Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была сегодня 18:10
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Древняя сказка — Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

Арени — Армения Январь 2018

Когда имеешь в запасе совсем немного времени, а страна, куда ты прилетела, хоть и территориально небольшая, но пресыщена красотами и историей настолько, что не знаешь, с чего начать, приходится делать выбор… Так у нас было с Арменией.

Запланировав поездку в Татев — самый известный и живописный комплекс страны, который, как Мачу Пикчу в Перу, является главной достопримечательностью страны, мы не смогли ее осуществить. Водитель, с которым заранее договорились, оказался недобросовестным, не захотели рисковать, да и зимний серпантин не внушал доверия… Поэтому дружно оставили самый лакомый кусочек на раннюю осень, когда, уверена, снова вернемся в Армению, ведь ее красот хватит на несколько поездок.

Альтернативой Татеву был выбран Нораванк — уникальный комплекс, находящийся в ущелье из красных скал, на одной из самых высоких точек окружающей местности. О нем мы читали до поездки, и он запомнился именно необычным ландшафтом вокруг — ущелье реки Арпа, причудливые разноцветные скалы и обрывы…

В Нораванк мы отправились после посещения Хор Вирапа и Арарата, о которых подробно было написано в предыдущей статье: Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап. Солнечный день обещал живописнейшую дорогу, но мы даже не представляли, насколько: первые виды гор просто вышли за рамки реальности, сменяясь чаще и чаще.

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

По пути были и уютные горные поселки, расположенные в долинах, пасущиеся стада овец и коров… Типичные и такие красочные страницы из деревенской жизни!

Нораванк находится в 122 км от Еревана, добраться до него можно и на общественном транспорте, и на попутках. Мы на машине ехали часа два, останавливаясь в самых живописных местах на горной дороге. Чем ближе была цель, тем разительнее отличался ландшафт — горы становились более разноцветными и высокими.

Немного не доезжая до Нораванка, у подъезда к ущелью, находится еще одна местная достопримечательность, а именно — знаменитая винодельная деревня Арени, в которой производят одно из лучших вин Армении.

Вдоль дороги расположено множество павильонов с домашними продуктами — сухофруктами, соленьями, медом, вареньем, вином, о котором мы были наслышаны, а в хостеле даже удалось попробовать. Хозяин хостела в Ереване в первый же вечер угостил нас домашним вином, вкуснее которого я не пробовала никогда. Водитель подвез нас к одному из таких павильонов, который уже выглядит, как отдельная достопримечательность — кувшины, местные продукты и атмосфера радушия от хозяйки, которая дала нам все попробовать и выбрать — от вина до орешков и варенья.

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

Цены не то что демократичные, они по курсу просто смешные: 1 литр домашнего вина — 2000 драм (250 руб.), а внушительная баночка вкуснейшего орехового (!) варенья — 2500 драм (ок. 300 руб.). Вино очень разное — ежевичное, смородиновое, клубничное, вишневое, гранатовое… А варенье тоже с местным колоритом — инжирное и ореховое — это хит продаж! И вкуснее их не найти… Ореховое вообще — деликатес для нас: оно делается из зеленых грецких орехов (зеленая скорлупка когда еще), добавляются специи, в результате чего получается пряно-сладкая смесь с целыми, как сливы, орехами. Очень необычно! Инжирное варенье нам давали в хостеле на завтрак, так что с ним были уже немного знакомы: чем-то похоже по цвету и консистенции на абрикосовый джем, но с невероятным вкусом и кусочками инжира!

Помимо экзотики, есть вполне знакомые джемы из ягод и фруктов, сухофрукты во всех вариациях, орехи и вино, которое наливают просто в бутылки, но при желании можно и в такие национальные бутылочки! Они из тыквы, как подарочный вариант, идеально!

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

Есть у них и армянская водка, которую нам предлагал водитель, наверно, узнав, что мы из России)) потому что наши попутчицы-филиппинки усердно изучали сухофрукты, а мы как-то сразу подошли к варенью и вину. Но о водке ничего не скажу, не пробовали.

В Арени, как уже писала, кроме домашних производств, находится и небольшой винный завод, который производит всего 3 вида вина, ограниченными партиями. Ты туда заехали на экскурсию.

