Турист Елена (Elpon)
Елена
была сегодня 11:16

Вена — Австрия Октябрь 2017

Сложно писать про Вену — все её уголки хожены-перехожены туристами, а достопримечательности описаны многочисленными путеводителями. Но, у каждого свое открытие города. Сюда я приехала в первый раз. Мне предстояло постепенно, шаг за шагом, познавать Вену, ее историю, культуру, людей, события. Получать собственные впечатления от дворцов и храмов, набережных и мостов Дуная, прекрасных парков.

Мне повезло со временем поездки — октябрь — начало золотой осени. Погода почти все дни благоприятствовала прогулкам по столичным улицам.

Итак, мой рассказ начинается.

Шаг 1. Ринг.

Первым делом, большинство вновь прибывших в Вену туристов обычно устремляется в район Ринга — средоточие венских достопримечательностей. Это здесь — Хофбург и Штефансдом, Ратуша и Венская Опера, Бургтеатр, Альбертина, Сецессион…

Ринг — это парковое кольцо улиц под общим названием Рингштрассе (Ringstrasse), окруживших исторический центр Вены. Шикарный бульвар появился в середине XIX века, когда император Франц Иосиф I приказал снести старые городские укрепления, а на их месте затеял грандиозное новое строительство. Вдоль Ринга по проектам лучших архитекторов возведены помпезные дворцы, стильные общественные и частные здания.

Внутри Ринга имеется несколько станций метро. В самом его центре — станция Stephansplatz. Отсюда и началась наша прогулка. Сразу же у выхода из метро — Штефансдом (Stephansdom) — готический собор Святого Штефана, считающийся символом Вены и всей Австрии.

Первая приходская церковь на этом месте появилась в 1137—1147 гг. Спустя столетие началось возведение нового храма. После многочисленных перестроек и реконструкций собор к 1511 году обрел свой нынешний облик. У собора две башни, причем разной высоты. Южная башня возвышается на 136,44 м. Во времена Австро-Венгерской империи ни одной церкви не позволялось быть выше южной башни святого Стефана. Северная башня — 68,3 м — служит колокольней собора. Здесь находится Пуммерин — самый большой колокол Австрии.

Храм очень сильно пострадал от пожара весной 1945 года. Но уже через семь лет в соборе возобновились службы. Горожане собирали деньги на реконструкцию, жертвовали личные религиозные ценности, трудились на стройке.

Венские фиакры, считается, что самая большая стоянка находится как раз на Штефансплац.

Далее мы направились по улицам Грабен и Кольмаркт к дворцовому комплексу Хофбург. Названия улиц — Грабен и Кольмаркт — имеют старинное происхождение. Грабен переводится с немецкого как «ров», именно здесь когда-то тянулся римский оборонительный ров. А на Кольмаркт, т. е. «угольном рынке», процветала торговля углем.

Чумная колонна на улице Грабен, возведенная в благодарность об избавлении от эпидемии чумы 1679 года, унесшей десятки тысяч жизней.

Сейчас в исторических зданиях разместились множество дорогих магазинов, ресторанов и кафе.

Улица Кольмаркт приводит к Михаэлерплац, где можно увидеть настоящие античные сооружения. Это — раскопки древнеримского поселения Виндобоны.

Вена: шаг за шагом

…Сразу за античной Веной — Вена имперская.

Наше знакомство с Хофбургом началось у парадных ворот Михаэлертор — Michaelertor (Ворота св. Михаила).

Грандиозный архитектурный ансамбль строился на протяжении веков. Согласно документам Габсбурги обосновались тут с 1279 года. До 1918 года, когда была провозглашена Австрийская республика, Хофбург постоянно расширялся, и каждый из правителей привносил что-то свое. Сегодня, императорская резиденция (19 дворцов и 18 прочих зданий) — это смешение разных временных эпох и разных архитектурных стилей. Тем не менее, дворцовый ансамбль выглядит весьма гармоничным и производит поистине имперское впечатление.

Двор Ин-дер-Бург (т.е «в крепости») и памятник императору Францу I.

Современный дворец Хофбург — это музеи, библиотека, Национальный театр, официальная резиденция президента Австрии. В Хофбурге также располагается штаб-квартира ОБСЕ.

Площадь Героев Хельденплац. Служила для парадов императорских войск.

На площади установлены конные статуи: Карла Великого и Евгения Савойского.

За Хофбургом, через дорогу, находится площадь Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz) с двумя одинаковыми зданиями — Музеем естествознания и Музеем истории искусств. Дальше за площадью вновь расположены музеи — начинается Музейный квартал (Museums Quartier Wien).

Вена: шаг за шагом

В центре площади — торжественный памятник австрийской императрице Марии Терезии в окружении выдающихся полководцев того времени.

Вена: шаг за шагом

Увидев этот памятник, я сразу вспомнила другой — памятник Екатерине Великой в Санкт-Петербурге. Эти памятники очень похожи — Екатерина также стоит в окружении видных деятелей своей эпохи. Впрочем, ведь и в жизни у них было много общего. Обе императрицы были современницами и незаурядными личностями, обе стояли во главе великих империй и за время своего правления сумели осуществить грандиозные реформы.

…Вену невозможно представить без музыки. Этот город по праву считается мировым музыкальным центром, родиной вальсов и оперетт, здесь творили Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс и Штраус. Музыкальный символ Вены — знаменитая Венская государственная Опера. Здание Оперы было одной из первых парадных построек на вновь проложенной Рингштрассе.

Вена: шаг за шагом

Недалеко от Оперы находится еще один венский бренд — кафе «Захер».

Очередь в знаменитое кафе «Захер».

Частенько в поездках бывают незапланированные открытия. Так случилось и у меня. Вена — большой столичный город с богатой историей и огромным культурным наследием. Невозможно проштудировать все путеводители заранее и досконально. Одной из заранее намеченных целей у меня была Венская ратуша. Ее готический шпиль был хорошо виден с Площади Героев. Вот туда я и отправилась…

Вена: шаг за шагом

Венская Ратуша, строилась с 1872 по 1883гг. Это кружевное и очень изящное сооружение с пятью неоготическими башнями. Центральная башня высотой 98 метров, на ее вершине «Железный хранитель Ратуши» с флагом. На площади перед Ратушей часто проводятся различные городские мероприятия.

Рядом с Ратушей на Рингштрассе соседствует здание Парламента, построенное в стиле греческой античной архитектуры. Дополнительный античный колорит придает фонтан со статуей Афины Паллады, установленный перед входом.

Вена: шаг за шагом

…И по пути к Ратуше неожиданно для себя открыла замечательное место, приятный цветочно-зеленый уголок Вены — Народный сад — Фольксгартен! Цветочные клумбы, розы — множество роз — фонтаны. Много скамеек и стульев, можно созерцать, а можно дремать — некоторые так и делали. Хотелось здесь задержаться, что, собственно, я и сделала.

Но не Рингом единым…

Шаг 2. Бельведер и около.

Следующий мой маршрут начался от станции метро Karlsplatz. Здесь на одноименной площади стоит великолепная Карлскирхе. Жаль, что не удалось попасть внутрь…

Вена: шаг за шагом

В 1713 году, после страшной эпидемии чумы, прокатившейся по Европе, император Карл VI дал обет построить храм в честь католического святого Карло Борромео. На фронтоне, в окружении аллегорических добродетелей — Покаяние, Милосердие, Смирение, Вера — стоит святой Карл, спасший Вену от болезни.

Совсем недалеко от Карлплатц есть место, которое нельзя пропустить.

Монумент советским воинам на площади Шварценбергплац был открыт 19 августа 1945 года, через четыре месяца после взятия Вены. Перед памятником — фонтан. Памятник очень впечатляет, все надписи по-русски.

Гвардейцы! Вы честно служили Отчизне

От стен Сталинграда вы к Вене пришли,

Для счастья народа Вы отдали жизни

Вдали от родимой советской земли.

Слава, Вам — храбрые русские воины!

Ваше бессмертье над Вами встает.

Доблестно павшие спите спокойно

Вас никогда не забудет народ!

Вена: шаг за шагом

Было трогательно, до слез, увидеть на чужбине ухоженный памятник соотечественникам, отдавшим свои жизни в борьбе с фашизмом…

К Бельведеру я решила идти по улице Евгения Савойского.

Вена: шаг за шагом

Через некоторое время появилась надпись «450 метров, Бельведер» и стрелка. Потом были указатели про 220, 180, 160 метров. Вообще, Вена очень доброжелательна по отношению к туристам: в нужный момент, обычно, находится указатель к искомому месту.

Улица, по которой я шла к дворцу неслучайно носит имя одного из самых выдающихся австрийских полководцев XVII- XVIII столетий. Именно в этом месте, в те времена располагавшемся за городской чертой, принц Евгений Савойский поручил архитекторуЛукасу Хильдебрандту сооружение своей летней резиденции. Дворцовый комплекс Бельведер состоит из двух дворцов — Верхнего и Нижнего, и парка с альпийским садом, фонтанами, парковыми скульптурами, прудом, в котором отражается фасад дворца.

Верхний и Нижний Дворцы находятся друг напротив друга, на склоне небольшого холма, с которого открывается живописный вид на Ринг.

Верхний Дворец раньше служил для всяческих переговоров и торжественных встреч. В Нижнем Бельведере располагались жилые покои принца.

Вена: шаг за шагом

После смерти Евгения Савойского комплекс перешел во владения Габсбургов. В начале XX века здесь жил эрцгерцог Франц Фердинанд, убийство которого в 1914 году в Сараево явилось поводом для начала Первой Мировой войны.

Вена: шаг за шагом

Бельведер — это еще и художественный музей, где сегодня размещается собрание австрийского искусства от Средних веков до наших дней. Начиналось все с коллекции принца Евгения, который был не только великим полководцем, но еще и страстным ценителем искусства.

Картинная галерея Верхнего дворца славится коллекциями работ Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки. В их числе всемирно известные картины Климта «Поцелуй» и «Юдифь».

Шаг 3. Прекрасный источник.

Главная летняя резиденция Габсбургов — дворец и парк Шёнбрунн — находится примерно в пяти километрах от центра Вены. Добраться сюда легко на метро — станция возле дворца Шёнбрунн так и называется Schönbrunn, это зеленая линия U4.

Я приехала туда около 9 утра, будний день, среда. Шёнбрунн — самое популярное туристическое место столицы Австрии. Достаточно заглянуть за ограду, чтобы понять, что это действительно так. Скопление людей, щелкают затворы фотоаппаратов — снимают и дворец, и себя на его фоне. Организованные группы, подгоняемые гидами, спешат на осмотр интерьеров дворца. В кассе стояла неслабая очередь за билетами…

Вена: шаг за шагом

Schönbrunn в переводе с немецкого обозначает «прекрасный источник». Известно, что в XIV веке на здесь находилось небольшое монастырское поместье. Позднее эти земли стали собственностью династии Габсбургов. Однажды кайзер Матвей (Матиас) охотился в окрестных лесах и неожиданно обнаружил небольшой родник. «Schöne Brunnen!» — воскликнул восторженный правитель. Так родилось название будущей резиденции австрийских монархов.

Сначала здесь был построен замок. Но при осаде Вены в 1683 году замок разрушили турецкие войска. Тогда было решено строить новый дворец — по образу и подобию французского Версаля.

Свой нынешний архитектурный облик Шёнбрунн приобрел во времена Марии Терезии, при реконструкции 1742–43 гг. Одновременно обустраивалась территория вокруг дворца: был разбит парк, возведены оранжереи, открылся первый в Европе зоопарк, который сейчас считается старейшим в мире.

Многое на своем веку повидал Шёнбрунский дворец …. В 1918 году в его стенах была провозглашена Австрийская республика.

Вена: шаг за шагом

…Для осмотра Шёнбрунна мне выпал погожий день. Все сложилось очень удачно — замечательная погода, прекрасное время начала осени, когда еще буйствуют яркие краски цветочных клумб, но к ним уже добавляются красно-желтые интонации в кронах деревьев.

Во дворец я не ходила. Очень хотелось не спеша нагуляться по парку. Парковый комплекс занимает площадь примерно километр на километр.

Вена: шаг за шагом

Сразу за дворцом разместились сады и садики с цветниками, галереями, увитыми розами и диким виноградом. Парковая скульптура, беседки и аллеи из аккуратно стриженых лип.

Вена: шаг за шагом

Кстати, поддержание кроны деревьев в парадном виде довольно трудоемкая задача.

Украшением парка являются фонтаны.

Фонтан Обелиск

Самым торжественным является фонтан «Нептун», располагающийся на главной аллее. В центре композиции находится сам Нептун с трезубцем в окружении нимф.

Фонтан Нептуна созданный в 1776 году.

А наиболее интересным фонтаном, я бы назвала, «Римские руины».

Римские руины 1778 год.
Павильон внутри, которого находится скульптура - нимфа с амфорой - символизирующая тот самый прекрасный источник…

Поднимаюсь к колоннаде Глориетта. Этот павильон возвели в 1775 году в честь победы австрийской армии над прусской.

Павильон Глориетта был сооружен в 1775 году.

С площадки Глориетта — отличный вид.

Виды на город со смотровой площадки Глориетты.

Павильон Глориетта был сооружен в 1775 году.

Чем дальше и выше от дворца, тем стремительнее сокращается число туристов. Зато здесь можно встретить обычных горожан, которые гуляют с детьми или занимаются физкультурой. Примыкающий парк выглядит просто как лес, но с проложенными дорожками и тропинками, лесенками, скамейками. Кое-где стоят скульптуры.

Молодые мамочки около Глориетты

На этом я заканчиваю рассказ о Вене, которую я называю имперской, парадной, торжественной, словом, туристической. Дальше будет рассказ о Вене более современной, возможно, более повседневной, но, при этом, не менее интересной. Это будет другая Вена - Вена без толчеи и суматохи: вдоль тихих набережных