Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 16:37
Мы будем путешествовать!

Реюньон Январь 2018

Цикл материалов "Реюньон, Заморская территория Франции."

1. По следам пиратов и рабов. Часть четвертая. Второй день на потрясающем Реюньоне
  2. По следам пиратов и рабов. Часть третья — потрясающий Реюньон, первый день на острове.

День пятый, Реюньон.

Если муж мечтал о Мадагаскаре, то я ждала именно Реюньон! Собственно, к моменту, когда я узнала об этом подарке (круизе), знания о Реюньоне ограничивались двумя пунктами информации:

1. Это Французская провинция.

2. Именно здесь, в 1998 году впервые ввели в обращение евро.

Это все. Все остальное, что заставило так ждать встречи с этим необыкновенным островом, узнавалось в процессе переписки с гидом Наташей, которую я нашла где? Конечно, на Туристере! Это была восхитительная находка! Я догадывалась об этом уже в процессе долгой переписки, а затем, на острове, мои догадки стопроцентно подтвердились! Это, как раз тот случай, когда я твердо могу сказать — никогда, ни один, даже самый пытливый турист, не смог бы так плодотворно провести самостоятельно два дня, как с экскурсоводом. Конечно, при условии, что это настоящий ЭКСКУРСОВОД, а не…. Эльвира с Маврикия. Но, надо по порядку. Несмотря на до сих пор захлебывающие эмоции, попробую упорядочить свои мысли.

Еще в процессе переписки, когда я запросила экскурсии на два дня, Наташа предложила мне не две, а двухдневную экскурсию с ночевкой в горах, в гостевом домике. Мотивировала это тем, что нет смысла ездить туда — сюда. Но, главный довод, решивший дело — восход в кратере вулкана! Точный маршрут обговорить не удалось — на островах все зависит от погоды. Почему? Что за остров?

Реюньон — остров вулканического происхождения, входящий в группу Маскаренских островов. Своим происхождением Реюньон обязан огромному подводному вулканическому хребту. Каких-то 2–3 миллиона лет назад мощные взрывы выбрасывали раскаленную лаву на поверхность океана. Два вулкана в течении миллионов лет питали потоками выбрасываемой и остывающей лавы складывающуюся поверхность плодородной земли, которую быстро покрыла густая растительность. Обладая поистине райской растительностью, остров имеет и свой бич — ураганы, свирепствующие с января по март! Ураган — это природный катаклизм, возникающий тогда, когда море прогревается до 27 градусов на глубине 80 метров и начинает сильно прогревать воздух. Затем горячие воздушные массы скапливаются над островом и проносятся по нему вихревым потоком, скорость которого иногда достигает 300 км/ч! Ужас! Уже во время поездки Наталья рассказала нам кошмарную историю (она вообще нас два дня кошмарила — акулы, ураганы, рабы, пираты….): семья из Омска планировала такой же круиз несколько лет! Дорогое удовольствие, да еще и визовые проблемы для Реюньона. В январе 18 года они решили осуществить свою мечту, но…… на Мадагаскаре чума, они не принимали корабли, к Реюньону подойти не смогли — ураган, на Маврикии несколько дождливых дней… надеюсь, что эти люди отдохнули на Сейшелах… А нам повезло, мы благополучно пристали к желанному острову!

Нас встретила Наталья, и с ней — наш водитель джипа Николя. О нем мы тогда еще ничего не знали, расскажу позже. Но о Наташе все стало ясно в первую минуту — на одной волне! Я много лет работаю экскурсоводом, очень люблю «живых» и неформальных гидов. Наталья — очень живая, даже у меня не было шанса вставить слово, а, можете мне поверить, это бывает крайне редко! Все, что она рассказывала было так живо и интересно, что я боюсь, что не запомнила сотой части! Но, что смогу — расскажу!

Для начала мы отправились на возвышенность Мафат, по пути увидев уникальный строящийся мост — один из самых дорогих в мире!

Собственно, мост — это часть дороги Ройте ду Литторал, это объездная дорога вокруг острова. Ориентировочная стоимость проекта 1,7 миллиардов евро. Проблема этой дороги в 12,3 км в том, что часть ее проходит по воде, лежа на больших сваях, выступающих из Индийского океана. Протяженность виадука 5,4 км, и сваи должны выдерживать ураганные ветры и десятиметровые волны! Эта дорога будет иметь три полосы в каждую сторону. И, обещали ввести в эксплуатацию в 18 году, но, подозреваю — не успеют!

Картинка из интернета.

А мы на смотровой площадке Мафата. И, я уже здесь начала захлебываться слюнями! Я, конечно, понимаю, что чересчур восторженная, но от природных красот дух захватывает! Ничто рукотворное с ними не сравнится!

Смотровая площадка, с которой мы начали осмотр этой возвышенности называется Кап Нуар, и, находясь там, было понятно, что нас ждут интереснейшие места!

Я уже много лет путешествую без фотоаппарата, довольствуясь телефоном, но здесь хочется иметь серьезную камеру. Мы с трудом оторвались от созерцания роскошных гор, голубого неба с белыми облаками, и сочной зелени!

По дороге к следующей остановке Наталья поведала нам интересную, и очень малоизвестную историю. В наше время, во второй половине 20 века, в 60–80 гг, во Франции начали стремительно пустеть сельские районы и возникла необходимость в дешевой рабочей силе. Тайно была разработана программа, согласно которой по беднейшим креольским деревням Реюньона ходили вербовщики и уговаривали родителей отдать детей в городские интернаты на учебу и для поездки во Францию. В бедных многодетных семьях прекрасно понимали, что это единственный шанс выучить детей. По всему острову были собраны маленькие дети, в некоторых семьях детей просто выкрадывали, и вывезены во Францию, где были отданы сначала в приюты, а затем в семьи, для работ. Самому младшему было 6 месяцев. Эту программу придумал депутат — голлист Мишель Дебре, депутат от Реюньона, решив, что таким образом решится (масло масляное) проблема перенаселения Реюньона и нехватка населения в крестьянских хозяйствах Франции. В общей сложности было вывезено 1615 детей, один из них, Жан-Жак Мартиаль (сейчас ему 59 лет), рос в семье крестьянина, а потом был взят в другую бездетную семью, в Нормандию, где сумел получить образование, и привлечь общественность к этой истории. Сама программа была закрыта Миттераном в 83 году, через 2 года после прихода к власти, но только 18.02.2014 года, Французская Национальная Ассамблея провела слушания по этому делу — киднеппинг, торговля людьми, рабство, доведение до самоубийства, насилие, тяжкие тяжелые повреждения и пр. Многие из этих детей закончили жизнь в сумасшедших домах. Но, все затихло…. умеют французы не париться своей историей…

Дети с Реюньона в приюте Франции. Фото из интернета (из архива Жан-Шарля Питу)

Грустная история… но, красоты никуда не делись!

Мы прибываем к водопаду Ниагара! Ну, он, правда, так называется, хоть и не в Америке. Водопад, вообще-то, должен бы называться Сент-Сюзанн, так как он находится на одноименной реке, но, видимо, этот 60- метровый «гигант» показался кому-то столь огромным, что и был прозван Ниагарой! Вытекает вся эта куча воды в небольшое озерцо, и, оттуда — речкой в океан. А дальше — круговорот воды в природе….

Я уже неоднократно писала — обожаю водопады! Коллекционирую их по всему миру, они роскошны, все, независимо от размеров! Вот и еще один в моей коллекции, и, не последний за эту поездку!

Кстати, по берегам этой реки растет папирус — эндемик.

Мы сделали небольшую паузу в очаровательной деревушке. Виды очаровательные, горы вокруг. Еще мне очень понравились мозаичные тропинки.

И, для того, что бы я не расслаблялась, следующий водопад с поэтическим названием «Фата невесты». Название романтичное, а история совсем не романтичная: одну молодую и красивую девушку (ну не могла же она быть старой и некрасивой, сказка ведь!), которая была влюблена в молодого и красивого (естественно!) молодого человека, полюбил ее собственный отец. Ага, инцест — дело не новое…. Он решил, ни много, ни мало, жениться на собственной дочери. Но, девушка сбежала с любимым юношей, отец пытался поймать ее, но смог схватить только за фату! Вот эта белая фата и падает каскадами водопада…

Кстати, история острова вообще не очень романтична. Вопрос о том, возможно ли заселение острова Реюньон, французские колонизаторы исследовали самым негуманным образом. В 1638 году французский торговый корабль встал на якорь у берегов острова в южной части Индийского океана, но не удостоил его пристального осмотра. Четыре года спустя, во время одного из антифранцузских восстаний на Мадагаскаре, 12 повстанцев попали в плен. Французы, не долго думая, отправили пленных на безлюдный остров. Три года спустя всех невольных колонистов нашли на острове живыми и здоровыми. Возможность заселения была доказана.

Вскоре губернатор Мадагаскара велел обозначить остров на карте. Португальских мореходов, которые обнаружили остров первыми еще в 16 веке, такая мысль не посещала. Арабов, для которых остров был перевалочной базой по пути в Африку, тем более!

Остров назвали Бурбоном в честь короля Людовика 14. В честь кого еще называть, если не в честь короля — солнца? В 1665 году население острова составляло 200 человек. Через 4 года была основана современная столица острова, город Сен-Дени. Поскольку в начале 18 века кофе стал модным напитком в парижских салонах, на острове возникли обширные плантации, возделываемые рабами. В ходе Великой Французской революции остров переименовали в Реюньон, новое название должно было напоминать о воссоединении победоносных революционных частей с королевской гвардией. При Наполеоне остров недолго поназывался Бонапартом, а в 1810 году его отжали захватили англичане. Однако, на Венском конгрессе, Реюньон вернули французом. Сегодня — заморский департамент Франции.

Так, вот зарекалась — никаких исторических экскурсов. Не удержалась…

Да и как не вспомнить про рабов, если мы к ним едем! Вот на этой дороге в районе Салази, мы поняли две вещи:

1. Почему Наталья сказала, что «только джип»?

2. У нас за рулем — в свете его состояния здоровья язык не поворачивается называть эту фамилию, но — другая не подходит — настоящий Шумахер! Не Михаэль — Николя. Кстати, что-то общее есть. Он был известнейшим на Реюньоне тренером по каньонингу, проводником по труднодоступным местам. Но, сорвался с высоты 300 метров, весь переломался, и прогнозы были неутешительные — говорили, что не будет ходить. Он встал, стал парамедиком, купил джип и возит туристов. В своей, своеобразной манере. За два дня мы проехали туда, куда невозможно проехать! Его легкое прихрамывание почти не заметно, но то, что он ас — водитель, мы заметили сразу! Аплодировали неоднократно!

Итак, едем в гости! Дорога очень живописная, и, иногда, когда наш джип не едет вверх под углом почти в 90 градусов по джунглям (ширина тропинки ровно с ширину машины), то мы в состоянии любоваться красотами за окном. А мы проезжаем по Национальному парку Реюньона, который составляет 40% территории острова, и находится в списке природного наследия ЮНЕСКО (терпеть не могу эту организацию!). Николя подъезжает к шлагбауму, мы въезжаем на частную территорию, автомобильная тропа к нужному нам месту была прорублена 2 года назад, до этого — только пешком. Случайные туристы туда не попадают, только по приглашению хозяев. Наши Николя и Натали приглашены, а мы с ними, как особы, приближенные к императору. У Николя ключ от шлагбаума.

Нас ждет семья потомков рабов (седьмое поколение), визжа от страха и восторга, ползем наверх. Дорога впечатляет (тех, кто не зажмуривается от страха). Сфотографировать смогла только на относительно прямых участках тропы.

Прибыли. Туалет и умывальник на улице, но, вполне приличные. После этой дороги всех сразу в туалет отправляют.

Электричество здесь есть, провели пару лет назад, но готовят по-прежнему на огне. Ведут подсобное хозяйство. Изготавливают самодельный ром, с угощения которым мы и начали. Аперитив, надо сказать, очень жгучий!

Домик очень скромный, простенький, хозяева очень гостеприимны. Хозяйка показала кухню, где и был приготовлен наш обед. Это была тыквенная запеканка, салат — овощи с яйцами, свинина с рисом, очень острый соус, вино. Не моя кухня, я только салат ела, а вот десерт впечатлил — мини — ананасы с ягодой (мы не определили, что за ягода, но немного похожа на смородину). Народу кофе с ромом, мне — чай с ним же!

Хозяин рассказал, как почти всю жизнь ходил на работу пешком — 20 км в одну сторону! Он работал на прорубке леса, ежедневно только дорога — 50 км!!! Мне стало слегка стыдно, я частенько рассказываю, что много хожу, ежедневно — от 3 до 12 км…. Да уж, все познается в сравнении!

Рядом — подсобное хозяйство, нам показали рыбок, курочек, кроликов (особенно впечатлил гигантский кролик — производитель и маленькие крольчата) хрюшек. Очень много цветов.

Сын и дочь живут отдельно, но родителей навещают, что особенно заметно по разбросанным игрушкам — внуки.

А дело к вечеру, нам надо отправляться на ночевку, но по пути, я получаю еще один подарок — водопад (как оригинально!) Каскад Бланш — Белый водопад. Между прочим — самый высокий во всей Франции — около 700 метров! Водопад образован рекой Bras de Caverne, и четырьмя каскадами падает в долину.

Удивил бамбук — толи трава, толи дерево, соответственно — толи стебель, толи ствол, но в диаметре достигает 25 см!

Когда начало смеркаться, мы прибыли на нашу тур. базу. Ну, вообще-то, гостевой домик, но правда — как в советское детство вернулась! Местечко называется La Plaine des Cafres, очень мило, если бы не…. 1) очень влажно, в домиках в том числе. Видимо, ничего с этим сделать нельзя; 2) контролЯ…. это был мой навязчивый кошмар! Еще по пути я пыталась выяснить — что в этих джунглях с насекомыми7 У меня фобия. Добрая Наташа утешила, что все в порядке, есть только милые и не страшные контролЯ. Жаль, что текст не передает французскую интонацию этого красивого слова. У меня, любительныцы, обожательницы и большой поклонницы французского языка, аж дух захватывало от него! Что я ждала? Красивого двуногого контраля (муж не читает мои опусы)? Оказалось — летающие огромные тараканы! К моему огромному счастью, они нас не посетили. Но, призрак не пришедшего контролЯ преследовал меня всю поездку!

Милейший двор, с курочками и петушками, огромное количество зелени! Очень мило оформленный холл. И, длинные ряды номеров. Каждый со своей террасой. Комнатки очень простенькие, как я уже писала — сырые, интернета нет, сан узел не радует, но горячая вода в наличии, и на том спасибо.

А мы отправляемся на ужин в сенегальский ресторанчик неподалеку (относительно неподалеку, на машине). Сенегал — это худшее и самое страшное, что мы видели в своих путешествиях, поэтому поехали с опаской. Но, Наташа убедила, что будет вкусно. Называется заведение Le QG, держат его два брата — сенегальца, с одним из которых мы смогли познакомиться. Очень мило и провинциально — слегка пьяный официант, веселый хозяин, сразу предложивший фото, супчик в подарок, и, с третьей попытки заказанная еда (то, что пробовали заказать первые два раза — перед нами заканчивалось). Самое вкусное было у меня — салат с теплым козьем сыром и гренками!

Вернувшись на базу, увидели свой завтрак (нет, мы приехали вечером, просто на следующий день ожидалась кульминация программы — восход в кратере вулкана, соответственно — подъем в 5.00., с чем была не согласна хозяйка) в виде чайников, тостерного хлеба без тостеров, сухих сливок и джема. А, яблоки и бананы!

Слегка утомленные, очень довольные и, в предвкушении следующего дня, легли спать. До завтра.

Часть первая — дорога, Маврикий — здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_22516

Часть вторая — Порт-Луи, Аида Аура — здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_22564

Часть четвертая - Реюньон, второй день на острове, здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_22634

Часть пятая - юбилей в море, два дня на Мадагаскаре, здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_22664#comment1500337_

Часть шестая - Сейшелы, два дня, здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_22685

Часть седьмая - море, Маврикий, здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_22714

Цикл материалов "Реюньон, Заморская территория Франции."

Теги: Автопутешествия, Круиз, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия