к удивительной и замечательной Шри-Ланке, навсегда поселившейся в наших сердцах.

И знаете, я до сих пор не могу придумать, куда нам отправиться в следующее путешествие, чтобы оно получилось хотя бы не хуже того, что было в Шри-Ланке…

Спасибо всем, кто путешествовал с нами. Приключения продолжаются!