Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 21:28
Мы будем путешествовать!

Сен-Дени, Ле-Тампон, Сен-Поль, Сен-Пьер — Реюньон Январь 2018

Цикл материалов "Реюньон, Заморская территория Франции."

1. По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне
  2. По следам пиратов и рабов. Часть третья — потрясающий Реюньон, первый день на острове.

День шестой. Реюньон.

Спала плохо, видимо, ждала контролЯ (см. часть третью). Завтрак, поставленный в комнаты накануне был хиленький, довольствовалась чаем с джемом, есть влажный хлеб без ничего не хотелось. А муж посыпал чем-то хлеб и сказал, что с пармезаном было ничего. Я решила, что пармезан может пригодиться в дороге и захватила вторую коробочку с собой. Каков был наш восторг, когда мы поняли, что он ел влажный белый тостерный хлеб, посыпанный сухими сливками! Что не перепутаешь в 5 утра! Кстати, было достаточно прохладно, Натали, чувствуя свою вину за так и не пришедшего контролЯ, выделила мне свою ветровку, которая была совсем не лишней.

По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне

Тронулись в путь, и вот здесь, среди величественных гор, вулканов, слияния неба и земли, понимаешь, что в этой Франции до Парижа 9940 км!

Наша первая остановка в Nez de Boeuf, и, я утверждаю то, о чем давно знаю — восход солнца надо встречать в горах! А, уж если это вулканы…. то слов нет! Граница между розовым и черным, как буд-то начерчена по линейке, и над всем этим — ослепительный солнечный диск!

Рядом — город со смешным для русскоязычного уха названием — Тампон.

Уезжать совсем не хотелось, но, планов громадье, Буцефал ждет. Следующая точка — кратер вулкана Коммерсон, последнее извержение вулкана здесь произошло 2000 лет назад. Мы решили, что можно повосторгаться, не опасаясь нового извержения. А восторгаться было чем!

Темные пятна — это места, где еще нет солнца, ведь утро только начинается. Поскольку я в этот день надела майку Здесь был Туристер, то попозировала:

По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне

Сама дорога впечатляет не меньше, чем точки со смотровыми площадками — красота неописуемая! Дорога Le Volcan — Pas De Bellecombe, смотровая площадка расположена на высоте 2300 метров над уровнем моря. Хороши и площадка, и виды на дорогу над облаками!

А направляемся мы в Гранд Бассин — полюбоваться 800 — метровым ущельем, конечно, с водопадом и смотровой площадкой. Место потрясающее (в который раз)! Внизу ущелья небольшой водопад, рядом — деревня. Это нам кажется, что рядом. От водопада до деревни — 3 часа пешком, по заросшему склону. Мы, конечно, все фотографируемся:

По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне

Затем, Наталья радует нас очередной легендой про рабов. Легенда гласит, что когда-то, на острове пропало 50 рабов — сбежали. Их долго искали, прочесали весь остров, но безуспешно. Прошли десятилетия, про этих людей давно забыли. Выросло следующее поколение людей. И вот, периодически начали появляться какие-то люди, которые рассказывали, что они живут в раю. Это были потомки тех самых пропавших рабов, которые обосновались в совершенно непроходимом месте. Долгие годы они жили без вмешательства внешнего мира, на полном хозрасчете самообеспечении. Да и сейчас, когда самое необходимое им сбрасывают с вертолета, когда на склоне, неподалеку от деревни, построили гостевой домик, по большей части они обеспечивают себя сами, и живут, практически, без вмешательства внешнего мира и во внешний мир!

А смотровая площадка построена очень своеобразно — нависая над ущельем.

Едем дальше, опять к вулкану. Надо сказать, что за два дня мне не надоели ни водопады, ни вулканы. И, несмотря на то, что наша четверка уже опытные «покорители вулканов» — в нашей копилке — Везувий, Этна, Тейде… мы восторгались вулканами на Реюньоне и вновь узнавали новое. Я впервые узнала от Наташи, что помимо обычных кратерных извержений, бывают щитовые — когда вулкан, вдруг, вскрывается где-то сбоку, и лава течет вниз без всплеска вверх, без взрыва.

