Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Кутаиси, Мартвили — Грузия Июль 2017

О начале путешествия здесь:

Тбилиси. Из солнца, света и добра сложили город мастера

Мцхета: храмы, легенды, вино и хинкали

В Боржоми из Бакуриани с видами на "Эйфелев мост"

Несколько дней из своего большого летнего путешествия по Грузии мы отвели на знакомство с древним городом Кутаиси. Кутаиси интересен прежде всего тем, что некогда он являлся столицей легендарного Колхидского царства, и именно сюда за Золотым руном прибыл мифический герой Ясон. Слово «Кутаиси» переводится как «каменистый» и берет свое начало от крутых каменистых берегов реки Риони, протекающей через город. Когда-то река несла в своих бурных водах золото. Местные жители, проявив смекалку, укладывали овечьи шкуры в русло реки, а потом вычесывали золотые крупицы из меховых ворсинок. Нередко древние мифы и легенды содержат в себе реальные факты. Видимо именно за таким Золотым руном в Колхиду отправились аргонавты и, пройдя ряд испытаний, отбыли в Грецию с Медеей, дочерью колхидского царя Ээта.

За свою историю, Кутаиси побывал также центром древнего Абхазского и Имеритинского царств. Во второй половине XVIII века город несколько раз оказывался то в составе Османской империи, то в составе Российской. Окончательно он был присоединен к царской России в 1810 году, и почти сразу стал одним из административных центров Грузии.

Центральная площадь Кутаиси

На территории Колхидской низменности археологами были найдены множество артефактов, относящихся к периоду Колхидского царства. В центре Кутаиси возвели большой многоуровневый фонтан, украшенный 30 статуями — увеличенными копиями оригинальных фигур бронзового века, принадлежащих к Колхидской культуре.

Колхидский фонтан

Интересно, что среди этих фигур мы обнаружили статую тамады, точно такую мы видели ранее в Тбилиси.

Скульптура тамады в Тбилиси

На холме Укемерион находится отреставрированный храм Баграта, видимый почти из любой точки города. Собор, переживший за тысячу лет и славу, и упадок, изначально входил в целый храмовый комплекс, один из важнейших не только религиозных, но и культурных центров грузинских земель. Святыня служила символом единого грузинского народа, так как именно здесь был коронован легендарный царь Давид Строитель, сумевший объединить разрозненные царства в единую державу. Храм обнесен крепостными стенами, которые в прошлом служили укреплением города.

Современный Кутаиси показался нам тихим и довольно неприметным провинциальным городком, в котором монументальные строения, наследие президента Саакашвили, сильно выделяются на общем скромном фоне. Например, футуристическое здание парламента Грузии в форме полусферы, напоминающей глаз стрекозы.

Жилые районы на правом берегу Риони представляют собой малоэтажные домики, густо облепившие берег и холмы, как ласточкины гнезда.

Кутаиси и окрестности
Вид на соседние крыши из окна нашего номера. Домашние хлопоты
Не только в Кутаиси, но и в других городах мы видели собак вот с такими чипами. Чипы означают, что собака привита и простерилизована, не представляет никакой опасности для окружающих. Очень гуманно!

Остановившись в уютном по-домашнему отеле «Gora» высоко на горе, мы любовались видами города, правда, сквозь туманную дымку, так как с погодой не очень повезло, было пасмурно, иногда накрапывал дождь.

Кутаиси и окрестности

Ночные виды оказались не менее живописными.

Но все самое интересное находится в окрестностях Кутаиси.

Например, заповедник Сатаплия, в состав которого входит знаменитая карстовая пещера. Пещера была обнаружена абсолютно случайно в 1925 году местным жителем Петрэ Чабукиани, который решил посмотреть, откуда берет исток маленький ручеек, и пошел по его течению. Так он дошел до расщелины в скале, за которой и находилась удивительной красоты пещера. Название пещеры «Сатаплия» в переводе с грузинского означает «место, где есть мед», потому что раньше в расщелинах известняковой породы располагались множество ульев диких пчел. Сама гора также называлась Медовой.

Кутаиси и окрестности

В пещере царит по-настоящему сказочная атмосфера. Разноцветные лампочки озаряют сталактиты и сталагмиты красным, фиолетовым, желтым и голубым светом, делая их еще более красивыми и загадочными. Общая протяженность пещеры составляет 900 метров, но для посещения туристами доступно 300 метров.

Кутаиси и окрестности

В 1934 году на окаменевшем плато возле пещеры Сатаплия были обнаружены следы динозавров, возраст которых исчисляется миллионами лет. Когда-то доисторические ящеры оставили свои следы в мягком известняке, с годами почва окаменела и навсегда запечатлела археологическую реликвию. Доказано, что отпечатки лап динозавров были оставлены в меловом периоде, их возраст составляет 145 миллионов лет.

От павильона со следами динозавров идет тропинка в колхидский лес. Вдоль нее расставлены статуи динозавров, многим из которых уже требуется реставрация.

Кутаиси и окрестности

В 45 километрах от Кутаиси, недалеко от города Мартвили находится еще одна природная достопримечательность Грузии — Мартвильский каньон.

Мартвильский каньон
Кутаиси и окрестности

Сам каньон довольно узкий, его глубина колеблется от 50 до 70 метров, а длина составляет 2400 метров. Сформировался он среди высоких скал и живописных гор столетними усилиями карстовой реки Абаша, берущей начало на труднодоступном плато Асхи. Этот небольшой ручей с холодной прозрачной водой прорезал глубокий каньон в скалах, сформировав живописное ущелье. Вокруг каньона расположены вековые реликтовые леса и высокие скалы. Со скал спускаются длинные лианы, которые вместе с густой растительностью создают ощущение тропического леса. Зрелище восхитительное и завораживающее.

В некоторых местах каньон спускается уступами, образуя причудливые террасы и водопады. Стены каньона покрыты мхом от высокой влажности, а во многих местах из трещин вытекают ручейки.

Кутаиси и окрестности

Как и многие путешественники, мы предпочли поплыть вглубь каньона на резиновой лодке, которую взяли напрокат по цене 10 лари с человека. Прогулка оказалась хоть и не долгой, но очень приятной и совсем не экстремальной, так что на протяжении всего пути можно было свободно фотографировать окружающую красоту и вблизи рассматривать белые стены каньона, прозрачную чистую воду, которая меняет цвет от бирюзового до изумрудного, пышную зелень леса и водопад на реке.

Вдоль каньона проходит и пешеходная тропа, по которой мы прогулялись после сплава, любуясь живописными изгибами реки, шумом водопадов и высокими обрывами.

Когда-то вблизи с каньоном находилось имение семьи Дадиани — владетельных князей Мегрелии, древнейшего аристократического рода Грузии. Дадиани любили здесь прогуливаться и купаться в чистых водах нижнего каньона.

Мартвильский каньон представляет не только природную, но и уникальную историческую достопримечательность. В известняковых скалах обнаружены окаменевшие останки древних животных, обитавших на планете миллионы лет назад, найдены следы динозавров, хищных и травоядных, замечены также следы существования здесь первобытного человека. А присутствие известняковых пород свидетельствует о том, что когда-то на этом месте было море, после которого остались эти уникальные скалы.

Прощаясь с Кутаиси и его окрестностями, мы не испытывали сожаления, так как наше знакомство с Грузией только начиналось, впереди ожидали многие километры грузинских дорог и удивительные открытия.