Турист Елена (Elpon)
Елена
была сегодня 18:20

Вена — Австрия Декабрь 2018

Первая поездка в Вену состоялась в октябре 2017 года. Про те впечатления есть рассказы: Вена: шаг за шагом и Вена без толчеи и суматохи: вдоль тихих набережных

Через год с небольшим — новый визит в австрийскую столицу.

В ожидании Рождества

Основной приметой декабря в Вене, как и в других европейских городах, являются рождественские ярмарки. Праздничные базары открылись в Вене уже в конце ноября, поэтому данная поездка, оказалась путешествием в Рождество. То самое Рождество, о котором слышали, но пока не доводилось увидеть собственными глазами.

Оригинальные сувениры и изделия народных промыслов, сверкающие елочные шары…

Огромные разукрашенные имбирные пряники и другие кулинарные деликатесы.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Пряный аромат глинтвейна встречает уже при приближении к торговым рядам. Напиток разливают в нарядные кружки, которые потом можно забрать в качестве памятного сувенира или вернуть продавцу, получив обратно стоимость залога. Одну такую кружку мы увезли с собой.

На Карлсплац раскинулась ярмарка ремесленников — «Художественный Адвент» (Art Advent). Вниманию посетителей представлены изделия из металла, дерева, стекла, текстиля… Часть площади засыпана сеном, здесь резвятся детишки, сооружая крепости и замки. А неподалеку — самый настоящий загон с овцами и козами.

За «Венской Рождественской мечтой» — добро пожаловать на Ратушную площадь. Именно тут — самая большая и красивая ярмарка. Глаза разбегаются от многообразия новогодне-рождественской мишуры. Обойти все палатки займет уйму времени.

На Ратхаусплац работает ледовый каток.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Желающих покататься много и их даже не останавливает дождь, то стихающий ненадолго, а то усиливающийся вновь. Наверное, нелегко приходится устроителям зимнего развлечения, поддерживающим лед в прекрасном состоянии в такую теплую и дождливую погоду.

По Рингу

Поскольку, «обязательная» туристическая программа выполнена в прошлую поездку, то сейчас можно было неспешно гулять, днем разглядывая занимательные архитектурные детали, а вечером, восхищаясь нарядной иллюминацией.

В отличие от праздничных ярмарок, венские парки окунулись в зимнюю спячку. Вот, например, так скромно выглядят знаменитые розы Фольксгартена или скрипичный ключ у памятника Моцарта в Бурггартене.

Хотя некоторые растения путаются во временах года в условиях европейской «недозимы».

Вена в декабре... или Повторение пройденного

В этот раз, во время для прогулок по Рингу, я решила испробовать аудиогид, установленный на смартфон. Нашелся один из маршрутов по тем местам Ринга, где я еще не была. Прогулка начиналась от собора Святого Стефана и шла на северо-восток по улицам и переулкам к Дунайскому каналу, к площади Шведенплац (и одноименному метро). Весь маршрут я пересказывать на буду, но кое-что из увиденного покажу.

Дом Василиска на улице Шёнлатернгассе. Василиск — мифическое существо с головой петуха. Опасен он тем, что своим взглядом превращал любого, кто посмотрит на него в камень. Вот такое чудище поселилось в колодце на Шёнлатернгассе. Хитроумный способ избавиться от страшного василиска нашел ученик пекаря. Он приставил к колодцу…зеркало. Василиск взглянул на себя в зеркало и окаменел. Жители подняли из колодца неопасного теперь каменное изваяние и установили в нише на фасаде дома. Кстати, Шёнлатернгассе означает — переулок «Красивого Фонаря».

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Церковь Св. Рупрехта, Рупрехткирхе — самая древняя венская церковь. Посвящена Святому Руперту Зальцбургскому, покровителю торговцев солью. Храм построили в VIII в. По легенде, храм стоит на месте самой первой катакомбной христианской часовни, располагавшейся на границе римского лагеря Виндобоны.

Дунайский канал Donaukanal, это один из рукавов Дуная, Длина канала — 17 км, он ответвляется от главного русла в районе Нуссдорф и вновь впадает в него в районе Пратершпиц.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Грихенгассе, «Греческий переулок» — узкий средневековый проход. В XVIII в. здесь действительно селились греческие купцы. Со стороны набережной перулок начинается как лестница. Приводит к знаменитому ресторану «Грихенбайсль» на улице Фляйшмаркт.

Старейший венский ресторан «Грихенбайсль» — «Греческий кабачок». Годом основания ресторана «Грихенбайсль» считается 1447-й, когда дом впервые упоминается в официальных документах. На фасаде — бронзовая фигура «Der Liebe Augustin». Тут выступал тот самый уличный певец Августин, который в разгар эпидемии 1679 года, будучи сильно пьяным, попал в «чумную яму», но остался жив-здоров. И после всех своих злоключений продолжал развлекать посетителей таверны песенкой: «Ах, мой милый Августин, все прошло, все прошло…»

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Фляйшмаркт, «мясной рынок» — старинная улица. В Средние века здесь продавали мясо.

Греко-православная церковь на Фляйшмаркт, узорчатое, с золотым декором здание, построили в 1858 г.

Моне, Климт и другие…

Вена — город музеев. Из многообразия возможностей я остановилась на художественных галереях.

Дворцовый комплекс Бельведер строился как летняя резиденция принца Евгения Савойского.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Верхний дворец Бельведера знаменит еще и художественным музеем, где сегодня размещается собрание австрийского искусства, включающее коллекции работ Климта, Шиле и Кокошки. В числе картин основоположника австрийского модерна Густва Климта — всемирно известные картины «Поцелуй» и «Юдифь».

Еще мне понравились картины художников австрийского стиля бидермейера, в частности Вальдмюллера. И заинтересовали «харАктерные головы» Франца Ксавера Мессершмидта , австрийского скульптора XVIII века. Его бюсты с необычной, гротескной мимикой разительно отличаются от классических произведений того времени.

Галерея Альбертина — бывший дворец герцога Альберта Саксонского-Тешенского, входит в комплекс зданий Хофбурга.

Альбертина славится своей коллекцией рисунков, считающейся одной из самых больших и ценных в мире. Собирать рисунки начал Альберт Саксонский. Так как графические произведения требуют особого температурного и светового режима, то в галерее нет постоянной экспозиции рисунков, периодически одна коллекция сменяет другую.

Зато, здесь часто проводятся разнообразные художественные выставки.

С 21.09.2018 по 06.01.2019 в Альбертине в Вене проходила выставка «Плывущий мир» — масштабная ретроспектива работ Клода Моне. Это более 100 шедевров из разных музеев мира. Париж, Лондон, Нью Йорк, Будапешт, Бостон, Оттава, Токио. Около 40 музеев и частных коллекций представили полотна знаменитого импрессиониста для венской выставки. Приятно было встретить картины художника из Пушкинского музея.

Ну, что сказать…Выставка просто потрясающая, эмоции зашкаливают, это не только собрание картин, а полное погружение в творчество великого живописца.

Одновременно в Албертине проходила выставка работ Нико Пиросмани из Национального музея Грузии. Многие картины художника — это бытовые сцены из жизни старой Грузии. Рядом с полотнами размещены исторические фотографии тифлисского фотографа Дмитрия Ермакова, сделанные в Грузии в конце XIX — начале XX века.

«Жил-был художник один…»

Возвращаясь к рисункам — в 2019 году наступает очередь экспонирования работ Альбрехта Дюрера, в том числе и его знаменитого «Полевого зайца». Осенью откроется выставка, куда войдут рисунки из коллекции самого музея, а также приедут экспонаты из французских, американских и британских музеев.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Венский музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum) был построен в 1891 году для размещения в нем обширных коллекций картин императорской семьи.

В картинной галерее экспонируются произведения XV—XVII вв., среди них творения Рафаэля, Тициана, Веласкеса, Рубенса, Рембрандта, Дюрера, Тинторетто.

Своды над парадной лестницей музея украшены росписями, над которыми работал Густав Климт вместе со своим братом Эрнстом и художником Францем Матчем.

В музее имеется крупнейшее собрание картин Питера Брейгеля Старшего. Однако, как раз в это время музей проводил выставку этого художника, приуроченную к 450-летию со дня его смерти, но о билетах туда надо было заботиться заранее…

Опять вернемся к Карлскирхе. В предыдущий визит церковь была закрыта по каким-то техническим причинам.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

А я была наслышана о красоте внутренних интерьеров, о возможности подняться на лифте к самому куполу и вблизи посмотреть на прекрасные росписи.

Автор купольных фресок Иоганн Михаель Роттмайр.

Из окон сверху открывается вид на самый центр Ринга.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

В 2018 в Karlskirche стартовала программа Contemporary Arts, в рамках которой современные художники, ориентируясь на уникальную архитектуру и барокко, будут выставлять свои пространственные композиции. Считается, что такое единение католической церкви и современного искусства позволит по-новому открыть этот уникальный памятник архитектуры.

Именно поэтому внутри храма сейчас размещены эти два огромных зеркальных шара. Это инсталляция аргентинца Томаса Сарацено. Художник пытается материализовать в своем творчестве идею создания летающих или парящих городов, в этом стиле художник работает последние годы.

Фриденсрайх Хундертвассер в Вене

Одним из объектов туристического интереса в Вене является знаменитый жилой дом, построенный по проекту австрийского архитектора и живописца Хундертвассера. Место это популярное, и народу тут всегда много.

Кроме этого дома в Вене есть и другие творения этого экстравагантного художника. Прямо напротив дома 1990–91 гг. построили Hundertwasser Village, большой сувенирный центр, где можно оценить «хундертвассеровский» дизайн внутренних помещений.

Удивительно, но совсем рядом есть еще два творения архитектора, причем туда туристы, как правило, не заглядывают. На расстоянии около полукилометра по улице Weißgerberstraße располагается и Венский дом искусств (Кунстхаус), перестроенный из здания бывшей мебельной фабрики.

А если выйти на берег Дунайского канала, то тут можно увидеть стильный причал Дунайской судоходной компании.

Но не меньше всех этих вышеупомянутых строений вместе взятых меня впечатлил мусоросжигательный завод в районе Шпителау (Müllverbrennungsanlage Spittelau), спроектированный Хундертвассером. Это промышленный объект и произведение искусства в одном лице. Ну, чем не сказочный дворец!..

В золотистом шаре на заводской трубе находятся эффективные фильтры, которые удаляют из дыма всякие вредные примеси.

Эффектное сооружение заметно из самых разных мест города.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Можно считать, что заводское здание является неотъемлемой частью архитектурного облика Вены и даже ее одной из современных визитных карточек.

Добраться до завода легко, ехать на метро до станции Spittelau, поэтому очень рекомендую посмотреть.

Прекрасный источник. Schönbrunn

Побывать еще раз в Шёнбрунне, посмотреть этот великолепный дворцово-парковый ансамбль тоже хотелось, даже несмотря на промозглую декабрьскую погоду. А у меня еще было два замечательных повода, чтобы туда вернуться.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Первое — Apfelstrudelshow «Штрудель-шоу» в кафе «Резиденц» . Именно там кондитеры придворной пекарни Шенбрунна с удовольствием расскажут обо всех секретах приготовления своего фирменного лакомства — Венского яблочного штруделя.

Сеансы «Штрудель-шоу», длительностью 20 минут, проходят ежедневно, каждый час с 11 до16 часов.

Apfelstrudelshow это не обычный кулинарный мастер-класс, а настоящее представление. Сцена — это кухня, где проходит маленький спектакль. А зрительный зал — это столики в кафе. Гостям попутно предлагается продегустировать свежеиспеченный штрудель с чашкой кофе (цена за участие в шоу включает 11,50 € — напиток и штрудель или 6,00 € — небольшой кусочек штруделя).

Первым делом ведущий рассказывает о какие продукты и какая кухонная утварь потребуется, чтобы получился «правильный» штрудель.

Самое удивительное началось, когда на наших глазах маленький комочек теста превратился в тончайший полупрозрачный блин. Пекарь сначала ловко раскатал тесто на крутящемся столике при помощи тяжелой скалки, а потом дополнительно растянул его, подбрасывая руками. И финальный момент, когда уже выложена начинка — paparazzi’s ready? — Слегка приподнимется салфетка, и тесто, будто само, закручиваемся рулетом. Всё, подготовленный штрудель отправляется в печь.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Представление закончено. Зарядившись хорошим настроением, идем в зоопарк.

Зоопарк Шёнбрунн — старейший в мире. Он был основан императором Францем Стефаном супругом Марии Терезии, и открыт для посещения широкой публике в 1779 году. А сегодня это один из самых красивых и современных мировых зоопарков.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Очень хочется отметить разнообразные тематические павильоны зоопарка: от тропиков до Арктики. Есть большой павильон животных Южной Америки. Относительно недавно появился новый павильон «Земля Франца-Иосифа» с белыми медведями, тюленями, моржами. Павильон сконструирован таким образом, что жизнь полярных обитателей видно и на суше, и под водой. На жирафов можно посмотреть не снизу вверх, а, наоборот сверху вниз, со специальной смотровой площадки в парке для жирафов.

Новый дом для орангутангов, аквариум, террариум, серпентарий. Всего не перечислить.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

Немаловажно и то, что когда погода не располагает к прогулкам по открытым вольерам — как раз наш случай, в многочисленных крытых павильонах с животными можно отлично провести время.

Больших панд, которыми славится зоопарк, увидеть не удалось. Возможно, они отдыхали где-нибудь в укромном уголке своего теплого вольера. Панды не принадлежат Венскому зоопарку, они взяты в аренду у Китая. И даже детеныши, которые родились здесь, должны будут вернуться на историческую родину…А, на улице в это время разгуливали их сородичи — малые красные панды.

На поход в зоопарк надо выделять минимум полдня.

Анонс

Были в этой поездке места, о которых хотелось бы рассказать подробнее в других заметках.

Венский лес — это ближайшие окрестности Вены. Это поросшие лесом предгорья Альп, живописные долины с виноградниками, курортные городки.

К северу от центра Вены расположены смотровые площадки в Венском лесу, откуда открываются шикарные виды на город. К этим площадкам, их три: Кобенцль, Каленберг и Леопольдсберг легко добраться самостоятельно общественным транспортом.

Вена в декабре... или Повторение пройденного

В настоящее время в Вене размещаются штаб-квартиры некоторых международных организаций. Венский Международный Центр или, как его еще называют город ООН, расположен на левом берегу Дуная, в Донауштадте.

Я побывала там как частный посетитель, посмотрела ООН-овские здания изнутри, немного узнать, как протекают рабочие будни в этой мировой политической резиденции.