Наш следующий вулкан — Питон-де ля Фурнез, в переводе «Пик очага» или «Пик печи». Именно он изображен на флаге Реюньона. Это щитовой вулкан высотой 2631 метр. Его кальдера образовалась в результате извержений, которые произошли 250, 65 и 5 тысяч лет назад. Совсем недавно! Вулкан действующий, в отличии ит своего собрата, о котором я уже упоминала. Извержения бывают регулярно, тогда весь остров превращается в сплошную «пробку», так как желающих полюбоваться много, но часть дороги перекрывают. Нам не повезло (или — повезло), мы увидели Питон-де ла Фурнез спокойным. Вот так это выглядит во время извержения:

(фото из интернета).

Начиная с 17 века, когда начали записывать, произошло более 150 извержений. Во время извержения 1977 года даже разрушения произошли. Ну, и чудо, конечно, куда ж без него? Лавовый поток затек в деревню Питон-Сайнт-Роуз, окружил местную церквушку, но остановился возле входа в церковь. Теперь церковь называется Нотр Дам де Лавез — Девы Марии Лавы. Почему бы так же не назвать полицейский участок, с которым приключилось тоже самое?

Основной кратер называется Доломью, его диаметр 8 км. И, внутри, множество мелких кратеров.

Для самых сумасшедших, к коим отнеслись я и моя подруга, был приготовлен подарок — спуск в один из кратеров. Муж и вторая подруга, в компании Натали и Николя остались в качестве группы поддержки. А бешенным собакам 100 верст один час — не крюк, мы отправляемся покорять лунную поверхность. Да, земля похожа на то, как мы себе Луну представляем, но спуск вполне прилично обустроен. Не желающий ждать супруг смотрел так недобро, что вместо часа мы справились за 40 минут. Подъем был несколько сложнее, даже слегка запыхалась — уже было жарко, а мы пошли вниз без панамок и без воды, что было довольно глупо! Зато — как красиво! Фотографии не передают сотой части этой красоты и моего восторга!

На парковке обратила внимание, что номера автомобилей несколько разные — номер региона написан по-разному, мы так и не выяснили — почему?

По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне

Прежде, чем отправиться дальше, сделали небольшую кофейную паузу — ибо заслужили…. мы с Женей, остальные просто воспользовались нашим подвигом! Шучу. Даже виды с парковки хороши!

По дороге услышали еще одну интересную историю про необычную жительницу острова. Звали ее Мария Десбассинс (могу не точно повторить), имя длинное, называли ее Мадам, так и я буду. Эта самая мадам родилась в богатой семье, которой принадлежала 1/3 острова в 1755 году. Ее мама умерла в родах, обычная по тем временам история, а ее воспитывали гувернантки, которых папа выписал из Франции и Англии (дальновидно, остров был «Переходящим Красным Знаменем»). В 15 лет выдали замуж (тоже обычная по тем временам история), за очень богатого землевладельца, который был старше ее на 23 (кажется) года (еще одна обычная по тем временам история). К моменту, когда она овдовела, ей было 25 лет (Как вы понимаете — нормальная по тем временам история), она владела (с учетом того, что осталось от богатого мужа) половиной островной земли и более, чем 400 рабами (ну, вот так не всем везло!) и 9 детьми (в год по ребенку — нормальная история, но удивительно, что все 9 выжили!). А вот дальше — все не совсем так, как было принято в тех местах, в те годы. Она не вышла второй раз замуж, не стала брать управляющих, а взяла все в свои руки и начала управлять своим имуществом сама! Да как управляла! Во время англо — французских разборок (нормальная, во все времена, история), успешно сотрудничала и с теми, и с другими, давала деньги обеим сторонам, лечила раненых с обеих сторон. С помощью такой мудрой политики, сохранила все свое имущество, а затем начала его приумножать! Строить сахарные заводы, выращивать кофе, налаживать его экспорт в Европу, строить порты, корабли, школы, дороги, выращивать ваниль (впервые на острове). Вот это размах! При этом успевала вести светскую жизнь, устраивать салоны, коллекционировать картины, фарфор, произведения искусства, занималась благотворительностью.

Интересно и необычно ее отношение к рабам. Она первая, кто начал вести переписку рабов, их лечить, некоторых даже учить (!!!) (необычное и нетипичное поведение), но при этом, устраивала ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ еженедельные телесные наказания, беглых забивали до смерти (типичная история).

Мадам умерла в апреле 1846 года, на ее похороны пришли даже ее рабы, а рабство на острове было отменено через 2 часа (!!!) после ее смерти! Вот такую интересную историю нам поведала Наташа.

Время пролетает интересно, мы сделали небольшую паузу, купили с собой еду и вино для пикника. По сумасшедше красивому серпантину прибываем к очередному водопаду — Гранд Галет.

Я еще раз покрасовалась в именной туристеровской маечке. Кстати, до сих пор не сбросила фото на карту «Здесь был Туристер» — забыла, как это делается!

А затем спустились вниз, искупаться. Когда-то, очень давно, в Крыму, мне рассказали, что по народному поверью, если вы искупались в водопаде или умылись водой из водопада — здоровье вам гарантировано! А мы уже какой день ими только любуемся, надо срочно искупаться! Вода была холоднючая, течение сильное, камни скользкие, но кто же не хочет получить порцию здоровья! И, вспомнив девиз: «Есть суровое слово — надо!», мы полезли в воду. Если учесть, что кроме меня, все обожают плавать, и не боятся холодной воды, то подвиг здесь был только с моей стороны.

Водопад переходит в бурную речку, которая образовывает кучу гротов и подземных рек до того, пока не впадает в океан.

Вот на берегу речки мы и устроили пикник. Купленные пирожки, со всевозможными начинками — мясными, сырными, овощными, фруктовыми — были просто великолепны! Говорю, как большой любитель и ценитель пирожков! Вино, французское, конечно, тоже было отличным.

Мы движемся в сторону океана, нам скоро возвращаться на корабль. А наши Натали и Николя продолжают нас кошмарить, к нашему восторгу. Видим на дороге знак — затопление, проезд запрещен. Николя изрекает: «Я этого не видел» и мы «плывем» к цели. Вода достигает окон, адреналин достигает критической отметки. Но, все в порядке, проехали. Делаем остановку в потрясающе красивом месте (как буд-то другие были не красивыми!), недалеко от города Etang Sale. Местечко так и называется — Le Gouffre de L`Etang Sale. Океан бьется о камни и рассыпается миллионами брызг!

Глаз не оторвать! Мы щелкаем телефонами и, краем уха, я слышу «милую» историю, что мы находимся в месте самоубийств! Которые здесь происходят с завидной регулярностью. Да, вот те таблички на фото — это местные самоубийцы и один «потеряшка» — исчез и не нашли, решил искупаться. Говорили же «В Африке Акулы», не послушался!

И, вполне логично, что после этого местечка, мы прибываем на кладбище! Город Сент Поль, кладбище Cimetiere Marin Sain-Paul. Кладбище историческое, первое в мире, где вместе похоронены рабы и господа. В общем, именно здесь восторжествовали свобода, равенство и братство! На этом кладбище похоронены те, чьи тела прибило к берегу после многочисленных кораблекрушений (которых акулы не съели).

Интересна история человека, чью могилу я сфотографировала — звали его Оливер ле Вассер, или пират Ла Буссе, по кличке Падальщик. История захватывающая, но более уместна при рассказе о Сейшелах (верится, что клад там), я обязательно ее расскажу в части, где буду описывать Сейшельские острова. Однако, повешен он был на Реюньоне, где и похоронен………правда, кладбище основано позже, спустя несколько лет после повешения. Темная история, обязательно ее поведаю.

Кстати, какие виды на океан с кладбища!

По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне

Прогулялись по набережной. Очередной кошмар — предупреждение об акулах. Даже не верится, что в этом раю нельзя купаться! Совсем! Даже по колено зайти! Историй множество, Наташа рассказывала очень интересно, но перессказывать эти акульи кошмары не буду! Скажу только, что Реюньон занимает первое место в мире по количеству нападений акул! Вот так. Береговая линия не защищена рифами, за исключением 8 км, поэтому акулы легко подплывают прямо к берегу.

Акула — бульдог, главный бич Реюньона. Несмотря на то, что этот вид, входящий в пятерку самых опасных акул в мире, занесен в Красную Книгу, на Реюньоне разрешили охоту на них, после убийства такой акулой молодого серфингиста. Этот вид назван бульдогом за притупленную морду. Они достигают длины 3 метра, и могут подплывать к самому берегу, им хватает 15-сантиметровой глубины! Камбала какая-то!