Стоит она 1000 драм с человека. Так как у нас было 3 англоговорящих человека, нас спросили про знания языка, мы согласились слушать на английском. В принципе, все было понятно, но все же закралась маленькая толика сожаления, что ориентированность там на иностранцев в большей степени. Конечно, если бы мы не согласились с английским вариантом, нам бы перевели, т. к. знают и русский без проблем, но вот…приоритет… Но справедливости ради скажу, что наблюдали подобное всего пару-тройку раз, в остальном же отношение к нашим туристам более, чем доброжелательное.

Да и стереотипы о Кавказе и горячих мужчинах очень преувеличены! Армяне очень тепло и с уважением относятся к женщине, не важно — жена или просто прохожая. Там царит культ семьи и традиции, где нет места хамству и пошлости тем более. Даже песни у них другие — те, что поют обрусевшие армяне — не о пошлом и гадком, а о возвышенном — душе, красоте и уважении. И это сразу бросается в глаза! Нашим многим представителям сильного пола не мешало бы поучиться этому… Ну, это лирическое отступление.

Винный завод Арени производит 3 вида вина — белое, розовое и красное, все сухие. В экскурсию входит и дегустация. А перед этим — увлекательный рассказ о процессе производства и наглядная демонстрация погреба, хранилищ и цеха.

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

Кроме вин, на 1 этаже есть туристическое кафе, где всем предложили на обратном пути пообедать. В округе ничего альтернативного не наблюдалось, и чтобы не отрываться от интернациональной компании, мы тоже заказали обед. Цены там очень высокие для Армении — от 3 до 5 тыс. драм за обед с человека. В Ереване на эти деньги можно в ресторан сходить. А здесь — вариант общего меню, только основное блюдо отдельно каждому. Мы выбрали долму. В целом неплохо, но мама подруги готовит в разы вкуснее! В общем, туристический коллапс)) Но зато не ждали возвращения в хостел, поели в красивом месте с видом на горы.

Нораванк находится от Арени всего в 7 километрах, путь туда пролегает по горному узкому ущелью, которое даже отдаленно не дает понять, что здесь возможна жизнь. Марсианские пейзажи!

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

Но, петляя по нему, постепенно видишь на вершине храмовый комплекс и понимаешь, что человеческим возможностям вряд ли когда-то найдется предел. Более аскетичного места для монастыря придумать сложно! Да и более живописного — тоже.

Здесь теряется ощущение всего земного, остается только немое созерцание и ощущение… Когда входишь в комплекс, кажется, что время здесь остановилось лет 500 назад, маятник машины времени набирает обороты, и уже теряешься в пространстве, понимая, что здесь нет места понятиям времени года и времени истории. Они здесь просто не нужны.

Своей историей монастырь Нораванк обязан епископу Ованесу, который выбрал это место для своего епископата в 1205 году. Раньше здесь уже существовала старинная церковь, от которой к тому времени остались одни развалины. Название комплекса так и переводится — «Новый монастырь». Каждый, посещающий его, чувствует особую энергетику и благодать этого места, на котором многие века возносились молитвы к Богу.

Ближайшие два столетия с момента основания были периодом процветания и развития. Царская династия Орбелянов, правившая в это время, основала здесь свою резиденцию, сделала монастырь средоточением духовной и культурной жизни, построила здесь склеп своего рода. Храм имел тесные связи со многими учебными заведениями, но в первую очередь с известным университетом и библиотекой Гладзор.

Монастырский комплекс включает в себя сразу несколько строений: церковь Сурб Карапет, Сурб Аставацин и часовню Сурб Григор. Пройдемся по ним по порядку.

Смысловым и территориальным центром комплекса является церковь Сурб Аставацин, или церковь Богоматери, построенная в 1339 году. Именно ее купол виден на подъезде к Нораванку на вершине скал.

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

Это самое оригинальное и роскошное строение комплекса, автором которого считается знаменитый мастер средневековья — Момик.

В церкви находится усыпальница князей Орбелянов, а второй этаж, куда можно подняться по узкой и непростой лестнице, занимает молельня, где в центре висит большой колокол.

Чуть в стороне расположена еще одна церковь — Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя). Это самое древнее строение Нораванка — 1216—1227 гг. постройки. Она много раз страдала от землетрясений и каждый раз восстанавливалась на средства верующих. Церковь внешне выглядит гораздо более аскетично, чем главный храм.

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

К западной стороне церкви в 1261 году был пристроен эффектный притвор, украшенный великолепными хачкарами и несколькими исписанными надгробными плитами в полу. В церкви размещается усыпальница князя Смбата Орбеляна.

Внешнее убранство сосредоточено в основном на западном фасаде, где расположен вход в здание.

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

На нижнем барельефе изображена Дева Мария с младенцем на руках, а в центре композиции — двое святых. Барельеф богато украшен резьбой и орнаментом, что придает ему еще большую пышность и древность одновременно.

Выше расположен горельеф «Бог и Адам», автором которого называют Момика, к нему мы еще ненадолго вернемся. Горельеф — это, по сути, выпуклый барельеф, где изображение выступает более, чем наполовину. «Бог и Адам» является уникальным исполнением образов Бога-Отца, Христа, Адама и пророков. Автор смог мастерски изобразить Бога-Отца во вполне земном обличии — немолодого бородатого мужчины. По обе стороны от него изображены Дева Мария и Евангелист Иоанн, а над троном — пророк Даниил. Правой рукой Бог благословляет распятого Христа, а левой рукой гладит голову Адама, получающего дыхание жизни от Святого Духа в образе голубя.

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

Часовня Сурб Григор примыкает к церкви вплотную и является также усыпальницей.

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

Вокруг церкви расположено немало древних хачкаров, которые привлекают внимание иногда даже больше, чем сами здания.

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

Хачкары (дословно — «каменные кресты») — символ Армении, аналогов которому нет больше нигде в мире. Их изготовление берет начало в IV веке, с момента принятия Арменией христианства. С тех пор хачкары являются традиционным искусством страны, искусством вырезания по камню, превращения бесформенной глыбы в резное кружево.

Хачкары в Армении играют особую роль. Согласно древним устным преданиям, хачкары, посвященные Богоматери, являлись хранителями очагов и покровителями матерей, в то время как хачкары с изображениями Святого Григория придавали силу и смелость воинам, а хачкары с изображениями Спасителя избавляли от боли и различных болезней. Устанавливались они не только, как могильные памятники, но и в честь значимых событий истории или жизни человека.

В центре хачкара обязательно высечен крест, который символизирует Древо жизни, он окружен растительными орнаментами и геометрическими фигурами. Иногда хачкары изображают и сцены исторических и библейских событий — апостолов, правителей.

Нораванк — это одно из самых крупных средоточений хачкаров, некоторые их которых — самые древние и искуссные — приписывают авторству самого Момика. Это один из самых известных художников и скульпторов истории. Его талант заметил один из князей Орбелянов — основателей Нораванка и пригласил к учатсию в создании комплекса.

Имя Момика и его учеников известно по всей Армении и далеко за ее пределами. Нораванк хранит множество его работ, в числе которых хачкары и барельефы комплекса.

Кроме архитектурных красот, Нораванк уникален своим положением — на вершине глубокого ущелья из красного туфа. Обрывы там безумно живописные, а горы — одни из самых красивых в стране!

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

Там не слышны звуки цивилизации, до нее — более 7 километров по горному серпантину, там даже туристы стараются говорить шепотом, чтобы не спугнуть истинных обитателей Нораванка — время и историю, которые позволяют соприкоснуться с ними в полной мере и осознать это.

Возвращаясь в Арени, а потом и в Ереван, мы ничуть не жалели о не сбывшемся Татеве. Нораванк — изумительная альтернатива ему, тем более зимой путь сюда гораздо более безопасен, чем в Татев. К нему, мы уверенны, вернемся летом-осенью.

Но без всяческих сравнений и туристических «Стоит-не стоит ехать» отвечаю: Нораванк обязателен к посещению! При любом маршруте его нужно посетить хотя бы потому, что это одно из самых необычных и живописных мест страны — как по ландшафту, так и по архитектуре, а уж по ощущениям и подавно!

Древняя сказка —  Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

В который раз осаждая в душе бурлящие эмоции и впечатления, мы думали, сможет ли нас еще что-то так же удивить? Вроде уже и горы, и храмы настолько красивые увидели… Но Армения только смеялась в ответ: все самое-самое по-прежнему было впереди!

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия