Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Мцхета — Грузия Июль 2017

О начале путешествия здесь:

Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

Мцхета — колыбель грузинской церкви

Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Многие из них сосредоточены в Мцхете, которую заслуженно называют «колыбелью грузинской церкви и государственности».

В наши дни Мцхета — это уютный отреставрированный город примерно в 20 километрах от Тбилиси, но некогда он являлся главным городом Грузии и назывался Мцхет. По легенде, город у слияния рек Арагви и Куры в середине I тысячелетия до нашей эры основал потомок Ноя Мцхетос. Мцхетос был старшим сыном Картлоса, прародителя картвелов, от которых пошло название всей страны. Грузия по-грузински называется «Сакартвело», то есть «место, где живут картвелы».

Мцхета

Государственной религией в Картли христианство стало в IV веке. Это знаменательное явление в грузинской истории связано с равноапостольной святой Нино, просветительницей Грузии. Благодаря святой Нино христанство приняли царь Мириан и царица Нана. Тогда же появились первые христианские храмы, очень небольшие по площади и простые по конструкции. Грузинская архитектура VI—VII вв. была очень близка к архитектуре Армении.

Монастырь Джвари

Мужской монастырь Джвари стоит на горе Армази недалеко от Мцхеты. С грузинского название монастыря переводится как «крест». По преданию именно здесь четырнадцатилетняя святая Нино поставила первый на территории страны православный крест из виноградной лозы и провозгласила эти земли христианскими.

Воздвижение храма высоко на горе можно считать не только стратегическим, но и традиционным для православия, ведь считается, что люди должны потрудиться ради Господа и подняться к храму пешком.

А под горой, действительно, как по М. Ю. Лермонтову «шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагви и Куры», а окружающие окрестности просматриваются на много километров вперед.

Так Кура сливается с Арагви
Вид на Мцхету с горы

Храм скорее напоминает небольшую и неприступную крепость, но от всего монастырского комплекса сейчас остался только сам храм и развалины башен. Опять же процитирую классика: «Был монастырь. Из-за горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни и церковный свод». Аскетичная красота храма выражается в идеальных пропорциях, строгости, в гармоничном сочетании с окружающими пейзажами.

Монастырь Джвари
Мцхета: храмы, легенды, вино и хинкали

Будучи шедевром грузинского зодчества, храм Джвари первым в стране попал в список ЮНЕСКО.

Совсем недалеко от монастыря Джвари, в Мцхете, находится собор Светицховели.

Мцхета: храмы, легенды, вино и хинкали

Об этих двух храмах в Грузии рассказывают красивую легенду. Когда-то между Джвари и Светицховели была протянута крепкая и толстая цепь, чтобы верующие могли переходить из одного храма в другой. Но постепенно истощалась в людях вера — истончалась и цепь. «В наших силах, — говорят тут, — эту цепь восстановить».

Храм Светицховели

Монументальные формы храма Светицховели, ступенчато нарастающие к центру, выглядят такими же незыблемыми и вечными, как окружающие его горы.

Собор Светицховели
Мцхета: храмы, легенды, вино и хинкали

С возникновением собора Светицховели связано такое предание: солдаты, бывшие свидетелями распятия Христа, бросили жребий, кому достанется его хитон. А в древнем городе Мцхета жила глубоко верующая девушка Сидония, которая попросила местного священника, брата Элоиза, привезти ей со Святой земли что-нибудь, к чему прикасался Спаситель. Элоиз выкупил у солдата хитон и привез его Сидонии. Когда Сидония взяла хитон в руки, тотчас умерла от радости. После смерти её пальцы не смогли разжать, чтобы забрать ткань, так и похоронили вместе с хитоном. А над ее могилой затем вырос кедр, который стал мироточить и исцелять. Спустя три века после этих событий Грузия стала христианской страной, для возведения первой церкви срубили кедр с могилы Сидонии, сделали из него семь колонн (столпов), но одна колонна не опускалась на землю, а парила в воздухе. И лишь после молитв святой Нино «Животворящий Столп» (так назвали необычную колонну) опустился, и церковь была заложена. Название Светицховели как раз и означает «Животворящий столп».

Еще одна история, связанная с собором Светицховели, очень напоминает легенду о возведении московского собора Василия Блаженного. Правда, если зодчим Барме и Постнику русский царь повелел выколоть глаза, то Арсукидзе по итогам строительства собора Светицховели отрубили руку, и теперь над аркой у входа в собор можно увидеть барельеф с изображением руки и надпись «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

Храм поражает своими размерами, а также тем, что здесь похоронены великие цари Грузии: Вахтанг Горгасали, Ираклий II, Георгий XII, так исполнился их завет, «чтобы поколения грузин ходили по нашим сердцам».

Иконы в соборе Светицховели

Винохозяйство Яго Битарашвили и мастер-класс по хинкали

С трудом вернувшись из мира мифов и легенд в бренное настоящее, мы направились знакомиться с простыми земными радостями.

Недалеко от Мцхеты в селе Чардахи находится винохозяйство Яго Битарашвили, который продолжает винодельческие традиции своих предков.

Винное хозяйство Яго

По мнению ученых винодельческим традициям на территории Грузии около 8000 лет — об этом свидетельствуют находки археологов. И когда говорят о традиционном для Грузии способе производства, имеются в виду вина, сделанные в квеври — глиняных сосудах конусообразной формы, закопанных в землю (в Западной Грузии их называют «чури»). Вина из квеври получаются терпкими, экстрактивными, с плодово-фруктовыми ароматами и смолянистыми тонами.

В период бурного естественного брожения вино в квеври перемешивают несколько раз в день деревянными палками.

Такими деревянными палками перемешивают вино в квеври

Метод производства вина в квеври признан ЮНЕСКО важной составляющей нематериального культурного наследия человечества.

На двух гектарах Яго выращивает картлийский автохтонный сорт белого винограда Чинури и создает из него одноименное белое вино. Также на семейном винном хозяйстве изготавливают красное сухое вино Саперави.

Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше

При производстве вина здесь не используют консерванты, поэтому вина считаются биологически чистыми, что подтверждено соответствующими сертификатами.

И хоть масштаб производства вина у Яго не очень большой, всего 5000 бутылок в год, его вино поставляется в рестораны Европы и некоторые магазины Тбилиси.

Наш визит в гости к Яго и его семье продолжился кулинарным мастер-классом по приготовлению хинкали.

Хинкали — визитная карточка грузинской народной кухни. Своим происхождением блюдо обязано жителям горных районов. Начинка для хинкали готовится из говядины или свинины, реже — баранины. Начинка может быть рубленой или в виде фарша. К ней в обязательном порядке добавляется много различных специй и зелени.

Мцхета: храмы, легенды, вино и хинкали

Важный элемент в создании хинкали — работа над формой. Традиционно грузинские хозяйки лепят их таким образом, чтобы на верхушке получился небольшой «хвостик» из теста. Считается, что хинкали у основания (при подходе к хвостику) должны иметь не менее 18 складок. Так их легко держать. Обычно хвостик выбрасывается. Слепленные хинкали отваривают в кипящей воде или жарят.

Простое с виду блюдо готовить сложнее, чем кажется. Нужно долго месить тесто, чтобы оно стало эластичным. Чем больше складок получается при лепке — тем выше мастерство повара. Внутри, кроме мяса, должен оставаться пряный бульон.

Хинкали едят руками: надо взять хинкали за хвостик, надкусить бочок сверху и высосать бульон. Затем есть, кусая тесто и мясо в равных долях, так чтобы кусочек мяса постоянно покоился в лодочке теста. По хвостикам в конце трапезы можно подсчитать количество съеденных хинкали.

Прекрасным застольем по-грузински и завершился наш визит на винохозяйство Яго. Стол ломился от яств, вино лилось рекой, звучали бесконечные тосты за Грузию, Россию, Украину, дружбу, мир, любовь и гостеприимных хозяев.

Мцхета: храмы, легенды, вино и хинкали

Мы так увлеклись этим приятным занятием, что сильно отстали от своего графика и в Бакуриани прибыли уже сильно затемно. Но это уже совсем другая история…

Продолжение:

В Боржоми из Бакуриани с видами на "Эйфелев мост"