(фото из интернета, сама решила не купаться — вдруг я покажусь вкусной этому чудищу!)

Здесь же, возле кладбища — памятник рабам. Рабы и пираты — это две главные темы острова, после природных красот, конечно!

По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне

Время до отправки нашей Аиды еще оставалось, поэтому прогулялись по набережной. Прямо возле дороги сохранилсь старые казармы, в них французы заселяли рабов, и это было естесственной защитой от английских ядер. Такой живой, бесплатной защитой…. Справедливости ради — пушки тоже сохранилсь, так что — отстреливались.

Еще один интересный памятник. Интересный, с точки зрения истории, а не значимости, как объект искусства. Дело в том, что Сен Поль — первый французский форт на Реюньоне, и именно сюда пристало судно с Мадагаскара с первыми тремя женщинами! Вот кто самый важный для продолжения жизни! Одна из трех — «дочь короля» (сирота, которой французский король давал приданное, обучал), Эта женщина родила 16 детей, и стала, буквально, праматерью львинной доли островитян!

По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне

Рядом, на набережной — церковь Святого Павла. Небольшая, миленькая. Но я, живущая в Европе, среди готики и барокко, ничего не могу с собой поделать — смотрю на местные церквушки немного свысока.

А вот перед церковью Дева Мария с младенцем, а мы слушаем еще одну интересную историю от Натали. Причем, я так и не поняла — к какому острову относилась эта история, к Реюньону или к Маврикию, упоминается и там, и там, но, поскольку нам ее интересно рассказала Наташа, будем считать, что это происходило на Реюньоне. Итак, местные Ромео и Джульета. Точнее — Поль и Вирджиния. Она родилась в богатой семье, он в бедной. Но, на райском острове царила демократия, дети росли вместе. Никто не мог представить их по отдельности — только парой. Но, детки выросли и дружба переросла в любовь. Такой мезальянс не устраивал родителей Вирджинии, и ее отправили учиться во Францию. Родители многократно пытались выдать девушку замуж, но безрезультатно, она любила своего Поля. Тогда взрослые смирились и дали согласие на брак. И вот, день икс настал. Поль на берегу, корабль подходит к берегу, на палубе — его любимая. и, вдруг, корабль накрывает огромная волна, девушку смывает в океан. Тяжелые, многослойные юбки тянут ее ко дну, капитан крикнул: «Скинь платье!», но целомудрие не позволило Вирджинии от кринолинов. Она оказалась единственной утонувшей со всего корабля. Поскольку, мы, все три женщины, на этом месте дружно завопили, что скинули бы не только платье, но и всю остальную одежду, то я до сих пор выслушиваю упреки от мужа, а в тот момент мы даже не дослушали — что с юношей стало? По закону жанра должен был или умереть от тоски, или броситься в океан!

По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне

Но, все хорошее подходит к концу, подходит к концу и наше двухдневное путешествие по Реюньону. Под красивым виадуком, по красивой дороге, мы возвращаемся в порт.

По дороге Наташа еще немного спешит поделиться своими неисчерпаемыми знаниями об острове, о двух его университетах, о креолах и их языке….но… Мы въезжаем в порт и прощаемся с нашими чудесными Николя и Натали, с нашим удобным, комфортным и всепроходимым джипом и отправляемся на корабль.

По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне

Поскольку, Наталья переезжает в Метрополию, в Бургундию, я надеюсь, что мы еще встретимся с ней!

Нас встречает команда корабля. У немцев все на высочайшем уровне! Все прекрасно организованно! Помимо обязательных обеззараживателей для рук, нас встречают холодным чаем с пинаколадой и мокрые скрученные салфетки во льду для рук и лица. Учитывая, что жарко, это очень к месту и очень приятно!

Я рада за наших четверых друзей из Праги, которые насладились островом с вертолета, я рада за нас четверых, которые получили два дня неописуемого удовольствия, мне жаль тех одиннадцать россиян, которые не озаботились вовремя визами и лишились этой красоты!

По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне

Цикл материалов "Реюньон, Заморская территория Франции."

Теги: Автопутешествия, Круиз, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия