Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Тбилиси — Грузия Июль 2017

Мечта окунуться в атмосферу удивительного города, пропитанного временем, легендами, наследием противоположных культур, теплилась во мне давно. Наверное, еще с юности, тех пор, когда пела в хоре, и тонкие стройные голоса выводили слова песни «Легенда о Тбилиси», робко сливаясь в необычные терпкие аккорды в конце каждой музыкальной фразы. Настолько глубоко в моей памяти отпечатались яркие образы из песни, что текст я помню до сих пор:

Давным-давно в горах у нас

Легенда эта родилась.

В ней быль и сказка сплетены

Волшебной нитью старины.

Вдали от троп и от дорог

Возник живой воды поток,

Хрустальный радостный ручей,

Лавина солнечных лучей.

Со всех концов моей земли

К ручью за счастьем люди шли.

Дарил он доброе тепло

И усмирял вражду и зло.

Из солнца, света и добра

Сложили город мастера,

С тех незапамятных времен

Тбилиси счастьем напоен.

Из солнца, света и добра
Сложили город мастера.
Из солнца, света и добра Сложили город мастера.

Как это часто бывает, находилось множество причин, чтобы отложить поездку в Грузию «на потом» и только летом 2017 года заветное путешествие состоялось. Сложный перелет: Нижневартовск — Москва, Москва — Баку, Баку — Тбилиси и вот уже затемно мы прибываем в аэропорт столицы Грузии. Нас встретил таксист с табличкой, любезно согласился подождать, пока мы поменяем немного денег и приобретем местную сим-карту, а потом помчал темными улицами и говорил-говорил беспрестанно о своем родном городе, да так, что теплое чувство любви к Тбилиси передавалось и нам, хотя город мы еще не увидели. Только один раз у меня чуть не перехватило дух, когда на темной горе в лучах прожекторов вдруг появилась древняя крепость Нарикала. Ощущение было удивительное, как будто крепость парит в воздухе. Но достаточно быстро машина нырнула в узенькие улочки и, изрядно попетляв, остановилась у гостиницы в армянском квартале. Хозяин гостиницы — колоритный дядька встретил нас радушно, но огорошил информацией о том, что свободных номеров у него на данный момент нет, но мы не должны волноваться, его сын сейчас отвезет нас в другую гостинцу.

Мы вновь загрузились в машину и поехали по ночному городу. В итоге нас заселили в гостиницу «Руставели 36» в малюсенький номер где-то под самой крышей и без окна. Да, Тбилиси видимо решил до утра потомить нас в предвкушении, в отличие от нас он никуда не спешил.

Доброе утро, Тбилиси!

Рано утром мы с удовольствием покинули тесный номер и, наконец, вышли на улицу, озаренную ярким солнцем. На проспекте Руставели начинался обычный день: в уличных кафе официанты расставляли столики, огромные деревья создавали уютную тень над тротуарами, по которым шли горожане и, казалось, никуда не спешили. Милые городские скульптуры, вывески на грузинском языке — все невероятно радовало, наше знакомство с городом началось!

Но сначала — завтрак! Сын хозяина отвез нас в первый отель, где был приготовлен хлебосольный завтрак, по-моему мнению совмещавший в себе сразу и обед с ужином. Хозяйка очень удивлялась, что мы дружно отказываемся есть на завтрак суп-харчо… Казалось, в этот день мы больше чувства голода не испытаем. Здесь же мы встретились с нашим гидом Михаилом, водителем Кареном и другими участниками небольшой интернациональной группы, в составе которой нам предстояло отправиться в путешествие по Грузии. Детей кроме Софии в группе не было.

С тех незапамятных времен
Тбилиси счастьем напоен.
С тех незапамятных времен Тбилиси счастьем напоен.

Еще до поездки я наметила для себя интересные места в Тбилиси, обязательные к посещению. Конечно, в этот список входили и районы старого Тбилиси, и средневековые постройки, и современные сооружения. Но, уже находясь в городе, неожиданно для меня открылась еще одна его грань, о которой раньше я не задумывалась. И водитель такси, и водитель нашей экскурсионной машины очень уважительно говорили о вкладе Лаврентия Берии в развитие города. В значительной степени благодаря экономическому фундаменту, заложенному Берией, жизненный уровень грузин при советской власти был относительно высоким и память о зажиточных советских годах у людей до сих пор существует.

Не секрет, что в истории человечества самые мощные архитектурные сооружения связаны с деспотичными режимами. Вот и визуальный образ грузинских городов, Тбилиси прежде всего, прямо связан с деятельностью Лаврентия Берии. Тбилиси был преображен Берией в значительной степени, но постройки 30 годов в стиле сталинского ампира были очень органично вписаны в старый облик города. Главное вместилище сталинской архитектуры — проспект Руставели, в одном из домов той эпохи находился и наш незапланированный ночлег.

Тбилиси очень интересен именно тем, что средневековая архитектура города удивительно органично сочетается с творениями архитекторов XX и даже XXI веков, с живописной набережной Куры.

Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

На холме святого Ильи мы посетили главный храм Грузинской православной церкви — Цминда Самеба (собор Святой Троицы). Не смотря на то, что храм новый, строительство завершилось в 2004 году, дань традициям была отдана и в фундамент заложили святые предметы: камни с горы Сион и реки Иордан, землю из Иерусалима, в основание храма поместили золотые монеты.

Цминда Самеба на холме святого Ильи
Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

Как и все православные церкви Грузии, Цминда Самеба отличается аскетичностью внешнего вида, но его масштабы поражают.

Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

На территории храма расположен целый комплекс сооружений — колокольня, 9 часовен (5 из которых находятся под землей), резиденция патриарха, духовная академия, гостиница, парк и кафе.

К крепости Нарикала, вид которой так поразил меня ночью, мы поднимались по канатной дороге — 600-метровой современной транспортной артерии, соединяющей площадь Европы с крепостью. По канатной дороге курсируют 7 кабинок с автоматическими дверями и вместимостью по 8 человек.

Здесь быль и сказка сплетены
Волшебной нитью старины...
Здесь быль и сказка сплетены Волшебной нитью старины...
Мать-Грузия - один из современных символов столицы

Вот такое интересное дерево-дуб, скульптура Древо жизни, возвышается у нижней станции канатной дороги. Увенчанное желудями, украшенное разнообразными домиками, совами и птицами, тбилисское древо жизни, по задумке автора, являет собой метафизику старого города.

Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

История Грузии и Тбилиси неразрывно связана с крепостью Нарикала, расположенной на горе Мтацминда Сололакского хребта. До сих пор историкам не удалось определить точное время постройки знаменитой цитадели. Предположительно, строительство началось в IV веке по приказу царя Иверии Вахтанга Горгасала, почти одновременно с основанием Тбилиси.

Древние стены крепости Нарикала
Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

С крепости открывается восхитительный вид на город и его достопримечательности, отлично виден храм Цминда Самеба, дворец президента Грузии, блестящая футуристическая конструкция нового культурного комплекса и густо застроенный, нависающий над обрывом крутого берега Куры, район старого Тбилиси.

Мой любимый вид на Тбилиси - крутой берег Куры

Спускаясь с горы пешком, мы полюбовались крышами знаменитых тбилисских серных бань. Это обычные общественные бани, особенность которых в том, что вода в них поступает из-под земли, вода эта тёплая и содержит много сероводорода.

Первые родники изливались когда-то в каменные ванны, вырубленные прямо в скале. В середине XVII века Грузию захлестнула персидская мода на роскошь и чувственные удовольствия, и бани превратились в красивые домики с мозаичными сводами. Их строили и грузины, и персы, и турки. На этой фотографии хорошо просматривается Орбелиановская баня с голубыми изразцами фасада, напоминающего внешне узбекское медресе.

Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

Наша прогулка продолжилась по живописным улочкам Старого Тбилиси, здесь до сих пор здорово ощущается уникальный дух старины.

Увитые виноградом старые дворики
Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

Конечно, мы обратили внимание на знаменитые резные балкончики, кое-где они обновлены, а где-то совсем старые, но сохранили свою историю и шарм. Декоративные черты явно заимствованы из художественного стиля исламского Востока.

Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

Удивительно красивый балкон дворца Сачино тоже потрясает искусной резьбой. Построенный царем Ираклием II для своей жены Дареджан, дворец-крепость Сачино возвышается над Курой на ее левом обрывистом берегу.

В уютном маленьком скверике, на пересечении улиц Шардени и Сиони, мы увидели любопытную скульптуру. Это тамада — точная копия фигурки датируемой VII веком до нашей эры, найденной во время археологических раскопок в Колхидской низменности. Страшно подумать, сколько сотен лет насчитывает традиция грузинского винопития!

Скульптура тамады. Дитям вино, взрослым мороженое, то есть наоборот...
Скульптура кошке, предупредившей людей о пожаре

Получив изрядную порцию старины, через стеклянный пешеходный мост Мира мы направились к парку Рике.

От моста открывается красивый вид на президентский дворец. Здесь же поближе мы рассмотрели культурный комплекс, напоминающий перископ, устремивший свой взор на историческую часть города. По задумке в одной из «труб» должен открыться музыкальный театр, а в другой — выставочный зал. Интересно, когда заработает этот долгострой?

Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

Обзорная экскурсия по городу прошла на одном дыхании. Конечно, одного дня не достаточно для знакомства с невероятным Тбилиси, поэтому сюда мы обязательно вернемся, но уже в конце нашего путешествия по Грузии.

Наш замечательный гид Михаил, настоящий грузин:)

Сомнений нет, нас всегда будет притягивать красота архитектуры и рельефа удивительного Тбилиси на фоне доброжелательности и гостеприимства, так свойственных грузинскому народу.

Продолжение:

Мцхета: храмы, легенды, вино и хинкали

В Боржоми из Бакуриани с видами на "Эйфелев мост"