Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 21:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Армения Январь 2018

Кратко об этом пути я уже рассказвал здесь: «По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. „Южная Армения“» https://www.tourister.ru/responses/id_22056

Но в тот огромный рассказ много фото вставить невозможно, поэтому публикую этот более подробный отчёт.

После полудня подкрепившись в случайно обнаруженном открытом кафе (о удача) покидаем карабахский город Шуша и следуем к армянской границе.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Проезжаем Лисагор, Кашатаг (в переводе чёртово место, чёртов двор).

А дорога серою лентою вьётся…

Проехали последний пункт в Арцахе Лачин (Бердзор), так называемый лачинский коридор. По нему мчались войска и военная техника в ту четырёхдневную войну, обратно шли машины с ранеными.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Игорь водитель рассказывает что когда начался тот конфликт в апреле 2016 года, то вдруг выяснилось что дорогу давно не ремонтировали, дыра на дыре. Из-за этого были пробки на дороге в те 4 дня и большой скандал в правительстве. Теперь дорогу подлатали.

Границу прошли быстро и без приключений.

Мы пропутешествовали по Нагорному Карабаху ровно двое суток. За это время мы пересекли границу республики у Соткского перевала на севере Карабаха, побывали в монастырях Дадиванк, Гандзасар, деревне Ванк, Аскеранской крепости, раскопках Тигранакерта, разрушенном Агдаме, Степанакерте столице НКР, ущелье Унот, Шуше, сейчас пересекаем границу Армении на юге у Лачина…

И всё это за пару суток. Нам немного жаль прощаться с непризнанной республикой Карабах. Вряд ли мы когда-нибудь сюда вернёмся, ведь на свете столько других интересных мест.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

После пересечения границы прямо за постом крутой поворот на просёлочную дорогу вправо.

Я настоял ехать туда, так как там древнейший монастырь в восточном стиле Цицернаванк и источники с «газированной» водой.

Километров 20 надо ехать по грунтовой дороге.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Снега нет, но водитель Игорь нервничает, так как перед нашей поездкой он попал в ДТП и он беспокоится за состояние закленного скотчем бампера. Короче, он ныл и мне пришлось скрепя сердце согласиться развернуться на полдороге к монастырю. Жаль…

Мы возвращаемся назад на большую асвальтированную дорогу к пограничному пункту и следуем по территории Армении. Нам до темна желательно достичь Гориса.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Проезжаем мимо деревни с одинаковыми как под копирку домиками.

Эти дома совсем недавно построило правительство Армении для армянских беженцев из Сирии. Игорь рассказывает что каждому сирийскому беженцу дают тут 100 000 долларов подъёмных. Понятно что не правительство, а из фонда частных зарубежных пожертвований. А спрашиваю Игоря дают ли столько же армянским беженцам из Азербайджана? Игорь лишь грустно улыбается.

Чуть дальше мы будем проезжать места в Армении где раньше в селах жили азербайджанцы. Им армяне в начале 90-х намекнули что лучше уехать по добру по здорову. Что те и сделали. Но они уехали, а не бежали. И даже успели поменяться жильём с такими же как они бедолагами, проживающими в Баку армянами. Правда те городские бакинские армяне как-то в деревне в Армении не прижились. Городскому жителю тяжело в деревне. Вот наоборот — всегда хорошо.

Игорь рассказывает как в 60-е годы в Армению возвращались армяне со всего мира. В том числе возвращались и из Сирии, где тогда никакой войны не было. Жизнь тогда была здесь наплохой и республика как и весь Союз были на подъёме.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Проезжаем монумент в честь победы в НКАО. Остановились, сделали фото.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

С монумента открывается чудесный вид на горы и дорогу.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Между тем солнце садится.

Закат…

Из Шуши в Хдзореск через Горис

В горах закат всегда наступает быстро.

День у нас сегодня был богат на события: Степанакерт, ущелье, Шуша, граница…

Но он ещё не закончен.

До армянского курорта Горис ещё далеко.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Проезжаем деревню Тех. Отец Сержа Саргсяна (бывшего президента Армении), Азат Саргсян, родился в этом селе. В 1937 году, в связи с репрессией отца, семья Саргсянов переселяется в Степанакерт, где и родился бывший президент.

Затем Серж занимал пост в комсомоле Степанакерта. Поднялся он на волне карабахской войны. Кроме того его продвигал брат, известный в криминальных кругах как «Сашик». Так тут говорят. Хотя в интернете я вычитал что наоборот Серж подтянул своих младших братьев в политику.

Не так давно многочисленная и влиятельнейшая калифорнийская диаспора сорвала там сбор средств для помощи родной Армении в связи с тем что средства безбожно разворовываются армянскими чиновниками.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Кстати, буквально вчера пришло известие что бывшего президента и впоследствии премьера Сержа Саргсяна таки вынудила оппозиция уйти в отставку.

Туда ему и дорога.

А митингующие не первый год простые люди доказали что они не быдло.

Это не евромайдан. И здесь в Армении не было «хищных когтей» вашингтонского обкома как это было в Киеве.

Дело в том что люди в Армении реально устали от воровства. До простых людей в Армении калифорнийские пожертвования армянской диаспоры просто не доходят.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Проезжаем поворот на Хндзореск. К сожалению уже темно и мы вернёмся сюда завтра из Гориса осмотреть пещерный город.

Между тем мы добрались на ночевку в курортный Горис.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

При въезде в город умопомрачительные красивые скалы, но фото ночью не получилось. Ничего, завтра утром полюбуемся когда будем тут проезжать!

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Всё тот же формат цифр нового года, что я видел и в Ереване и в Москве. Не иначе так же гуманитарная помощь из России?

Из Шуши в Хдзореск через Горис

В Горисе мы стали свидетелями армянского Рождества. Дело в том, что Рождество Христово тут наступает на сутки раньше чем в России, с 5 на 6 января.

Любопытно было наблюдать как прихожане в храме зажигают свечи от святого огня, как затем накрывают горящие свечи пластиковыми бутылками, чтобы огонь от ветра не погас. Затем выходят на улицу и гуляют таким образом по городу со свечёй закрытой бутылкой из-под Кока-Колы.

Также любопытно что всеношную службу ночью тут не стоят и праздничная служба заканчивается очень рано. Так рано что мы на неё опоздали.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Любопытно что цены в супермаркетах курортного Гориса на орехи, тарелки с фирменными армянскими сладостями (в подарок родственникам) оказались подешевле чем цены в ереванских супермаркетах, степанакертском рынке и на трассе по дороге в Ереван.

Утром за завтраком смотрели по армянскому телевидению концерт в Лос-Анджелесе по случаю армянского Рождества. Вот там американские армяне зажигали! Танцевали прямо в концертном зале в проходах. Молодцы! Подавляющее большинстово армян проживает везде по миру, а не в Армении.

Проезжаем удивительные скалы, что видели ночью при подъезде в город.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Как видите удивительные скалы есть не только в Боливии: https://www.tourister.ru/world/america/bolivia/city/la_paz/nationalparks/29374/responses/3702,

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Обратите внимание — отметины от пуль. Видимо в апреле 2016 г. проезжающие на войну в Карабах (Арцах) армянские военные так развлекались.

Прощаемся с Горисом и едем в Хндореск, который проезжали вчера ночью.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

Вначале проезжаем новую деревню Хндзореск (Яблочное).

Затем Старый Хндзореск — село, раскинувшееся на протяжении около 3 км на склонах глубокого ущелья, долгое время бывшее одним из самых многолюдных сёл Сюника. В двадцатом веке поселение было перенесено на вершину каньона.

Из Шуши в Хдзореск через Горис

В сам пещерный город попадаем вот по этому подвесному мосту.

И вокруг как везде в новогодней Армении ни души! Это место только для нас двоих, Игорь остался в авто.

Однако этот атмосферный намоленный пещерный город достоин отдельного фотоотчёта.

Продолжение следует……

если, конечно, я Вам ещё не надоел миллионом заметок о путешествии по новогодней Армении.