Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 21:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Хндзореск — Армения Январь 2017

Армянское радио спрашивают:

— В Программе КПСС записано, что к концу текущей пятилетки каждая советская семья будет обеспечена отдельной квартирой, к концу следующей пятилетки у каждой семьи будет холодильник, ещё через пять лет — телевизор, а к построению коммунизма у каждой семьи будет вертолёт. Спрашивается: зачем вертолёт?

Армянское радио отвечает:

— А вот вы представьте себе, например, что где-нибудь в Одессе или Воронеже в продажу вдруг выкинули копчёную колбасу….

Продолжаем разговор. По многочисленным просьбам читателей пишу данную заметку коротко, а именно — не 50 000 знаков как в предыдущем материале, а «всего» 16 000.

О нашем путешествии по Еревану, северной Армении и Арцаху я уже рассказывал здесь:

Пришла пора рассказать о последнем дне путешествия по Армении. Мы сделали круг по часовой стрелке и после Арцаха, наконец, добрались до южной Армении.

И эта самая южная Армения оказалась в путешествии прямо как вишенка на торте.

Проезжаем Лисагор, Кашатаг (в переводе чёртово место, чёртов двор).

Проехали последний пункт в Арцахе Лачин (Бердзор), так называемый лачинский коридор. По нему мчались войска и военная техника в ту четырёхдневную войну, обратно шли машины с ранеными.

Игорь рассказывает что когда начался тот конфликт в апреле 2016 года, то вдруг выяснилось что дорогу давно не ремонтировали, дыра на дыре. Из-за этого были пробки на дороге в те 4 дня и большой скандал в правительстве. Теперь дорогу подлатали.

После пересечения границы прямо за постом крутой поворот на просёлочную дорогу вправо. Я настоял ехать туда, так как там древнейший монастырь в восточном стиле Цицернаванк и источники с «газированной» водой.

Километров 20 надо ехать по грунтовой дороге. Снега нет, но водитель Игорь нервничает, так как перед нашей поездкой он попал в ДТП и он беспокоится за состояние закленного скотчем бампера. Короче, он ныл и мне пришлось скрепя сердце согласиться развернуться на полдороге к монастырю. Жаль…..

Мы возвращаемся назад на большую асвальтированную дорогу к пограничному пункту и следуем по территории Армении. Нам до темна желательно достичь Гориса.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Проезжаем мимо деревни с одинаковыми домиками. Эти дома совсем недавно построило правительство Армении для армянских беженцев из Сирии. Игорь рассказывает что каждому сирийскому беженцу дают тут 100 000 долларов подъёмных. Понятно что не правительство, а из фонда частных зарубежных пожертвований. А спрашиваю Игоря дают ли столько же армянским беженцам из Азербайджана? Игорь лишь грустно улыбается.

Чуть дальше мы будем проезжать места в Армении где раньше в селах жили азербайджанцы. Им армяне в начале 90-х намекнули что лучше уехать по добру по здорову. Что те и сделали. Но они уехали, а не бежали. И даже успели поменяться жильём с такими же как они бедолагами, проживающими в Баку армянами. Правда те городские бакинские армяне как-то в деревне в Армении не прижились. Городскому жителю тяжело в деревне. Вот наоборот — всегда хорошо.

Игорь рассказывает как в 60-е годы в Армению возвращались армяне со всего мира. В том числе возвращались и из Сирии, где тогда никакой войны не было. Жизнь тогда была здесь наплохой и республика как и весь Союз были на подъёме.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Проезжаем монумент в честь победы в НКАО. Остановились, сделали селфи.

Между тем солнце садится. Закат

Проезжаем деревню Тех. Отец Сержа Саргсяна (президента Армении), Азат Саргсян, родился в этом селе. В 1937 году, в связи с репрессией отца, семья Саргсянов переселяется в Степанакерт, где и родился сегодняшний президент.

Затем Серж занимал пост в комсомоле Степанакерта. Поднялся он на волне карабахской войны. Кроме того его продвигал брат, известный в криминальных кругах как «Сашик». Так тут говорят. Хотя в интернете я вычитал что наоборот Серж подтянул своих младших братьев в политику.

Не так давно многочисленная и влиятельнейшая калифорнийская диаспора сорвала там сбор средств для помощи родной Армении в связи с тем что средства безбожно разворовываются армянскими чиновниками.

Проезжаем поворот на Хндзореск. К сожалению уже темно и мы вернёмся сюда завтра из Гориса осмотреть пещерный город.

Между тем мы добрались на ночевку в курортный Горис.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Всё тот же формат цифр нового года, что я видел и в Ереване и в Москве. Не иначе так же гуманитарная помощь из России?

В Горисе мы стали свидетелями армянского Рождества. Дело в том, что Рождество Христово тут наступает на сутки раньше чем в России, с 5 на 6 января.

Любопытно было наблюдать как прихожане в храме зажигают свечи от святого огня, как затем накрывают горящие свечи пластиковыми бутылками, чтобы огонь от ветра не погас. Затем выходят на улицу и гуляют таким образом по городу со свечёй закрытой бутылкой из-под Кока-Колы.

Также любопытно что всеношную службу ночью тут не стоят и праздничная служба заканчивается очень рано. Так рано что мы на неё опоздали.

Любопытно что цены в супермаркетах курортного Гориса на орехи, тарелки с фирменными армянскими сладостями (в подарок родственникам) оказались подешевле чем цены в ереванских супермаркетах, степанакертском рынке и на трассе по дороге в Ереван.

Утром за завтраком смотрели по армянскому телевидению концерт в Лос-Анджелесе по случаю армянского Рождества. Вот там американские армяне зажигали! Танцевали прямо в концертном зале в проходах. Молодцы! Подавляющее большинстово армян проживает везде по миру, а не в Армении.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Отправляемся в пещерный город Хндзореск, что в 8 км от Гориса.

Как видите удивительные скалы есть не только в Боливии: https://www.tourister.ru/world/america/bolivia/city/la_paz/nationalparks/29374/responses/3702,

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

но такие же и под Горисом.

Вначале проезжаем деревню Хндзореск (Яблочное).

Затем в Старый Хндзореск — село, раскинувшееся на протяжении около 3 км на склонах глубокого ущелья, долгое время бывшее одним из самых многолюдных сёл Сюника. В двадцатом веке поселение было перенесено на вершину каньона.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

В пещерный город, что на другом склоне холма, попадаем вот по такому мосту. С целью развития туризма на средства хндзореского благотворителя Алексаняна здесь был построен подвесной металлический мост, который связал современную Армению с её прошлым. Длина моста — 160 метров, максимальная высота над самым глубоким местом ущелья — 63 метра. Открытие моста состоялось в 2012 году.

Честно говоря мост показался мне хлипковатым и халтурно смонтированным. Поэтому преодолевал его я не без опаски.

Вокруг ни души! Даже на рождество путешественники и ереванцы не добираются сюда из Еревана! Ибо далеко. Но мы были ещё дальше — в Карабахе и теперь попали сюда с другой стороны, возвращаясь в Ереван.

Степанос Шаумян, один из его военачальников освободительного движения Давид Бека, в своём дневнике упоминает Хндзореск. В 1728–30 гг. крепость Хндзореска была местом базирования войск Мхитара Спарапета.
В 1735 г. католикос Абраам Кретаци писал что пещеры использовались не только как жилища, но и как убежища.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

В расположенные на высоте 20–30 м дома, жильцы поднимались с помощью верёвок. Дома были расположены так, что крыша одного служила как бы садом для другого, а издалека село напоминало огромный многоэтажный дом.
Хндзореск был самым большим селом Восточной Армении. В 1913 году в селе было 27 магазинов, 7 школ. А сейчас тут ни души!

Мы вошли внутрь пещер. Ещё в конце 50-х здесь жили люди и мы видим детали от железных кроватей. Видимо ещё с того времени остались.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

С этим источником связана легенда которую я Вам поведую в фотоальбоме посвященнном данному удивительному месту.

Старинная церковь семнадцатого века оказалась не закрытой. И вновь никого.

Пришли в одиночестве, так же в одиночестве и покидаем таинственный заброшенный город.

Поднялись назад к авто и спешим на нём под открытие канатной дороги «Крылья Татева». Дело в том что канатная дорога не работала все праздники, как впрочем и всё в Армении. Первый рабочий день — 6.01.18. А завтра утром мы улетаем. Поэтому-то мы так построили наш путь, чтобы оказаться здесь 6 января под открытие и прокатиться над пропастью в 10:00.

Я всё боялся что тут будет очередь из желающих. Но нет. На удивление людей немного. Каждые полчаса отправляют очередную партию туристов в вагончиках.

К сожалению мы опоздали всего на пару минут к очередному отправлению в 11:00 и ждали следующего отправления полчаса. А пока ожидали выпили кофе в ресторанчике с огромным панорамным окном на ущелье. Мы сейчас на нижней станции — «Алидзор».

В путь!

Из всезнайки Википедии узнаём:

»Татевская канатная дорога — самая длинная в мире пассажирская канатная дорога маятникового типа, получившая название «Крылья Татева», соединяющая через Воротанское ущелье села Алидзор и Татев».

Наибольшая высота над ущельем составляет 320 м. Вмещающая 25 пассажиров кабина движется с максимальной скоростью 37 км/ч, проходя путь от точки отправления до точки назначения за 11 минут 25 секунд.

Сооружение канатной дороги обошлось в $18 млн, её строительство финансировали в основном частные фонды. Для местных жителей проезд по канатной дороге бесплатный, туристам он обойдется в 5000 драм. (10 долларов).

Всю эту информацию мы слушаем на трёх языках (английский, русский, армянский), стоя в кабине и любуясь потрясающими видами.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Также в Татевский монастырь помимо канатной дороги можно попасть и на авто вот по такому извилистому серпантину.

И вот прибываем на верхнюю станцию, в монастырский комплекс Татев. Монастырский комплекс конца IX-начала X веков был на протяжении столетий духовным центром Сюника. Рассматривался на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Татев» переводится с армянского как «Даст крылья». Поговаривают, что, завершив работу, мастер-строитель встал на край ущелья, перекрестился, произнёс: «Огни, Сурб, та тэв» («Да ниспошлет Святой Дух крылья!»), — и бросился в бездну. Выросли у мастера крылья, он улетел, а построенный им монастырь назвали Татев.

Особенно поразил Гавазан — увенчанный хачкаром уникальный качающийся столп, воздвигнутый в 904 году по соседству с резиденцией епископа.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Древним зодчим удалось с ювелирной точностью вычислить параметры соответствия между силой тяжести самого монумента и его объёмами, что обеспечивает стабильное вертикальное положение столпа. Установленный на шарнире, он способен раскачиваться — собственно, поэтому он и называется «качающимся столпом» или «живым посохом» («гавазаном»). Колонна приходила в движение даже во время самого слабого землетрясения, предупреждая монахов и местных жителей. Раскачивалась она также, когда дрожала земля при приближении вражеских войск.

И здесь второе и последнее место за наше восьмидневное путешествие где можно купить сувениры. Первое было в курортном Дилижане. Купили на память маленький сувенирный хачкар как воспоминание об Армении и небольшую композицию «Папик и Мамик» на память об Арцахе.

Отправляемся назад тем же образом на канатке.

Недалеко от Татевского монастыря, в 500-метровом ущелье реки Воротан, находится одно из чудес природы Армении — Чертов мост (Сатани Камурдж).

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Совсем рядом под мостом особо безбашенные туристы могут окунуться в теплые целебные источники. Правда как видите теплые источники зацвели и не лишне будет противную тину отогнать руками. А также обещанные тёплые источники оказались не такими уж и тёплыми. Ну….градусов 20. На любителя. Не то что пару дней назад в источниках Истису в Арцахе, там был просто кипяток.

Тысячелетиями вода и ветер создавали это чудо природы, шлифуя и прорезая застывшую лаву.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

А если Вы уж совсем не дружите с головой и Вам «море по колено», то можете спуститься вот по этому тросу

в таинственные гроты, расположенные в самом низу. Игорь сказал если мы даже и доберёмся держась за трос и измазавшись как черти в глине (под чёртовым мостом), то сами гроты будем исследовать по колено в ледяной воде. Как Вы понимаете у нас хватило ума не лезть в эти чёртовы гроты. Хотя летом вполне можете попробовать охладиться внизу в ледяной водичке.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Отдельно стоит отметить горные, состоящие из желтоватого и розового травертина, а также из известняка.

что являет собой просто завораживающую картину из ярких красок.

А нам пора двигаться дальше.

Мимо живописной беседки.

А места тут живописные!

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Посмотрите на эти коттеджи для отдыхающих в форме бочек.

Обратите внимание как поменялся ландшафт всего через каких-то 30 километров.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Мы с Вами в другой области. Природа стала неприветливой, солнце сразу куда-то спряталось. Снаружи дует пронизывающий степной ветрище. Сасиан — второй полюс холода в Армении после окресностей Гюмри.

С холодным и неприветливым Гюмри и его окрестностями я Вас уже знакомил: https://www.tourister.ru/responses/id_21916

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Подъезжаем к очень таинственному и интересному месту, что недалеко от поворота на Сисиан.

Зорац-Карер (камни воинов, каменное войско) или Караундж (поющие камни) — древний мегалитический комплекс, расположенный на горном плато на высоте 1770 метров над уровнем моря.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Комплекс состоит из множества больших стоячих камней, часть из которых имеет круглые отверстия в своей верхней части.

Отверстия имеют коническую поверхность, на ощупь гладкая обработка ингда неправильной формы. Поверхность отверстий камней более гладкая чем поверхность камней снаружи.

О возрасте сооружения нет консенсуса. Одни оценки говорят о том, что комплекс был построен не позднее III-го тысячелетия до нашей эры, другие оценивают комплекс от 5,7 тыс. до 2 тыс. до н. э.

В центре имеется ещё одна окружность и каменный курган.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Сбоку кургана имеется гробница в виде каменного ящика. Каким чудом камни не падают, цепляясь друг за друга? Да ещё и мой вес выдерживают. Надо обладать хорошим глазомером и недюжинной физической силой, чтобы их так ювелирно «пристроить».

Комплекс находился рядом с поселением бронзового века, к которому и относился. Он явно имел не единственную функцию, которые проявлялись одновременно, или в разные периоды существования. Возможно, самое древнее назначение, которое определяет общую конфигурацию сооружения — загон для скота. Отверстия в верхней части камней предназначены для протаскивания в них верёвок или ремней, на которые можно было вешать загородки в виде сеток, матов, шкур.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Несомненна и погребальная функция, так как имеется каменный ящик в кургане, а под менгиром обнаружено захоронение.

Предпринимались усилия для доказательства, что комплекс является древней обсерваторией. Семнадцать камней были связаны с наблюдениями восхода и захода Солнца в дни солнцестояния и равноденствия, а также с 14 фазами Луны. Но данные попытки являются неубедительными, хотя бы из-за того, что отверстия относительно хорошо сохранились для доисторического времени. А кроме того, они не сужают поле зрения наблюдателя в достаточной степени.

Такой себе армянский Стоунхендж.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Но наш путь лежит дальше в сторону Еревана.

Следующая остановка на пути к Еревану — монастырь Нораванк.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Но до него ещё ехать и ехать.

От каменных воинов Караунджа до монастыря Нораванк 85 км.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Путь неблизкий и мы решили остановиться в придорожной харчевне. Тем более ближе к Еревану открытые кафешки начали помаленьку встречаться. Как нам их не хватало в предудущие дни в далёком Арцахе, возле озера Севан и в северной Армении в Гюмри-Варнадзоре!

Вновь кушаем мясо с мясом. Кебаб жарят тут же при нас в тандыре. «Кафе» — это просто металлический вагончик, где прямо на полу спит маленький сын хозяев «ресторанчика». Но мы и таким «апартаментам» рады, выбирать не приходится.

Мы едем, а нам не попадается на пути по трассе развалы с фруктами. А между тем завтра утром вылет домой, но мы ещё не накупили орехов. Ох уж эта Армения!

Или люди богатые вдоль трассы в деревнях? Или заработать на туристах им не надо? Хотя туристов тут кот наплакал. В Ереване ещё есть, а тут только такие полоумные как мы.

Наконец ближе к вечеру обнаружили орешки грецкие на продажу. Но их тут немного, всё идёт на иготовление чучхел. Соответственно на килограммы лущёные орехи продают неохотно и стоят дороговато (по местным меркам, конечно). Даже в курортном Горисе вчера в магазине было подешевле. Орехи продают только три хозяйки и цену не снижают. Но мы же видели цены дешевле! И торг дело принципа. В конце-концов уломали одну торговку за 4 000 драм за кг аккуратно лущеных орехов (8 $). И то отдала дешевле только потому что мы берем много, весь её годовой запас. В Горисе вчера видели за 3 500, но ломаные, некрасивые ядра. А наши прямо загляденье. У нас такие орехи стоят в полтора раза дороже. В Ереване этим вечером видели за 5 000 драм такие в супермаркете.

«Те вчера по пять рублей были очень большие, а сегодня по три, но маленькие».

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

А вот и знаменитые красные скалы у монастыря Нораванк. Как хорошо что мы успели суда до наступления темноты! Буквально через полчаса после того как мы сюда приехали наступили сумерки. Но мы успели в этом путешествии везде вовремя!

Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери).

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Церковь монастырского комплекса — Святого Карапета — крестово-купольное строение с двухэтажными ризницами в четырех углах.

Наиболее величественная церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), также известная под названием Буртелашен — «построенная Буртелом» (в честь финансировавшего строительные работы князя Буртела Орбеляна).

Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году, считается последним шедевром талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика.

Буртелашен — это высокохудожественный памятник погребальных сооружений башенного типа, которые строились в первые годы после принятия христианства в Армении.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Мы покидаем Нораванк и вместе с этим монастырём наше восьмидневное путешествие по Армении и Арцаху заканчивается.

Потом было долгий переезд из Нораванка в Ереван, 120 км. Вообще сегодня у нас был самый большой дневной переезд за всё путешествие, около 350 км.

Приехали очень поздно в Ереван в 21:30. Так поздно мы за это путешествие никогда не возвращались. Ещё осуществили после приезда операцию «хрусталь» накупив армянского коньяка. Затем приехали в наш забуканный отель в 22:00.

Но это ещё был не конец приключениям. Филиппинский персонал нас в отеле не ждал, двери закрыты, их телефон не отвечал. А ведь когда мы уезжали отсюда пять дней назад в наше большое путешествие по Армении и Арцаху, то предупредили персонал что приедем сегодня ночевать.

Отпускаем Игоря, прощаемся с ним.

Однако филиппинского персонала по прежнему нет. Не беда, «букаем» другой отель без предоплаты на смарфоне. Я иду искать такси, оставив любимую верхом на сумках, рюкзаках, мешках с орехами. Оставайся лавка с товаром! Весело ей будет меня дожидаться вместе с пол ящиком коньяка в обнимку.

В конце-концов всё закончилось хорошо. Доехали, заселились, ещё и поужинать в отеле с коньячком умудрились.

Внимательная работница отельчика (дома) Нелли оставила о себе самые приятные впечатления. Поговорили с ней, ещё и завтрак нам приготовила (не входил в услуги отельчика). Всё-таки наш персонал лучше чем эти раздолбаи из ЮВА.

В заключение виды Армении из иллюминатора самолёта где мы путешествовали.

Озеро Севан.

Озеро Севан, северный берег, близ полуострова Севанаванк.

Любопытно наблюдать сверху те места где мы проезжали и разгадывать их.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

Горы на границе с Грузией.

Грузия, горы Кахетии.

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 3. «Южная Армения»

А это уже Северный Кавказ.

Вот и всё что я Вам хотел рассказать про новогоднюю Армению и Карабах.

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.